о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 мая 2011 года                                                                               город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Левошко А.Н., при секретаре судебного заседания Абдуллиной Ю.Р.,

с участием в судебном заседании истца Конышева С. А., представителя истца по доверенности Белокоп Л.А., представителя ответчика по доверенности Земчихиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-955/2011 по иску Конышева С.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязании включить в страховой стаж в гражданской авиации периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в стаж на соответствующих видах работ периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Конышев С. А. обратился в суд с иском (уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (далее - Управление) о признании решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, обязании включить в страховой стаж в гражданской авиации периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве монтажника электрооборудования летательных аппаратов на Иркутском авиационном заводе - филиале ОАО «Научно-производственная компания «Иркут», в стаж на соответствующих видах работ периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтажника по оборудованию, электромонтажника по оборудованию летательных аппаратов на Иркутском авиационном заводе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве монтажника электрооборудования летательных аппаратов на Иркутском авиационном заводе - филиале ОАО «Научно-производственная компания «Иркут», обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование исковых требований истец указал, что в ноябре 2010г. обратился в Управление с заявлением о назначении пенсии в льготном исчислении, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Страховой стаж в гражданской авиации согласно решению составил 19 лет 03 месяца 09 дней.

Управление отказало Конышеву С.А. в оформлении льготной пенсии, не включив в льготный стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14 лет 08 месяцев 27 дней) в качестве электромонтажника по оборудованию, электромонтажника по оборудованию летательных аппаратов Иркутского авиационного завода, так как страхователем не подтверждена его занятость на работе полный рабочий день, полную рабочую неделю по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 лет 03 дня) в качестве монтажника электрооборудования летательных аппаратов, так как предприятие относится к экспериментальной авиации и страхователь не подтверждает период работы, дающий право для досрочного назначения досрочной трудовой пенсии.

Истец не согласен с данным решением по следующим основаниям:

В соответствии с пп.15 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по оперативному и техническому обслуживанию судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пп.15 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. № 459. В соответствии с указанным списком право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований, мастера всех наименований, инженеры всех наименований, начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условий в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно - исследовательских и авиационно - спортивных организациях, а также в летных и учебно - летных отрядах учебных заведений авиации.

Согласно Приложению № 3 к Инструктивному письму от 31.01.1989г. № 1-18-И, действующему наряду со Списками, электромонтажник по оборудованию летательных аппаратов, монтажник электрооборудования, электромонтажник указаны в качестве профессий, дающих право на пенсию по выслуге лет.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14 лет 08 месяцев 27 дней), работая в качестве электромонтажника по оборудованию, электромонтажника по оборудованию летательных аппаратов Иркутского авиационного завода, истец осуществлял непосредственное аэродромное обслуживание воздушных судов полный рабочий день. Таким образом, данный период неправомерно исключен из льготного стажа.

Также не включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 лет 03 дня) в качестве монтажника электрооборудования летательных аппаратов, так как предприятие относится к экспериментальной авиации. До принятия Воздушного кодекса РФ экспериментальная авиация входила в состав гражданской. Однако, как до введения, так и после введение Воздушного кодекса РФ в действие, суть экспериментальной авиации не изменилась, а лишь выделилась в самостоятельный вид авиации. Поэтому выделение экспериментальной авиации в самостоятельную отрасль авиации не изменило характера и тяжелые условия труда. Кроме того, ОАО «НПК «Иркут»», наряду с деятельностью в экспериментальной авиации, осуществляло и продолжает осуществлять деятельность в области гражданской авиации.

Согласно Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж периоды работы, подлежащие, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности вьшолняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Истец работал в спорные периоды в должности электромонтажника по оборудованию, электромонтажника по оборудованию летательных аппаратов Иркутского авиационного завода, монтажника электрооборудования летательных аппаратов ОАО НПК «Иркут» в течение полного рабочего дня в аэродромных условиях. Характер его работы не менялся, хотя наименование должностей изменялось.

Таким образом, как до 1997 года, так и после, истец выполнял и выполняет тождественные должностные обязанности, осуществлял и осуществляет непосредственное обслуживание воздушных судов гражданской авиации, то есть работал по специальности и в условиях, которые отнесены законом к числу работ, дающих право на льготную пенсию, его трудовые функции остались без изменения.

Необходимо включить в льготный стаж указанные периоды работы, так как неправомерный отказ и невключение спорных периодов в трудовой стаж нарушает его право на досрочное получении пенсии.

При таких обстоятельствах истец полагал заявленные исковые требования (с учетом уточнений) законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании истец Конышев С.А., его представитель по доверенности Белокоп Л.А. заявленные требования поддержали в полном объеме и по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточненном исковом заявлении, настаивали на их удовлетворении.

