РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2011 года г. Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Левошко А.Н., при секретаре судебного заседания Абдуллиной Ю.Р.,
при участии в судебном заседании представителей заявителя по доверенностям Манзаевой Т.С., Диденко М.В., представителя заинтересованного лица по доверенности Терентьевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1071/2011 по заявлению Негосударственного учреждения здравоохранения НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ к Управлению Министерства юстиции РФ по Иркутской области об оспаривании в части решения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы,
УСТАНОВИЛ:
Негосударственное учреждение здравоохранения НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ (Далее - заявитель, Учреждение) обратилось в суд с заявлением, требуя признать решение Управления Министерства юстиции РФ по Иркутской области (Далее - Управление) об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Учреждения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части:
1. признания не соответствующими целям Учреждения следующих видов деятельности: проведение платных курсов повышения квалификации медицинских работников, услуги связи, транспортировка тел умерших, техническое обслуживание медицинского оборудования и аппаратуры, деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
2. признания наименования организации, указанного на титульном листе Устава, не соответствующим наименованию, указанному в п.1.2 заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, а также п. 1.2 листа А заявления;
3. признания Учреждения нарушившим абз.3 п.4.1 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2002г. № 439.
В обоснование исковых требований заявитель указал, что Решением Управления № от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Учреждения на основании несоответствия представленных учредительных документов действующему законодательству.
Главным основанием для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Учреждения, явилось признание некоторых из видов деятельности противоречащими целям Учреждения.
Целями Учреждения согласно п.п.2.7., 2.8 Устава являются: деятельность в области медицинских наук, здравоохранения и социальной защиты граждан для достижения позитивных социальных перемен в обществе; обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства на территории Российской Федерации первичной медико-санитарной, специализированной, высокотехнологичной медицинской диагностической, лечебной, профилактической помощью, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, информационными услугами в сфере фармации, ветеринарными (диагностическими и лечебными) услугами для реализации социальных и экономических интересов Учреждения на основе полученных средств) и действующему законодательству.
Отказ в части признания видов деятельности, указанных в п.п.2.9.17., 2.9.18., 2.9.22., 2.9.23. Устава Учреждения, несоответствующими целям деятельности организации является необоснованным и нарушает права и законные интересы учредителей по следующим основаниям:
1) Проведение платных курсов повышения квалификации медицинских работников (п. 2.9.17 Устава) относится к деятельности в области медицинских наук и не противоречит ни целям Учреждения, ни действующему законодательству (например, подготовка к защите ученой степени).
2) Услуги связи (п.2.9.18 Устава), предоставляются пациентам, проходящим лечение в Учреждении являются необходимыми (пациенты в период лечения должны иметь возможность связаться со своими близкими и родственниками). Узел связи, сети передачи данных являются собственностью Учреждения.
3) Транспортировка тел умерших (п. 2.9.18 Устава) осуществляется, как правило, просьбе родственников пациентов, то есть услуга не предоставляется третьим лицам, не является систематической и не может рассматриваться в качестве предпринимательской деятельности, поскольку плата, взимаемая за перевозку, не приносит прибыли Учреждению и не превышает затрат, направленных на оказание этих услуг.
Данный вид деятельности указан в действующем Уставе Учреждения и соответствует целям организации.
4) Учреждение, оказывая услуги по заместительной почечной терапии, использует высокотехнологичное медицинское оборудование. Для того чтобы обеспечить его надлежащую эксплуатацию, оборудование нуждается в постоянном квалифицированном техническом обслуживании (п.2.9.18 Устава). Самостоятельно вводить в эксплуатацию медицинское оборудование разрешено только организациям, имеющим лицензию медицинского техника и инженера.
5) Согласно п.1 ст.19 Федерального закона «О персональных данных» оператор Учреждение при обработке персональных данных (фамилия, имя, отчество, состояние здоровья пациентов и т.д.) обязан принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий. То есть осуществление деятельности по защите конфиденциальной информации - требование закона. Согласно писем Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Территориального фонда обязательного медицинского страхования необходимо получение лицензии на этот вид деятельности. Без указания данного вида деятельности в Уставе организации в выдаче лицензии на него может быть отказано.
6) Запрет в предоставлении имущества в аренду также является незаконным, так как согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Прибыль от платных услуг, в том числе от предоставления имущества в аренду, не распределяется между учредителями Учреждения и направляется на достижение целей, указанных в Уставе.
