об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 февраля 2010 года г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Мухаметовой С.И., при секретаре Халтаевой Г.П.,

с участием истца Шугаева Д.М.,

представителя истца адвоката Галкиной З.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

представителя третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Грачевой Ю.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1081/2010 по иску Шугаева Д.М. к Администрации г. Иркутска об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма

УСТАНОВИЛ:

Шугаев Д.М. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с исковым заявлением к Администрации г. Иркутска об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение в населенном пункте г. Иркутска, указав, что ранее он проживал в многодетной семье по адресу: <адрес>; <адрес> съемных жилых помещениях. Семья не имела своего жилого помещения на праве найма или праве собственности, поэтому за ним не было закреплено никакого жилого помещения. Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ родители были лишены родительских прав, и он был передан на попечение органам опеки и попечительства. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № он был определен в детское государственное учреждение. С сентября 2003 года по август 2008 года находился на полном государственном обеспечении в областном государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете нуждающихся в получении жилых помещений в едином списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди по единому списку детей сирот - №. В настоящее время обучается в Профессиональном училище № на очной форме обучения, находится на полном государственном обеспечении, зарегистрирован в общежитии данного учебного заведения, в июне 2010 года заканчивается срок его пребывания в государственном учреждении и после окончания обучения жить ему будет негде. В соответствии с Решением Иркутской городской Думы от 05.07.2005 г. № 004-20-1401615 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Иркутске» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15,0 кв.м. общей площади на одного человека. Просит суд обязать администрацию г. Иркутска предоставить ему для проживания благоустроенное жилое помещение в населенном пункте г. Иркутск общей площадью не менее 15 кв.м.

В судебном заседании представитель истца Галкина З.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении.

В судебном заседании истец Шугаев Д.М. указал, что поддерживает иск в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям, настаивал на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Грачева Ю.А., действующая на основании доверенности исковые требования истца поддержала, просит суд вынести решение в пользу Шугаева Д.М., указала, что истец в настоящее время учится в ГОУ НПО Профессиональное училище № г. Иркутска по очной форме обучения на полном государственном обеспечении, проживает в общежитии указанного училища, в июне 2010 заканчивается срок его пребывания в учреждении, какого либо жилого помещения не имеет.

Ответчик- администрация г. Иркутска, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направила, о причинах неявки представителя суду не сообщила, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие ответчика не заявила.

В силу п. 3 ч.2 ст.224 ГПК РФ вынесено определение.

Ответчиком в суд направлено письменное возражение на исковое заявление Шугаева Д.М., из которого следует, что Администрация г. Иркутска исковые требования не признает, считает их незаконными и необоснованными. В обосновании своих возражений ответчик указывает на следующие обстоятельства: В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с подпунктом 24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) в частности относится решение вопросов по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей. Названные положения конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно пункта 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Таким образом, исходя из абзаца второго п. 1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенным положениями закона следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственными полномочием субъекта Российской Федерации и возлагается на органы государственной власти субъекта Российской федерации. Исходя из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 30.11.2000г. №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22.03.1999г. «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области», следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации порядка разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с передачей органам местного самоуправления необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Администрация города Иркутска, в соответствии с п.1 ст.1 Положения об организации и деятельности администрации г. Иркутска, утвержденного решением городской Думы г. Иркутска от 09.06.1997г. №87-9гД(2), является постоянно действующим органом местного самоуправления города Иркутска, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции. В Иркутской области, закон, наделяющий органы местного самоуправления города Иркутска государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отсутствует. Кроме того, в настоящее время действует Областная государственная социальная программа «Дети-сироты» на 2008-2010годы, утвержденная постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 24.10.2007г. № 35/13/4-СЗ. Государственным заказчиком и ответственным исполнителем программы является Министерство образования Иркутской области. Финансирование программы осуществляется также за счет средств областного бюджета в соответствии с законами об областном бюджете на очередной финансовый год. Кроме того, определение Конституционного суда РФ от 05.02.2009г. №250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором Конституционный Суд РФ разъяснил, что абзацем вторым пункта 1 статьи 8 федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях все видов профессионального образовании, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом РФ в указанном определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. В соответствии со ст. 79 федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации», решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Кроме того, в соответствии со ст. 82 федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную федеральным законом. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований Шугаеву Д.М. к администрации г. Иркутска о предоставлении жилого помещения в полном объеме.

