РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 июня 2010 года г. Иркутск Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Левошко А.Н., при секретаре судебного заседания Ивановой С.Н., истицы Лобанцевой Г.П., представителя истицы на основании заявления Распутина А.Н., представителя ответчика ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» на основании доверенности Гениатулиной Е.А., представителя ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на основании доверенности Кудрявцевой О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1335/2010 по исковому заявлению Лобанцевой Г.П. к Открытому акционерному обществу «Восточно-Сибирское речное пароходство», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о взыскании дополнительно суммы на приобретение транспортного средства, расходов, связанных с установкой ручного управления, УСТАНОВИЛ: Лобанцева Г.П. обратилась в суд с иском (с уточнениями в порядке ст.39 ГПК РФ) к ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» (далее – ОАО «ВСРП») о взыскании дополнительно суммы на приобретение транспортного средства в размере 460000 рублей, расходов, связанных с установкой ручного управления на автомобиль «Форд Фокус», в размере 19000 рублей. В обоснование своих требований истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ получила травму на пароходе «Лейтенант Шмидт», в связи с чем по решению Кировского районного суда г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ производится возмещение ущерба, причиненного здоровью, в виде ежемесячных платежей пожизненно. С 1994 года истица признана годной к управлению транспортным средством, что подтверждается заключением МСЭ. Истица имела право на приобретение транспортного средства на льготных условиях, так как была поставлена на учет в Главном управлении социальной защиты населения по Иркутской области на обеспечение транспортных средств на льготных условиях, то есть с зачетом стоимости мотоколяски, производство которых было прекращено с ДД.ММ.ГГГГ В 1994 году по заключению МСЭ, как нуждающейся в транспортном средстве, был приобретен автомобиль с помощью органов социальной защиты и ОАО «ВСРП». Вопрос о порядке предоставления инвалидам транспортных средств может решаться длительное время, а здоровье истицы с возрастом ухудшается с каждым днем, поэтому она вынуждена была обратиться в Кировский районный суд г. Иркутска с иском к непосредственному причинителю вреда о возмещении дополнительных расходов, которые она несет. По определению МСЭ истица должна была получить транспортное средство в 2001 году и имеет право на получение очередного транспортного средства в 2008 году, так как срок эксплуатации автомобиля составляет 7 лет, что соответствует заключению МСЭ. В декабре 2008 года органами социальной защиты истице была перечислена денежная компенсация за 2001 год в размере 100 000 рублей, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №. В настоящее время истица нуждается в транспортном средстве, поэтому она считала, что ОАО «ВСРП» должно ей компенсировать дополнительную сумму для приобретения транспортного средства стоимостью 560 000 рублей - 100 000 рублей (денежная компенсация) = 460000 рублей. Вышеуказанная стоимость транспортного средства подтверждается счетом № от ДД.ММ.ГГГГ Так как с ответчика по решению суда были взысканы в пользу истицы ежемесячные платежи пожизненно в счет возмещения причиненного ущерба ее здоровью, она полагала, что дополнительные расходы, связанные с эксплуатацией транспортного средства, также должен нести ответчик. В соответствии с п.1 ст.1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительные понесенные расходы (расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля), вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Согласно п.2 ст.1092 ГК РФ суммы в возмещение дополнительных расходов (пункт 1 статьи 1085) могут быть присуждены на будущее время в пределах сроков, определяемых на основе заключения медицинской экспертизы, а также при необходимости предварительной оплаты стоимости соответствующих услуг и имущества, в том числе приобретения путевки, оплаты проезда, оплаты специальных транспортных средств. Право на приобретение любого вида автомобиля только на льготных условиях возникает у инвалидов по истечении семилетнего срока его эксплуатации, что подтверждается Инструкцией о порядке продажи инвалидам легковых автомобилей, утвержденной Постановлением Совета Министров РФ от 22.02.1993г. № 156. Данное право истицей не было реализовано. ОАО «ВСРП» обязано предоставлять истице через каждые 7 лет транспортное средство. Истице, как гражданину с ограниченными физическими возможностями, необходимо транспортное средство, как средство реабилитации, что подтверждается выводами МСЭ, а также письмом-разъяснением, направленным в ее адрес департаментом социальной защиты о том, что она имеет право на очередное получение транспортного средства каждые семь лет в связи с окончанием срока эксплуатации автомобиля. На основании изложенного истица полагала, что исковые требования (с уточнениями) являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. Определением суда от 11.09.2009г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. В судебном заседании истица поддержала заявленные к ОАО «ВСРП» исковые требования (с уточнениями), настаивала на их удовлетворении в полном объеме. Указала, что сумма в 460000 рублей необходима ей для приобретения автомобиля «Форд Фокус», который для нее удобен. При этом полагала, что действующим законодательством не установлена конкретная марка автомобиля, приобретение которого пострадавшему обязан оплачивать причинитель вреда. На предложение представителя ответчика о предоставлении ей ОАО «ВСРП» нового автомобиля марки ВАЗ с установкой ручного управления согласия не дала. Участвующий в судебном заседании представитель истицы на основании заявления Распутин А.