РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10.11.2010года
Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Абрамовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3842/2010 по иску прокурора Ленинского района г. Иркутска в интересах Куликовой Т.К. к Администрации <адрес>, Министерству социального развития опеки и попечительства Иркутской области о признании Куликовой Т.К нуждающейся в жилом помещении, об обязании предоставить Куликовой Т.К. жилое помещение во внеочередном порядке,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Иркутска обратился в суд в интересах Куликовой Т.К., требуя обязать Правительство Иркутской области, администрацию г. Иркутска предоставить Куликовой Т.К. жилое помещение, предназначенное для постоянного проживания, площадью не менее 33 кв.м.
В обоснование исковых требований указал, что в прокуратуру Ленинского района г.Иркутска обратилась Куликова Т.К. с заявлением о нарушении ее прав, гарантированных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Проведенной по заявлению проверкой установлено, что Решением Свердловского районного суда г.Иркутска от 23.12.2009г. установлен юридический факт и Куликова Т.К. признана лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Куликова Т.К. не имеет закрепленного жилья, в период пребывания в детских государственных учреждениях для детей-сирот не была поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении, по достижении 18-летнего возраста она не была обеспечена жилым помещением, предназначенным для постоянного проживания, в связи с чем, на основании действующего законодательства, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения.
В дальнейшем прокурор привлек к участию в деле в качестве ответчика Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, в качестве третьего лица указал Правительство Иркутской области, и просил суд признать Куликову Т.К. нуждающейся в жилом помещении, обязать администрацию г. Иркутска представить Куликовой Т.К. жилое помещение, предназначенное для постоянного проживания, площадью не менее 33 кв.м.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Иркутска Попова Ж.В. и истица Куликова Т.К. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточненном исковом заявлении, при этом прокурор Попова Ж.В. указала, что истица имеет право на получение во внеочередном порядке жилого помещения, поскольку относится к лицам, оставшимся без попечения родителей.
Представитель ответчика Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по доверенности Ахтареев А.В. исковые требования прокурора в интересах Куликовой Т.К. не признал в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Иркутска Шевкунова Т.А. требования прокурора не признала, при этом указала, что истица не была поставлена на учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, в администрации г. Иркутска до достижения ею 23 лет, в связи с чем, правовые основания для предоставления ей жилого помещения в соответствии с действующим законодательством РФ в сфере защиты прав детей-сирот отсутствуют.
Третье лицо Правительство Иркутской области надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела в судебное заседание своих представителей не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, в их совокупности суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), вступившим в силу с 01.03.2005г., и специальным законом - ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (далее по тексту ФЗ РФ № 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).
В судебном заседании установлено, что Куликова Т.К. ДД.ММ.ГГГГ г.р. являлась воспитанницей Детского <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и находилась на полном государственном обеспечении. Выбыла ДД.ММ.ГГГГ для обучения в училище искусств <адрес>. Мать Куликова Е.П., умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Куликов К.М., решением Осинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, не лишен родительских прав.
Решением Свердловского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, установлен факт оставления Куликовой Т.К. ДД.ММ.ГГГГг.р., без попечения родителей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Из представленных в ответ на судебный запрос Уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также справки МУП БТИ г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений о зарегистрированных правах Куликовой Т.К., ДД.ММ.ГГГГг.р. на объекты недвижимого имущества не имеется.
Прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением, полагая, что поскольку у истицы не имеется закрепленного жилья, в период пребывания в детских государственных учреждениях для детей-сирот она не была поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении, по достижению 18-летнего возраста не была обеспечена жилым помещением, на основании действующего законодательства, истица имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения.
С данными доводами прокурора суд не может согласиться, по следующим основаниям.
Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ст.1 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьей 2 Закона Иркутской области № 50-оз от 22.06.2010г. « О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» предусмотрено обеспечение детей-сирот, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта на основании решений уполномоченного органа. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра (части 5,10, 11 статьи 4 Закона Иркутской области № 50-оз).
В соответствии со ст. 3 Закона Иркутской области № 50-оз учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в соответствии с законом Иркутской области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Статьей 4 Закона Иркутской области № 50-оз предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по их заявлению, поданному в уполномоченный Правительством Иркутской области исполнительный орган государственной власти Иркутской области, ведущий областной реестр детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно Постановлению Правительства Иркутской области от 26.10.2010г. № 210-пп уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области определено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
В силу ч. 2 вышеназванной статьи, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В иных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по достижении ими восемнадцати лет либо приобретении ими в установленном порядке полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона Иркутской области «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта. С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом жилые помещения в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт.
Анализируя вышеуказанные нормы закона, суд полагает, что внеочередное получение жилого помещение возможно при наличии сведений об отсутствии закрепленного жилого помещения за несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, а также сведений о постановке на учет в органах местного самоуправлении до достижения лицами, отнесенными к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет.
Верховный суд РФ 27.09.2006г. в своем «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2006г.» указал, что как следует из преамбулы ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.
Вместе с тем, судом установлено, а истицей Куликовой Т.К. не оспаривалось, что в органы местного самоуправления по вопросу обеспечения жилым помещением до достижения ею 23 лет она не обращалась, на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением как лицо, оставшееся без попечения родителей в настоящее время не состоит.
Из представленных суду истицей доказательств (переписки с органами местного самоуправления) следует, что Куликова Т.К. впервые обратилась в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения в 2007г., т.е. в возрасте 25 лет, данные обстоятельства ни прокурором, ни Куликовой Т.К. не опровергнуты в судебном заседании.
Доказательств того, что истица до достижения ею 23-летнего возраста не имела реальной возможности обратиться с заявлением в компетентные органы о постановке на учет, в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо, отнесенное законом к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суду ни прокурором, ни Куликовой Т.К. не представлено, в материалах дела такие доказательства также отсутствуют.
В связи с чем, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований прокурора о признании Куликовой Т.К., отнесенной законом к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в жилом помещении, об обязании предоставить Куликовой Т.К. жилое помещение во внеочередном порядке.
При этом суд исходит из того, что своевременность обращения с заявлением в органы местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения вне очереди, зависит только от волеизъявления самого лица, оставшегося без попечения родителей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Иркутска в интересах Куликовой Т.К. к Администрации г.Иркутска, Министерству социального развития опеки и попечительства Иркутской области о признании Куликовой Т.К нуждающейся в жилом помещении, об обязании предоставить Куликовой Т.К. жилое помещение во внеочередном порядке -оставить без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированный текст решения изготовлен 15.11.2010г.