РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02.03.2011г. г.Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре судебного заседания Абрамовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-925/11 по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Иркутска в интересах Харитоновой Ю.А. к Администрации г. Иркутска об обязании предоставить Харитоновой Ю.А. во внеочередном порядке жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Иркутска обратился в суд в интересах Харитоновой Ю.А., требуя признать незаконными действия администрации г. Иркутска по закреплению за Харитоновой Ю.А. жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>15, обязать администрацию г. Иркутска предоставить Харитоновой Ю.А. жилое помещение, предназначенное для постоянного проживания, площадью не менее 33 кв.м.
В обоснование исковых требований указал, что в прокуратуру Ленинского района г. Иркутска обратилась Харитонова Ю.А. с заявлением о нарушении ее жилищных прав. В ходе проверки было установлено, что Харитонова Ю.А. ранее относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Свердловского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ мать - Харитонова Е.А. была лишена родительских прав. Решением комитета по управлению Свердловским округом г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ № Харитонова Ю.А. была определена в государственное детское учреждение. Распоряжением комитета по управлению Ленинским округом г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ за № за ней сохранялось жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ Харитонова Ю.А. находилась на полном государственном обеспечении в ОГОУ НПО ПУ №, откуда выбыла в связи обучением в ПУ № <адрес>. По окончании обучения в ПУ № Харитонова Ю.А. попыталась вселиться в жилое помещение, которое было закреплено за ней распоряжением №, однако узнала, что ДД.ММ.ГГГГ квартира была передана Администрацией г. Иркутска К.А.А., Д.Г.А., а распоряжение о закреплении за ней жилого помещения отменено. В ходе проведения проверки было установлено, что согласно ордера № серии АБ <адрес> была предоставлена Д.Г.А., в ордер в качестве членов семьи были включены Х.А.Е. (муж), Х.О.А. (сын), Харитонова Е.А. (дочь), Д.А. (сын), Д.С.Г. (сын). ДД.ММ.ГГГГ за № на основании распоряжения Комитета по управлению Ленинским округом г. Иркутска было отменено закрепление жилой площади, находящейся по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ решением Ленинского районного суда г. Иркутска по иску Д.Г.А. к Д.С.Г., Харитоновой Е.А. был расторгнут с Харитоновой Е.А. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению Ленинским округом г. Иркутска спорное жилое помещение было передано К.А.А., Д.Г.А. по 1/2 доли собственности. Управлением Федеральной регистрационной службой данный договор был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, в ходе проведения проверки было установлено, что Комитетом по управлению Ленинским округом г. Иркутска незаконно и не обоснованно было закреплено за Харитоновой Ю.А. спорное жилое помещение, так как на момент закрепления ДД.ММ.ГГГГ Комитет не являлся собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение было передано в собственность К.А.А., Д.Г.А., соответственно органами опеки и попечительства, которые в 2004г. входили в состав исполнительного комитета Ленинского районного совета народных депутатов, не были предприняты своевременные меры к постановке Харитоновой Ю.А. на очередь для получения жилого помещения как ребенка сироты, оставшегося без попечения родителей. В настоящее время Харитонова Ю.А. не имеет, какого либо жилого помещения, временно проживает у родственников.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечено Правительство Иркутской области.
В судебном заседании заместитель прокурора Ленинского района г. Иркутска Мальханова Е.В. представила суду заявление прокурора Ленского района г. Иркутска об отказе от исковых требований о признании незаконными действия администрации г. Иркутска по закреплению за Харитоновой Ю.А. жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>15., при этом исковые требования об обязании администрации г. Иркутска предоставить во внеочередном порядке Харитоновой Ю.А. жилое помещение, предназначенное для постоянного проживания, площадью не менее 33 кв.м. поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что в настоящее время Харитонова Ю.А. администрацией г. Иркутска включена в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилья.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ настоящее дело прекращено в части исковых требований прокурора о признании незаконными действия администрации г. Иркутска по закреплению за Харитоновой Ю.А. жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>15.
В судебном заседании Харитонова Ю.А. просила суд обязать администрацию г. Иркутска предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение, предназначенное для постоянного проживания, площадью не менее 33 кв.м.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Иркутска по доверенности- Шевкунова Т.А. исковые требования прокурора не признала, считала их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, не оспаривая право истицы на предоставление жилого помещения по указанным ею основаниям, суду пояснила, что жилое помещение будет предоставлено Харитоновой Ю.А. после получения на эти цели субвенций из бюджета Иркутской области.
