о возложении обязанности обеспечить жилым помещением



РЕШЕНИЕ

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2010года Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.М., при секретаре Алексеенко М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1236/2010 по иску Софьиной А.В. к Администрации г.Иркутска о возложении обязанности обеспечить жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Софьина А.В. обратилась в Кировский районный суд г.Иркутска с исковым заявлением к Администрации г.Иркутска о возложении обязанности обеспечить жилым помещением, указав, что в ДД.ММ.ГГГГ она была определена в детское государственное учреждение - <данные изъяты> специальную школу-интернат , на основании того, что осталась без попечения родителей. Мать Софьина Т.И. от нее отказалась, сведения об отце не известны, в свидетельстве о рождении отец Софьин В.С. записан со слов матери. Какое -либо имущество и жилое помещение за ней не было закреплено. С ДД.ММ.ГГГГ она включена в единый список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в Администрации г.Иркутска, номер очереди по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 417. Она обращалась с заявлением о предоставлении жилого помещения в Администрацию г.Иркутска. Ответ администрации состоял в том, что она включена в список детей-сирот, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений, номер очереди (№417). Администрация г.Иркутска указывает на наличие детей-сирот, имеющих право на получение жилья. Однако закон не ставит разрешение требования о предоставлении жилой площади в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном порядке и не содержит положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности. Также предоставление жилого помещения не ставится в зависимость от наличия средств на приобретение жилых помещений в бюджете г.Иркутска. Просит суд обязать Администрацию г.Иркутска предоставить ей в первоочередном порядке благоустроенное жилое помещение в г.Иркутске, площадью не менее 15 кв.м.

В судебном заседании истица Софьина А.В. свои требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении.

Ответчик Администрация г.Иркутска, надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд в известность не поставила, что не является препятствием к рассмотрению дела по существу.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика Администрации г.Иркутска Шевкунова Т.А. действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Софьиной А.В. не признала, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суду пояснила, что в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с подпунктом 24 п.2 ст.26.3 ФЗ от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) в частности относится решение вопросов по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей. Названные положения конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно п. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта РФ. Таким образом, исходя из абзаца 2 п. 1 ст.8 ФЗ № 159-ФЗ во взаимосвязи с другими приведенным положениями закона следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственными полномочием субъекта РФ и возлагается на органы государственной власти субъекта РФ. Исходя из ст. 132 Конституции РФ, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.11.2000г. №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22.03.1999г. «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области», наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта РФ - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ порядка разграничения предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ, с передачей органам местного самоуправления необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Администрация г.Иркутска, в соответствии с п.1 ст. 1 Положения об организации и деятельности администрации г. Иркутска, утвержденного Решением городской Думы г.Иркутска от 09.06.1997г. №87-9гД(2), является постоянно действующим органом местного самоуправления г. Иркутска, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции. В Иркутской области, закон, наделяющий органы местного самоуправления г.Иркутска государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отсутствует. Кроме того, в настоящее время действует Областная государственная социальная программа «Дети-сироты» на 2008-2010годы, утвержденная постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 24.10.2007г. № 35/13/4-СЗ. Государственным заказчиком и ответственным исполнителем программы является Министерство образования Иркутской области. Финансирование программы осуществляется также за счет средств областного бюджета в соответствии с законами об областном бюджете на очередной финансовый год. Кроме того, определением Конституционного суда РФ от 05.02.2009г. №250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором Конституционный Суд РФ разъяснено, что абзац 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях все видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом РФ в указанном определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. В соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ», решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Кроме того, в соответствии со ст. 82 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом. Софьина А.В. включена в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в администрации г. Иркутска, номер очереди - 417. Просит суд отказать Софьиной А.В. в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Выслушав пояснения истца, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), вступившим в силу с 01.03.2005г., и специальным законом - ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (далее по тексту ФЗ РФ № 159-ФЗ).

В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Согласно п. 6 ч.1 ст. 14, ч. 2 ст.50 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, является вопросом местного значения поселения, для решения которого в собственности поселения может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.

В силу ст. 5 ЖК РФ, ст. 4 ФЗ от 29.12.2004г. № 189 - ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов, действующих на территории РФ, законы применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и Федеральному закону от 29.12.2004г. № 189-ФЗ. В случае не соответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ применяются положения ЖК РФ.

В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 01.03.2005г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

Из п.2 указанной статьи следует, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв.м. на одного человека согласно ст. 1 решения Думы г.Иркутска от 05 июля 2005 г. № 004-20-140161/5 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г.Иркутске».

На основании п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Представленные суду документы подтверждают статус Софьиной А.В. в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, в качестве каковой истица поставлена на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот, и в силу приведенных выше норм закона, приобрела право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения.

Данные обстоятельства ответчиками не оспорены, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, не доверять которым, у суда оснований нет.

С учетом изложенных положений ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ЖК РФ Софьина А.В., как лицо, относящееся к категории детей-сирот, имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм.