Другим основанием для отказа в регистрации изменений послужил тот факт, что наименование организации, указанное на титульном листе Устава, не соответствует наименованию, указанному в п.1.1.2 заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, а также в пункте 1.2. листа А Заявления. Однако в чем именно заключается несоответствие, в решении Управления не сказано. Наименование организации на титульном листе Устава полностью соответствует наименованию, указанному в Заявлении.
Кроме того, ст.23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации, в котором отсутствует такое основание, как ненадлежащее оформление документов. Данная статья предусматривает не обязанность, а право регистрирующего органа отказать в регистрации изменений устава, на что указывает формулировка ч.1 ст.23.1 («может быть отказано»). В связи с этим ненадлежащее оформление документов, как основание для отказа, должно касаться неустранимых и серьезных нарушений в оформлении документов, а не очевидных технических ошибок. В настоящем деле, установив указанное несоответствие, Управление имело возможность связаться с Заявителем и предложить исправить допущенную неточность, а не отказывать в государственной регистрации.
Управление также ссылается на нарушение абз.3 п.4.1. Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439, а именно «не представлены решения о внесении изменений в сведения о наименовании некоммерческой организации, о видах экономической деятельности, подлежащие внесению в Единый государственный реестр юридических лиц и сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации». Однако вышеуказанные Требования с изменениями, внесенными постановлением Правительства от 09.03.2010 № 135 не содержат пункта 4.1., на который ссылается Управление. Ни Федеральный закон «О некоммерческих организациях», ни другие нормативно-правовые акты не содержат требования о представлении решения некоммерческой организации о внесении изменений в учредительные документы с конкретным перечислением сведений, в которые вносятся изменения. В представленном Управлению протоколе Совета Учреждения о внесении изменений от ДД.ММ.ГГГГ указано, что решено «принять Устав Учреждения в новой редакции», что, по мнению заявителя, явно свидетельствует о намерении внести изменения в вышеуказанные сведения.
Кроме того, в ходе проводимых сотрудниками Управления консультаций пояснялось, что некоммерческая организация не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью как таковой. Что и явилось, по всей видимости, основанием для отказа в регистрации сведений о видах деятельности, приносящих прибыль. Между тем, Учреждение, не имея собственных средств, не будет иметь возможности оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь, а, значит, достигать целей, указанных в Уставе. Так, денежные средства необходимы для оплат коммунальных услуг по месту осуществления деятельности, закупки дорогостоящего оборудования, выплаты заработной платы обслуживающему персоналу, а также для постоянного повышения качества и уровня оказываемых услуг.
Все иные замечания Управления, указанные в Уведомлении об отказе в государственной регистрации, будут учтены Заявителем при повторной подаче документов.
На основании вышеизложенного, заявитель считал требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании представители заявителя Манзаева Т.С., Диденко М.В. требования поддержали в полном объеме и по основаниям, изложенным в заявлении, настаивали на их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица по доверенности Терентьева М.С. требования Учреждения не признала, считала их незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией МНС России по Октябрьскому округу были внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц об Учреждении, зарегистрированном до 01 июля 2002 года, за основным государственным регистрационным номером 1023801540950.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» сведения о некоммерческих организациях, зарегистрированных до вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» были переданы из Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области и Усть- Ордынскому Бурятскому автономному округу в Управление Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступили документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Учреждения, в том числе в связи с изменением наименования некоммерческой организации, в связи с изменением сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации.
По результатам рассмотрения представленных для государственной регистрации документов ДД.ММ.ГГГГ Управлением было принято решение об отказе в государственной регистрации. Основанием для отказа в государственной регистрации послужило несоответствие Устава Организации действующему законодательству (п.п.1 п.1 ст.23.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
В соответствии с п.п.2.7, 2.8 Устава Организации целями Организации являются деятельность в области медицинских наук, здравоохранения и социальной защиты граждан для достижения позитивных социальных перемен в обществе, обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства на территории Российской Федерации первичной медико-санитарной, специализированной, высокотехнологичной медицинской диагностической, лечебной, профилактической помощью, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, информационными услугами в сфере фармации, ветеринарными (диагностическими и лечебными) услугами для реализации социальных и экономических интересов на основе полученных средств.
