Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22.09.2010 г.
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Абрамовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3797/2010 по заявлению Пивина А.Л. о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Иркутской области, обязании устранить допущенное нарушение прав,
У С Т А Н О В И Л :
Пивин А.Л. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, требуя признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №и, обязать Министерство устранить допущенное нарушение его прав, путем принятия нового решения, в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование своего заявления Пивин А.Л. указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Агентство имущественных отношений Иркутской области (в настоящее время Министерство имущественных отношений Иркутской области) с заявлением о выборе земельного участка под постройку склада на праве аренды.
Министерство направило его заявление председателю Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска с предписанием обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства.
ДД.ММ.ГГГГ Комитет по градостроительной политике направил в Министерство имущественных отношений копии ситуационной схемы (фрагмента топографической основы М 1:500) и каталога координат (каталог координат углов поворота границ и ведомость вычисления площади земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ) для рассмотрения вопроса о выделении земельного участка под строительство склада на рабочей группе (Земельная комиссия при Губернаторе Иркутской области) и согласования Акта о выборе участка.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство направило ему письмо (исх. №и) в котором уведомило, что испрашиваемый земельный участок согласно генеральному плану г. Иркутска расположен в рекреационной зоне Р-3 а, также учитывая рекомендации Земельной комиссии прошедшей ДД.ММ.ГГГГ, предоставление земельного участка для строительства склада строительных материалов не представляется возможным.
Не согласившись с Решением Министерства имущественных отношений, он направил заявление в Комитет по градостроительной политике г. Иркутска. Согласно официальному ответу Комитета по градостроительной политике г. Иркутска (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №/о - ДД.ММ.ГГГГ дата, когда ему стало известно о нарушении его прав) испрашиваемый участок не относится к зоне Р-3, а относится к зоне ИТ-2 (инженерной и транспортной инфраструктуры). Кроме того, согласно указанному ответу испрашиваемый участок планируется отнести к зоне П-7 (санитарно-защитная зона предприятия). Планируются общественные слушания по утверждению нового генерального плана застройки г. Иркутска, в том числе и по рассматриваемому району.
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ зоны земельного участка ИТ-2 и П-7 не являются препятствием для постройки на них нежилого помещения с назначением «Склад». Таким образом, решение Министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №и является незаконным и необоснованным.
В судебное заседание заявитель не явился, представив суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители заявителя по доверенности Хуснутдинов И.Б. и Татаров М.В. в судебном заседании требования Пивина А.Л. поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, при этом суду пояснили, что обжалуемое заявителем решение содержит не достоверные сведения, что нарушает права заявителя.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Иркутской области по доверенности Грибещенко А.А. суду пояснил, что Министерство приняло оспариваемое решение в соответствии с рекомендациями Земельной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о принадлежности испрашиваемого заявителем земельного участка к рекреационной зоне Р-3, Министерством не проверялись.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (в редакции ФЗ от 14.12.1995г. № 197 - ФЗ и от 09.02.2009г № 4-ФЗ) каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы.
Заявления об обжаловании действий и решений в соответствии с Законом РФ № 4866 - 1 рассматриваются в порядке главы 25 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 ГПК РФ определено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечет к ответственности.
Согласно ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина, или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с п. 2 Постановление Правительства Иркутской области от 18.12.2009г. N 364/143-пп "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства» земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки, земельный участок), предоставляются для строительства в порядке, предусмотренном законодательством, с учетом рекомендаций Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области.
Согласно п. 3 указанного Постановления предоставление земельных участков для строительства гражданам и юридическим лицам осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 73 указанного Постановления решения об отказе в размещении объектов на земельных участках, об отказе в предоставлении земельных участков для строительства от имени Правительства Иркутской области принимаются Министерством имущественных отношений Иркутской области.
В судебном заседании установлено, что решением Министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №и Пивину А.Л. отказано в выборе земельного участка на праве аренды, площадью 751,82 кв.м. для размещения склада строительных материалов, расположенного по адресу: <адрес> А.
