о взыскании денежных средств, недоплаченных при увольнении



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 сентября 2010г. г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Александровой М. А.,

при секретаре Хажаковой Я. В.,

с участием истца Самохина С.А., представителя истца по доверенности Шаламова С.А., представителей ответчика по доверенностям Высоцкого А.Ф., Горбатенко А.И.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-3793/2010 по иску Самохина Г.Г. к ФГУНПГП «Иркутскгеофизика» о взыскании денежных средств, недоплаченных при увольнении в размере 79 473, 12 рублей, денежной компенсации за задержку выплат в размере 4 537,67 рублей,

Установил:

Самохин Г.Г. обратился в суд с иском к ФГУНПГП «Иркутскгеофизика». С учетом уточненного размера требований просил суд о взыскании с ответчика денежных средств, недоплаченных при увольнении в размере 79 473, 12 рублей, денежной компенсации за задержку выплат в размере 4 537,67 рублей.

В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и Федеральным государственным унитарным научно-производственным геологическим предприятием «Иркутскгеофизика» был заключен трудовой договор №.

ДД.ММ.ГГГГ указанный выше трудовой договор прекратил своё действие в связи с подписанием Соглашения СР/17 от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении указанного выше трудового договора.

В соответствии с условиями Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ ответчик принял на себя обязательства выплатить истцу денежные средства, подлежащие начислению при увольнении работника, а так же денежную компенсацию в размере пяти средних месячных заработных плат.

Ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ устанавливает, что в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с нимрасчет в соответствии со статьей 140 Трудовым Кодекса.

Ч.1 ст. 140 ТК РФ регламентирует, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производитсяв день увольненияработника.

Согласно ч.3 ст. 84.1 ТК РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях являетсяпоследний день работы работника.

В соответствии с положениями ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Как следует из п.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № СР/17 трудовой договор между сторонами прекратил своё действие ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из п. 3 указанного соглашения работодатель обязуется выплатить работнику денежные средства, подлежащие начислению при увольнении работника, а так жеденежную компенсацию в размере пяти средних месячных заработных плат.

В настоящее время ответчик не в полном объеме оплатил денежную компенсацию при увольнении по соглашению сторон. Доводы Ответчика о том, что средний заработок работника правомерно был определён путем умножения среднего дневного заработка, с учётом трехдневной рабочей недели, на количество дней в периоде, подлежащем оплате, нельзя считать правильными.

Размер денежной компенсации, недоплаченной при увольнении составляет 79 473,12 рубля 46 копеек. Указанная сумма должна быть выплачена с учетом компенсации за задержку выплат с учетом ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 4 537,67 рублей.

В судебном заседании истец Самохин Г.Г., представитель истца по доверенности Шаламов С.А. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске, просили взыскать с ответчика денежные средства, недоплаченные при увольнении истца в размере 79 473, 12 рублей, денежную компенсацию за задержку выплат - в размере 4 537,67 рублей.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Высоцкий А.Ф исковые требования Самохина Г.Г. не признал. В возражение на требования указал, что основанием расторжения трудового договора с Самохиным Г.Г. послужило дополнительное соглашение о расторжении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № СР/17 с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с данным соглашением работодателем полностью исполнены принятые на себя обязательства, в частности истцу выплачено 5 средних месячных заработных плат, рассчитанных в соответствии с действующим трудовым законодательством РФ, расчет полностью соответствует Трудовому кодексу РФ, а так же Постановлению Правительства РФ от 24.12.2007 года № 922. Способ расчета денежных средств, подлежащих уплате истцу следующий: согласно пункта 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 года № 922, средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней в периоде, подлежащем оплате. Средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения. Таким образом, дневной заработок истца составляет - 2563 рубля 66 копеек. Принимая во внимание, приобщенный к материалам дела приказ ФГУНПГП «Иркутскгеофизика» от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что истец ознакомлен с этим приказом под роспись ДД.ММ.ГГГГ, а так же рапорт начальника отдела экономической безопасности Г.Г.Самохина, средний заработок истца за 5 месяцев составляет 197 тысяч 401 рубль 82 копейки (2563,66 рублей*77дней). Пи этом количество рабочих дней истца в периоде с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно рассчитано с учетом приказа ФГУНПГП «Иркутскгеофизика» от ДД.ММ.ГГГГ №/общ «О введении режима неполной рабочей недели в ФГУНПГП «Иркутскгеофизика» и составило 77 дней. Расчет истца о задолженности по дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ № СР/17, не основан на имеющихся в материалах дела доказательствах, не соответствует Трудовому кодексу РФ, а так же Постановлению Правительства РФ от 24.12.2007 года № 922. Вышеизложенное также свидетельствует о необоснованности требований истца в отношении требуемой ко взысканию суммы процентов за ненадлежащее выполнение обязанностей. Факт неисполнения работодателем обязанностей по соглашению опровергнут имеющимися в деле доказательствами. На основании изложенного просил суд отказать Самохину Г.Г. в удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Горбатенко А.И. доводы представителя ответчика Высоцкого А.Ф. поддержала.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные по делу письменные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Самохина Г.Г. к ФГУНПГП «Иркутскгеофизика» о взыскании денежных средств, недоплаченных при увольнении в размере 79 473, 12 рублей, денежной компенсации за задержку выплат в размере 4 537,67 рублей обоснованными и подлежащими удовлетворению частично. При этом суд исходит из следующего.

