Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03.03.2011г. г. Иркутск Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Абрамовой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-926/11 по исковому заявлению Андрушкевич А.В., Андрушкевич О.В., Андрушкевич В.А., Андрушкевич Л.А. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение жилищной субсидии в виде жилищного сертификата в первоочередном порядке на семью из 4-х человек, возложении обязанности по выделению государственного жилищного сертификата в виде жилищной субсидии на семью из 4-х человек в первоочередном порядке, У С Т А Н О В И Л: Истцы обратились в Кировский районный суд г. Иркутска с исковым заявлением к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение жилищной субсидии в виде жилищного сертификата в первоочередном порядке на семью из 4 человек, возложении обязанности по выделению государственного жилищного сертификата в виде жилищной субсидии на семью из 4-х человек в первоочередном порядке. В обоснование исковых требований указали, что с 1985г. по февраль 2008г. они всей семьей проживали в п. Надежденск <адрес>. Однако в ноябре 1997г. вышел официальный приказ ГУГП ВСНГГ «О начале ликвидации Преображенской нефтегазоразведческой экспедиции», в связи с этим 24.02.2001г. вышел закон Иркутской области №9-оз «О закрытии и упразднении п. Надеждинск». После начала процедуры ликвидации их семья временно зарегистрировалась в.<адрес>, что находиться в 40 км. от п. Надеждинск. Право на получения жилищной субсидии их семья приобрела в период процедуры мероприятий по ликвидации Преображенской Нефтегазоразведочной экспедиции, которое являлось градообразующим предприятием п. Надеждинск. Просят суд признать право на получение жилищной субсидии в виде жилищного сертификата в первоочередном порядке на семью из 4-х человек, возложить обязанность по выделению государственного жилищного сертификата в виде жилищной субсидии на семью из 4-х человек в первоочередном порядке. В судебное заседание истцы, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явились, просили суд о рассмотрении дела в их отсутствии с участием их представителя. В судебном заседании представитель истцов - Горнаков В.Н., действующий на основании доверенностей требования своих доверителей поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении. В судебном заседании представитель ответчика - Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - Ахтареев А.Р., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении в полном объеме. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, регулируются Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» В соответствии со ст.1 названного Закона жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Частью 3 ст. 1 Закона предусмотрено, что для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются. В силу ст. 2 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации. Таким образом, действие Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» распространяется не только на выезжающих граждан, но и на граждан, выехавших из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года. Это обусловлено тем, что возникающие правоотношения относятся к социальному обеспечению, которое в силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В этих правоотношениях отсутствует равенство сторон, в связи с чем, права граждан подлежат особой защите, тем более, что в случае закрытия поселков, находящихся в районах Крайнего Севера и строившихся для разведки полезных ископаемых на данных территориях, граждане вынуждены не по своей воле покидать места проживания, где у них имелся определенный уклад жизни. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что предоставление жилищной субсидии гражданам гарантировано государством и обусловлено определенным стажем работы в районах Крайнего Севера или проживанием в этих районах. В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляется по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов РФ. Согласно свидетельству о регистрации брака II-СТ № Андрушкевич А.В. и Андрушкевич О.В. являются законными супругами, брак зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ Из свидетельств о рождении V-СТ № и № следует, что родителями Анрушкевич В.А., Андрушкевич Л.А. являются Андрушкевич А.В. и Андрушкевич О.В., место рождение детей п. Надеждинск. Из представленных в материалы дела справок Ф-16, и справок подписанных главой Подволошинского МО следует, что Анрушкевич А.В., Андрушкевич О.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы по адресу: <адрес>., Анрушкевич Л.А. и Андрушкевич В.А. были зарегистрированы по данному адресу с рождения и до ДД.ММ.ГГГГ Не проживают в Подволошинском МО с 2004г., данные обстоятельства также подтверждаются штампами о регистрации проставленными в паспортах истцов. Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что на момент закрытия поселка Надеждинск семья Андрушкевич значилась проживающей в нем. Доказательств того, что Андрушкевич А.В. вместе со своей семьей до начала процедуры ликвидации поселка выехал на другое постоянное место жительства, в материалах дела не имеется. Как следует из представленного в материалы дела ответа и.о. заместителя главы администрации Катангского района Колесникова В.Ю., Андрушкевич А.В. «включен в список очередности граждан п. Надеждинск, получающих жилье по ликвидации поселка, но выделение жилищных субсидий администрацией Иркутской области до данного момента не производилось». Законом Иркутской области от 24.02.2001г. № 9-оз «Об упразднении (закрытии) поселка Надеждинск Катангского района Иркутской области» поселок Надеждинск Катангского района Иркутской области упразднен. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Оценивая доводы истцов, суд учитывает, что 05 января 1998 г. губернатором Иркутской области было принято постановление № 2-п «О мерах по ликвидации п. Надеждинск Катангского района», в котором указано на необходимость ликвидации указанного поселка и согласования данного вопроса с Правительством Российской Федерации. Для решения практических вопросов по ликвидации поселка была создана рабочая комиссия, состав которой согласован с Министерством природных ресурсов Российской Федерации. Законом Иркутской области от 24.02.2001 г. № 9-оз «Об упразднении (закрытии) поселка Надеждинск Катангского района Иркутской области» поселок Надеждинск Катангского района Иркутской области упразднен. Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что на момент выезда истцов из п.Надеждинск Катангского района Иркутской области были приняты меры по упразднению (закрытию) п.Надеждинск Катангского района Иркутской области, что в свою очередь влечет за собой возникновение у истцов права на получение жилищной субсидии, как у лиц вынужденных выехать из закрывающегося населенного пункта в районе Крайнего Севера в первоочередном порядке. Согласно ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ, одним из условий для предоставления субсидии на приобретение жилья является отсутствие у лица жилья в других регионах РФ или нуждаемость лица в его улучшении. Согласно Уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №, права Андрушкевич А.В. на недвижимое имущество в реестре не зарегистрированы. Из справки МУП БТИ г. Иркутска следует, что информации о зарегистрированных правах истцов на объекты недвижимости не имеется. Как следует из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Андрушкевич О.В., Андрушкевич В.А., Анрушкевич Л.А. являются собственниками (по 1 /3 доли) земельного участка и квартиры, расположенных по адресу <адрес>2. Запись о регистрации права на недвижимое имущество сделана в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним - ДД.ММ.ГГГГ на квартиру, ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок. Суд считает, что наличие у истцов Андрушкевич О.В., Андрушкевич В.А., Анрушкевич Л.А. жилого помещения не свидетельствует об отсутствии нуждаемости в улучшении жилищных условий у семьи из 4 человек. В соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» от 21.03.2006 N 153, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. Согласно п. 16.1 Постановления Правительства РФ от 21.032006 г. № 153, норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Согласно п. 16.2 Постановления Правительства РФ от 21.032006 г. № 153, при принятии решения не отчуждать жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. В соответствии с пп. ж п. 44 Постановления Правительства РФ от 21.032006 г. № 153, для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания. Анализ правовых норм и фактических обстоятельств дела позволяет суду прийти к выводу, что истцы имеют право на получение жилищной субсидии в виде жилищного сертификата в первоочередном порядке на семью из 4-х человек при условии безвозмездного отчуждения принадлежащего им на праве собственности земельного участка и жилого помещения, расположенных по адресу <адрес>2 в государственную или муниципальнуюсобственность, либо на получение жилищной субсидии в виде жилищного сертификата в первоочередном порядке на семью из 4-х человек с зачетом площади принадлежащей на праве собственности истцам. На основании изложенного суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования истцов к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на первоочередное получение жилищной субсидии, обязании выделить жилищный сертификат на получение жилищной субсидии в первоочередном порядке на семью из 4-х человек, в установленном действующим законодательством порядке. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Андрушкевич А.В., Андрушкевич О.В., Андрушкевич В.А., Андрушкевич Л.А. - удовлетворить. Признать за Андрушкевич А.В., Андрушкевич О.В., Андрушкевич В.А., Андрушкевич Л.А. право на получение жилищной субсидии в виде жилищного сертификата в первоочередном порядке на семью из 4-хчеловек. Возложить на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обязанность по выделению Андрушкевич А.В., Андрушкевич О.В., Андрушкевич В.А., Андрушкевич Л.А. государственного жилищного сертификата в виде жилищной субсидии в первоочередном порядке на семью из 4-х человек, в предусмотренном действующим законодательством порядке. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления судом мотивированного текста решения. Председательствующий Мотивированный текст решения изготовлен 09.03.2011г. <данные изъяты> Судья Е.Л. Коржинек Решение на 09.03.2011г. в законную силу не вступило Судья Е.Л. Коржинек <данные изъяты> <данные изъяты> Секретарь РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03.03.2011г. г. Иркутск Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Абрамовой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-926/11 по исковому заявлению Андрушкевич А.В., Андрушкевич О.В., Андрушкевич В.А., Андрушкевич Л.А. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение жилищной субсидии в виде жилищного сертификата в первоочередном порядке на семью из 4-х человек, возложении обязанности по выделению государственного жилищного сертификата в виде жилищной субсидии на семью из 4-х человек в первоочередном порядке, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Андрушкевич А.В., Андрушкевич О.В., Андрушкевич В.А., Андрушкевич Л.А. - удовлетворить. Признать за Андрушкевич А.В., Андрушкевич О.В., Андрушкевич В.А., Андрушкевич Л.А. право на получение жилищной субсидии в виде жилищного сертификата в первоочередном порядке на семью из 4-хчеловек. Возложить на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обязанность по выделению Андрушкевич А.В., Андрушкевич О.В., Андрушкевич В.А., Андрушкевич Л.А. государственного жилищного сертификата в виде жилищной субсидии в первоочередном порядке на семью из 4-х человек, в предусмотренном действующим законодательством порядке. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления судом мотивированного текста решения. Председательствующий