Правительство Иркутской области, уведомленное о дате, времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание своих представителей не направило, просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), вступившим в силу с 01.03.2005г.,специальным законом - ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (далее по тексту ФЗ РФ № 159-ФЗ), законами Иркутской области.
В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 01.03.2005г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Из п.2 указанной статьи следует, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно п. 6 ч.1 ст. 14, ч. 2 ст.50 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, является вопросом местного значения поселения, для решения которого в собственности поселения может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.
В силу п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьей 2 Закона Иркутской области № 50-ОЗ от 22.06.2010г. «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» предусмотрено обеспечение детей-сирот, проживающих на территории области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с настоящим законом.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта на основании решений уполномоченного органа. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра (части 5,10, 11 статьи 4 Закона Иркутской области № 50-ОЗ).В соответствии со ст. 3 Закона Иркутской области № 50-ОЗ учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в соответствии с законом Иркутской области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Судом установлено, что решением Свердловского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ Харитонова Е.А. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Харитоновой Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Распоряжением заместителя мэра г. Иркутска, председателем комитета по управлению Свердловским округом от ДД.ММ.ГГГГ № Харитонова Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. определена в государственное детское учреждение.
Распоряжением комитета по управлению Ленинским округом г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ за № за Харитоновой Ю.А. сохранялось жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ Харитонова Ю.А. находилась на полном государственном обеспечении в ОГОУ НПО ПУ №, откуда выбыла в связи обучением в ПУ № <адрес>.
Распоряжением Комитета по управлению Ленинским округом г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ за № закрепление жилой площади, находящейся по адресу <адрес> за Харитоновой Ю.А. - отменено.
Представленные суду документы подтверждают статус Харитоновой Ю.А., как лица, оставшегося без попечения родителей.
Данные обстоятельства ответчиком не оспорены, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, не доверять которым, у суда оснований нет.
С учетом изложенных положений ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ЖК РФ Харитонова Ю.А.., как лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм.
Согласно письма Отдела учета и распределения жилья департамента правовой и кадровой работы Администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ истица Харитонова Ю.А. включена в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в г.Иркутске, номер очереди -1337.
Из представленных в ответ на судебный запрос Уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №, а также справки МУП БТИ г.Иркутска следует, что сведений о зарегистрированных правах Харитоновой Ю.А. на объекты недвижимого имущества не имеется.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» №52-ОЗ от 29.06.2010г. органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории Иркутской области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.
В перечень муниципальных образований Иркутской области, наделяемых государственными полномочиями в соответствии с Законом Иркутской области № 52-оз, включен, в том числе, город Иркутск.
Таким образом, осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам осуществляется органами местного самоуправления.
Финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в силу ст. 6 Закона Иркутской области № 52-ОЗ осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Иркутской области. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством.
Частью 1 ст. 4 Закона Иркутской области «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» от 22.06.2010г. № 50-ОЗ предусмотрено, что в соответствии с настоящим Законом детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ч. 2 названной статьи жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В иных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по достижении ими восемнадцати лет либо приобретении ими в установленном порядке полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона Иркутской области «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта.
С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом жилые помещения в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт.
Частью 12 ст. 4 Закона предусмотрено, что жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения.
В судебном заседании право Харитоновой Ю.А. на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке ответчиком не оспаривается.
Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования прокурора к администрации г. Иркутска подлежащими удовлетворению.
При этом оснований для удовлетворения требований к Правительству Иркутской области не имеется, поскольку вышеуказанным законодательством предусмотрено, что осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется органами местного самоуправления.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Иркутска в интересах Харитоновой Ю.А. к Администрации г. Иркутска об обязании предоставить Харитоновой Ю.А. во внеочередном порядке жилое помещение - удовлетворить.
Обязать Администрацию г.Иркутска предоставить Харитоновой Ю.А. жилое помещение во внеочередном порядке в черте г.Иркутска, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, благоустроенное применительно к черте г.Иркутска, площадью не менее 33 кв.м., с учетом требований ст. 4 п.11 абз.2 Закона Иркутской области от 22.06.2010г. № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области.» и положений ст. ст. 6 Закона Иркутской области № 52-ОЗ.
В удовлетворении требований к Правительству Иркутской области -отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья Е.Л.Коржинек
Мотивированный текст решения изготовлен 09.03.2011г. Судья:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение на 09.03.2011г. в законную силу не вступило
Судья Е.Л. Коржинек
<данные изъяты>
<данные изъяты>