Судом установлено, что Софьина А.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем в книге регистрации актов о рождении ДД.ММ.ГГГГ произведена запись . В качестве родителей указаны - отец - Софьин В.А., мать Софьина Т.И., что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о рождении V-СТ выданным Октябрьским райзагсом г.Иркутска ДД.ММ.ГГГГ

Из представленной в материалы дела выписки из решения Октябрьского районного совета народных депутатов исполнительного комитета от 07.07.1987г. № 240 «О продаже имущества, усыновлении, учреждении опеки, изменении фамилии, определении в детское учреждение» следует, что рассмотрено решение опекунского Совета и п. 3 решено определить в детское государственное учреждение Софьину А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находящуюся в городской детской клинической больнице, не подлежащую удочерению по состоянию здоровья. Сведения об отце записаны по указанию матери. Мать -Софьина Т.И. бросила ребенка в роддоме.

Из представленного в материалы решения Свердловского районного суда г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что судом рассмотрено гражданское дело по иску Администрации <данные изъяты> специальной школы-интернат к Софьиной Т.И. о лишении родительских прав. Указанным решением суда вступившим в законную силу - ДД.ММ.ГГГГ Софьина Т.И. лишена родительских прав в отношении Софьиной А.В. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, девочку оставить на воспитание в государственном учреждении - <данные изъяты> специальной школе -интернате .

Из представленной в материалы дела справки <данные изъяты> специальной школы-интернат от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Софьина А.В. является сиротой, и с ДД.ММ.ГГГГ будет продолжать обучение в <данные изъяты>.

Судом установлено, что Софьина А.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях по дате подачи ходатайства школы -интернат <адрес> о постановке на учет с ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Комитета по управлению Октябрьским округом Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ .

На основании Распоряжения мэра г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «О делегировании полномочий» Администрацией г.Иркутска сформирован единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на льготных основаниях по дате постановки на учет в соответствующих комитетах по управлению округами.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в указанном списке Софьина А.В. зарегистрирована под № 417.

Из представленных ответа на запрос из УФРС по Ио от ДД.ММ.ГГГГ , а также справки МУП БТИ г.Иркутска сведений о принадлежности недвижимого имущества у Софьиной А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истица имеет бесспорное право на внеочередное получение от органа местного самоуправления жилого помещения по установленным социальным нормам, согласно единому списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Таким образом, решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, и предоставления жилых помещений действующим законодательством возложены на органы местного самоуправления. Действующим жилищным законодательством, а также специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, обязанность по представлению детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина.

Решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, и предоставления жилых помещений действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления. Действующим жилищным законодательством РФ, а также специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, обязанность по представлению детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина и не противоречит положениям ст. ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Правовой статус Правительства Иркутской области устанавливает Федеральный закон от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Уставом Иркутской области.

Согласно п.4 ст.1 Федерального закона № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ устанавливаются Конституцией РФ, вышеуказанным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в названный Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты. Следовательно, Правительство Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области специальной компетенции.

В силу ст. 64 Устава Иркутской области - Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом коллегиальных и единоначальных формах.

В состав Правительства Иркутской области по должности входят: Губернатор Иркутской области, первые заместители Председателя Правительства Иркутской области, заместители Губернатора Иркутской области, заместители Председателя Правительства Иркутской области, министры Иркутской области.

Пунктом 2 ст. 26.11 ФЗ № 184-ФЗ, устанавливающим перечень имущества, которое может находиться в собственности субъекта РФ для осуществления полномочий, установленных п. 2 ст.и 26.3 ФЗ № 184-ФЗ, жилых помещений жилищного фонда социального использования для детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрено. Согласно подпункту «н» п. 2 ст. 26.11 в собственности субъекта РФ может находиться лишь имущество (в том числе жилые помещения) для социального и медицинского обслуживания указанной категории граждан

Не может являться основанием для отказа в иске Софьиной А.В. - отсутствие финансирования муниципального образования г.Иркутска средствами из федерального бюджета для реализации соответствующих положений закона. Разрешение требования о предоставлении жилой площади указанными выше нормативными актами не ставится в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет.

Ссылка Администрации г. Иркутска на Определение Конституционного суда РФ от 05.02.2009г. №250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не может быть принята судом как доказательство освобождения муниципального образования от обеспечения указанной категории граждан и предоставления им жилых помещений, поскольку в силу требований ЖК РФ на органы государственной власти субъекта РФ не может быть возложена обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения.

В судебном заседании право истицы на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке ответчиком не оспаривается.

Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования, направленные к Администрации г.Иркутска, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Софьиной А.В. - удовлетворить.

Обязать Администрацию г.Иркутска предоставить Софьиной А.В. жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г.Иркутска, находящееся в черте г.Иркутска, общей площадью не менее 15 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья                                                                                                      А.М. Тимофеева

Мотивированный текст решения изготовлен 15.03.2010г. Судья:

<данные изъяты>