Представитель ответчика по доверенности Замчихина О.В. исковые требования Конышева С.А. полагала не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан (ст.1).

В соответствии с пп.15 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах в инженерно-техническом составе на работах по оперативному и техническому обслуживанию судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пп.15 п.1 ст. 27 данного закона утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. № 459.

Согласно правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в стаж на соответствующих видах работ наряду с периодами работы включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, а также занятость работника на работах в течение неполного рабочего дня и неполной рабочей недели указанными правилами не предусмотрены.

Кроме того, в соответствии с п.2 ст.13 данного закона периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается на основании сведений индивидуального персонифицированного учета. Сведения о периодах деятельности работника, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, согласно нормам Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации страхователем (т.е. работодателем).

Конышев С.А. зарегистрирован в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования 24 августа 1998г. В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (истца) отсутствуют сведения об условиях для досрочного назначения трудовой пенсии за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Индивидуальные сведения на заявителя представлены страхователем (работодателем) на общих основаниях (без льготной кодировки).

Гражданская авиация была определена как самостоятельный вид авиации (наряду с государственной и экспериментальной) Воздушным кодексом Российской Федерации, утвержденным Федеральным законом от 19.03.1997г. № 60-ФЗ, который вступил в законную силу с 01.04.1997г.

В связи с принятием Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997г. Иркутский авиационный завод - филиал ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» отнесен к предприятиям экспериментальной авиации Восточно-Сибирским Управлением государственного авиационного надзора, осуществляющим функции по надзору и контролю деятельности в области гражданской авиации, Иркутский авиационный завод - филиал ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» не включен в Перечень авиапредприятий, авиакомпаний, аэропортов, авиаагенств, предприятий, организаций Восточно-Сибирского УГАН Федеральной службы в сфере транспорта, утвержденный приказом от 03.10.2005 № 52.

Согласно Разъяснениям Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.09.2005г. № 2694-19, работникам инженерно-технического состава авиации, занятым на работах по обслуживанию воздушных судов, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.15 п.1 ст.27 Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, можно засчитать период их работы по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых во вне аэродромных условиях, в специально оборудованных помещениях) до вступления в силу Воздушного кодекса РФ без требования, что обслуживаемые ими суда являются судами гражданской авиации.

Согласно записей в трудовой книжке Конышев С.А. работал на Иркутском авиационном заводе (с ДД.ММ.ГГГГ завод переименован в «Иркутское авиационное производственное объединение», а с ДД.ММ.ГГГГ переименован в филиал ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут») в качестве электромонтажника по оборудованию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтажника по оборудованию летательных аппаратов цеха 22, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве слесаря электромонтажника цеха 37, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве слесаря инструментальщика цеха 46, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве монтажника электрооборудования летательных аппаратов.

На основании карточек формы Т-2 и записей в трудовой книжке истец работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14 лет 08 месяцев 27 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 лет 03 дня, без учета 23 дней отпуска без сохранения заработной платы) в качестве электромонтажника по оборудованию, электромонтажника по оборудованию летательных аппаратов.

Согласно представленному положению о подразделении (цеха эксплуатации и ремонта ), утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, основными задачами цеха является: своевременное и качественное выполнение договорных (контрактных) обязательств, надзор за соблюдением ЭО требований эксплуатационной документации на изделия, участие в расследовании и анализ причин авиационных происшествий и инцидентов, возникших в процессе эксплуатации изделий, получение, обработка, анализ и систематизации данных по отказам эксплуатационным качествам гарантийной АТ.

Справки, уточняющие особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 указанного закона заявителем не представлены, так как страхователь не может подтвердить занятость на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов Конышева С.А. в течение полного рабочего дня, в течение полной рабочей недели.

На основании всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов, в соответствии со ст.ст.19, 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» комиссия приняла решение о том, что в стаж на соответствующих видах работ в гражданской авиации не включать периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14 лет 08 месяцев 27 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 лет 03 дня) в качестве электромонтажника по оборудованию, электромонтажника      по оборудованию летательных аппаратов на Иркутском авиационном заводе - филиале ОАО НПК «Иркут», так как предприятие относится к экспериментальной авиации, а также не подтверждается занятость истца в течение полного рабочего дня, в течение полной рабочей недели по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов.

С учётом вышеизложенного стаж Конышева С.А. в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов Гражданской авиации отсутствует. Страховой стаж Конышева С.А. в гражданской авиации составляет 19 лет 03 месяца 09 дней при требуемом не менее 25 лет, поэтому в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано правомерно. Страховой стаж Конышева С.А. составляет 35 лет 06 месяцев 08 дней.