Согласно ст. 78 ТК РФ трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Федеральным государственным унитарным научно-производственным геологическим предприятием «Иркутскгеофизика» был заключен трудовой договор №.

Соглашением СР/17 от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении указанного трудового договора, стороны договорились, что ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор прекращает свое действие. При этом работодатель обязуется выплатить работнику Самохину Г.Г. денежные средства, подлежащие начислению при увольнении работника, а так же денежную компенсацию в размере пяти средних месячных заработных плат.

Приказом №/к от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с Самохиным Г.Г. расторгнут по п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно представленному ответчиком расчета среднего заработка и сумм к начислению, а также расчетному листку за май 2010 г., представленному истцом, Самохину Г.Г. при увольнении выплачена денежная компенсация при увольнении в размере 197 401,82 рубль. Указанное обстоятельство не оспорено истцом.

Судом установлено, что между истцом и ответчиком не имеется спора о размере среднедневного заработка истца, который составляет 2 563,66 рублей и рассчитан с учетом заработной платы истца за последние 12 месяцев, предшествующих увольнению в соответствии с требованиями ст. 139 ТК РФ. В связи с отсутствием спора между сторонами в указанной части суд полагает при разрешении спора по существу исходить из размера среднедневного заработка истца в сумме 2 563,66 рублей.

Как установлено соглашением о расторжении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ ответчик обязался выплатить истцу заработок в размере 5 месячных заработных плат. При этом порядок определения среднемесячного заработка в соглашении не определен. В связи с этим суд полагает при определении среднемесячного заработка требованиями ст. 139 ТК РФ.

В соответствии со ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» при определении среднего заработка используется средний дневной заработок.

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Соглашением сторон, истцу гарантирована денежная компенсация при увольнении в размере 5 месячных заработных прав. При этом соглашением сторон не установлено, что указанный размер должен определяться работодателем с учетом неполной рабочей недели, установленной приказом и.о. генерального директора ФГУНПГП «ИРкутскгеофизика» №/общ от ДД.ММ.ГГГГ

Указанное следует из буквального толкования соглашения сторон. Иное толкование, по мнению суда, приведет к необоснованному ограничению прав истца, на которое он не рассчитывал и не мог рассчитывать при подписании соглашения о расторжении трудового договора с работодателем.

Согласно производственному календарю на 2010 год в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было 108 рабочих дней.

Таким образом, денежная компенсация при увольнении истца должна была составлять 276 875,28 рублей ( 2 563,66 рублей * 108 рабочих дней).

Истцу выплачена денежная компенсация при увольнении в размере 197 401,82 рубль. Следовательно, размер недоплаченной компенсации при увольнении составляет 79 473, 12 рублей (276 875,28 рублей - 197 401,82 рубль). Указанная сумма подлежит взысканию в пользу истцу.

Кроме того, в пользу истца подлежит взысканию компенсация за задержку выплат при увольнении в соответствии со ст. 236 ТК РФ.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

В соответствии со ч.1 ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производитсяв день увольненияработника.

Период просрочки выплаты истцу недоначисленной денежной компенсации при увольнении составляет 127 дней. Ставка рефинансирования ЦБ РФ на день вынесения решения суда составляет 7,75 %. Следовательно, размер компенсации (процентов) за несвоевременную выплату денежной компенсации при увольнении составляет 2 607,38 рублей, исходя из следующего расчета:

79 473,12 руб. * 7,75% / 300 * 127 дней = 2 607,38 рублей.

Указанная сумма компенсации подлежит взысканию в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Самохина Г.Г. к ФГУНПГП «Иркутскгеофизика» о взыскании денежных средств, недоплаченных при увольнении в размере 79 473, 12 рублей, денежной компенсации за задержку выплат в размере 4 537,67 рублей - удовлетворить частично.

Взыскать с ФГУНПГП «Иркутскгеофизика» в пользу Самохина Г.Г. недоплаченные денежные средства при увольнении в размере 79 473,12 рублей, денежную компенсацию за задержку выплат в размере 2 607,38 рублей.

В удовлетворении исковых требований Самохина Г.Г. к ФГУНПГП «Иркутскгеофизика» о взыскании денежной компенсации за задержку выплат в большем размере - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья М.А. Александрова

Мотивированный текст решения изготовлен 11.10.2010г.

Судья М.А. Александрова