о признании права на назначение досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда с 55 лет, признании незаконным решения в части отказа в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2010 года город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Левошко А.Н., при секретаре судебного заседания Абдуллиной Ю.Р.,

с участием в судебном заседании представителя истца по доверенности Романовой Д.Б., представителя ответчика по доверенности Корепановой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4352/2010 по иску Вершинина Е.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска о признании права на назначение досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда с 55 лет, признании незаконным решения в части отказа в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ и невключения в стаж, дающий право на досрочную пенсию, периодов работы, обязании включить в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда, периодов работы, обязании назначить досрочную пенсию по старости в связи с особыми условиями труда с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Вершинин Е.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (далее - Управление) о признании права на назначение досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда с 55 лет; признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ и невключения в стаж, дающий право на досрочную пенсию, периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ.по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязании Управления включить в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со льготой 22600000-1754а «Работники, занятые в противочумных учреждениях» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ.по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании Управления назначить Вершинину Е.А. досрочную пенсию по старости в связи с особыми условиями труда с ДД.ММ.ГГГГ; взыскании с Управления расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей, расходов по оплате услуг представителя в размере 10 500 рублей.

В обоснование исковых требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ Вершинин Е.А. обратился в Управление с заявлением о назначении пенсии в связи с особыми условиями труда, как работник противочумного учреждения в соответствии со Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991г., раздела XXIV, подраздела 22600000-1754а «Работники, занятые в противочумных учреждениях» (далее - Список № 2).

По указанным основаниям истец получил отказ в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда на основании того, что ФГУЗ «ИркутскНИПЧИ Сибири и Дальнего Востока» не является учреждением здравоохранения и, соответственно, периоды работы истца в противочумном институте не могут быть включены в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.

Данный отказ в назначении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда истец считал незаконным, действия ответчика - неправомерными и не соответствующими действующему законодательству по следующим основаниям.

Ответчик полагал, что в связи с тем, что наименование учреждения (ФГУЗ ИркутскНИПЧИ Сибири и Дальнего Востока Роспотребнадзора) не относится к учреждениям здравоохранения и не предусмотрено номенклатурой учреждений здравоохранения, институт не может быть отнесен к учреждениям здравоохранения, и работники института не имеют права на назначение досрочной пенсии.

Истец отметил, что в Перечне учреждений здравоохранения, содержащемся в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005г. № 627, содержатся противочумные центры (станции).

Минздрав утверждает Единую номенклатуру и типовые, то есть рекомендуемые категории учреждений. Связано это с тем, что в области здравоохранения невозможно обеспечить единые и обязательные для всех категории учреждений, учитывая специфику работы на местах, зависящую от конкретной местности, количества населения, вида деятельности и т.д.

Название «Противочумный центр (станция)» не является ни типом организационно-правовой формы, ни обязательным составляющим элементом наименования учреждения. «Противочумный центр (станция)» - это именно типовая категория, установленная Минздравом.

По мнению истца, для разрешения в каждом конкретном случае вопроса, является ли данное противочумное учреждение противочумным центром (станцией), главным является не содержание в наименовании учреждения словосочетания «противочумный центр (станция)», а установление факта, что данное учреждение (независимо от названия и организационной формы) выполняет, помимо прочего, именно функции противочумного центра (станции). Иначе сложилась бы следующая ситуация: ФГУЗ «ИркутскНИПЧИ Сибири и Дальнео Востока» достаточно сменить наименование на ФГУЗ «Иркутский противочумный центр (станция)» для подтверждения своего статуса как учреждения здравоохранения. Но такая ситуация, очевидно, противоречит логике законодателя, который исходит, не из обязательного указания в наименовании учреждения на то, что оно является противочумным центром (станцией), а главным образом, из вида деятельности учреждения, осуществляет ли оно функции противочумного центра (станции) или нет.

ФГУЗ ИркутскНИПЧИ Сибири и Дальнего Востока Роспотребнадзора осуществляет, помимо прочего, функции противочумного центра (станции). Такой вывод позволяет сделать сравнительный анализ устава института и устава ГУ «Хабаровская противочумная станция ГУ Противочумный центр Министерства здравоохранения РФ». Так, институт, также как и указанная станция, обеспечивает эпидемическое благополучие по карантинным и иным инфекциям, оказывает практическую помощь центрам санэпиднадзора по предупреждению завоза и распространения карантинных и иных инфекционных заболеваний, осуществляет обеспечение постоянной готовности специализированных противоэпидемических бригад и т.п.

Согласно Устава противочумного института, его учредителем является Министерство здравоохранения.

При создании ФГУЗ «ИркутскНИПЧИ Сибири и Дальнего Востока» 05 июля 1934г. было утверждено Положение об Иркутском Государственном институте НКЗДРАВА Сибири и ДВК, утвержденное Наркомздравом РСФСР. Приказом народного комиссара здравоохранения от 11.07.1934г. был назначен директор института. Из Положения следует, что институт создан на базе Иркутской противочумной станции, и согласно этому же документу является руководящим учреждением для всех областных и некоторых краевых противочумных станций Сибири и Дальнего Востока.

Кроме того, лицензия на разрешение деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, выполнение работ с микроорганизмами 1-4 группы патогенности выдана Министерством здравоохранения.

Как видно из Приложения № 3 к приказу № 37 от 05.02.2004 г. Минздрава России к противочумным учреждениям Министерства здравоохранения отнесены как противочумные станции, так и противочумные институты.

На основании вышеизложенного истец считал, что противочумный институт является учреждением здравоохранения.

Факт того, что институт является учреждением здравоохранения РФ подтверждают следующие факты: учредителем ФГУЗ «ИркутскНИПЧИ Сибири и ДВ» является Министерство здравоохранения РФ, что закреплено в Уставе института; постановлением Правительства РФ от 29.12.2004г. № 872 «О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля» утвержден перечень указанных учреждений, в который входит и ФГУЗ «ИркутскНИПЧИ Сибири и Дальнего Востока».

Таким образом, исходя из нормативных актов, учредительных документов, а также других доказательств, ФГУЗ ИркутскНИПЧИ Сибири и Дальнего Востока Роспотребнадзора является учреждением здравоохранения, а все его работники имеют право на назначение досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда как работники противочумного учреждения.

Работа в ФГУЗ «ИркутскНИПЧИ Сибири и Дальнего Востока» связана с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых, как упоминалось выше, дает право в соответствии с позицией 22600000-1754а раздела 24 Списка № 2 право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

В соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Периоды работы Вершинина Е.А. в ФГУЗ ИркутскНИПЧИ Сибири и Дальнего Востока Роспотребнадзора в календарном исчислении составляют: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- свыше 12 лет и 6 месяцев. Страховой стаж Истца - 32 года 2 месяца 14 дней при требуемом не менее 25 лет.

Таким образом, необходимый стаж для назначения пенсии по старости в связи с работой с вредными и тяжелыми (особыми) условиями труда у истца имеется, что подтверждается соответствующими документами, приложенными к настоящему заявлению. Документами, подтверждающими стаж являются: трудовая книжка с записями, вносимыми на основании приказа (распоряжения) о приеме на работу, переводах на другую постоянную работу и увольнении, справка с места работы №П, выданная Вершинину Е.А.

В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее достижения права на нее. Вершинин Е.А. достиг права на досрочную пенсию ДД.ММ.ГГГГ, обратился за назначением пенсии в пенсионный орган - ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, пенсия может быть назначена истцу с ДД.ММ.ГГГГ

В связи с обращением в суд с исковым заявлением истец воспользовался услугами представителей. Стоимость оказания юридических услуг составила 10 500 рублей.

На основании изложенного Вершинин Е.А. считал исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебное заседание истец Вершинин Е.А., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, в представленном суду заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца на основании доверенности, третьего лица на основании доверенности Романова Д.Б. исковые требования Вершинина Е.А. поддержала в полном объеме и по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика по доверенности Корепанова О.А. исковые требования Вершинина Е.А. не признала по тем основаниям, что в соответствие с п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 06 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

В соответствии с позицией 2260000-1754А раздела XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются работники, занятые в противочумных учреждениях.

Согласно правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в стаж на соответствующих видах работ наряду с периодами работы включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, неполной занятости в течении рабочего, работа в режиме неполной рабочей недели указанными правилами не предусмотрены.

В соответствии с пунктом 5 разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996г. № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденным постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.02.2006г. № 464-19 не имеет значения наименование профессии (должности) и характер выполняемой работы, определяющим фактором для установления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является занятость в противочумном учреждении здравоохранения. Подробный перечень учреждений здравоохранения определяется Министерством здравоохранения и социального развития (ранее Министерством здравоохранения) Российской Федерации. Так, согласно Единой номенклатуре государственных муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2005г. № 627, к учреждениям здравоохранения относятся противочумные центры (станции). В соответствии с Общесоюзным классификатором «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ), действовавшим на момент утверждения Списка № 2, к санитарно-профилактическим учреждениям здравоохранения относятся противочумные станции, научно-исследовательские институты указаны как учреждения науки, которые в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» являются научными организациями, осуществляющими в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность и подготовку научных работников.

В соответствии с позицией 23200000-17546 раздела XXXIII «Общие профессии» Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются работники, непосредственно выполняющие работы с микроорганизмами 1-2 групп опасности.

Согласно справке, уточняющей особый характер работы, Вершинин Е.А. работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях: лаборанта паразитологического отдела; и.о. младшего научного сотрудника; младшего научного сотрудника; научного сотрудника, научного сотрудника зоолого-паразитологического отдела в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока.

В соответствии с вышеуказанными Списками в стаж на соответствующих видах работ не подлежат зачету следующие периоды работы Вершинина Е.А. в Иркутском ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях лаборанта паразитологического отдела; и.о. младшего научного сотрудника; младшего научного сотрудника; научного сотрудника, младшего научного сотрудника зоолого-паразитологического отдела, так как научно-исследовательский противочумный институт не является учреждением здравоохранения (отсутствует в номенклатуре учреждений здравоохранения, которая содержит исчерпывающий список наименований учреждений), а также не подтверждается непосредственная занятость с микроорганизмами 1-2 групп опасности.

Стаж на соответствующих видах работ Вершинина Е.В. отсутствует при требуемом не менее 12 лет 06 месяцев, а страховой стаж составляет 30 лет 10 месяцев 26 дней.

Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Куйбышевском районе г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии является обоснованным, правовых оснований для его отмены не имеется.

В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Так, на дату обращения истца, то есть на 18.06.2010г., возраст истца составил 55 лет 10 дней, стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отсутствовал, право на назначение такой пенсии у Вершинина Е.А. не возникло.

В своем исковом заявлении истец настаивал признать право на назначение досрочной трудовой пенсии с достижения им возраста 55 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, так как дата рождения Вершинина Е.А. ДД.ММ.ГГГГ С заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Вершинин Е.А. обратился 18 июня 2010 года. Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002г. № 17/19пб утверждены «Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В соответствии с утвержденными Правилами заявление Вешининым Е.А. ДД.ММ.ГГГГ не было подано.

Требования истца о взыскании расходов по оплате госпошлины и услуг представителя не подлежат удовлетворению по следующим правовым основаниям.

Согласно п.2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 2122-1, п.1 ст.16 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации и средства его бюджета являются федеральной собственностью и имеют строго целевое назначение.

Денежные средства Пенсионного фонда России не входят в состав бюджетов, иных фондов и изъятию не подлежат. Средства ПФР имеют строго целевое назначение, в частности, направляются на выплату пенсий. Другие выплаты за счет средств Пенсионного фонда, за исключением предусмотренных указанным Положением, прямо запрещены действующим законодательством. Согласно ст.28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации (куда входят и государственные внебюджетные фонды) основана, в том числе, на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации (ст.38 Бюджетного кодекса РФ).

15 июля 2010 года Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Куйбышевском районе г. Иркутска - реорганизовано в Управление, являющееся правопреемником на основании Постановления Правления ПФР от 05.04.2010 № 79п.

На основании вышеизложенного представитель Управления просила в удовлетворении исковых требований Вершинина Е.А. отказать в полном объеме.

Выслушав представителя истца и третьего лица, представителя ответчика, исследовав и оценив все письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В судебном заседании установлено, что 18 июня 2010 года истец обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Куйбышевском районе г. Иркутска с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Куйбышевском районе г. Иркутска от 28.06.2010г. №62 истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ (0 лет 0 месяцев 0 дней при требуемом стаже не менее 12 лет 6 месяцев, страховом стаже 32 года 2 месяца 14 дней при требуемом не менее 25 лет). При этом отказано в зачете в стаж на соответствующих видах работ периода трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (30 лет 11 месяцев 02 дня.) в должности лаборанта паразитологического отдела, и.о. младшего научного сотрудника, младшего научного сотрудника, научного сотрудника зоологопаразитологического отдела Научно-исследовательского противочумного института Сибири и Дальнего Востока по тому основанию, что данное учреждение не предусмотрено Списками и работа не связана с микроорганизмами определенной группы опасности.

Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Разделом XXVI «Учреждения здравоохранения» Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. № 1173, к соответствующим видам профессий отнесены работники, занятые в противочумных учреждениях.

Разделом XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10, к соответствующим видам профессий отнесены работники, занятые в противочумных учреждениях (код позиции 22600000-1754а).

При этом изложенными нормами в качестве условий для назначения работникам, занятым в противочумных учреждениях, досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не установлено условие об осуществлении трудовой деятельности непосредственно с микроорганизмами определенной группы опасности.

Статьей 66 ТК РФ установлено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Согласно п.1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. № 190, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.

В силу п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 555 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Из трудовой книжки Вершинина Е.А. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время он работает в Федеральном государственном учреждении здравоохранения «Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в должностях лаборанта паразитологического отдела, и.о. младшего научного сотрудника, младшего научного сотрудника, научного сотрудника зоолого - паразитологического отдела.

Из справки уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №130П, усматривается, что за период работы Вершинина Е.А. в Федеральном государственном учреждении здравоохранения «Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, неполная занятость (неполный рабочий день) 0,5 ставки осуществлялась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; работа в режиме неполной рабочей недели осуществлялась в периоды ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с 19 по ДД.ММ.ГГГГ, 1, 7, 14, 15, 21, 22, 28, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с Положением об Иркутском Государственном противочумном институте НКЗДРАВА Сибири и Д.В.К., утвержденным заместителем Наркомздрава 05.07.1934 г., данный институт создан на базе Иркутской противочумной станции и является руководящим учреждением для всей периферической противочумной сети Сибири и Дальнего Востока.

Согласно п.1.1. Устава Федерального государственного учреждения здравоохранения «Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17.07.2008г. №241, данное учреждение является некоммерческой организацией - федеральным государственным учреждением здравоохранения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

На основании п.1.4 Устава ФГУЗ «ИркутскНИПЧИ Сибири и ДВ» создан Приказом № 1 Уполномоченного Совета Труда и Обороны 05.06.1934г.

Институт является правопреемником Государственного учреждения «Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока» и находится в подведомственности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17.01.2005г. № 32-р.

В силу п.1.5. Устава при осуществлении своей деятельности институт руководствуется, в том числе актами Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Согласно п.2.1. Устава институт является федеральным государственным учреждением здравоохранения, основная цель которого - научное и практическое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В п.2.2. Устава указано, что предметом деятельности института является научно-методическое и практическое обеспечение профилактических, противоэпидемических мероприятий, направленных на поддержание эпидемиологического благополучия населения по карантинным, особо опасным и другим инфекционным болезням.

Таким образом, согласно изложенных положений Устава, институт является учреждением здравоохранения.

Данные выводы также следуют из норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Так, в п.8 Постановления Правительства РФ от 14.10.1996г. № 1217 «Вопросы Министерства здравоохранения РФ» (утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 г. № 49) указано, что в ведении Министерства здравоохранения РФ находятся центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора в субъектах РФ, на водном и воздушном транспорте, научно - исследовательские учреждения, дезинфекционные станции, другие санитарно - профилактические учреждения и организации, а также предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов бывшего Государственного комитета санитарно - эпидемиологического надзора РФ.

На основании п. 7 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 г. № 554 (утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.09.2005 г. № 569) Министерству здравоохранения РФ непосредственно подчиняются федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, на водном и воздушном транспорте в регионах. В его ведении также находятся противочумный центр, государственные научно-исследовательские учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, государственные унитарные предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов и государственные унитарные предприятия дезинфекционного профиля.

Согласно Приложению № 3 к Приказу Минздрава России от 05.02.2004г. № 37 в Перечень противочумных учреждений Минздрава России входит Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока Минздрава России.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004г. № 314 упразднено Министерство здравоохранения РФ, образовано Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Образованной Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Пунктом 2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 322, установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В Перечень федеральных специализированных медицинских учреждений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 872 «О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля», включено Государственное учреждение Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока, г. Иркутск (№ 234).

Пунктом 5 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.09.2005г. № 569, установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, структурные подразделения и федеральные государственные учреждения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, а также федеральные государственные научно-исследовательские учреждения, центры гигиены и эпидемиологии и другие учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, составляют единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с учетом изложенных норм материального права, суд полагает, что институт относится к учреждениям здравоохранения.

На основании изложенного периоды осуществления истцом Вершининым Е.А. трудовой деятельности в указанном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ.по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях лаборанта паразитологического отдела, и.о. младшего научного сотрудника, младшего научного сотрудника, научного сотрудника зоолого - паразитологического отдела, как прямо предусмотренные Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. № 1173, и Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10, подлежат зачету в стаж работы с тяжелыми (вредными) условиями труда, учитываемый при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Поскольку установленный судом специальный стаж работы истца на работах с тяжелыми (вредными) условиями труда составляет не менее 12 лет 6 месяцев, а факт наличия у него необходимого страхового стажа (не менее 25 лет) подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и ответчиком не оспаривается, суд полагает, что истец имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по достижению 55 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ (дата рождения Вершинина Е.А. - ДД.ММ.ГГГГ).

В силу п.1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку истец обратился с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, у ответчика, в связи с достижением истцом 55-летнего возраста, имелась обязанность по назначению ему досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ

Следовательно, исковые требования о признании права истца на назначение досрочной пенсии по старости, признании незаконным решения в части отказа истцу в назначении досрочной пенсии по старости, обязании ответчика включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы в институте, обязании ответчика назначить истцу досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно представленному в материалы дела договору на оказание юридических услуг № от ДД.ММ.ГГГГ и квитанций к приходным кассовым ордерам №№ 153, 154 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец оплатил за оказание юридической помощи 10 500 рублей.

С учетом сложности рассматриваемого гражданского дела, количества проведенных судебных заседаний (1), на основании ст.100 ГПК РФ, суд находит разумным и справедливым соответствующие требования удовлетворить частично и взыскать с ответчика в пользу истца понесенные судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 4 500 рублей.

Кроме того, на основании ч.1 ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Вершинина Е.А. - удовлетворить частично.

Признать право Вершинина Е.А. на назначение досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда с 55 лет.

Признать незаконным решение № 62 от 28.06.2010г. Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Куйбышевском районе г. Иркутска в части отказа Вершинину Е.А. в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ и невключения в стаж, дающий право на досрочную пенсию, периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ.по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска включить в стаж, дающий Вершинину Е.А. право на назначение досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со льготой 22600000-1754а «Работники, занятые в противочумных учреждениях» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ.по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска назначить Вершинину Е.А. досрочную пенсию по старости в связи с особыми условиями труда с ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска в пользу Вершинина Е.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 4 500 рублей.

В удовлетворении требований Вершинина Е.А. о взыскании с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска расходов по оплате услуг представителя в размере 6 000 рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.Н. Левошко

Мотивированный текст решения изготовлен 19.01.2011г.

Судья А.Н. Левошко