Следовательно, решение Управления от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Так как на дату обращения за указанной пенсией, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ у истца стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пп.15 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», отсутствовал, право на назначение такой пенсии у Конышева С.А. не возникло.

На основании вышеизложенного, представитель ответчика просил в удовлетворении исковых требований Конышева С.А. отказать.

Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав и оценив все письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.15 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия у истца стажа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, наличию у истца страхового стажа в гражданской авиации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 19 лет 03 месяца 09 дней. При этом отказано в зачете в стаж на соответствующих видах работ периодов трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14 лет 08 месяцев 27 дней) в качестве электромонтажника по оборудованию, электромонтажника по оборудованию летательных аппаратов Иркутского авиационного завода, переименованного в АООТ «Иркутское авиационное производственное объединение», поскольку страхователем не подтверждена занятость истца полный рабочий день, полную рабочую неделю по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 лет 26 дней, из которых 23 дня отпуск без сохранения заработной платы), поскольку предприятие относится к экспериментальной авиации, согласно выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица страхователь не подтверждает период работы, дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии.

Статьей 66 ТК РФ установлено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Согласно п.1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. № 190, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.

В силу п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 555 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Из трудовой книжки Конышева С.А. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он осуществлял трудовую деятельность в качестве электромонтажника по оборудованию, электромонтажника по оборудованию летательных аппаратов Иркутского авиационного завода (АООТ «Иркутское авиационное производственное объединение»), с ДД.ММ.ГГГГ - в качестве монтажника электрооборудования летательных аппаратов в ОАО «Научно - производственная корпорация «ИРКУТ».

Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п.«и» п.1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002г. № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке: при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, - Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459.

Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. № 459, предусмотрены авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований, мастера всех наименований, инженеры всех наименований, начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно - испытательных (контрольно - испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно - исследовательских и авиационно - спортивных организациях, а также в летных и учебно - летных отрядах учебных заведений авиации.

Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Следовательно, льготное назначение досрочной трудовой пенсии связывается законодателем со спецификой условий труда, которая заключается в риске утраты инженерно-техническим составом по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм работников вредных и опасных факторов производственной среды.

Таким образом, должности, в которых исполнял трудовые обязанности Конышев С.А. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Иркутском авиационном заводе, АООТ «Иркутское авиационное производственное объединение», ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение», Иркутском авиационном заводе - филиале ОАО «Научно - производственная корпорация «ИРКУТ» предусмотрены Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. № 459. При этом осуществление трудовой деятельности в указанной организации на соответствующих должностях в непосредственном оперативном и периодическом аэродромном техническом обслуживании воздушных судов гражданской авиации полный рабочий день, полную рабочую неделю, подтверждаются трудовой книжкой истца; личной карточкой работника форма Т-2 (номер личного дела 100917); штатными расписаниями Цеха с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, на1986 - 1987г.г., с ДД.ММ.ГГГГ; справкой, подписанной начальником цеха 22 С., начальником отдела 8 К., инспектором по оформлению пенсий Л.; технологическими паспортами самолетов АН-12, Бе-200ЧС; Положением о подразделении Цех эксплуатации и ремонта (); трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ; а также показаниями допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей Р., Г., основания не доверять которым у суда отсутствуют, поскольку какой-либо заинтересованности свидетелей в результатах рассмотрения настоящего дела не установлено, они не противоречат друг другу, подтверждаются объяснениями истца, его представителя, изложенными письменными доказательствами, а также трудовыми книжками данных свидетелей.

