о признании недействительной справки адресного бюро Иркутской области



ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июля 2010 года                                                                                                         г.Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Левошко А.Н., при секретаре судебного заседания Ещенко К.А.,

с участием в судебном заседании заявителя Беловой М.М., представителя заявителя по ордеру Цирлина А.Л., представителя заинтересованного лица УФМС России по Иркутской области по доверенности Цыковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-13/2010 по заявлению Беловой М.М., действующей в интересах несовершеннолетней Беловой Е.В., о признании недействительной справки адресного бюро Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, выданной по запросу ПВС Кировского района г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с указанием неполных сведений о прописке Беловой М.М. по общежитию по ул.Октябрьская, 6 в пос.Листвянка,

У С Т А Н О В И Л:

Белова М.М., действующая в интересах несовершеннолетней Беловой Е.В., (далее – заявитель) обратилась в суд с заявлением (с уточнениями в порядке ст.39 ГПК РФ) о признании недействительной справки адресного бюро Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, выданной по запросу ПВС Кировского района г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ в связи с указанием неполных сведений о прописке Беловой М.М. по общежитию по ул.Октябрьская, 6 в пос.Листвянка.

В обоснование заявления Белова М.М. указала, что в течение 2003г. и 2004г., пребывая временно в г.Иркутске по независящим обстоятельствам, Беловой М.М. приходилось брать справки из адресного бюро Иркутской области о сведениях о регистрации в Иркутской области, фактически, уже временно проживая на частных квартирах в г.Иркутске с сентября 2000г. по июнь 2003г. по причине продолжения лечения дочери – инвалида с детства, уже в Реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями.

По временной регистрации, а точнее без права проживания, без наличия комнаты в общежитии с марта 1995 г. по сентябрь 2000г. фактически проживала с дочерью в частном домовладении по <адрес> в <адрес>.

Белова М.М. считала, что по новым правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. №713, регистрация по общежитию санатория «Байкал» должна считаться как регистрация по месту пребывания, а не по месту жительства, как указывалось в некоторых письмах из УФМС РФ по Иркутской области, заведомо осведомленных о том, что постоянного жилья (ни комнаты в общежитии, ни частного дома, ни собственной квартиры) у заявителя и ее дочери в Иркутской области не было.

Основываясь на полученном в феврале 2008г. письме из прокуратуры по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ , а также на письме из УФМС РФ по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ , подписанном Т., письме от ДД.ММ.ГГГГ , подписанном зам. начальника Г., и сопоставляя с ними другое письмо из Следственного комитета по Иркутской области, полученное заявителем ДД.ММ.ГГГГ в Астрахани и сравнивая со справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Панченко Т.Е. на бланке адресно-справочного бюро Астраханского облисполкома, и переписанная с подлинника справки, выдаваемой в ЦОАБ по Иркутской области, в содержании справки от ДД.ММ.ГГГГ не имеется слова «общежитие» в графе «начальник адресно-справочного бюро Астраханского облисполкома». Белова М.М. считала, что подпись Панченко Т.Е. не должна стоять, и сама справка, выданная на одно лицо по запросу бывшего начальника ПВС Кировского РОВД г.Астрахани В., выдана, по мнению заявителя, не в соответствии с требованиями Приказа МВД СССР №0284-77, о чем свидетельствует отсутствие стандартного штампа «Адресной справки по Иркутской области» на обратной стороне запроса и не имеется заполнения в нем сведений о регистрации Беловой М.М. по общежитию санатория «Байкал», фактически, как по месту пребывания, если учесть, что на момент мая 2000г. уже действовало Постановление Правительства РФ №713 от 17.07.1995г.

Белова М.М. подвергала сомнению справку от ДД.ММ.ГГГГ выданную сотрудником оперативного учета адресного бюро Иркутской области Панченко Т.Е.