В соответствии с п.1 ст.24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Таким образом, в Уставе Организации должны быть указаны виды деятельности, которые соответствуют целям деятельности Организации.
Вместе с тем, в результате проведенной правовой экспертизы было установлено, что некоторые виды деятельности, указанные в Уставе Организации, не соответствует целям Организации и выходят за пределы ее правоспособности.
Так, в п. 2.9.17 Устава Организации одним из видов деятельности Организации указано проведение практических занятий на платных курсах повышения квалификации. Согласно п.5 ст.9 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» повышение квалификации относится к основным профессиональным образовательным программам послевузовского профессионального образования. Однако осуществление образовательной деятельности не отнесено к целям деятельности Организации. Кроме того, в случае осуществления Организацией образовательной деятельности, устав Организации должен соответствовать ст.13 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
В п. 2.9.18, 2.9.22 Устава Организации указаны такие виды деятельности Организации, как транспортировка тел умерших, предоставление услуг телематической связи, техническое обслуживание медицинского оборудования и аппаратуры, деятельность по технической защите персональной информации. Заявитель указывает на то, что указанные виды деятельности осуществляются Организацией в соответствии с целями Организации. Однако, в частности, формулировки «техническое обслуживание медицинского оборудования и аппаратуры» или «деятельность по технической защите персональной информации» не позволяет установить, что Организация осуществляет техническое обслуживание собственного медицинского оборудования и аппаратуры или деятельность по технической защите персональной информации своих пациентов. Перечисление в Уставе указанных видов деятельности дает основания полагать, что услуги оказываются неограниченному кругу лиц.
Довод заявителя о том, что указание в Уставе деятельности по технической защите персональной информации необходимо для получения лицензии, не может быть принят во внимание. Исходя из норм Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.08.2006г. № 504, перечень оснований, необходимых для получения соответствующей лицензии, является исчерпывающим и в нем отсутствует обязательное требование об указании данного вида деятельности в учредительных документах Организации. Кроме того, исходя из специальной правоспособности лечебных учреждений, являющихся операторами персональных данных, обязанности осуществлять их защиту возникает у них в силу закона (ст. 19 Федерального закона от 276.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).
В соответствии с п.2.9.23 Устава видом деятельности Организации является предоставление имущества, либо его составных частей (приборов, оборудования, сетей передачи данных) в аренду. Тогда как, целью Организации является деятельность в области медицинских наук, здравоохранения и социальной защиты граждан для достижения позитивных социальных перемен в обществе. В связи с этим неясно, как указанная цель может быть достигнута Организацией путем предоставления имущества, либо его составных частей (приборов, оборудования, сетей передачи данных) в аренду.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, к которой отнесено, в том числе и реализация имущественных и неимущественных прав. Таким образом, предоставление имущества, либо его составных частей (приборов, оборудования, сетей передачи данных) в аренду является правом Организации, и тем самым положения о сдаче имущества в аренду должны найти отражения в разделе Устава «Права и обязанности Учреждения».
В своей деятельности при принятии решения о государственной регистрации некоммерческих организаций Управление руководствуется Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009г. № 96 (далее - Административный регламент). Административным регламентом детально определена последовательность административных процедур, среди которых отсутствуют полномочия специалистов по уведомлению заявителей о необходимости исправления выявленных неточностей и несоответствий законодательству в представленных для государственной регистрации документах.
На основании этого, представитель Управления полагал, что правовые основания удовлетворения исковых требований Учреждения об оспаривании в части решения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, отсутствуют.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит следующим выводам.
По правилам п.1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (ст. 249 ГПК РФ).
В соответствии с п.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» Федеральной налоговой службе и Федеральной регистрационной службе обеспечить до 1 января 2008 г. передачу и прием сведений о некоммерческих организациях, зарегистрированных до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п.п.4 п.3 Положения об управлении министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации №147 от 21.05.2009г., основными задачами Управления является, в том числе осуществление деятельности в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций.
Согласно п.п.37, 43 п.6 указанного Положения Управление осуществляет, в том числе следующие полномочия: принимает решение о государственной регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр зарегистрированных некоммерческих организаций в соответствующем субъекте Российской Федерации;
Пунктом 44 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от 31.03.2009г. № 96, установлено, что в государственной регистрации иной некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям:
иной некоммерческой организации:
ее учредительные документы противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
ее наименование оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом "О некоммерческих организациях", представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;
выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может им быть в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
В соответствии с п.п.1, 2 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Пунктом 1 ст.23 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации.
