РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 марта 2011 года
Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Абрамовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1083/2011 по иску Приймак А.Н. к Администрации г. Иркутска об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке,
У С Т А Н О В И Л:
Приймак А.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г.Иркутска, требуя обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение площадью не менее установленных социальных норм по договору социального найма.
В обоснование исковых требований указал, что в шесть лет остался без попечения родителей. Его мать отказалась забрать ребенка из роддома в связи с тем, что он родился с признаками наследственной патологии, отец в свидетельстве о рождении не значится. Решением Исполнительного комитета Куйбышевского района Совета народных депутатов Иркутской области № от ДД.ММ.ГГГГ он определен в детское учреждение без закрепления за ним жилого помещения и направлен в Усть-Удинскую областную специализированную общеобразовательную государственную школу-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где находился на полном государственном обеспечении до окончания образовательного учреждения. В 2000 г. он с отличием закончил школу-интернат и продолжил обучение в ГОУ НПО профессиональное училище № <адрес> по профессии мастер столярно-плотницких работ, которое успешно окончил и имеет положительные характеристики. В период пребывания в детском учреждении он с 2002г. включен в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения в г. Иркутске, номер очереди - №. Согласно ответа Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его номер очереди в едином списке - №, в соответствии с ответом Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ его номер очереди - №. На протяжении восьми лет производится его перерегистрация в списках, но до настоящего времени он не обеспечен жильем и проживает в общежитии.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Правительство Иркутской области.
Истец Приймак А.Н., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца по доверенности Мисюркеева И.А. в судебном заседании исковые требования Приймак А.Н. поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд удовлетворить их.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Иркутска по доверенности- Шевкунова Т.А. исковые требования Приймак А.Н. не признала, считала их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, не оспаривая право истца на предоставление жилого помещения по указанным им основаниям, суду пояснила, что жилое помещение будет предоставлено истцу после получения на эти цели субвенций из бюджета Иркутской области.
Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), вступившим в силу с 01.03.2005г., и специальным законом - ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (далее по тексту ФЗ РФ № 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Согласно п. 6 ч.1 ст. 14, ч. 2 ст.50 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, является вопросом местного значения поселения, для решения которого в собственности поселения может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.
Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 01.03.2005г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Из п.2 указанной статьи следует, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В силу п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьей 2 Закона Иркутской области № 50-оз от 22.06.2010г. « О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» предусмотрено обеспечение детей-сирот, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета, в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта на основании решений уполномоченного органа. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра (части 5,10, 11 статьи 4 Закона Иркутской области № 50-оз).
В соответствии со ст. 3 Закона Иркутской области № 50-оз учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в соответствии с законом Иркутской области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно представленного в материалы дела свидетельства о рождении, матерью Приймак А.Н., ДД.ММ.ГГГГг.р. является Приймак Л.Н., сведения об отце не указаны.
В соответствии с выпиской из истории развития ребенка, мать Приймак А.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. отказалась от ребенка в роддоме, в связи с наследственной патологией новорожденного.
Согласно выписке из решения Исполнительного комитета Куйбышевского районного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Приймак А.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. по достижению трехлетнего возраста переведен в дом ребенка №.
В соответствии с путевкой № Приймак А.Н. направлен в детский дом <адрес>, на основании путевки, выданной Главный Управлением народного образования облисполкома от июня 1991г. Приймак А.Н.., ДД.ММ.ГГГГ г.р. направлен в <адрес>.
Представленные суду документы подтверждают статус Приймак А.Н. как лица, оставшегося без попечения родителей.
Данные обстоятельства ответчиком не оспорены, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, не доверять которым, у суда оснований нет.
С учетом изложенных положений ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ЖК РФ Приймак А.Н., как лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм.
Согласно справке, предоставленной по запросу суда Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства г. Иркутска №, право пользования жилым помещением в г. Иркутске за Приймак А.Н., ДД.ММ.ГГГГг.р. не закреплялось.
Как следует из ответа аппарата Управления правовой и кадровой работы отдела учета и предоставления жилья Администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № истец Приймак А.Н. включен в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в г.Иркутске, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди - 261.
В соответствии с ответом на запрос Департамента правовой и кадровой работы отдела учета и предоставления жилья Администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ номер очереди Приймак А.Н. в едином списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья в г. Иркутске - 239.
Из представленных в ответ на судебный запрос Уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, а также справки МУП БТИ г.Иркутска следует, что сведений о зарегистрированных правах Приймак А.Н. на объекты недвижимого имущества не имеется.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» № 52-ОЗ от 29.06.2010г. органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории Иркутской области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.
В перечень муниципальных образований Иркутской области, наделяемых государственными полномочиями в соответствии с Законом Иркутской области № 52-оз, включен, в том числе, город Иркутск.
Таким образом, осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется органами местного самоуправления.
Финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в силу ст. 6 Закона Иркутской области № 52-оз осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Иркутской области. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством.
Частью 1 ст. 4 Закона Иркутской области «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» от 22.06.2010г. № 50-ОЗ предусмотрено, что в соответствии с настоящим Законом детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ч. 2 названной статьи жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В иных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по достижении ими восемнадцати лет либо приобретении ими в установленном порядке полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона Иркутской области «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта.
С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом жилые помещения в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт.
Частью 12 ст. 4 Закона предусмотрено, что жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения.
В судебном заседании право истицы на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке ответчиком не оспаривалось.
Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования Приймак А.Н. к Администрации г.Иркутска подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Приймак А.Н. к Администрации г.Иркутска об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке - удовлетворить.
Обязать Администрацию г.Иркутска предоставить Приймак А.Н. жилое помещение во внеочередном порядке в черте г.Иркутска, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, благоустроенное, площадью не менее 33 кв.м., с учетом требований ст. 4 п.11 абз.2 Закона Иркутской области от 22.06.2010г. № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» и требований ст. 6 Закона Иркутской области № 52-оз.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья
Мотивированный текст решения изготовлен 09.03.2011г.
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 марта 2011 года
Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Абрамовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1083/2011 по иску Приймак А.Н. к Администрации г. Иркутска об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке,
руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Приймак А.Н. к Администрации г.Иркутска об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке - удовлетворить.
Обязать Администрацию г.Иркутска предоставить Приймак А.Н. жилое помещение во внеочередном порядке в черте г.Иркутска, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, благоустроенное, площадью не менее 33 кв.м., с учетом требований ст. 4 п.11 абз.2 Закона Иркутской области от 22.06.2010г. № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» и требований ст. 6 Закона Иркутской области № 52-оз.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья