Решение
Именем Российской Федерации
13 января 2010 г. город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Александровой М.А.,
при секретаре Семеновой К.,
с участием истицы Рудер Л.И,, представителя истицы Ивановой Н.А.,
представителя ответчика Поздняковой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-435/2010 по иску Рудер Л.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Иркутском районе Иркутской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», признании решения Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Иркутском районе Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязании Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Иркутском районе Иркутской области зачесть период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой в Челутаевской средней школе в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, обязании Управление Пенсионного фонда в Иркутском районе Иркутской области назначить пенсию со дня обращения за ней, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Рудер Л.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Иркутском районе Иркутской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», признании решения Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Иркутском районе Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязании Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Иркутском районе Иркутской области зачесть период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой в Челутаевской средней школе в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, обязании Управление Пенсионного фонда в Иркутском районе Иркутской области назначить пенсию со дня обращения за ней, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование исковых требований указала, что в течение 25 лет отработала на педагогических должностях в образовательных учреждениях для детей, в связи с чем имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
За ее назначением она обратилась в УПФР в Иркутском районе Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении пенсии ей отказано. В стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, Пенсионный фонд отказался включить период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 00 месяцев 13 дней) - в должности старшей пионервожатой в Челутаевской средней школе.
С данным решением не согласна. В должности старшей пионервожатой она работала в период действия Закона CССP от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного становлением СМ СССР от 17.12.1959 г. (далее - Положение), которое предусматривало включение в стаж педагогических работников время работы в должности пионервожатой. Постановлением СМ РФ от 22.09.1993 г. № 953 отменено действие Постановления СМ СССР от 17.12.1959 г., но его отменили на будущее время, т.е. с сентября 1993 г. Что же касается прошлого периода, то трудовой стаж должен исчисляться по существующим до 1 октября 1993 г. правилам.
С момента введения в действие постановления СМ РФ от 22.09.1993 г. № 953 педагогические работники знали, что с 1 октября 1993 г. меняются условия назначения пенсии, что после этой даты работа в должности старшей пионервожатой засчитываться в стаж не будет. В связи с чем, каждый имел возможность для себя решить, продолжать работу в должности пионервожатой и уже не требовать включения периода после 1 октября 1993 г. в стаж для назначения пенсии по выслуге лет, либо перейти на педагогическую должность, предусмотренную в Списке. Таким образом, действовавшее до 1 октября 1993 г. Положение 1959 г. было отменено на будущее, т.е. работа в должности пионервожатой, начиная с 1 октября 1993 г., перестала включаться в стаж работы учителей, других педагогических работников.
Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, также не включенный в льготный стаж, истица не оспаривает, т.к., на момент обращения с учетом периода работы в должности пионервожатой у истицы имелся необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии стаж - 25 лет.
В судебном заседании истица Рудер Л.И., представитель истицы Иванова Н.А. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске, настаивали на удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Позднякова Н.И. исковые требования Рудер Л.И. не признала. В возражение указала, что Периоды работы Рудер Л.И. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой не подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ, поскольку должность^/пионервожатой не предусмотрена «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п. 19 ст.27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ» утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002. №781.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004года №2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т. е. действовавшие на 31 декабря 2001 года. К таким нормативным правовым актам, в частности, относилось постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», и постановление Правительства РФ от 22.09.1999года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», регулировавшее пенсионное обеспечение педагогических работников за периоды работы до 29 октября 2002года. т.е до вступления в силу постановления Правительства РФ от 29 октября №781.
Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от
№ (педагоги), не предусматривает должности пионервожатой в числе должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для
детей.
В Правилах, утвержденных названным Постановлением, также отсутствуют какие- либо условия о возможности включении в стаж, дающий право на пенсию по рассматриваемому основанию, периодов работы в должности пионервожатой, периодов работы в должности медицинской сестры в школе, периодов обучения в ВУЗах, периодов выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах.
Ранее действовавшие нормативные правовые акты, регулировавшие сферу пенсионных правоотношений педагогических работников, - Перечень, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, и Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, не упоминают должности пионервожатой. Положения постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 и постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 также не содержали каких-либо условий, при которых вышеуказанные спорные периоды подлежали бы включению в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.
Периоды работы в качестве штатных пионервожатых, обучение в ВУЗе, периоды выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах могли быть включены в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при строго определенном условии, а именно: если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет (пункты 1,2 и 4).
Лица, работавшие в качестве штатных пионервожатых, обучавшиеся в педагогическом институте, работавшие на выборных должностях, и обратившиеся в настоящее время за досрочным назначением трудовой пенсии по старости не рассчитывали и не могут рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретенного в рамках ранее действовавшего постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397.
Оснований для распространения условий, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, применительно к последующим правовым актам (спискам), регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется в связи с утратой действия названного Постановления (1 октября 1993 года).
