Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 апреля 2011 г. Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Викторовой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-90/2011 по иску Автономной некоммерческой правозащитной организации «Гражданская инициатива» в интересах охраны окружающей среды, неопределенного круга лиц к ООО «Байкалинвестстрой», Администрации г.Иркутска о признании недействительным разрешения на строительство, о приостановлении незаконного строительства, У С Т А Н О В И Л: Автономная некоммерческая правозащитная организация «Гражданская инициатива» в интересах охраны окружающей среды, неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к ООО «Байкалинвестстрой», Администрации г.Иркутска, требуя признать незаконными действия Администрации г. Иркутска по выдаче разрешения на строительство и недействительным разрешение на строительство административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, выданное Администрацией г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ №; обязать Администрацию г. Иркутска отменить незаконное разрешение на строительство административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, выданное Администрацией г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ №; приостановить деятельность ООО «Байкалинвестстрой» по незаконному строительству административного здания, расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование требований указала, что при проведении мероприятий общественного экологического и земельного контроля в порядке ст. 68 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 3 ст. 72 Земельного кодекса РФ установлено, что ООО «Байкалинвестстрой» на земельном участке, собственником которого являются Штонда С.Г. и Игнатович А.С., ведет незаконное строительство девятиэтажного административного здания, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Архитектурно-строительной инспекции Инженерно-строительного управления Комитета по градостроительной политике Администрации г.Иркутска ООО «Байкалинвестстрой» выдано разрешение на строительство №. Данное разрешение полагает незаконным, выданным в нарушение требований Градостроительного кодекса РФ, подлежащим признанию недействительным. В сформированном деле Комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска находится заявление о выдаче разрешения на строительство, поданное заявителями Игнатовичем А.С. и Штонда С.Г. К данном заявлению приложены следующие документы : правоудостоверяющий документ на земельный участок - свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, выданное Управлением ФРС по ИО и УОБАО ДД.ММ.ГГГГ; распоряжение заместителя главы администрации г.Иркутска - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г.Иркутска по <адрес>; Архитектурно-планировочное задание от ДД.ММ.ГГГГ №; пояснительная записка; генплан-103-2008 ГТ; стройгенплан шифр 103 ОС - 2008; проект организации строительства - шифр 103 -2008 ПОС; план теплосетей, план сетей В1 и К1; фасады здания - шифр 103-2008 АР; письмо Агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №. В нарушение ч.ч. 7, 13 ст. 51 ГсК РФ разрешение на строительство выдано в отсутствии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий. Направленное в адрес генерального директора ООО «Байкалинвестстрой» письмо Руководителя Агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области Селянцева К.Г. от ДД.ММ.ГГГГ № «По экспертизе проекта» не отвечает требованиям, предъявляемым к форме и содержанию экспертного заключения. В нарушение ч. 5 ст. 49 ГсК РФ у ООО «Байкалинвестстрой» отсутствует оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. ООО «Байкалинвестстрой» не выполнены предписания ч. 9 ст. 49 ГсК РФ, согласно которой результаты государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Оспариваемое разрешение на строительство нарушает предусмотренное ст. 42 Конституции РФ право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку возводимое административное здание не соответствует предъявляемым экологическим и иным требованиям, в том числе требованиям пожарной безопасности. Так, предел огнестойкости строительных конструкций не отвечает требованиям для зданий 2 степени огнестойкости; межэтажные перекрытия не рассекают витражи, что не обеспечивает условия нераспространения пожара между этажами; не выдержаны противопожарные расстояния от строящегося здания до близлежащих зданий и сооружений; в связи с невыполнением требований СНиП 21-01-97* эксплуатация последнего этажа здания, высота которого превышает 28 метров, возможно только как технического; отсутствует тамбур-шлюз; ширина эвакуационных выходов из здания менее положенных. Таким образом, проектная документация «Административное здание в <адрес>» выполнена с существенными нарушениями и отступлениями от норм пожарной безопасности, что ставит в опасность жизнь и здоровье физических лиц во время нахождения в этом здании. С учетом того, что с существенными нарушениями ведется строительство офисного здания, что отличает его от жилого повышенной степенью проходимости, постоянным и длительным сроком нахождением в нем большого количества людей, которых невозможно индивидуализировать ввиду отсутствия установленного запрета на пребывание в общедоступных местах, риск наступления неблагоприятных последствий возрастает в несколько раз в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (пожар, землетрясение и т.