Заявитель считала, что Панченко Т.Е. не выдала надлежаще оформленную справку по запросу из другого города без соблюдения требований Приказа МВД СССР № 0284, исказив достоверные сведения по регистрации заявителя по общежитию санатория «Байкал», как по месту пребывания (с учетом принятого Закона от 17.07.1995г.), то в результате таких действий из ЦОАБ прежде всего нарушены права дочери заявителя - Беловой Е.В. Из-за отсутствия постоянной регистрации в г.Астрахань невозможно пройти ВТЭК дочери, являющейся инвалидом с детства, невозможно получить социальные льготы и пособия. Сам заявитель Белова М.М. из-за отсутствия постоянной регистрации испытывает трудности с устройством на достойную работу в качестве инженера или переводчика. Решение, ныне относящееся к УФМС РФ по Иркутской области о выдаче несоответствующей закону (требованиям Приказа МВД СССР №0284-77) справки от ДД.ММ.ГГГГ, подписанной Панченко Т.Е., нарушено право заявителя и ее дочери на <адрес>, из которой их в незаконном порядке выписали ДД.ММ.ГГГГ на основании заведомо ложной справки из адресного бюро Иркутской области, тем самым, нарушив их конституционное право, предусмотренное ст. 25, 35, 40 ч.1 Конституции РФ, а так же утвержденные приказом МВД РФ от 23.10.1995г. №393 «Инструкции о применении Правил».

Снятие с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ повлекло за собой ряд других последствий - без согласия заявителя ее квартира была приватизирована в июне 2000г., а в апреле 2005г. в незаконном порядке заявителя с дочерью выселили обманным путем, без решения суда, в корыстных интересах сводного брата Белова А.М.

Прописка несовершеннолетней дочери заявителя в квартире в г.Астрахани не была принята во внимание в 2000г. при снятии с регистрации, т.к. дочь умышленно не внесли в документацию ПВС Кировского района г.Астрахани в 1993г.

Белова М.М. считала, что незаконными действиями государственных органов по выдаче недействительной справки причинен также вред здоровью.

На основании изложенного, Белова М.М. полагала требования о признании недействительной справки адресного бюро Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании Белова М.М., действующая в интересах несовершеннолетней Беловой Е.В., заявленные требования поддержала в полном объеме с учетом уточнений и по основаниям, изложенным в заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель заявителя по ордеру Цирлин А.Л. заявленные требования поддержал в полном объеме с учетом уточнений и по основаниям, изложенным в заявлении, настаивал на их удовлетворении.

Участвующая в судебном заседании представитель заинтересованного лица УФМС по Иркутской области Цыкова Е.С. полагала требования Беловой М.М. не подлежащими удовлетворению, считала, что Белова М.М. пропустила срок для обращения в суд, указывала, что выдачей оспариваемой справки права Беловой М.М. и ее дочери не нарушены.

Заинтересованное лицо ГУВД по Иркутской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд своих представителей не направило, в представленном суду заявлении указало, что заявленные к нему требования не подлежат удовлетворению, поскольку согласно п. 13 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была образована Федеральная миграционная служба, которой были переданы правоприменительные функции, функции контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации.

ФМС России, согласно Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента РФ от 19.07.2004г. № 928, является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. ФМС России подведомственна МВД России.

Одной из основных задач ФМС России является - осуществление регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации.

На территориальном уровне таким органом является УФМС России но Иркутской области, которое подчинено ФМС России, а не ГУВД по Иркутской области.

С 2006 года в соответствии с Приказом МВД России от 31.12.2005 № 1173 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 19.07.2004 № 928» подразделение адресное бюро было передано в УФМС России по Иркутской области, включая штатную численность, архивные документы, картотеку и другое.

Таким образом, отвечать по заявленным требованиям в порядке правопреемства может только УФМС России по Иркутской области, поскольку, УФМС России по Иркутской области осуществляет на территории Иркутской области регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, является самостоятельным юридическим лицом и может самостоятельно представлять свои интересы в суде в качестве ответчика и заинтересованного лица.

На основании изложенного ГУВД по Иркутской области является ненадлежащим заинтересованным лицом по рассматриваемому делу.

Заинтересованное лицо Панченко Т.Е., надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, о причинах неявки суд не уведомило.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит следующим выводам.

По правилам п.1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (ст. 249 ГПК РФ).

Пунктом 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995г. № 713, установлено, что органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно - территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.

Согласно п.1.2.1, 1.6, 1.6.2 Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД Российской Федерации от 23.10.1995г. № 393 органами регистрационного учета являются: городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно - территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, - органы внутренних дел. В системе органов внутренних дел функции регистрационного учета граждан осуществляет паспортно - визовая служба.

Органы внутренних дел при осуществлении регистрации и снятии граждан с регистрационного учета выполняют, в том числе функции ведения адресно-справочной работы.

В силу п.п.2.2, 2.6.3, 4.3, 4.10 Инструкции должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, заполняют в адресные листки прибытия по форме (Приложение 2); первый экземпляр адресных листков прибытия по форме направляют в республиканские, краевые, областные, окружные адресно - справочное бюро.

В форме Адресный листок прибытия, в том числе указывается полный адрес регистрации гражданина.

Согласно Инструкции по адресно-справочной работе органов внутренних дел утв. приказом МВД СССР от 12.04.1977г. №0284 (далее – Инструкция), действовавшей в 2000 году, на органы внутренних дел возложена обязанность осуществления адресно-справочной работы, непосредственное осуществление которой возложено на республиканские, краевые, областные адресные бюро (п.1).

Согласно п.2 Инструкции, на адресные бюро возлагается, в том числе, ведение алфавитной адресно-справочной картотеки, создаваемой из листков прибытия (прописки), проживающих на территории республики, края, области и листков убытия (выписки), выбывших с данной территории, выдача организациям, учреждениям, предприятиям и гражданам справок об адресах прописки интересующих их лиц, ведение алфавитной адресно-справочной картотеки, создаваемой из листков прибытия (прописки) проживающих на территории обслуживания данным органом (органами) внутренних дел и листков убытия (выписки) на лиц, выбывших с этой территории, выдача организациям, учреждениям, предприятиям и гражданам справок об адресах прописки интересующих их лиц.

На работников адресно-справочной службы возложены обязанности по ведению контроля за правильностью исполнения запросов (п.п.7, 8, 9 Инструкции).

На запросы и письма органов МВД, КГБ, прокуратуры и суда выдаются справки о прописке или выписке граждан, а также о наличии сторожевых или розыскных карточек в отношении интересующих лиц. На запросы других учреждений, предприятий и организаций выдаются только сведения, относящиеся к прописке или выписке граждан (п.48 Инструкции).

В судебном заседании установлено, что в сентябре 1991 года Белова М.М. переехала из г.Астрахань в пос.Листвянка Иркутского района. ДД.ММ.ГГГГ Белова М.М. была временно прописана в пос. Листвянка по <адрес>.

Согласно трудовой книжки Беловой М.М., справки ФГУ Санаторий «Байкал» от ДД.ММ.ГГГГ заявитель с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в санатории «Байкал».

Для устройства на работу санитаркой в санаторий «Байкал», Беловой М.М. была необходима регистрация, в связи с чем, она написала заявление на имя директора санатория о регистрации ее в общежитии санатория «Байкал» (п.Листвянка, ул.Октябрьская,6). Указанные обстоятельства не оспаривались заинтересованными лицами и объективно подтверждаются вступившим в законную силу решением Иркутского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ

Из представленной суду домовой книги проживающих в общежитии по ул.Октябрьской, 6 в п.Листвянка, справки Форма 16 следует, что Белова М.М. была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: пос. Листвянка, ул. Октябрьская, дом 6 общежитие.

Факт регистрации Беловой М.М. в общежитии по ул.Октябрьской, 6 в п.Листвянка подтверждается также ответом Адресного бюро Иркутской области заявителю Беловой М.М., содержащимся на почтовой карточке, изготовленной Министерством связи СССР, что соответствует п.46 Инструкции.

Согласно справки ООО «Коммунальщик», Белова М.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., была зарегистрирована в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении по адресу: ул.Октябрьская, д.6, который имеет статус общежития. В данном жилом помещении комнаты не имела, а проживала по адресу: <адрес>.