Согласно п.1 ст.23.1 указанного закона в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям:
1) если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
3) если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
4) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган;
5) если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 настоящего Федерального закона;
6) если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации;
7) если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения;
8) в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1.1 настоящей статьи.
Из п.1.1 ст.23.1 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ следует, что в случае, если представленные для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, оформлены в ненадлежащем порядке, уполномоченный орган или его территориальный орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца. При принятии решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации прерывается течение срока, установленного пунктом 8 статьи 13.1 настоящего Федерального закона. Часть такого срока, истекшая до принятия решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня представления документов, оформленных в надлежащем порядке.
В силу п.п.1, 2 ст.24 указанного закона некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на Совете Учреждения в составе учредителей: Ч., Р., М. и под председательством Б. (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) решено принять устав Учреждения в новой редакции, утвердить символику.
В соответствии с Уставом Учреждения, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, основной целью создания Учреждения является деятельность в области медицинских наук, здравоохранения и социальной защиты граждан для достижения позитивных социальных перемен в обществе (п.2.7 Устава).
Целями Учреждения являются обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства на территории Российской Федерации первичной медико-санитарной, специализированной, высокотехнологичной медицинской диагностической, лечебной, профилактической помощью, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, информационными услугами в сфере фармации, ветеринарными (диагностическими и лечебными) услугами для реализации социальных и экономических интересов Учреждения на основе полученных средств (п.2.8 Устава).
Согласно п.2.9 Устава для осуществления уставных целей Учреждение имеет право в установленном законом порядке осуществлять следующие виды деятельности: Оказание всех видов медицинской помощи: доврачебной, первичной, специализированной, высокотехнологичной, трансплантации органов и тканей, а также все видов лабораторных исследований в медицине и ветеринарии, как в системе обязательного медицинского страхования, так и вне системы ОМС; деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, в том числе общих для человека и животных (микроорганизмов, в том числе генетически измененных, бактериальных токсинов, простейших, гельминтов и ядов биологического происхождения I-IV групп патогенности, их производственных, музейных штаммов и санитарно-показательных микроорганизмов, материалов, зараженных или подозрительных на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний I-IV групп патогенности); деятельность по исследованию и разработке методов лечения с использованием полипотентных (стволовых) клеток, в том числе создание культуры стволовых клеток, экстракорпоральное оплодотворение, работа с культурами клеток и тканей, в том числе их клонирование; проведение научно-исследовательских работ по диагностике и лечению хирургических, гинекологических, травматолого-ортопедических, онкологических, терапевтических, неврологических, дерматовенерологических, инфекционных заболеваний, патологий иммунной системы; проведение рентгенологических, радиоиммунных, радиоизотопных исследований в области медицины и ветеринарии, в том числе получение радиофарм препаратов, эксплуатация ускорителей частиц; работа с источниками повышенной опасности: ионизирующими излучениями, ускорителями частиц, радиоактивными элементами, изотопами химических элементов и иным оборудованием, изъятым из оборота; разработка и внедрение новых технологий в практику здравоохранения и ветеринарии; оказание услуг методами нетрадиционной медицины: иглорефлексотерапия, су-джок, мануальная терапия, фитотерапия, лечение гипнозом, массаж и лечебно-физическая культура; обеспечение юридических и физических лиц лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и медицинским оборудованием; разработка, производство и реализация продукции производственно-технического, медицинского и ветеринарного назначения, в том числе бактерийных и иммунопрепаратов; оказание диагностических и лечебных ветеринарных услуг; медико-фармацевтическая деятельность: мелкооптовая закупка и хранение медикаментов; закупка, хранение и применение этилового спирта; закупка, хранение и применение сильнодействующих наркотических и психотропных средств II и III списков, согласно Перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681; закупка, хранение и применение сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств; мелкооптовая закупка, хранение и применение осмия для электронной микроскопии; обеспечение деятельности среднего медицинского персонала; высококвалифицированная консультативная помощь; участие в качестве исполнителя в системе обязательного медицинского страхования, обязательного социального страхования для обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью и иными видами услуг социального характера, согласно программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской и социальной помощи; проведение практических занятий на платных курсах повышения квалификации (п.2.9.17); вспомогательная деятельность: транспортировка тел умерших; предоставление услуг телематической связи, иных услуг, связанных с передачей данных пациентам, размещенным в помещениях Учреждения; техническое обслуживание медицинского оборудования и аппаратуры (п.2.9.18); участие в федеральных, областных, целевых программах, исполнение федеральных, областных, муниципальных заказов на оказание медицинской социальной помощи и услуг; деятельность по созданию проектов и написанию заявок на получение грантов европейских, американских фондов, органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации для реализации основных целей; обеспечение учета и ведения персонифицированной информации в соответствии с действующим законодательством; деятельность по технической защите конфиденциальной информации (п.2.9.22); предоставление имущества, либо его составных частей (приборов, оборудования, сетей передачи данных) в аренду; внешнеэкономическая деятельность; иные виды деятельности, приносящие доходы, в установленном порядке и в соответствии с действующим законодательством: платные виды деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них в соответствии с законодательством идет на развитие и совершенствование Учреждения.
