о признании незаконными действия МУП БТИ г. Иркутска, обязании устранить допущенные нарушения прав, взыскании расходов по оплате госпошлины



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10.12.2010г.

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Абрамовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4341/2010 по заявлению Гришевой М.К. о признании незаконными действия МУП БТИ г. Иркутска, обязании устранить допущенные нарушения прав, взыскании расходов по оплате госпошлины,

У С Т А Н О В И Л:

Гришева М.К. обратилась в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, требуя признать незаконными действия МУП БТИ г. Иркутска, выразившиеся в отказе предоставления по ее письменному запросу произведенный в соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, расчет инвентаризационной стоимости <адрес>Г по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, обязать МУП БТИ г. Иркутска устранить допущенные нарушения ее прав и законных интересов путем предоставления расчета инвентаризационной стоимости <адрес>Г по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с МУП БТИ г. Иркутска расходы по оплате госпошлины в размере 200 руб.

В обоснование требований указала, что в связи с получением из ИФНС России по Свердловскому округу г.Иркутска налогового уведомления о необходимости уплатить сумму налога на имущество физических лиц за 2009г. и 2010 год, в котором инвентаризационная стоимость квартиры, принадлежащей ей на праве собственности, указана 869814 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и 1061173 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, и возникшими сомнениями в правильности определения налоговой базы, которой в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» признается инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, определенная органами технической инвентаризации, она обратилась в МУП БТИ г.Иркутска с заявлением о предоставлении подробного расчета инвентаризационной стоимости квартиры. ДД.ММ.ГГГГ ею получен ответ за №-с из которого следует, что МУП БТИ г.Иркутска является коммерческой организацией, аккредитованной на проведение технической инвентаризации объектов капитального строительства и в соответствии с Уставом не оказывает населению услуги по расчету их инвентаризационной стоимости. Кроме того, в ответе указывается, что каждый гражданин имеет возможность самостоятельно рассчитать инвентаризационную стоимость своей квартиры, таким образом МУП БТИ г.Иркутска фактически выразило отказ в предоставлении расчета инвентаризационной стоимости ее квартиры. Считает данный отказ незаконным и нарушающим ее имущественные права.

В ходе судебного разбирательства заявитель к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлекла ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска.

В судебное заседание Гришева М.К. надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела не явилась, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла.

Представитель заявителя по доверенности Баранов П.В. в судебном заседании требования Гришевой М.К. поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, настаивал на их удовлетворении.

Представитель МУП БТИ г. Иркутска по доверенности Чебунин И.В. требования Гришевой М.К. не признал, просил суд отказать в их удовлетворении, при этом суду пояснил что, МУП «БТИ г. Иркутска» ни действием, ни бездействием не нарушало права заявителя Гришевой М.К., поскольку действующим законодательством или иными нормативно-правовыми документами не предусмотрена обязанность БТИ предоставлять налогоплательщикам сведения о подробных расчетах инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, являющихся объектом налогообложения. Это прерогатива налогового органа. В соответствии с ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право, получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения. Кроме того, п. 10 Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 N 921(ред. от 21.08.2010 г.) «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» предусматривает, что проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством РФ. Пока плата за такого рода услуги не установлена на федеральном уровне, потому БТИ взимают плату, определенную органами исполнительной власти субъекта РФ. Тарифы на оказываемые МУП «БТИ г. Иркутска» услуги утверждены следующими нормативными актами: Постановление мэра г. Иркутска от 18.04.2008г. № 031-06-797/8 «О тарифах на
работы по технической инвентаризации и паспортизации объектов учета,
выполняемые «Муниципальным унитарным предприятием «Бюро технической
инвентаризации г. Иркутска» (кроме плановой технической инвентаризации и
паспортизации жилых строений и жилых помещений); Приказом службы по тарифам Иркутской области от 30.01.2008г. № 9-спр «Об утверждении предельных ставок на работы по паспортизации и плановой технической инвентаризации жилых строений и жилых помещений»; Приказом службы по тарифам Иркутской области от 15.02.2010г. № 8-спр «О внесении изменений в приказ службы по тарифам Иркутской области от 30.01.2010г. № 9-спр»; Постановлением мэра г. Иркутска от 27.02.2010г. № 031-06-439/10 «О внесении изменений в постановление мэра г. Иркутска от 18.04.2008 № 031-06-797/8». Указанные тарифы не предусматривают услугу, оказание которой требует от БТИ Гришева М.К., а потому в случае предоставления ей сведений, которые она требует (как на возмездной, так и безвозмездной основе) БТИ нарушит действующее законодательство, что повлечет за собой немедленное реагирование со стороны прокурорских органов.