Также, по мнению суда, факты непосредственного обслуживания воздушных судов гражданской авиации, то есть осуществления деятельности в сфере гражданской авиации Иркутским авиационным заводом, АООТ «Иркутское авиационное производственное объединение», ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение», Иркутским авиационным заводом - филиалом ОАО «Научно - производственная корпорация «ИРКУТ» подтверждаются лицензией на ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения от ДД.ММ.ГГГГ; сертификатом соответствия № ССВТ 2.А1.02.3213-2000 от ДД.ММ.ГГГГ о признании организации соответствующей требованиям системы сертификации на воздушном транспорте РФ в части технического обслуживания следующей авиатехники - самолетов АН-12, авиадвигателей АИ-20М, воздушных винтов АВ-68 И, вспомогательной силовой установки ТГ-16 М, штатного бортового оборудования с выполнением периодического ТО, других видов работ по РО от ДД.ММ.ГГГГ; сертификатом соответствия № ССВТ2.А1.02.3210-2000 от ДД.ММ.ГГГГ о признании организации соответствующей требованиям системы сертификации на воздушном транспорте РФ в части технического обслуживания следующей авиатехники - самолетов ТУ - 134, авиадвигателей Д-30 2, 3 серии, вспомогательной силовой установки ТА-8, штатного бортового оборудования с выполнением оперативного технического обслуживания; сертификатом соответствия от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии организации требованиям законодательства РФ по гражданской авиации и ей дается право производить техническое обслуживание авиационной техники в соответствии с Приложением к сертификату; Приложением к сертификату от ДД.ММ.ГГГГ; Положением о подразделении Цех эксплуатации и ремонта (); сертификатом эксплуатанта от ДД.ММ.ГГГГ о признании организации соответствующей требованиям законодательства РФ и положениям Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации, регламентирующим сертификацию эксплуатантов воздушных судов гражданской авиации, и ее способности осуществлять коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы; сертификатом соответствия от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии организации требованиям законодательства РФ по гражданской авиации и ей дается право производить техническое обслуживание авиационной техники в соответствии с Приложением к сертификату; актом проверки готовности ИАЗ - филиал ОАО НПК «Иркут» к работе в осеннее-зимний период 2006 - 2007 г.г.; актом по проверке готовности ИАЗ - филиал НПК «Иркут» к работе в весенне-летний период 2007г.; свидетельством -с о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации; технологическими паспортами самолетов АН-12, Бе-200ЧС.

Кроме того, факт отнесения аэродрома Иркутск - 2 (принадлежащего в настоящее время ОАО «Научно - производственная корпорация «ИРКУТ») к аэродромам совместного базирования экспериментальной и гражданской авиации Российской Федерации подтверждается распоряжением Правительства РФ от 18.05.2005г. № 606-р «Об отнесении аэродрома Иркутск-2 (Восточный) к аэродромам совместного базирования воздушных судов экспериментальной и гражданской авиации» и распоряжением Правительства РФ от 10.08.2007г. № 1034-р «Об утверждении перечня аэродромов совместного базирования Российской Федерации».

С учетом изложенного, поскольку судом установлено, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в одних и тех же должностях инженерно-технического состава авиации, в одной и той же организации, профиль деятельности которой не менялся, занимался одной и той же трудовой деятельностью по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации полный рабочий день, полную рабочую неделю, а период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы истца учтен Управлением в страховой стаж в гражданской авиации (согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ), суд приходит к выводу о том, что периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях, предусмотренных Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. № 459, подлежат включению в полном объеме в специальный и страховой стаж, дающие право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.15 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом отнесение ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение» (ОАО «Научно - производственная корпорация «ИРКУТ») к организациям экспериментальной авиации в соответствии с положениями Воздушного кодекса РФ не влияет на правильность сделанных судом выводов, поскольку Воздушный кодекс РФ регулирует правоотношения, связанные с использованием воздушного пространства Российской Федерации и деятельностью в области авиации, а не пенсионные правоотношения, и в судебном заседании установлен факт осуществления работодателем истца деятельности в области гражданской авиации.

На основании обстоятельств, установленных в судебном заседании при оценке представленных сторонами доказательств, с учетом изложенных норм материального права, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения (ДД.ММ.ГГГГ) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в Управление истцу исполнилось 55 лет (дата рождения ДД.ММ.ГГГГ), стаж трудовой деятельности истца на должностях инженерно-технического состава на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации составлял более 20 лет (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), страховой стаж в гражданской авиации составлял более 25 лет (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), что дает истцу право на назначение и получение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.15 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Следовательно, решение Управления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении истцу досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным и необоснованным.

В силу п.1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку истец обратился с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, у ответчика имелась обязанность по назначению ему досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Конышева С.А. - удовлетворить.

Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска об отказе Конышеву С.А. в установлении досрочной трудовой пенсии по старости.

Признать право Конышева С.А. на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска включить период работы Конышева С.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве монтажника электрооборудования летательных аппаратов на Иркутском авиационном заводе - филиале ОАО «Научно-производственная компания «Иркут» в страховой стаж в гражданской авиации.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска включить периоды работы Конышева С.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтажника по оборудованию, электромонтажника по оборудованию летательных аппаратов на Иркутском авиационном заводе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве монтажника электрооборудования летательных аппаратов на Иркутском авиационном заводе - филиале ОАО «Научно-производственная компания «Иркут» в стаж трудовой деятельности в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска назначить Конышеву С.А. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                                                 А.Н. Левошко

Мотивированный текст решения изготовлен 10.07.2011г.

Судья                                                                                         А.Н. Левошко