Данная позиция по существу согласуется с конституционно-правовым смыслом, выявленном в определениях Конституционного Суда Российской Федерации, например, в Определении от 20.11.2008 № 869-0-0, в Определении от 25.12.2008 № Ю56-0-0, согласно которой лица, не имевшие право на зачет соответствующих периодов деятельности в рамках постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, не могут рассчитывать на его включение в указанный стаж.
В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего или специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление стажа производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии, в том числе досрочно назначаемой. Эту позицию подтверждает Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002№320-0. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. На момент отмены Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г.№1397 истица права на пенсию не приобрела.
Следовательно, требование истицы о включении в стаж, дающий право на назначении досрочной пенсии периода работы в должности пионервожатой безосновательно. В связи с чем просила отказать Рудер Л.И. в удовлетворении исковых требований.
Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные по делу письменные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Рудер Л.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Иркутском районе Иркутской области обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Судом установлено, что Рудер Л.И. обратилась в УПФР в Иркутском районе Иркутской области за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением УПФР в Иркутском районе Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении досрочной трудовой пенсии отказано.
В стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не включен период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 00 месяцев 13 дней) - в должности старшей пионервожатой в Челутаевской средней школе.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст.27 Закона РФ №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781
В разделе "Наименование должностей" Списка должность пионервожатой не указана.
Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Вместе с тем согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.
В силу п. 4 данного Положения период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно в своих постановлениях указывал на то, что, принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность финального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренного действующим в этот период законодательством. Конституционный Суд РФ признал недопустимым внесение изменений в условия приобретения права, касающиеся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и, исходя из них, до вступления в силу нового правового регулирования, совершивших юридически значимые действия, что по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права.
Постановлением СМ РФ от 22.09.1993 г. № 953 отменено действие Постановления СМ СССР от 17.12.1959 г., но его отменили на будущее время, т.е. с октября 1993 г. Что же касается прошлого периода, то трудовой стаж должен исчисляться по существующим до 1 октября 1993 г. правилам.
С момента введения в действие постановления СМ РФ от 22.09.1993 г. № 953 педагогические работники знали, что с 1 октября 1993 г. меняются условия назначения пенсии, что после этой даты работа в должности старшей пионервожатой засчитываться в стаж не будет. В связи с чем, каждый имел возможность для себя решить, продолжать работу в должности пионервожатой и уже не требовать включения периода после 1 октября 1993 г. в стаж для назначения пенсии по выслуге лет, либо перейти на педагогическую должность, предусмотренную в Списке. Таким образом, действовавшее до 1 октября 1993 г. Положение 1959 г. было отменено на будущее, т.е. работа в должности пионервожатой, начиная с 1 октября 1993 г., перестала включаться в стаж работы педагогических работников.
В связи с тем, что действовавшее в период работы Рудер Л.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. № 1397, предусматривало включение этого периода работы в стаж, данный период должен подлежать зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Распространение действий нормативных правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц, приобретенных ими в соответствии ранее действовавшим законодательством, противоречит ч. 1 ст.1, ч.ч. 1-2 ст. 19, ч.1ст. 39 и ч.ч. 2 и 3 ст.59 Конституции РФ.
При таких обстоятельствах право на включение периода работы в должности пионервожатой, приобретенное на основании постановления СМ СССР от 17 декабря 1959 года, не может быть аннулировано последующими постановлениями Правительства РФ, в связи с чем должен подлежать включению в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.
Согласно ч.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют иной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, кроме случаев прямо указанных в законе.
В соответствии со ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Таким образом, установлен запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Этот запрет касается прав и свобод, признаваемых Конституцией РФ, международно-правовыми нормами, законами и подзаконными нормативными правовыми актами. Умаление законом прав и свобод в данном контексте может означать необоснованное ограничение их объема или действия по кругу лиц, во времени, сокращений гарантий или усечение механизмов правовой защиты.
Положения статьи 6 (часть 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18,19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в основе пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
На момент обращения Рудер Л.И. с учетом периода работы в должности пионервожатой у нее имелся необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» стаж - 25 лет.
При таких обстоятельствах, у ответчика не имелось оснований для отказа Рудер Л.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Рудер Л.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Иркутском районе Иркутской области - удовлетворить.
Признать право Рудер Л.И. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Иркутском районе Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Рудер Л.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Иркутском районе Иркутской области зачесть период работы Рудер Л.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой в Челутаевской средней школе в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Иркутском районе Иркутской области назначить Рудер Л.И. пенсию со дня обращения за ней, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней с момента изготовления полного текста решения.
Судья М.А. Александрова
Мотивированный текст решения изготовлен 17.01.2011г.
Судья М.А. Александрова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение суда на 17.01.2011 г. не вступило в законную силу
Судья М.А. Александрова
<данные изъяты>
Секретарь с/з