Аналогичные сведения содержатся и в справке Администрации Листвянского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, ответах УФМС по Иркутской области на запрос Астраханской городской коллегии адвокатов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ

Адресные справки, выданные ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ адресным бюро Иркутской области УВД Иркутской области на основании листка прибытия Беловой М.М. содержат следующие сведения об ее прописке (регистрации): Иркутская область, пос.Листвянка, ул. Октябрьская, дом 6, общежитие.

Вместе с тем, справка адресного бюро Иркутской области УВД Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, выданная по запросу ПВС Кировского района г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ содержит неполные сведения о прописке (регистрации) Беловой М.М.: Иркутская область, пос. Листвянка, ул. Октябрьская, 6, то есть без указания сведений о наличии у указанного дома статуса общежития.

Таким образом, анализ имеющихся в деле доказательств свидетельствует о том, что справка адресного бюро Иркутской области УВД Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, выданная по запросу ПВС Кировского района г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ выдана с нарушениями п.п.2, 7, 8, 9, 48 Инструкции, т.к. содержит недостоверные сведения, относящиеся к прописке Беловой М.М. Недостоверность сведений о прописки Беловой М.М. заключается в неполноте сведений, относящихся к ее прописке, т.к., вместо сведений – «Иркутская область, п.Листвянка, Октябрьская, дом 6, общежитие», справка от ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения - «Иркутская область, п.Листвянка, Октябрьская, 6», что свидетельствует о недействительности справки.

Выдача государственным органом справки от ДД.ММ.ГГГГ, содержащей неполные сведения о регистрации (прописке) Беловой М.М., по мнению суда, повлияла на права заявителя Беловой М.М., действующей в интересах несовершеннолетней Беловой Е.В., т.к. согласно справке Паспортно-визовой службы Кировского района г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ, Белова М.М. снята с регистрационного учета по адресу: <адрес> «а», <адрес> на основании личного заявления ее мамы Беловой М.А. и справки адресного бюро г.Иркутска, в которой указано, что ДД.ММ.ГГГГ Белова М.М. прописана по адресу: Иркутская область, п. Листвянка, ул.Октябрьская, 6.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования Беловой М.М., действующей в интересах несовершеннолетней Беловой Е.В., о признании недействительной справки адресного бюро Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, выданной по запросу ПВС Кировского района г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ в связи с указанием неполных сведений о прописке Беловой М.М. по общежитию по ул.Октябрьская, 6 в пос.Листвянка, подлежат удовлетворению.

Возражения представителя УФМС по Иркутской области Цыковой Е.С. относительно пропуска Беловой М.М. срока для обращения в суд без уважительных причин являются несостоятельными, поскольку суд считает обоснованными доводы заявителя о том, что о том, что о нарушении своих прав и прав своей дочери она узнала после получения письма от ДД.ММ.ГГГГ -08 Прокуратуры Иркутской области, в котором по поставленным заявителем вопросам об обстоятельствах оформления справки адресного бюро Иркутской области УВД Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ ей разъяснено право обращения в суд. Поскольку заявитель обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, суд, с учетом изложенных выводов и доводов Беловой М.М. о том, что выдачей указанной справки с недостоверными (неполными) сведениями нарушено установленное ч.1 ст.40 Конституции РФ право на жилище, а также ее обращения в суд в интересах дочери, страдающей заболеванием, полагает пропущенный срок на обращение в суд подлежащим восстановлению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199, 246, 249, 255, 257, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Беловой М.М., действующей в интересах несовершеннолетней Беловой Е.В., – удовлетворить.

Признать недействительной справку адресного бюро Иркутской области УВД Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, выданную по запросу ПВС Кировского района г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ в связи с указанием неполных сведений о прописке Беловой М.М. по общежитию по ул.Октябрьская, 6 в пос.Листвянка.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                                                                            А.Н. Левошко

Мотивированный текст решения изготовлен 04.08.2010г.

Судья                                                                                         А.Н. Левошко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение суда на 04.08.2010г. не вступило в законную силу

Судья                                                                                         А.Н. Левошко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Секретарь с/з