РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2011 года г. Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Левошко А.Н., при секретаре судебного заседания Абдуллиной Ю.Р.,
с участием истца Лунюшкина В.Б., представителя истца по доверенности Дмитриевой Н.В., представителя ответчика по доверенности Пушкарева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-142/2011 по исковому заявлению Лунюшкина В.Б. к Управлению Федеральной службы безопасности по Иркутской области об обязании произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскании недоплаченной пенсии с учетом индексации,
УСТАНОВИЛ:
Лунюшкин В.Б. обратился в суд с иском (уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ) к Управлению Федеральной службы безопасности по Иркутской области (Далее - Управление, УФСБ России по Иркутской области) об обязании произвести перерасчет назначенной пенсии согласно приказа ФСБ России № 411 от 27.07.2000г. и ФПС России № 296 от 27.07.2000г. - в размере 30% к окладу по последней штатной должности, согласно приказа ФСБ России № 369 от 12.07.2007г. - в размере 45% к штатному окладу по последней должности, взыскании недоплаченной в период с августа 2000 года по август 2006 года пенсии с учетом индексации в общей сумме 205 328,16 рублей.
В обоснование исковых требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ уволен со службы с должности «командир отдельного смешанного авиационного полка» ПВ КГБ СССР в воинском звании «подполковник» с квалификацией «военный летчик 1-го класса». Квалификация «Военный летчик 1-го класса» ему была присвоена на основании приказа МО СССР № от ДД.ММ.ГГГГ
В августе 2007 года в пенсионном отделе УФСБ по Иркутской области истцу было предложено подать заявление о перерасчете пенсии с учетом «классной квалификации». Перерасчет был сделан и пенсию с учетом надбавки «за 1-й класс» он впервые стал получать с даты подачи заявления.
Обратившись на официальный Интернет-сайт ФСБ РФ истец, узнал, что право на пенсию с надбавкой «за класс» существует с 29.05.2000г. - согласно приказов: ФСБ России № 411 от 27 июля 2000 года и ФПС России № 296 от 27 июля 2000 года - в объеме 30 % к окладу по последней штатной должности, но до августа 2007 года истец правом на эту надбавку по причине отсутствия информации воспользоваться не мог, так как письменно его никто не уведомлял.
Согласно приказу ФСБ России от 12 июля 2007 года № 369 - надбавка на пенсию «за класс» увеличилась в размере 45% к штатному окладу по последней должности. Об этом также Лунюшкин В.Б. не был поставлен в известность.
Согласно приказа Минобороны РФ, МВД РФ, МЧС РФ ФСБ РФ и Федеральной таможенной службы от 12 июля 2007 года №228/627/386/369/855 «О мерах по совершенствованию работы по определению квалификации летного состава государственной авиации»:
Заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, имеющих государственную авиацию, начальникам (руководителям служб Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам региональных (территориальных) управлений (Центров), начальникам главных и центральных (управлений, департаментов) федеральных органов исполнительной власти, командующим объединениями, командирам соединений, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, командирам воинских частей, начальникам (руководителям) организаций, военным комиссарам обеспечить:
д) перерасчет на основании заявлений, поданных в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение по месту жительства, с представлением сведений о присвоении соответствующей квалификационной категории (классной квалификации, классности) (выписки из приказа соответствующего командира (начальника), личного дела или летной книжки), заверенных в установленном порядке, ранее назначенных пенсий гражданам (членам их семей), уволенным с военной и иной государственной службы и занимавшим ранее:
воинские (штатные) должности летного состава и имеющим право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения окладов по эти должностям за присвоенную в установленном порядке соответствующую квалификационную категорию (классную квалификацию, классность);
должности офицеров, относящихся к должностям бортовых инженеров и бортовых техников, и имеющим право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения окладов по этим должностям за соответствующую классность, присвоенную в порядке, установленном для летчиков и штурманов.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением на имя начальника Управления генерал-майора С.Г. Старицина, с просьбой принять решение - о перерасчете и выплате возникшей разницы в пенсии за период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в объеме 30 % к штатному окладу по последней должности; с ДД.ММ.ГГГГ по август 2007г. - в объеме 45 % к штатному окладу по последней должности, на что ДД.ММ.ГГГГ истец получил письменный ответ, что перерасчет пенсии, с учетом увеличенного оклада летному составу за присвоенную квалификационную категорию (классную квалификацию) «военный летчик 1 класса» будет произведен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - на 30 процентов, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - на 45 процентов.
Так как пересчет пенсии истцу произвели не с момента возникновения права, т.е. не с ДД.ММ.ГГГГ, а фактически с момента подачи заявления, то ДД.ММ.ГГГГ истцу снова пришлось обратиться в Управление ФСБ по Иркутской области с требованием произвести перерасчет и выплату пенсии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ На что ДД.ММ.ГГГГ он получил отказ, который содержал ответ, что до ДД.ММ.ГГГГ Управление документами о присвоении соответствующей категории (классной квалификации) не располагало с учетом того, что на пенсию истец вышел в декабре 1988 года.
Лунюшкин В.Б. считал, что ответственность за упущение по реализации приказов ФСБ России №411 от 27.07.2000г. и постановления Правительства РФ от 23.05.2000г. №396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации», «Порядка организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности» по Приказу ФСБ от 1 мая 2003года №302, а также исполнение законов РФ: от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...», от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» полностью лежит на Управлении ФСБ по Иркутской области.
Согласно ст.22 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001г.: п.1. «Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина. При этом обращение за назначением пенсии, перерасчетом ее размера и переводом с одного вида пенсии на другой может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера или перевод с одного вида пенсии на другой без ограничения каким-либо сроком...»
Согласно ч.1 ст. 359 ГК РФ: «За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части».
На основании вышеизложенного и руководствуясь приказом ФСБ России от 12 июля 2007 года № 369, приказом Минобороны РФ, МВД РФ, МЧС РФ ФСБ РФ и Федеральной таможенной службы от 12 июля 2007 года №228/627/386/369/855 «О мерах по совершенствованию работы по определению квалификации летного состава государственной авиации», приказом ФСБ России №411 от 27.07.2000г., «Порядком организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности» по Приказу ФСБ от 1 мая 2003года №302, а также исполнение законов РФ: от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ч.1 ст. 359 ГК РФ, Лунюшкин В.Б. просил суд обязать произвести перерасчет назначенной пенсии согласно приказа ФСБ России № 411 от 27.07.2000г. и ФПС России № 296 от 27.07.2000г. - в размере 30% к окладу по последней штатной должности, согласно приказа ФСБ России № 369 от 12.07.2007г. - в размере 45% к штатному окладу по последней должности, взыскании недоплаченной пенсии с учетом индексации в общей сумме 205 328,16 рублей
На основании изложенного Лунюшкин В.Б. считал уточненные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании истец Лунюшкин В.Б., представитель истца по доверенности Дмитриева Н.В. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме и по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика по доверенности Пушкарев А.С. уточненные исковые требования не признал, считал их незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Требования истца фактически являются жалобой на действия (решения) государственного органа, и должны быть рассмотрены судом по правилам гражданского судопроизводства предусмотренным главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ с учетом особенностей, установленных Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». При этом, пунктом 1 статьи 5 того же Закона, установлены сроки обращения в суд с жалобой, в частности: «три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав; один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ».
С заявлением о перерасчете и выплате пенсии в связи с повышением должностного оклада за квалификацию «Военный летчик 1 класса» за периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 30% от должностного оклада; с ДД.ММ.ГГГГ по август 2007г. в размере 45 % от должностного оклада, в адрес Управления ФСБ России по Иркутской области (наименование Управления на день обращения) истец обратился ДД.ММ.ГГГГ Указанное обращение поступило в адрес Управления ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировано за № Л-113. Ответ на данное обращение датирован ДД.ММ.ГГГГ за № Л-113. Принимая во внимание, что о решении Управления, о перерасчете и выплате пенсии в связи с повышением должностного оклада за квалификацию «Военный летчик 1 класса» за периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 30% от должностного оклада; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 45 % от должностного оклада, Лунюшкину В.Б. стало известно в июле 2008 года, представитель ответчика полагал, что истцом пропущен срок трехмесячный срок для обращения в суд с соответствующей жалобой.
При этом первоначально Лунюшкин В.Б обратился в адрес Управления с заявлением о перерасчете пенсии по тем же основаниям ДД.ММ.ГГГГ
В качестве оснований своих исковых требований Истец ссылается на положения подпункта 2 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон о пенсионном обеспечении) в соответствии с которым: «Обращение за назначением пенсии, перерасчетом ее размера и переводом с одного вида пенсии на другой может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера или перевод с одного вида пенсии на другой без ограничения каким-либо сроком». Однако, данная норма права в регулировании правоотношений, связанных с пенсионным обеспечением истца применению не подлежит, поскольку пунктом 1 статьи 22 того же Федерального закона предусмотрено: «Пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих).
В соответствии со статьей 55 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих: «При наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии».
Руководствуясь приведенной нормой права, Управление произвело перерасчет пенсии с учетом повышения должностного оклада за 12 месяцев, предшествующих дню первого обращения (ДД.ММ.ГГГГ) Истца в адрес Управления, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование исковых требований, Лунюшкин В.Б. ссылается на действовавший в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ совместный приказ Минобороны РФ, МВД РФ, МЧС РФ, ГТК РФ, ФСБ РФ и ФПС РФ от 27 июля 2000г. N 394/805/401/637/411/296 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации».
Абзацем 7 пункта 2 указанного приказа предусмотрено: «Гражданам, уволенным с военной и иной государственной службы и имеющим право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения летному составу окладов за присвоенные квалификационные категории, перерасчеты ранее назначенных пенсий осуществляются на основании их заявлений в военные комиссариаты по месту жительства и при представлении данных о присвоении соответствующей квалификации, заверенных в установленном порядке (выписка из приказа, личного дела или летной книжки).
Аналогичная норма содержится и в действующем в настоящее время совместном приказе Минобороны РФ, МВД РФ, МЧС РФ, ФСБ РФ и Федеральной таможенной службы от 12 июля 2007г. N288/627/386/369/855 «О мерах по совершенствованию работы по определению квалификации летного состава государственной авиации» (далее - Приказ от 12.07.2007г. N 369).
Абзацем «д» пункта 1 указанного приказа предусмотрено: «перерасчет на основании заявлений, поданных в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение по месту жительства, с представлением сведений о присвоении соответствующей квалификационной категории (классной квалификации, классности) (выписки из приказа соответствующего командира (начальника), личного дела или летной книжки), заверенных в установленном порядке, ранее назначенных пенсий гражданам (членам их семей), уволенным с военной и иной государственной службы и занимавшим ранее...».
Кроме того, в исковом заявлении Лунюшкин В.Б. ссылается на требования пункта 50 Порядка организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности (утвержден приказом ФСБ РФ от 01 мая 2003г. N 302) в соответствии с которым: «При перерасчете пенсий по основаниям, предусмотренным вновь принятыми федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пенсионные подразделения принимают меры по выявлению пенсионеров, имеющих право на повышение пенсии».
По смыслу приведенного пункта, меры по выявлению пенсионеров, имеющих право на повышение пенсии принимаются при перерасчете пенсии, т.е. при наличии соответствующих правовых оснований.
Касаемо предмета рассматриваемого дела, основаниями для перерасчета пенсии истцу, в соответствии с требованиями Приказа от 27.07.2000г. N 411 и Приказа от 12.07.2007г. N 369, являются заявление гражданина уволенного с военной службы и документ, подтверждающий присвоение квалификационной категории (выписка из приказа соответствующего командира (начальника), личное дело или летная книжка).
Лунюшкин В.Б. уволен в запас Вооруженных сил СССР, однако на пенсионном обеспечении состоит в Управлении ФСБ России по Иркутской области, где и хранится его пенсионное дело. Личное дело Лунюшкина В.Б. в Управлении не хранится. При этом, приказы (выписки из приказов) соответствующего командира о присвоении квалификационных категорий в пенсионном деле истца отсутствуют. Копия летной книжки истца была представлена и определена в пенсионное дело одновременно с его заявлением от ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая данное обстоятельство, Управление ФСБ России по Иркутской области не могло располагать информацией о том, что истцу присвоена классная квалификация - военный летчик первого класса до момента обращения Лунюшкина В.Б. в адрес Управления. Принимая во внимания указанные обстоятельства, Управление ФСБ России по Иркутской области не располагало правовыми основаниями для перерасчета пенсии Лунюшкину В.Б. в связи с чем, перерасчет пенсии не производился.
Учитывая изложенное, исковые требования Лунюшкина В.Б. о перерасчете и взыскании невыплаченной суммы пенсии с учетом ставки рефинансирования, противоречат законодательству Российской Федерации и удовлетворению не подлежат.
Выслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах гражданского дела письменные доказательства в совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» регулируются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, в том числе лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (п.«а» ст.1).
В соответствии с п.«в» ст.11 указанного Закона пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск, органов внешней разведки, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, федерального органа специальной связи и информации, из Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также их семей.
Статьей 50 указанного Закона установлено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службой безопасности Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Из ст.55 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 следует, что перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится:
а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения;
б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Приказом Министра обороны Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Федерации, Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 27 июля 2000 г. N 394/805/401/637/411/296 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» приказано:
Заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, главнокомандующему внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации, командующим войсками округов, флотами, начальникам региональных управлений, командующим (начальникам) родами войск (управлений, департаментов, пограничных групп), объединениями, командирам соединений, воинских частей, начальникам организаций, военным комиссарам обеспечить выполнение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 396 и условия для проведения работы по определению квалификации летного состава государственной авиации (п.1).
Военнослужащим и работникам (сотрудникам), проходящим военную и иную государственную службу по контракту на должностях летного состава и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории, оклады по воинской (занимаемой, штатной) должности выплачивать с увеличением в следующих размерах:
б) летчик (штурман) первого класса, летчик (штурман) - инструктор первого класса - на 30 процентов.
Гражданам, уволенным с военной и иной государственной службы и имеющим право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения летному составу окладов за присвоенные квалификационные категории, перерасчеты ранее назначенных пенсий осуществляются на основании их заявлений в военные комиссариаты по месту жительства и при представлении данных о присвоении соответствующей квалификации, заверенных в установленном порядке (выписка из приказа, личного дела или летной книжки) (п.2).
Приказом Министра обороны Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Федерации, Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, руководителя Федеральной таможенной службы от 12 июля 2007 года № 288/627/386/369/855 «О мерах по совершенствованию работы по определению квалификации летного состава государственной авиации» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» приказано заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, имеющих государственную авиацию, начальникам (руководителям) служб Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам региональных (территориальных) управлений (центров), начальникам главных и центральных управлений (управлений, департаментов) федеральных органов исполнительной власти, командующим объединениями, командирам соединений, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, командирам воинских частей, начальникам (руководителям) организаций, военным комиссарам обеспечить:
б) выплату военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и работникам (сотрудникам), проходящим государственную службу на должностях летного состава государственной авиации и имеющим присвоенные в установленном порядке соответствующие квалификационные категории, увеличенных за счет средств, выделяемых на содержание заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, и средств организаций окладов по воинской (занимаемой, штатной) должности в следующих размерах:
летчик (штурман) первого класса, летчик (штурман) - инструктор первого класса - на 45 процентов.
При этом военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту на должностях летного состава, осуществлять выплату окладов по воинским должностям с указанным увеличением с 1 января 2006 г., а военнослужащим (кроме военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации), проходящим военную службу по контракту, и работникам (сотрудникам), проходящим государственную службу на должностях летного состава государственной авиации, окладов по воинской (занимаемой, штатной) должности с указанным увеличением - с 1 января 2007 г.
д) перерасчет на основании заявлений, поданных в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение по месту жительства, с представлением сведений о присвоении соответствующей квалификационной категории (классной квалификации, классности) (выписки из приказа соответствующего командира (начальника), личного дела или летной книжки), заверенных в установленном порядке, ранее назначенных пенсий гражданам (членам их семей), уволенным с военной и иной государственной службы и занимавшим ранее воинские (штатные) должности летного состава и имеющим право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения окладов по этим должностям за присвоенную в установленном порядке соответствующую квалификационную категорию (классную квалификацию, классность) (п.1).