Заслушав объяснения истца, представителя истца, представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

Статьей 40 Конституции РФ закреплено право гражданина на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Согласно п.1 ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

Из п.2 указанной статьи следует, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

Пунктом 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв.м. на одного человека согласно ст. 1 решения Думы г. Иркутска от 05 июля 2005 г. № 004-20-140161/5 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Иркутске».

На основании п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, по данных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Судом установлено, что истец Шугаев Д.М. уроженец г. Иркутска, родился - ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о рождении №, в качестве родителей указаны: мать - Шугаева Т.Н., отец - Шугаев М.Г., что подтверждается свидетельством о рождении 1-СТ № выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом управления ЗАГС ИО по Правобережному АО МО г. Иркутска.

Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ родители истца- Шугаева Т.Н., Шугаев М.Г. лишены родительских прав в отношении детей, в том числе в отношении Шугаева Д.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается представленной в материалы дела копией решения.

На основании Распоряжения мэра г. Иркутска от 26.12.2002 года №303-02-1445/2 «Об определении в детское государственное учреждение», Шугаев М.Г. был определен в детский дом. Отделу опеки и попечительства было поручено проверить возможность закрепления права пользования жилым помещениями по адресам: <адрес>, за несовершеннолетними Шугаевой Д.М., Шугаевым Д.М., Шугаевой Е.А., Шугаевой Н.А..

Отделом опеки и попечительства по управлению Правобережным округом администрации г. Иркутска проведена проверка о возможности закрепления права пользования жилыми помещениями по адресу: <адрес>, за несовершеннолетними: Шугаевым Д.М., Шугаевой Д.М., Шугаевой Е.А., Шугаевой Н.А., в результате которой установлено, что закрепление вышеуказанных домовладений за несовершеннолетними невозможно.

Судом установлено, что Шугаев Д.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обучался и воспитывался в ОГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, в настоящее время Шугаев Д.М. обучается на втором курсе по очной форме в ГОУ НПО Профессиональном училище № г. Иркутска с ДД.ММ.ГГГГ, срок окончания обучения до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справками от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ за № представленными в материалы дела.

На основании Распоряжения мэра г. Иркутска от 22.04.2005г. № 031-10-438/5 «О делегировании полномочий» Администрацией г. Иркутска сформирован единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на льготных основаниях по дате постановки на учет в соответствующих комитетах по управлению округами.

Судом установлено, что Шугаев Д.М. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях по дате подачи заявления о постановке на учет с ДД.ММ.ГГГГ.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в указанном списке Шугаев Д.М. зарегистрирован под №.

Из представленного на судебный запрос ответа из УФРС по Иркутской области О от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что у Шугаева Д.М. отсутствуют объекты недвижимого имущества.

Таким образом, исследованные в судебном заседании доказательства подтверждают статус Шугаева Д.М. как лица, оставшегося без попечения родителей, не имеющего закрепленного за ним жилого помещения. Истец поставлен на учет как лицо, нуждающееся в получении жилого помещения по списку детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Руководствуясь вышеизложенными нормами материального права, суд полагает, что истец имеет бесспорное право на внеочередное получение от органа местного самоуправления благоустроенного жилого помещения площадью не ниже установленных норм.

Решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, и предоставления жилых помещений действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления. Жилищным законодательством РФ, а также специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, обязанность по представлению детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина.

Не может являться основанием для отказа в иске Шугаеву Д.М. - отсутствие финансирования муниципального образования г. Иркутска средствами из федерального бюджета для реализации соответствующих положений закона. Разрешение требования о предоставлении жилой площади указанными выше нормативными актами не ставится в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения.

Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования Шугаева Д.М. к Администрации г. Иркутска об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Шугаева Д.М. к Администрации г. Иркутска об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Иркутска предоставить Шугаеву Д.М. жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, находящееся в черте г. Иркутска, общей площадью не менее 15 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья С.И.Мухаметова

Решение суда в окончательной форме принято 17.02.2010 г.

Судья С.И.Мухаметова