Данное решение мотивировано тем, что указанный земельный участок, согласно генеральному плану г. Иркутска расположен в рекреационной зоне Р-3, на участках озелененных городских территорий общего пользования с соответствующими объектами отдыха, которые предназначены для выполнения активных рекреационных функций.
Как следует из протокола Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №, комиссией принято решение об отказе в предоставлении Пивину А.Л. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> А. в связи с тем, что указанный земельный участок, согласно генеральному плану г. Иркутска попадает в рекреационную зону Р-3.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Иркутской области по доверенности Грибещенко А.А. суду пояснил, что зонирование и отнесение земельных участков к рекреационным зонам (Р-3), зонам инженерной и транспортной инфраструктуры (ИТ-2), санитарно-защитным зонам предприятий (П-7) и иным зонам не входит в компетенцию Министерства, данный вопрос входит в компетенцию комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска.
Согласно п.1.1.Положения о Комитете по градостроительной политике, утвержденного распоряжением мэра г. Иркутска от 01.09.2008 N 031-10-1041/8 - Комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска (далее - комитет) является структурным подразделением администрации города Иркутска, не наделенным правами юридического лица.
Как следует из указанного Положения Комитет в соответствии с возложенными на него задачами, в порядке и пределах, установленных законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Иркутска, осуществляет следующие функции:
-Обеспечивает подготовку проекта генерального плана г. Иркутска, его согласование и экспертизу в соответствии с действующим законодательством.
-Осуществляет подготовку плана реализации генерального плана г. Иркутска.
-Обеспечивает в установленном законодательством порядке подготовку и утверждение документации по планировке территории г. Иркутска.
-Осуществляет получение информации о разрешенном использовании земельных участков в пределах своей компетенции.
- Обеспечивает выбор земельных участков в пределах своей компетенции на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о департаменте архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска утвержденного распоряжением мэра г. Иркутск от 01.09.2008г. № 031-10-1041/8, Департамент является структурным подразделением Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, не наделенным правами юридического лица.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ № начальника департамента архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска на обращение Пивина А.Л. по вопросу предоставления информации по земельному участку, расположенному по <адрес> (согласно прилагаемой схеме), испрашиваемый заявителем земельный участок в соответствии с Решением городской Думы г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № расположен в зоне инженерной и транспортной инфраструктуры (ИТ-2).
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Иркутской области по доверенности Грибещенко А.А. не оспаривал, что испрашиваемый заявителем земельный участок относиться к зоне инженерной и транспортной инфраструктуры (ИТ-2).
Учитывая публичный характер настоящего дела, обязанность по доказыванию требований заявителя лежит на Министерстве имущественных отношений Иркутской области, однако доказательств того, что испрашиваемый Пивиным А.Л. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> А, согласно генеральному плану г. Иркутска расположен в рекреационной зоне Р-3, Министерством суду не представлено.
Представленный суду протокола Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области от 09.04.2010г. №3, которым руководствовалось Министерство при принятии решения об отказе заявителю в предоставлении земельного участка, не может являться объективным доказательством, подтверждающим нахождения испрашиваемого заявителем земельного участка в рекреационной зоне Р-3.
Кроме того, вышеуказанный протокол Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области, в соответствии с п. 2 Постановление Правительства Иркутской области от 18.12.2009г. N 364/143-пп "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства» носит рекомендательный характер и не является обязательным и безусловным основанием для принятия Министерством решения об отказе в предоставлении земельного участка.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Пивина А.Л. о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Иркутской области об отказе в выборе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> А., являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В связи с чем, требования заявителя об обязании Министерства устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав, путем принятие нового решения, в соответствии с действующим законодательством являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Пивина А.Л. - удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №и.
Обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области устранить нарушенное право Пивина А.Л., путем принятия нового решения, в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированный текст решения изготовлен 27.09.2010г.