Исходя из системного толкования изложенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, перерасчет пенсионерам Федеральной службы безопасности Российской Федерации ранее назначенных пенсий с учетом повышения военнослужащим и работникам (сотрудникам), проходящим военную и иную государственную службу по контракту на должностях летного состава и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории, окладов по воинской (занимаемой, штатной) должности на надбавку за имеющуюся квалификационную категорию (классную квалификацию, классность) на основании приказов от 27 июля 2000 г. N 394/805/401/637/411/296 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» и от 12 июля 2007 года № 288/627/386/369/855 «О мерах по совершенствованию работы по определению квалификации летного состава государственной авиации» производится соответствующим пенсионным органом только по заявлению пенсионера с представлением им сведений о присвоении соответствующей квалификационной категории (классной квалификации, классности) (выписки из приказа соответствующего командира (начальника), личного дела или летной книжки). При отсутствии указанных документов (в том числе заявления пенсионера) у пенсионного органа отсутствует обязанность по самостоятельному перерасчету ранее назначенной пенсионеру пенсии. Разница между новым (с учетом произведенного перерасчета) и прежним размерами пенсии выплачивается пенсионеру со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения с заявлением о перерасчете размера пенсии с приложением указанных выше документов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно приказа заместителя председателя Комитета государственной безопасности СССР №-ЛС от ДД.ММ.ГГГГ подполковник Лунюшкин (Л-11302), находившийся в распоряжении Тихоокеанского пограничного округа КГБ СССР, ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Положением о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР уволен с действительной военной службы по ст.59 п. «б» (по болезни) с правом ношения военной формы одежды. Выслуга лет на пенсию составила: календарная - 18 лет 1 месяц 24 дня, льготная - 10 лет 11 месяцев 01 день, всего 29 лет 25 дней.
Классификация «Военный летчик 1-го класса» истцу была присвоена на основании приказа МО СССР № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно удостоверению КГБ СССР серия АВ № истец являлся получателем пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ
В Управление ФСБ России по Иркутской области с заявлением о перерасчете начисляемой пенсии с учетом классной квалификации «военный летчик 1 класса» Лунюшкин В.Б. впервые обратился ДД.ММ.ГГГГ К заявлению также прилагалась ксерокопия летной книжки (1, 10 страницы).
ДД.ММ.ГГГГ Лунюшкин В.Б. обратился с заявлением на имя начальника Управления генерал-майора С.Г. Старицина, с просьбой принять решение - о перерасчете и выплате возникшей разницы в пенсии за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в объеме 30 % к штатному окладу по последней должности и с ДД.ММ.ГГГГ по август 2007г. - в объеме 45 % к штатному окладу по последней должности.
На указанное заявление временно исполняющий обязанности начальника Управления ФСБ России по Иркутской области Шелемин В.А. в письме от ДД.ММ.ГГГГ №Л-113 сообщил следующее.
В Управление ФСБ России по Иркутской области с заявлением о перерасчете начисляемой пенсии с учетом классной квалификации «военный летчик 1 класса» истец обратился ДД.ММ.ГГГГ К заявлению также прилагалась ксерокопия летной книжки.
До указанной даты Управление документами о присвоении истцу соответствующей квалификационной категории (классной квалификации) не располагало.
Учитывая изложенное, пенсионным подразделением Управления истцу произведен перерасчет пенсии за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии, с учетом увеличенного оклада летному составу за присвоенную квалификационную категорию (классную квалификацию) «военный летчик 1 класса»:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - на 30 процентов,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - на 45 процентов.
При проведении перерасчета учитывались нормы пункта 1 приказа ФСБ России № 369 об изменении процентного увеличения окладов военнослужащих (кроме военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации), проходивших военную службу на должностях летного состава государственной авиации.
Выплата недополученной суммы пенсии истцу будет произведена в августе 2008г.
Согласно справке Управления ФСБ России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № подполковнику в отставке Лунюшкину В.Б. в августе 2008г. в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № осуществлена доплата пенсии за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии, с учетом увеличенного оклада летному составу за присвоенную квалификационную категорию «военный летчик 1 класса» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - на 30 процентов, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - на 45 процентов в размере 40 446,32 рублей.
Факт перерасчета пенсии с учетом увеличенного оклада летному составу за присвоенную квалификационную категорию «военный летчик 1 класса» с ДД.ММ.ГГГГ на 30 процентов и с ДД.ММ.ГГГГ на 45 процентов истец в судебном заседании не оспаривал, указывал на отсутствие соответствующего перерасчета выплачиваемой ему пенсии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, какие-либо доказательства истцом, его представителем в судебном заседании, которым разъяснялись требования ч.1 ст.56 ГПК РФ, обращения к ответчику до ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о перерасчете назначенной ранее пенсии и представления документов, свидетельствующих о присвоении квалификационной категорию «военный летчик 1 класса», суду не представлены, в материалах дела отсутствуют. Следовательно, Управлением на основании заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ правомерно, в соответствии с изложенными положениями ст.55 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1, приказов от 27 июля 2000 г. N 394/805/401/637/411/296 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» и от 12 июля 2007 года № 288/627/386/369/855 «О мерах по совершенствованию работы по определению квалификации летного состава государственной авиации» правомерно произведен перерасчет назначенной истцу пенсии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ (то есть с начала течения 12 - месячного периода, предшествующего обращению истца к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии и представлению документов, свидетельствующих о присвоенной квалификационной категории). Поэтому основания для перерасчета пенсии с учетом имеющейся у истца квалификационной категории до ДД.ММ.ГГГГ у ответчика отсутствовали.
