об обязании приостановить строительство административного здания до получения разрешения на строительство, положительного заключения государственной экспертизы



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 октября 2010 г. г.Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Абрамовой В.С., с участием прокурора Дудиной В.П.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-3683/2010 по исковому заявлению Прокурора Кировского района г.Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Астафьеву В.В. об обязании приостановить строительство административного здания до получения разрешения на строительство, положительного заключения государственной экспертизы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г.Иркутска обратился в суд с исковым заявлением к Астафьеву В.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, требуя обязать ответчика приостановить строительство административного здания на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> до получения разрешения на строительство, положительного заключения государственной экспертизы.

В обоснование исковых требований указал, что Прокуратурой Кировского района г.Иркутска проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства на объекте строительства, расположенного во дворе дома по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что земельный участок площадью 932 кв.м., кадастровый номер №, принадлежит на праве собственности Астафьеву В.В. на основании договора купли-продажи, заключенного им с Администрацией г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ

Выходом на место совместно со специалистами Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области установлено, что на земельном участке по адресу:г.Иркутск, <адрес> осуществляется строительство: возведен нулевой цикл, осуществляется строительство первого этажа. При визуальном осмотре объекта строительства обнаружены существенные нарушения : отсуствует гидроизоляция в месте примыкания к цоколю здания, толщина горизонтальных и вертикальных швов кирпичной кладки превышает нормативную, отсуствует гидроизоляция фундамента, в котловане стоит вода, что является нарушением проектной документации, отсуствует водоотвод из котлована. Территория строительной площадки не огорожена, отсуствует план пожарной защиты и паспорт объекта.

По информации архитектурно-строительной инспекции инженерно-строительного управления Комитета по градостроительной политике Администрации г.Иркутска разрешение на строительство какого-либо объекта по указанному адресу в установленном законом порядке не выдавалось.

Из объяснений Астафьева В.В. следует, что им за счет собственных средств осуществляется строительство двухэтажного с цокольным этажом административного здании, разрешение на строительство которого Астафьеву В.В. не выдавалось, проект строительства государственную экспертизу не проходил.

Со ссылками на ст. ст. 47,48 п.п.1,9 ст. 49, п.п. 1,6 ст.51 Градостроительного кодекса РФ указал, что в нарушение требований закона Астафьев А.А. осуществляет строительство административного здания без государственной экспертизы проектной документации. Инженерных изысканий и разрешения на строительство. В нарушение требований ст.3,ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 1,18,27 ФЗ РФ «Об экологической экспертизе» у Астафьева В.В., как лица осуществляющего строительство, на момент проверки отсуствует положительное заключение государственной экологической экспертизы документации хозяйственной деятельности, связанной со строительством жилых домов и административных зданий, разрешение на строительство. На земельном участке, принадлежащем Астафьеву В.В. ведется хозяйственная деятельность, которая может оказать прямое, либо косвенное воздействие на окружающую природную среду.

Ссылаясь на ст.ст. 3,11,33 ФЗ «Об охране окружающей среды», указал, что ведение Астафьевы В.В. строительных работ на земельном участке, расположенного по адресу: <адрес> нарушает права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.ст. 20,41,42 Конституции РФ, является нарушением интересов Российской Федерации в части единообразного исполнения законов всеми юридическими и физическими лицами на всей территории страны (ч.2 ст. 15 Конституции РФ).

В соотвествии с ч.2 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г.Иркутска- Дудина В.П. заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в иске, просила суд их удовлетворить.

Ответчик Астафьев В.В., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, причины неявки суду не известны, направил в суд своего представителя по доверенности - Верхотурова М.О.

В судебном заседании представитель Астафьева В.В. по доверенности - Верхотуров М.О. заявленные прокурором требования считал незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме, просил в удовлетворении иска отказать.

Третье лицо- Администрация г.Иркутска, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направила, просила о рассмотрении дела в отсуствие своего представителя.

В представленных ранее в материалы письменных пояснениях Администрация г.Иркутска со ссылками на ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, п. 3.1.4. Положения об архитектурно-строительной инспекции инженерно-строительного управления Комитета по градостроительной политике Администрации г.Иркутска указала, что Астафьевым В.В. не предпринимались какие-либо действия для получения разрешения на строительство, в Администрацию г.Иркутска с данным вопросом он также не обращался.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела и представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соотвествии с требованиями п.п.1.9. ст.49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе. Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Таким образом, предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка соотвествия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе: санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, оценка соотвествия результатов инженерных изысканий, требованиям технических регламентов.

Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

На основании ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются необходимые для дачи разрешения документы, в том числе: положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, при этом, может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

В силу п.11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В соотвествии с Положением об архитектурно-строительной инспекции инженерно-строительного управления Комитета по градостроительной политике Администрации г.Иркутска, утвержденного Распоряжением мэра г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № выдача разрешений на строительство или отказ в выдаче таких разрешений с указанием причин отказа осуществляется архитектурно-строительной инспекцией инженерно-строительного Управления Комитета по Градостроительной политике г.Иркутска.

Судом установлено, что земельный участок, общей площадью 932 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для эксплуатации административно-производственных зданий, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Астафьеву А.А., что подтверждается представленными в материалы дела договором купли-продажи имущества от ДД.ММ.ГГГГ, Свидетельством о государственной регистрации права серии №.

Из договора купли -продажи имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией г.Иркутска и Астафьевым В.В. следует, что данный земельный участок предоставлен ответчику в собственность за плату для эксплуатации переданных в собственность Астафьева В.В. одноэтажных нежилых зданий с инвентарным номером №, литер Ж, площадью 123,2 кв.м. и инвентарным номером №, литер Д,Д1 площадью 207,1 кв.м. по <адрес> в <адрес>. ( п.1.1. договора).

ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Кировского района г.Иркутска совместно со специалистами Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области проведена проверка соблюдения градостроительного законодательств РФ.

В ходе проверки установлено, что во дворе дома по адресу: <адрес> на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Астафьеву В.В., осуществляется строительство административного здания: возведен нулевой цикл, осуществляется строительство первого этажа. При визуальном осмотре объекта строительства обнаружены существенные нарушения: отсуствует гидроизоляция в месте примыкания к цоколю здания, толщина горизонтальных и вертикальных швов кирпичной кладки превышает нормативную, отсуствует гидроизоляция фундамента, в котловане стоит вода, что является нарушением проектной документации, отсуствует водоотвод из котлована. Территория строительной площадки не огорожена, отсуствует план пожарной защиты и паспорт объекта.

Факт ведения вышеуказанных строительных работ на объекте по адресу: <адрес> подтверждается представленным в материалы дела Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ с приложением фотографий и не оспорен ответчиком в ходе судебного разбирательства.

Согласно ответа Комитета по градостроительной политике инженерно-строительного управления отдела выдачи разрешительной документации Администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № разрешение на строительство или реконструкцию объекта по <адрес> в <адрес> не выдавалось, какие-либо лица с заявлением на выдачу разрешения на производство строительно-монтажных работ не обращались.

Из объяснений Астафьева В.В. от ДД.ММ.ГГГГ, данных им в ходе прокурорской проверки следует, что на спорном объекте он, как физическое лицо, за счет собственных средств осуществляет строительство 2-х этажного с цокольным этажом административного здания, разрешение на строительство которого Астафьеву В.В. не выдавалось, проект строительства государственную экспертизу не проходил. В настоящее время им собираются необходимые разрешительные документы.

Таким образом, судом достоверно установлено и не оспорено в ходе судебного разбирательства, что в нарушение требований вышеуказанных норм Градостроительного законодательства РФ ответчиком Астафьевым В.В., на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке по адресу: <адрес> ведется строительство административного здания без государственной экспертизы проектной документации и разрешения на строительство. Доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15 Конституции РФ).

Статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Основными принципами хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, перечень которых приведен в ст. 3 указанного закона являются, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды (государственная экологическая экспертиза); запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

В соотвествии со ст. 33 ФЗ РФ "Об охране окружающей среды" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

В соотвествии с Градостроительным кодексом (РФ) предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка соотвествия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе: санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, оценка соотвествия результатов инженерных изысканий, требованиям технических регламентов ( ст. 49 ).

Поскольку ведение Астафьевым В.В. строительных работ на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> осуществляется без проведения предусмотренной законом государственной экспертизы проектной документации и разрешительных документов на строительство, следовательно указанная хозяйственная деятельность не соотвествует требованиям безопасности в области охраны окружающей среды.

В соотвествии с ч.2 ст.34 ФЗ РФ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что осуществляемая Астафьевым В.В. хозяйственная деятельность по строительству административного здания на земельном участке по <адрес> в <адрес> до получения разрешения на строительство и положительного заключения государственной экспертизы может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, последствия которого без заключения государственной экспертизы являются непредсказуемыми, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах требования Прокурора Кировского района г.Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Астафьеву В.В. об обязании приостановить строительство спорного административного здания до получения разрешения на строительство и положительного заключения государственной экспертизы суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Кировского района г.Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Астафьеву В.В. о приостановлении строительства- удовлетворить.

Обязать Астафьева В.В. приостановить строительство административного здания на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> до получения разрешения на строительство, положительного заключения государственной экспертизы.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения суда.

Судья Е.Л.Коржинек

Мотивированный текст решения изготовлен 28.10.2010г.Судья:

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 октября 2010 г. г.Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Абрамовой В.С., с участием прокурора Дудиной В.П.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-3683/2010 по исковому заявлению Прокурора Кировского района г.Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Астафьеву В.В. об обязании приостановить строительство административного здания до получения разрешения на строительство, положительного заключения государственной экспертизы,

руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Кировского района г.Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Астафьеву В.В. о приостановлении строительства- удовлетворить.

Обязать Астафьева В.В. приостановить строительство административного здания на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> до получения разрешения на строительство, положительного заключения государственной экспертизы.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения суда.

Судья Е.Л.Коржинек

Мотивированный текст решения изготовлен 28.10.2010г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200