д.). Согласно ст. 56 ФЗ «Об охране окружающей среды» при нарушении предусмотренных природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установлена законодательством Российской Федерации. Строительство административного здания в <адрес>, должно быть приостановлено. В ходе судебного разбирательства истец неоднократно основания исковых требований уточнял. В последнем уточненном исковом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Автономная некоммерческая правозащитная организация «Гражданская инициатива» в обоснование заявленных требований дополнительно указала, что решение Агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, представленное ООО «Байкалинвестстрой» для получения разрешения на строительство, не отвечает требованиям, предъявляемым к форме и содержанию экспертного заключения. Агентством не были соблюдены требования п. 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утв. Постановлением Правительства РФ № 145 от 05.03.2007 г., а именно для проведения государственной экспертизы проекта «Административное здание по <адрес>» не были представлены в полном объеме проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации; результаты инженерных изысканий в соответствии с требованиями (в том числе к составу указанных результатов), установленными законодательством Российской Федерации. ООО «Байкалинвестстрой» представлена проектная документация применительно к отдельному этапу строительства, а именно документация о конструктивной части проекта, однако Агентством в нарушение п. 17 Положения не были дополнительно истребованы от заявителя расчеты конструктивных и технологических решений, используемых в проектной документации (представлена только пояснительная записка), не была организована надлежащая проверка представленных для проведения государственной экспертизы документов. Принятое Агентством ДД.ММ.ГГГГ решение противоречит п. 34 Положения, согласно которому результатом государственной экспертизы является заключение, содержащее выводы о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий - в случае, если осуществлялась государственная экспертиза проектной документации. Выдача положительного заключения в отношении части проектной документации является незаконной и допустима только при проведении повторной государственной экспертизы, в случае если в проект были внесены изменения. Вследствие невыполнения возложенных на Агентство функций по оценке соответствия проектной документации и инженерных изысканий требованиям всех технических регламентов напрямую ставится под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. В настоящий момент ООО «Байкалинвестстрой» полностью возведен каркас 10-ти этажного административного здания по некомплектной и не соответствующей техническим регламентам проектной документации. В письме Агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что административное здание расположено за границей отведенного участка, отсутствует ряд чертежей и разделов, генплан не согласован с ГУАиГ, ГИБДД, вызывает сомнение соответствие размещаемого проектируемого объекта утвержденному Генеральному плану г.Иркутска. Проектная документация «Административное здание в <адрес>» не комплекта, выполнена с отступлением от норм пожарной безопасности и в представленном объеме не может быть оценена положительно. Архитектурно-строительная инспекция ИСУ Комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска в силу п.3.1.2 Положения, утвержденного распоряжением мэра г.Иркутска от 14.07.2006 г. № 031-10-1008/6, была обязана провести проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. При выдаче разрешения на строительство должностными лицами АСИ не было обеспечено строительство в соответствии с Генеральным планом г.Иркутска, утвержденным решением Думы г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №, Правилами зонирования и застройки, утв. Решением городской Думы г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №гД(2); не было обеспечение соблюдение ООО «Байкалинвестстрой» строительных норм и правил, технических регламентов, в том числе в области пожарной безопасности; не были приняты меры к пресечению административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ (самовольный захват). В целях избежания установленной законом ответственности за нарушение законодательства о строительной деятельности ООО «Байкалинвестстрой» ДД.ММ.ГГГГ получено положительное заключение № по проектной документации и по результатам инженерных изысканий, существенно отличающихся от тех, на основании которых был незаконного возведен каркас десятиэтажного административного здания. В судебное заседание представитель истца - Автономной некоммерческой правозащитной организации «Гражданская инициатива», надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается почтовым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ не явился, о причинах неявки суд в известность не поставил. Представитель ответчика Администрации г. Иркутска - Есева М.А., представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области - Ковалева Т.В. требования Автономной некоммерческой правозащитной организации «Гражданская инициатива» полагали необоснованными, не подлежащими удовлетворению. Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Исходя из положений ст. ст. 254, 255, 258 ГПК РФ, заявление об оспаривании решения или действия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть признано судом обоснованным при наличии в совокупности следующих условий: оспариваемое решение, действие не соответствует закону и нарушают права лица, обратившегося в суд с соответствующим заявлением. В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса. Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов регулируются законодательством о градостроительной деятельности, в том числе Градостроительным кодексом РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Частью 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, закреплен в ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта. В соответствии с ч. 11. ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В соответствии с п. 3.1.4 Положения об архитектурно-строительной инспекции инженерно-строительного управления комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, утвержденного распоряжением мэра г.Иркутска от 14.07.2006 №031-10-1008/6, действовавшего в период выдачи оспариваемого разрешения на строительство, выдача разрешений на строительство или отказ в выдаче таких разрешений с указанием причин отказа осуществлялся архитектурно-строительной инспекцией инженерно-строительного управления комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Штонда С.Г., Игнатович А.С. обратились в отдел выдачи разрешительной документации инженерно-строительного управления комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска с заявлением о выдаче разрешения на строительство административного здания по адресу: <адрес>. Вместе с заявлением Штонда С.Г., Игнатовичем А.С. были представлены следующие документы: - свидетельство о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок <данные изъяты> №, №, - постановление мэра г. Иркутска от 22.12.2005 г. «О предоставлении земельного участка, расположенного в <адрес>», - распоряжениезаместителяглавыадминистрации - председателя комитетапоуправлениюмуниципальнымимуществомг. Иркутскаот ДД.ММ.ГГГГ № «Обизменениивидаразрешенногоиспользованияземельногоучастка, расположенноговОктябрьскомрайонег. <адрес>»; - договор № о совместной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, - договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, - письмо Агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, - пояснительная записка, - архитектурно-планировочноезадание от ДД.ММ.ГГГГ По результатам рассмотрения представленных документов ДД.ММ.ГГГГ архитектурно-строительной инспекцией инженерно-строительного управления комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска Штонда С.Г., Игнатовичу А.С. выдано разрешение № на строительство административного здания, расположенного по адресу: <адрес>. Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований Автономной некоммерческой правозащитной организации «Гражданская инициатива». Штонда С.Г., Игнатович А.С. в установленном законом порядке обратились в отдел выдачи разрешительной документации инженерно-строительного управления комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, представив весь перечень необходимых документов, указанных в ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Разрешение № на строительство административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, выдано Администрацией г. Иркутска законно, обоснованно, в точном соответствии с требованиями действующего законодательства. Доводы стороны истца в обоснование заявленных требований о том, что Администрацией г. Иркутска выдано разрешение на строительство в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, без проведения проверки соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям суд находит не состоятельными по следующим основаниям. Частью 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ определен конкретный перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство. При этом в соответствии с ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ запрещено требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. В соответствии с ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Частью 2 названной статьи определено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства. В силу ч. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Из анализа названной нормы закона следует, что направление проектной документации на государственную экспертизу и наличие положительного заключения такой экспертизы обязательно только в случаях, установленных ст. 49 Градостроительного кодекса РФ. В иных случаях получение в обязательном порядке положительного заключения государственной экспертизы проектной документации не требуется. Вместе с тем, ст. 49 Градостроительного кодекса РФ установлены основания и порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий В судебном заседании установлено и не оспорено сторонами, что строительство объекта: «Административное здание по <адрес>» в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий не осуществлялось. Следовательно, положения ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающей обязательное получения положительного заключения государственной экспертизы, в данном случае применимы быть не могут, а отсутствие положительного заключения государственной экспертизы не влияет на законность осуществляемого строительства объекта капитального строительства и не свидетельствует о наличии угрозы жизни и здоровью физических лиц и не соответствии возведенного здания экологическим и иным требования. Поскольку в данном случае для получения разрешения на строительство представление положительного заключения государственной экспертизы не требуется, при принятии заявления Игнатовича А.С., Штонды С.