Более того, согласно исследованному в судебном заседании (протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ) пенсионному делу № Лунюшкина В.Б. до ДД.ММ.ГГГГ в нем отсутствовал какой-либо документ (в том числе летная книжка), свидетельствующий о наличии у истца квалификационной категории «военный летчик 1 класса».
При таких обстоятельствах суд находит необоснованной ссылку истца на п.50 Порядка организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности, утвержденного Приказом ФСБ России от 01.05.2003г. № 302, в соответствии с которым при перерасчете пенсий по основаниям, предусмотренным вновь принятыми федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пенсионные подразделения принимают меры по выявлению пенсионеров, имеющих право на повышение пенсии.
Оценивая представленные сторонами доказательства в соответствии с ч.3 ст.67 ГПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности, в совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Лунюшкина В.Б. о возложении на Управление обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии согласно приказа ФСБ России № 411 от 27.07.2000г. и ФПС России № 296 от 27.07.2000г. - в размере 30% к окладу по последней штатной должности, согласно приказа ФСБ России № 369 от 12.07.2007г. - в размере 45% к штатному окладу по последней должности являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Поскольку судом не установлены основания для возложения на Управление обязанности по проведению перерасчета назначенной пенсии за период с августа 2000 года по август 2006 года, основания для взыскания недоплаченной пенсии с учетом индексации в общей сумме 205 328,16 рублей у суда также отсутствуют.
Доводы истца Лунюшкина В.Б. о том, что ему до июля 2007 года не было известно и не могло быть известно о наличии оснований для перерасчета назначенной ему пенсии суд находит необоснованными, поскольку приказ от 27 июля 2000 г. N 394/805/401/637/411/296 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» зарегистрирован в Минюсте РФ 17.08.2000г. № 2359 и опубликован в установленном порядке в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» № 35 от 28.08.2000г., «Российской газете» № 169 от 31.08.2000г., приказ от 12 июля 2007 г. № 288/627/386/369/855 «О мерах по совершенствованию работы по определению квалификации летного состава государственной авиации» зарегистрирован в Минюсте РФ 15.08.2007г. № 9990 и опубликован в «Российской газете» № 188 от 28.08.2007г., в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» № 36 от 03.09.2007г.
Ссылки истца в обоснование своих требований на положения п.1 ст.22 Федерального закона от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым обращение за назначением пенсии, перерасчетом ее размера и переводом с одного вида пенсии на другой может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера или перевод с одного вида пенсии на другой без ограничения каким-либо сроком, суд считает необоснованными, поскольку рассматриваемые судом правоотношения регулируются специальным нормативным правовым актом - Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и принимаемыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами.
Вместе с тем, доводы представителя ответчика в судебном заседании о том, что требования истца фактически являются жалобой на действия (решения) государственного органа, и должны быть рассмотрены судом по правилам гражданского судопроизводства предусмотренным главой 25 ГПК РФ с учетом особенностей, установленных Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», суд полагает несостоятельными, поскольку рассматриваемый судом спор носит не публично - правовой, а частно - правовой характер и подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лунюшкина В.Б. к Управлению Федеральной службы безопасности по Иркутской области об обязании произвести перерасчет назначенной пенсии согласно приказа ФСБ России № 411 от 27.07.2000г. и ФПС России № 296 от 27.07.2000г. - в размере 30% к окладу по последней штатной должности, согласно приказа ФСБ России № 369 от 12.07.2007г. - в размере 45% к штатному окладу по последней должности, взыскании недоплаченной пенсии с учетом индексации в общей сумме 205 328,16 рублей - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.Н. Левошко
Мотивированный текст решения изготовлен 24.03.2011г.
Судья А.Н. Левошко