В судебном заседании представитель ИФНС РФ по Свердловскому округу г. Иркутска по доверенности Скрыцкая Я.Г. с ссылками на ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», ст. 85 НК РФ, суду пояснила, что налоговый орган в соответствии с нормами налогового законодательства не является первоисточником сведений, используемых для расчета налога на имущество физических лиц. Обязанность по проверке достоверности указанных сведений законодателем на налоговый орган не возлагается. Факт наличия в собственности физического лица объекта налогообложения и имеющиеся сведения об его инвентаризационной стоимости достаточен для произведения налоговым органом расчета налога и выставления налогового уведомления в соответствии со ст. 52 НК РФ. Органами росрегистрации в Инспекцию в виде электронного файла предоставлены сведения о наличии у гр. Гришевой М.К. в собственности объекта налогообложения квартиры, расположенной по адресу: <адрес> «г» - 8. Также органами технической инвентаризации, на основании указанных выше положений нормативно-правовых актов в Инспекцию, в виде электронного файла, предоставлены сведения об инвентаризационной стоимости указанного объекта налогообложения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 869 814 руб. и на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 061 173 руб. На основании перечисленных данных, Инспекция, руководствуясь ст. 5 Закона РФ, произвела расчет налога на имущество за 2009 г. и 2010 г. в отношении гр. Гришевой М.К., в результате чего ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией в адрес налогоплательщика выставлено налоговое уведомление №.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (в редакции ФЗ от 14.12.1995г. № 197 - ФЗ и от 09.02.2009г № 4-ФЗ) каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы.

Заявления об обжаловании действий и решений в соответствии с Законом РФ № 4866 - 1 рассматриваются в порядке главы 25 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статьей 255 ГПК РФ определено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечет к ответственности.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.

По правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий.

Согласно п.п. 1.4, 2.1, 2.2 Устава МУП БТИ г. Иркутска, предприятие является юридическим лицом и создано с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предметом деятельности Предприятия является проведение на территории города Иркутска технического учета жилищного фонда, инвентаризации, регистрации и оценки объектов недвижимого имущества нежилого назначения всех форм собственности, создание информационного банка данных о наличии, составе, техническом состоянии, эксплуатационно-технических показателях и принадлежности объектов недвижимого имущества всех форм собственности.

По мнению суда, поскольку МУП БТИ г. Иркутска обладает властными полномочиями по осуществлению технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости г. Иркутска, действия и бездействия МУП БТИ г. Иркутска могут быть оспорены в суде в прядке главы 25 ГПК РФ.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Гришева М.К. обратилась в МУП БТИ г. Иркутска с письменным заявлением о предоставлении ей расчета инвентаризационной стоимости квартиры, принадлежащей ей на праве собственности, расположенной по адресу: <адрес>Г-8. Как следует из данного заявления, поводом обращения в МУП БТИ г. Иркутска, послужило несогласие Гришевой М.К. с размером налога на недвижимое имущество, который определяется налоговыми органами исходя из предоставленной МУП БТИ г. Иркутска инвентаризационной стоимости квартиры.

ДД.ММ.ГГГГ МУП БТИ г. Иркутска отказало заявительнице в письменной форме в предоставлении расчета инвентаризационной стоимости квартиры, принадлежащей ей на праве собственности, расположенной по адресу: <адрес>Г-8.

Свой отказ МУП БТИ г. Иркутска мотивировало, тем, что МУП БТИ г. Иркутска является коммерческой организацией, аккредитованной на проведение технической инвентаризации объектов капитального строительства. В соответствии с Уставом МУП БТИ г. Иркутска не оказывает населению услуги по расчету инвентаризационной стоимости капитального строительства.

С данным отказом МУП БТИ г. Иркутска по предоставлению Гришевой М.К. расчета инвентаризационной стоимости квартиры, принадлежащей ей на праве собственности, расположенной по адресу: <адрес>Г-8, суд не может согласиться по следующим основаниям.

В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" в редакции, действовавшей на момент рассмотрения судом настоящего дела, объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности.

В силу пункта 1 статьи 3 названного Закона ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

Согласно пункту 2 статьи 5 этого же Закона налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета РСФСР от 9 декабря 1991 года N 2004-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" Правительству Российской Федерации поручено до 1 июля 1992 года обеспечить проведение оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1992 года N 469-р во исполнение Постановления Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" дано поручение Минстрою России в месячный срок утвердить порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности.

Согласно пункту 1.4 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденного приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 апреля 1992 года N 87, оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также данным Порядком оценки.

В соответствии со ст. 85 п.9.1 НК РФ органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

В силу ст.85 п. 11 НК РФ органы, указанные в пунктах 3, 4, 8, 9.1 и 9.2 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронном виде. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронном виде определяется соглашением взаимодействующих сторон.

Анализируя вышеуказанное законодательство, суд приходит к выводу, что оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также Порядком оценки, при этом законодатель не возложил на налоговый орган обязанность по проверке предоставляемой ему органом, осуществляющим государственный технический учет информации об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества.

Как следует, из представленного в материалы дела по запросу суда письма от ДД.ММ.ГГГГ № дсп ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска, по сведениям МУП БТИ г. Иркутска оценочная стоимость имущества по объекту, находящемуся по адресу: <адрес>Г, 8 составила по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 896 814 руб., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 1 061 173 руб.

В судебном заседании представитель ИФНС РФ по Свердловскому округу г. Иркутска по доверенности Скрыцкая Я.Г. суду пояснила, что органами технической инвентаризации в Инспекцию, в виде электронного файла, были предоставлены сведения об инвентаризационной стоимости объекта налогообложения- квартиры Гришевой М.К., на основании которых Инспекция произвела расчет налога на имущество заявителя за 2009 г. и 2010г., в результате чего ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией в адрес налогоплательщика выставлено налоговое уведомление №.

Согласно налоговому уведомлению на уплату налога на имущество физических лиц №, налогоплательщик Гришева М.К. обязана уплатить в 2010г. налог на имущество - квартиру, по адресу: <адрес>Г, 8 в размере 4 244,69 руб., при этом налоговая база на 2010г. составляет 1 061 173 руб., на 2009г. составляла 869814 руб.

В соответствии с п.2.2.9 Устава МУП БТИ г. Иркутска предприятие проводит оценку и переоценку зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих гражданам, для целей налогообложения имущества физических лиц.

Пунктом 2.2.19 Устава МУП БТИ г. Иркутска предусмотрено, что предприятие предоставляет налоговым органам сведения, необходимые для налогообложения имущества физических лиц в отношении объектов недвижимого имущества, прошедшего техническую инвентаризацию.

Согласно п. п.2.2.21, 2.2.22, Устава МУП БТИ г. Иркутска предприятие осуществляет прием и рассмотрение писем, запросов, жалоб правообладателей в отношении учтенных объектов недвижимости. Оказывает консультационные услуги юридическим и физическим лицам по вопросам технической инвентаризации объектов недвижимого имущества.

Согласно ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

Статьей 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах (ст. 10 ГК РФ).

Способы защиты гражданских прав предусмотрены ст. 12 ГК РФ. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу.

Статьей 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ - Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В развитие данных конституционных положений Президентом РФ 31 декабря 1993 г. был принят Указ о дополнительных гарантиях права граждан на информацию (в ред. от 17 января 1997 г. и от 1 сентября 2000 г.).

Согласно данному Указу деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц должна осуществляться на принципах информационной открытости, что выражается в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей их личные интересы.

В силу непосредственного действия статьи 24 Конституции Российской Федерации любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если данная информация затрагивает его права и свободы.

Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с вышеуказанным законодательством, налоговый орган производит исчисления налогов на основании предоставленной ему органом, осуществляющим государственный технический учет инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, при этом, налоговый орган не наделен правом производить исчисление налогов на имущество физических лиц на основании предоставленных самим налогоплательщиком сведений об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве собственности.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что МУП БТИ г. Иркутска, которое предоставила в налоговый орган, в виде электронного файла, сведения об инвентаризационной стоимости объекта налогообложения- квартиры Гришевой М.К., на основании которых Инспекция произвела расчет налога на имущество заявителя, обязана обеспечить Гришевой М.К. возможность ознакомиться с расчетом инвентаризационной стоимости ее квартиры, поскольку данная информация затрагивает личные интересы Гришевой М.К. и без указанных сведений у заявителя отсутствует возможность проверить правильность начисления налоговыми органами налога на ее имущество.

В связи с чем, требования Гришевой М.К. о признании незаконными действия МУП БТИ г. Иркутска, выразившиеся в отказе предоставления по ее письменному запросу произведенный расчет инвентаризационной стоимости <адрес>Г по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

При этом, не влияют на выводы суда доводы МУП БТИ г. Иркутска о невозможности предоставления заявителю испрашиваемой ею информации, в связи с не утверждением тарифов на предоставление расчета инвентаризационной стоимости жилья, поскольку не установление тарифов не может нарушать конституционные права заявителя на ознакомления с информацией, затрагивающей ее права и законные интересы.

В соответствии с требованиями ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении вышеуказанных требований заявителя, суд полагает и подлежащими удовлетворению требования Гришевой М.К. об обязании МУП БТИ г. Иркутска устранить допущенные нарушения ее прав и законных интересов путем предоставления расчета инвентаризационной стоимости <адрес>Г по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с МУП БТИ г. Иркутска в пользу Гришевой М.К. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Гришевой М.К. удовлетворить.

Признать незаконными действия МУП БТИ г. Иркутска, выразившиеся в отказе предоставления по письменному запросу Гришевой М.К., произведенный в соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, расчет инвентаризационной стоимости <адрес>Г по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать МУП БТИ г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Гришевой М.К., путем предоставления Гришевой М.К. расчете инвентаризационной стоимости <адрес>Г по ул. Лермонтова г.Иркутска по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с МУП БТИ г. Иркутска в пользу Гришевой М.К. расходы по оплате госпошлины в размере 200 руб.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен 17.12.2010г.