признании незаконным бездействия по не обеспечению жилой площадью, обязании предоставить жилое помещение



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2010 г. Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Мачульской Е.Н.,

при секретаре Кучеровой А.В.,

с участием представителя третьего лица - Правительства Иркутской области - Ивановой Г.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1240/2010 по иску прокурора Аларского района в интересах Урюпиной А.Н. к Администрации муниципального образования «Кутулик» о признании незаконным бездействия по не обеспечению жилой площадью Урюпиной А.Н., обязании предоставить жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Аларского района в интересах Урюпиной А.Н. обратился в суд с иском к Правительству Иркутской области, требуя признать незаконным бездействие Правительства Иркутской области по не обеспечению жилой площадью Урюпиной А.Н., обязать ответчика обеспечить Урюпину А.Н. по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В обоснование требований указал, что в прокуратуру Аларского района обратилась Урюпина А.Н. с заявлением о решении вопроса по обеспечению ее жильем. В ходе проверки установлено, что постановлением главы муниципального образования «Аларь» от ДД.ММ.ГГГГ воспитанники детского дома «Солнышко» Урюпины поставлены на льготное получение жилья. Из ответа Администрации муниципального образования «Аларь» следует, что администрация не имеет возможности предоставить жилое помещение Урюпиной А.Н. В июне 2008 г. Урюпина А.Н. окончила обучение в ОГОУ НПО ПУ <адрес>, с этого времени не имеет жилого помещения, в настоящее время с малолетним ребенком временно проживает в Аларской участковой больнице, нарушено ее право на обеспечение жилой площадью. В нарушение норм действующего законодательства Правительством Иркутской области, в чьи расходные обязательства входит обеспечение жилой площадью Урюпиной А.Н., не урегулирован порядок предоставления жилой площади данной категории граждан, не осуществлен мониторинг детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым необходимо предоставить жилое помещение. Органом государственной власти не созданы условия для осуществления Урюпиной А.Н. конституционного прав на жилище.

В ходе судебного разбирательства прокурор Аларского района требования уточнил. В уточнении к исковому заявлению от ДД.ММ.ГГГГ в качестве ответчика привлек Администрацию муниципального образования «Кутулик», в качестве третьих лиц - Администрацию муниципального образования «Аларь», Правительство Иркутской области; просил признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Кутулик» по не обеспечению жилой площадью Урюпиной А.Н., обязать Администрацию муниципального образования Кутулик» обеспечить Урюпину А.Н. вне очереди жилой площадью не менее 33 квадратных метров по месту жительства.

В судебное заседание прокурор Аларского района, Урюпина А.Н., представитель ответчика Администрации муниципального образования «Кутулик», представитель третьего лица Администрации муниципального образования «Аларь», надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, обратились с заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель третьего лица - Правительства Иркутской области - Иванова Г.В., действующая на основании доверенности, разрешение требований прокурора Аларского района оставила на усмотрение суда.

Выслушав представителя Правительства Иркутской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из положений ст. ст. 254, 255, 258 ГПК РФ, заявление об оспаривании решения или действия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть признано судом обоснованным при наличии в совокупности следующих условий: оспариваемое решение, действие, бездействие не соответствует закону и нарушает права лица, обратившегося в суд с соответствующим заявлением.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 01.03.2005 г., и специальным законом - ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 01.01.2005 г.

В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

В силу ст. 5 ЖК РФ, ст. 4 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов, действующих на территории РФ, законы применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и Федеральному закону от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ. В случае не соответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ применяются положения ЖК РФ.

В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» предусмотрено, что с 01.03.2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В силу п. 2 указанной статьи граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

В соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Частью 5 ст.57 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам установлена п. 11 Закона Иркутской области «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» № 50-оз от 22.06.2010 г. и составляет 33 квадратных метра.

На основании п. 3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Судом установлено, что решением Аларского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ У., Б. лишены родительских прав в отношении дочери Урюпиной А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

На основании постановления главы Администрации Аларского района Урюпина А.Н. направлена в детский дом «Солнышко» п. Кутулик.

В соответствии с постановлением Администрации муниципального образования «Аларь» от ДД.ММ.ГГГГ Урюпина А.Н. поставлена на льготное первоочередное получение жилья.

Постановлением Администрации муниципального образования «Аларь» от ДД.ММ.ГГГГ Урюпина А.Н. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для получения жилья вне очереди. Основанием для предоставления Урюпиной А.Н. вне очереди жилого помещения по договору социального найма является окончание пребывания в учреждении социального обслуживания.

Согласно данному постановлению номер регистрации постановки Урюпиной А.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении - .

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, учитывая, что Урюпина А.Н. осталась без попечения родителей и поставлена на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд приходит к выводу о наличии у Урюпиной А.Н. права на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ответу главного врача МУЗ Аларская ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ Урюпина А.Н. с детьми находится в МУЗ Аларская ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ, занимает отдельную палату.

Данные обстоятельства ответчиком, третьими лицами в ходе судебного разбирательства не оспорены.

В силу ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» № 52-оз от 29.06.2010 г. органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.

При таких обстоятельствах требования прокурора Аларского района суд полагает обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Урюпиной А.Н., имеющей бесспорное право на внеочередное получение от органа местного самоуправления жилого помещения по установленным социальным нормам, согласно единому списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, до настоящего времени такое жилое помещение не предоставлено.

Данное обстоятельство свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Кутулик», где в настоящее время проживает истица, которое подлежит признанию незаконным как не соответствующее Закону и нарушающее конституционное право Урюпиной А.Н. на жилище.

При этом доводы Администрации муниципального образования «Кутулик» о том, что Урюпина А.Н. на территории муниципального образования «Кутулик» не зарегистрирована, на учете не состоит, не являются основанием для отказа в иске.

В соответствии с п. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта).

Названная норма закона не связывает право на предоставление жилого помещения по договору социального найма по месту жительства с обязательной регистрацией по данному месту жительства.

Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени Урюпина А.Н. постоянно проживает в МУЗ Аларская ЦРБ, находящейся по адресу: <адрес>, что в силу ст. 20 ГК РФ является местом жительства истицы, жилое помещение должно быть предоставлено ей Администрацией муниципального образования «Кутулик»

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования прокурора Аларского района удовлетворить.

Бездействие Администрации муниципального образования «Кутулик» по не обеспечению жилой площадью Урюпиной А.Н. признать незаконным.

Обязать Администрацию муниципального образования «Кутулик» предоставить Урюпиной А.Н. жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «Кутулик», находящееся в черте муниципального образования «Кутулик», общей площадью не менее 33 квадратных метров.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен 03.09.2010 г.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение 03.09.2010 г. в законную силу не вступило

Судья      (Е.Н. Мачульская)

<данные изъяты>

Секретарь с/з     (А.В. Кучерова)