Н. полагал, что Лобанцева Г.П. имеет право на предоставление причинителем вреда – ОАО «ВСРП» автомобиля с ручным управлением (либо оплаты его приобретения). Участвующая в судебном заседании представитель ответчика ОАО «ВСРП» на основании доверенности Гениатулина Е.А. указала что ОАО «ВСРП» готово предоставить истице новый автомобиль марки ВАЗ с установкой ручного управления. Заявленные исковые требования о взыскании денежных сумм на приобретение автомобиля «Форд Фокус» и расходов, связанных с установкой на него ручного управления, полагала не подлежащими удовлетворению. Участвующая в судебном заседании представитель ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на основании доверенности Кудрявцева О.Е. также полагала уточненные исковые требования не подлежащими удовлетворению. Выслушав истицу, представителя истицы, представителей ответчиков, исследовав представленные сторонами и имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Лобанцева Г.П. находилась на пароходе «лейтенант Шмидт», следовавшего из г. Братска в г. Иркутск, и во время рейса наступила на штуртрос, нога была втянута в блок, вследствие чего она получила травму: «травматическая ампутация культи левой стопы», о чем свидетельствует акт от ДД.ММ.ГГГГ и акт судебно-медицинской экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ Решением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ с Восточно-Сибирского Управления речного пароходства в пользу истицы взыскано ежемесячно в возмещение вреда здоровью, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, по 43,2 рубля пожизненно. Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ к акту освидетельствования во ВТЭК Лобанцева Г.П. по медицинским показаниям имеет право на обеспечение транспортным средством с ручным управлением и возможность управления им. В соответствии с заключением медико-социальной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной по определению Кировского районного суда г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, Лобанцева Г.П. нуждается в спецавтотранспорте с ручным управлением, как в средстве социальной реабилитации, поскольку компенсирует ограничение способности к передвижению. В соответствии со ст.30 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) инвалиды, в том числе дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии со статьей 11.1 настоящего Федерального закона бесплатно или на льготных условиях. На основании ч.1 ст.11.1 названного закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. К иным средствам реабилитации относятся средства, используемые по тому же назначению, но не квалифицируемые в качестве технических средств. Согласно ч.2 ст.11.1 названного закона техническими и иными средствами реабилитации инвалидов являются: средства для передвижения (включая транспортные средства с ручным управлением, лошадей с упряжью и соответствующими гужевыми транспортными средствами. Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст.30 и абз.2 ч.2 ст.11.1 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признаны утратившими силу. Вместе с тем, в силу ч.1 ст.153 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Согласно ст.4 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, отнесено к ведению федеральных органов государственной власти. В соответствии с п.п.«б» п.1 Указа Президента РФ от 06.05.2008г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» Правительству РФ поручено осуществить следующие меры по выполнению обязательств государства перед проживающими на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями - в 2009 году - инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам взамен предоставления легкового автомобиля выплатить единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей. Пунктом 3 данного Указа установлено, что граждане, получившие единовременную денежную компенсацию в соответствии с настоящим Указом, подлежат снятию органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации с учета для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Согласно п.1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. № 670, настоящие Правила определяют порядок выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам - гражданам Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (далее соответственно - компенсация, обеспечение транспортными средствами). Из п.2 данных Правил следует, что компенсация выплачивается в 2009 году - гражданам, ставшим инвалидами вследствие воздействия радиации, и инвалидам из числа реабилитированных лиц, изъявившим желание получить компенсацию взамен предоставления легкового автомобиля, а также инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам. На основании п.7 Правил инвалиды, получившие компенсацию, снимаются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации с учета для обеспечения транспортными средствами. Как установлено судом, Лобанцевой Г.П., инвалиду 2 группы, в соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2008г. № 685 17.12.2008г. на основании выписки из акта освидетельствования во ВТЭК по определению медицинских показаний на обеспечение транспортными средствами с ручным управлением от 11.01.2002г. Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области была перечислена единовременная денежная компенсация в размере 100000 рублей. Данное обстоятельство подтверждается письмом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 17.03.2009г. № 53-38-451/9-10 и истицей в судебном заседании не оспаривалось. Следовательно, право истицы, как инвалида с детства, состоявшей на 01.01.2005г. на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, на получение мер гарантированных государством инвалидам мер социальной поддержки в виде единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, было реализовано. Вместе с тем, полагая, что помимо полученной от Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области единовременной денежной компенсации в размере 100 000. рублей, она имеет установленное п.1 ст.1085 ГК РФ право на получение от причинителя вреда здоровью – ОАО «ВСРП» дополнительной суммы в размере 460000 рублей на приобретение выбранного ею конкретного транспортного средства - автомобиля «Форд Фокус», как средства социальной реабилитации (согласно счета № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ФЦ-Иркутск»), а также расходов, связанных с установкой ручного управления на указанный автомобиль, в размере 19000 рублей, истица обратилась в суд. При этом в судебном заседании истица не оспаривала факт получения от ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области мер социальной поддержки, гарантированных действующим законодательством инвалидам, настаивала на удовлетворении исковых требований к причинителю вреда здоровью – ОАО «ВСРП». Вместе с тем, в соответствии со ст.6 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании п.1 ст.1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Согласно п.2 ст.1092 ГК РФ суммы в возмещение дополнительных расходов (пункт 1 статьи 1085) могут быть присуждены на будущее время в пределах сроков, определяемых на основе заключения медицинской экспертизы, а также при необходимости предварительной оплаты стоимости соответствующих услуг и имущества, в том числе приобретения путевки, оплаты проезда, оплаты специальных транспортных средств. Пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010г. № 1 установлено, что согласно статье 1085 ГК РФ в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью, включаются, в том числе расходы на лечение и иные дополнительные расходы (расходы на дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии и т.п.). Судам следует иметь в виду, что расходы на лечение и иные дополнительные расходы подлежат возмещению причинителем вреда, если будет установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Однако если потерпевший, нуждающийся в указанных видах помощи и имеющий право на их бесплатное получение, фактически был лишен возможности получить такую помощь качественно и своевременно, суд вправе удовлетворить исковые требования потерпевшего о взыскании с ответчика фактически понесенных им расходов. Однако статьей 12 Федерального закона от 26.01.1996г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что действие статей 1085 - 1094 указанного Кодекса распространяется также на случаи, когда причинение вреда жизни и здоровью гражданина имело место до 1 марта 1996 года, но не ранее 1 марта 1993 года, и причиненный вред остался невозмещенным. При этом, положениями действовавшего до введения в действие части второй Гражданского кодекса РФ Гражданского кодекса РСФСР в объем возмещаемого причинителем вреда здоровью, расходы на приобретение потерпевшим специальных транспортных средств не входили. На основании изложенного, поскольку судом установлено, что вред здоровью истицы был причинен до 01.03.1993г. (20.08.1956г.), положения п.1 ст.1092 ГК РФ, устанавливающие, что в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью, входят расходы на приобретение специальных транспортных средств, на регулирование рассматриваемых судом правоотношений между ОАО «ВСРП» и Лобанцевой Г.П., не распространяются. Кроме того, суд учитывает, что истицей как лицом, являющимся инвалидом с детства и состоявшим на 01.01.2005г. на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, реализовано право на получение установленных законодательством мер социальной поддержки в виде единовременной денежной компенсации в размере 100 000 рублей взамен предоставления легкового автомобиля (п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010г. № 1). При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Лобанцевой Г.П. к ОАО «ВСРП», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о взыскании дополнительно суммы на приобретение транспортного средства - автомобиля «Форд Фокус», расходов, связанных с установкой ручного управления на указанный автомобиль «Форд Фокус», не соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Лобанцевой Г.П. к Открытому акционерному обществу «Восточно-Сибирское речное пароходство», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о взыскании дополнительно суммы на приобретение транспортного средства - автомобиля «Форд Фокус» в размере 460000 рублей, расходов, связанных с установкой ручного управления на автомобиль «Форд Фокус», в размере 19000 рублей – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья А.Н. Левошко Мотивированный текст решения изготовлен 09.07.2010г. Судья А.Н. Левошко <данные изъяты> <данные изъяты> Решение на 09.07.2010г. не вступило в законную силу. Судья А.Н. Левошко <данные изъяты> <данные изъяты> Секретарь с/з