ДД.ММ.ГГГГ Учреждение обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации. Согласно листа «А» «Сведения о наименовании некоммерческой организации» к указанному заявлению полное наименование заявителя указано как Негосударственное учреждение здравоохранения НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ, сокращенное наименование - НУЗ НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ, НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ.
Согласно листа «Е» «Сведения о видах экономической деятельности, подлежащие внесению в Единый государственный реестр юридических лиц» указаны следующие виды деятельности: деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных; врачебная практика; деятельность среднего медицинского персонала; научные исследования и разработки в области естественных и технических наук; деятельность медицинских лабораторий; ветеринарная деятельность; производство прочих фармацевтических продуктов и изделий фармацевтического назначения; представление услуг по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования; оптовая торговля фармацевтическими товарами; розничная торговля фармацевтическими товарами; деятельность в области электросвязи; деятельность автомобильного грузового транспорта.
ДД.ММ.ГГГГ руководителю Учреждения Управлением направлено уведомление № об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
Основаниями для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в указанном уведомлении, в том числе указаны:
В нарушение п.1 ст.24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» пункты 2.9.17, 2.9.18, 2.9.22 Устава Учреждения не соответствуют целям деятельности Учреждения, которые предусмотрены ее Уставом.
Кроме того, наименование Учреждения, указанное на титульном листе Устава Учреждения, не соответствует наименованию, указанному в п.1.2 Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, а также п.1.2 листа «А» заявления.
В нарушение абз.3 п.4.1 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2002г. № 439, в заявлении заполнены лист А «Сведения о наименовании некоммерческой организации», лист Е «Сведения о видах экономической деятельности, подлежащие внесению в Единый государственный реестр юридических лиц» и лист З «Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать без имени некоммерческой организации», однако решения о внесении изменений в указанные сведения для государственной регистрации не представлены.
Посчитав отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, в изложенной части незаконным, Учреждение обратилось в суд с заявлением в соответствии со ст.254 ГПК РФ.
Проверяя соответствие решения № от ДД.ММ.ГГГГ Управления об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Учреждения, в оспариваемой части действующему законодательству, суд исходит из следующего.
Поскольку закрепленными п.2.8 Устава целями Учреждения является, в том числе обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства на территории Российской Федерации первичной медико-санитарной, специализированной, высокотехнологичной медицинской диагностической, лечебной, профилактической помощью, что, по мнению суда, предполагает, в том числе обмен информацией в указанной сфере услуг, распространение положительного опыта среди специалистов, приобретение, использование, техническое обслуживание специального медицинского оборудования и аппаратуры, обеспечение лиц, обратившихся за оказанием помощи и находящихся на территории Учреждения, услугами связи, соблюдение требований конфиденциальности полученных в ходе оказания помощи сведений о состоянии здоровья, идентифицирующих данных пациентов, а также предоставление вспомогательных услуг в отношении умерших лиц, суд полагает, что указанные в п.п.2.9.17, 2.9.18, 2.9.22 Устава Учреждения, утвержденного 16.09.2010г., виды деятельности - проведение практических занятий на платных курсах повышения квалификации, техническая защита конфиденциальной информации, транспортировка тел умерших; предоставление услуг телематической связи, иных услуг, связанных с передачей данных пациентам, размещенным в помещениях Учреждения; техническое обслуживание медицинского оборудования и аппаратуры соответствует целям деятельности Учреждения, которые предусмотрены ее Уставом.
