Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 февраля 2011 года город Иркутск Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Левошко А.Н., при секретаре судебного заседания Абдуллиной Ю.Р., с участием в судебном заседании истца Масленниковой И.М., представителя ответчика по доверенности Земчихиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-666/2011 по иску Масленниковой И.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска о признании незаконным в части решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании включить период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании судебных расходов, УСТАНОВИЛ: Масленникова И.М. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г.Иркутска (далее - Управление), требуя: признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ № Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском районе г.Иркутска в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; обязать Управление включить период работы Масленниковой И.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Вихоревской музыкальной школе в должности преподавателя фортепияно в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; обязать Управление назначить Масленниковой И.М. досрочную трудовую пенсию по старости по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с Управления в пользу Масленниковой И.М. понесенные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере 2 000 рублей. В обоснование исковых требований истец указала, что обратилась в Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Октябрьском районе города Иркутска о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, которая полагается в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Октябрьском районе города Иркутска было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, о чем было вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ №. В данном решении указано, что страховой стаж истца составляет 23 года 9 месяцев при требуемых 25 годах, при этом не включен в страховой страж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 год 6 месяцев нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до 3 лет на основании того, что ст.167 КЗоТ РФ (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ) в стаж для назначения льготной пенсии засчитывался только период отпуска по уходу за ребёнком до полутора лет. Однако, на момент нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет действовала ст.167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), которая предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Также в соответствии с п.2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет включается в стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии медикам и педагогам с 1 декабря 1989 года до 6 октября 1992 года. На основании изложенного истец считала исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. В судебном заседании Масленникова И.М. исковые требования поддержала в полном объеме и по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении. Представитель ответчика по доверенности Земчихина О.В. исковые требования не признала, считала их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. При досрочном назначении применяются Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. По записям в трудовой книжке истец работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя фортепиано в Вихоревской ДМШ. В стаж на соответствующих видах работ не включены периоды работы Масленниковой И.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет в должности преподавателя фортепиано в Вихоревской ДМШ. Период нахождения женщины в в отпуске по уходу за ребенком засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при достижении возраста ребенка до 1,5 лет. Разъяснениями Министерства труда от 02.05.1995г. № 5 и правилами. утвержденными постановлением Правительства № 516 от 11.07.2002г. установлено, что льготный порядок исчисления стажа применяется только в отношении периодов работы. Период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность. В период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком сохраняются только трудовые отношения. При этом не осуществляется педагогическая деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. то есть отсутствует факт работы в должности и в учреждении. Следовательно, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком включается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей до 1,5 лет ребенка в календарном порядке до 06.10.1992г. В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Так, на дату обращения истца, то есть на 24.09.2009г. стаж на соответствующих видах работ составил 23 года 09 месяцев 10 дней при требуемом не менее 25 лет, поэтому в назначении пенсии ей было отказано правомерно. Требования истца о взыскании расходов по оплате госпошлины в размере 200 рублей и услуг адвоката в размере 2 000 рублей не подлежат удовлетворению по следующим правовым основаниям. Согласно п.2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, п.1 ст.16 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации и средства его бюджета являются федеральной собственностью и имеют строго целевое назначение. Денежные средства Пенсионного фонда России не входят в состав бюджетов, иных фондов и изъятию не подлежат. Средства ПФР имеют строго целевое назначение, в частности, направляются на выплату пенсий. Другие выплаты за счет средств Пенсионного фонда, за исключением предусмотренных указанным Положением, прямо запрещены действующим законодательством. Согласно ст.28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации (куда входят и государственные внебюджетные фонды) основана, в том числе, на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации (статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации). ДД.ММ.ГГГГ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском районе г. Иркутска реорганизовано в Управление, являющееся правопреемником на основании Постановления Правления ПФР от 05.04.2010 № 79п. На основании изложенного представитель Управления просила в удовлетворении исковых требований отказать. Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав и оценив все письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ (23 года 9 месяцев 10 дней при требуемых 25 годах). При этом отказано в зачете в стаж на соответствующих видах работ, в том числе периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 год 6 месяцев - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, так как согласно статье 167 КЗОТ РФ (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ) в стаж для назначения льготной пенсии засчитывался только период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет. Статьей 66 ТК РФ установлено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Согласно п.1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. № 190, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. В силу п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 555 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Из трудовой книжки Масленниковой И.М. серия АТ-II № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Масленникова И.М. (до замужества Лапина) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на должности преподавателя фортепиано в Вихоревской ДМШ. Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ №, уточняющей льготный характер работы или особые условия труда необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ, выданной МОУ ДОД «Вихоревская школа искусств», истец работала полный рабочий день, в течение полной рабочей недели с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя фортепиано Детской музыкальной школы <адрес>, которая ДД.ММ.ГГГГ реорганизована в МОУ ДОД «Вихоревская ДШИ», находилась в отпуске по уходу за ребенком (декретном отпуске) до исполнения ребенку полутора лет в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске без сохранения заработной платы до исполнения ребенку трех лет в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно книге приказов 1983-1992 гг., лицевых счетов 1983-1992гг., тарификационных списков, штатного расписания. Согласно свидетельства о рождении V-CT № Масленникова И.М. является матерью Масленникова Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Должность преподавателя музыкальных школ прямо предусмотрена указанным Списком. Согласно п.4 указанных Правил периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами. Следовательно, работа истца в должности преподавателя фортепиано в Вихоревской ДМШ, выполнявшаяся в течение полного рабочего дня, в течение полной рабочей недели (что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ № МОУ ДОД «Вихоревская школа искусств»), подлежала включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции. Таким образом, исходя из приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г. Этот вывод в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии". На основании изложенного, поскольку занимаемая истицей в период нахождения в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет должность преподавателя музыкальной школы была прямо предусмотрена Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781, имеющим обратную силу, суд приходит к выводу о том, что период нахождения Масленниковой И.М. в указанном дополнительном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1) подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. На основании обстоятельств, установленных в судебном заседании при оценке представленных сторонами доказательств, с учетом изложенных норм материального права, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском районе г. Иркутска (реорганизованного 15.07.2010г. в Управление) стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей у истицы составлял более 25 лет (установлено Управлением при рассмотрении заявления истицы - 23 года 09 месяцев 10 дней + установлено судом при рассмотрении настоящего гражданского дела - 01 год и 06 месяцев), что дает истице право на назначение и получение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Следовательно, решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Октябрьском районе г. Иркутска № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Масленниковой И.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным. В силу п.1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Поскольку истица обратилась с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, у ответчика имелась обязанность по назначению ей досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском районе г. Иркутска реорганизовано в Управление, являющееся правопреемником ответчика на основании Постановления Правления ПФР от 05.04.2010 № 79п. В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ с Управления в пользу Масленниковой И.М. подлежат взысканию понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины размере 200 рублей, подтверждаемые чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ, а также в виде расходов на составление искового заявления в размере 2 000 рублей, подтверждаемые квитанцией к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ Удовлетворяя требования о взыскании судебных расходов, суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что согласно пункту 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, пункту 1 статьи 16 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации и средства его бюджета являются федеральной собственностью и имеют строго целевое назначение. Указанный довод представителя ответчика противоречит действующему законодательству, регулирующему правоотношения по распределению судебных расходов по результатам рассмотрения гражданских дел в судах общей юрисдикции. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Масленниковой И.М. - удовлетворить. Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ № Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском районе г.Иркутска в части отказа Масленниковой И.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска включить период работы Масленниковой И.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Вихоревской музыкальной школе в должности преподавателя фортепияно в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска назначить Масленниковой И.М. досрочную трудовую пенсию по старости по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г.Иркутска в пользу Масленниковой И.М. понесенные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере 2 000 рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья А.Н. Левошко Мотивированный текст решения изготовлен 07.04.2011г. Судья А.Н. Левошко