Каких-либо доказательств, отвечающих установленным ст.249 ГПК РФ суду не представлены, в материалах гражданского дела отсутствуют. Кроме того, ведение указанной деятельности, по мнению суда, также не противоречит требованиям п.2 ст.24 указанного закона, поскольку она служит достижению целей, ради которых создано Учреждение, соответствует указанным целям и указана в его учредительных документах
Ссылки представителя Управления на то, что указание в п.2.9.17 Устава Учреждения деятельности по проведению платных курсов повышения квалификации противоречит требованиям п.5 ст.9, ст.13 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», суд находит необоснованными, поскольку Учреждение не является образовательным, а положения указанного закона прямо не препятствуют проведению платных курсов повышения квалификации некоммерческим организациям, не являющимся образовательными учреждениями, в соответствии с положениями п.п.1, 2 ст.24 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ.
Поскольку оказание первичной медико-санитарной, специализированной, высокотехнологичной медицинской диагностической, лечебной, профилактической помощи фактически невозможно без использования медицинского оборудования и аппаратуры, суд полагает, что указание в п.2.9.18 Устава Учреждения в качестве вспомогательной деятельности по техническому обслуживанию медицинского оборудования и аппаратуры предполагает ее осуществление именно в отношении принадлежащего заявителю оборудования и аппаратуры.
Кроме того, поскольку в силу ч.1 ст.19 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор, которым является Учреждение, при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий, указание в п.2.9.22 Устава Учреждения такого вида деятельности, как техническая защита персональной информации, по мнению суда, не свидетельствует об его противоречии Конституции РФ и законодательству РФ.
При этом суд учитывает, что изложенные доводы представителя Управления в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в Устав Учреждения, не изложены, и следовательно, не являлись основанием для принятия указанного решения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что изложенные в п.п.2.9.17, 2.9.18, 2.9.22 Устава Учреждения, утвержденного 16.09.2010г., виды деятельности соответствуют целям деятельности Учреждения, которые предусмотрены ее учредительными документами (Уставом), не противоречат положениям действующего законодательства.
Проверяя наименование организации, указанное на титульном листе Устава, и наименование, указанное в п.1.2 заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, а также п.1.2 листа А заявления, суд исходит из следующего.
В соответствии с титульным листом Устава Учреждения, утвержденного 16.09.2010г., полное наименование учреждения - Негосударственное учреждение здравоохранения НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ.
В п.1.2 заявления от 16.11.2010г. о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, указано следующее полное наименование Учреждения - Негосударственное учреждение здравоохранения НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ.
В п.1.2 листа «А» заявления от 16.11.2010г. о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, указано следующее полное наименование Учреждения - Негосударственное учреждение здравоохранения НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ.
Таким образом, каких-либо несоответствий полного наименования Учреждения на титульном листе Устава и в п.1.2 заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, и п.1.2 листа «А» заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, судом не установлено.
Рассматривая требования заявителя в части признания Управлением Учреждения нарушившим абз.3 п.4.1 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2002г. № 439, суд руководствуется указанным нормативным правовым актом, структура которого не предусматривает наличие пункта 4.1.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявленные Учреждением к Управлению требования об оспаривании в части решения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 245, 249, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Негосударственного учреждения здравоохранения НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ к Управлению Министерства юстиции РФ по Иркутской области - удовлетворить.
Признать решение Управления Министерства юстиции РФ по Иркутской области об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Негосударственного учреждения здравоохранения НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части:
признания не соответствующими целям Негосударственного учреждения здравоохранения НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ следующих видов деятельности: проведение платных курсов повышения квалификации медицинских работников, услуги связи, транспортировка тел умерших, техническое обслуживание медицинского оборудования и аппаратуры, деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
признания наименования организации, указанного на титульном листе Устава, не соответствующим наименованию, указанному в п.1.2. заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, а также п.1.2 листа А заявления;
признания Негосударственного учреждения здравоохранения НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ нарушившим абз.3 п.4.1 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2002г. № 439.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.Н. Левошко
Мотивированный текст решения изготовлен 05.05.2011г.
Судья А.Н. Левошко