Г. о выдаче разрешения на строительство и его рассмотрении отдел выдачи разрешительной документации инженерно-строительного управления комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска в силу ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не имел полномочий требовать представления положительного заключения государственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства. Оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство у Администрации г.Иркутска не имелось. Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 05.10.2010 г. по гражданскому делу № 2-3637/2010 по заявлению Автономной некоммерческой правозащитной организации «Гражданская инициатива» установлена правомерность и обоснованность представленного для получения разрешения на строительство письма Агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому конструктивная часть проекта «Административное здание по <адрес>» запроектирована согласно нормативным документам в сфере строительства и может быть рекомендована к строительству. Кроме того, впоследствии ООО «Байкалинвестстрой» по собственной инициативе получено положительное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ Агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области по проектной документации «Административное здание по <адрес>», из содержания которого следует, что проектная документация «Административное здание по <адрес>» соответствует установленным требования и результатам инженерных изысканий. Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Иркутска от 08.10.2010 г. по гражданскому делу № 2-3726/2010 по иску Иркутской региональной общественной организации «Гражданская инициатива» в интересах неопределенного круга лиц, охраны окружающей среды к Агентству государственной экспертизы в строительстве Иркутской области, Администрации г.Иркутска, ООО «Байкалинвестстрой» подтверждена законность данного положительного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о соответствии проекта строительно-техническим, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, другим обязательным нормам и правилам. Для признания обоснованным заявления о признании решения, действия органа местного самоуправления незаконными заявитель должен доказать, а суд должен установить, что принятым решением, действием органа местного самоуправления нарушены чьи-то права и законные интересы, и при этом принятое решение, действие органа местного самоуправления противоречит действующему законодательству. Поскольку в ходе судебного разбирательства таких обстоятельств судом не установлено, суд не находит оснований для удовлетворения требований Автономной некоммерческой правозащитной организации «Гражданская инициатива» о признании незаконными действий Администрации г.Иркутска по выдаче разрешения на строительство и недействительным разрешения на строительство административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, а, следовательно, и требований об обязании Администрации г. Иркутска отказать ООО «Байкалинвестстрой» в выдаче разрешения на строительство. Оставляя требования истца без удовлетворения, суд учитывает и то обстоятельство, что объективных доказательств нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду именно в результате оспариваемых действий и решения ответчика истцом не представлено. Его утверждения в обоснование нарушения прав неопределенного круга лиц о небезопасности объекта капитального строительства, несоблюдении противопожарных и экологических требований, нарушении требований строительных норм и правил при возведении объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, касаются непосредственного осуществления строительства, и не свидетельствуют о наличии причинно-следственной связи между нарушением требований строительным норм и правил при осуществлении строительства и незаконностью выдачи оспариваемого разрешения на строительство. В случае нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц при эксплуатации построенного административного здания, Автономная некоммерческая правозащитная организация «Гражданская инициатива» не лишена права обратиться в суд за защитой нарушенных прав, избрав надлежащий способ защиты интересов. Отказывая в удовлетворении требований об оспаривании действий, решения органа местного самоуправления, оснований для удовлетворения требований Автономной некоммерческой правозащитной организации «Гражданская инициатива» о приостановлении деятельности ООО «Байкалинвестстрой» по незаконному строительству административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, суд также не усматривает. В соответствии с ч. 1 ст. 37 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Частью 3 названной статьи предусмотрено, что при осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ст. 56 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В силу ч. 2 ст. 1065 ГК РФ если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. В силу обязательства, возникшего из опасности причинения вреда в будущем, в том числе, вследствие эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, лицо, которое ее осуществляет, как возможный причинитель вреда, обязано приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Основанием для возникновения данного обязательства необходимо установление факта появления опасности причинения вреда в будущем в результате вредоносной деятельности причинения вреда, в том числе, в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения либо иной производственной деятельностью. При этом опасность должна быть реальной, наличие ее должно быть подтверждено доказательствами, обосновано соответствующими заключениями специалистов. Бремя доказывания возможности причинения в будущем вреда и необходимости запрещения той или ной деятельности путем предоставления соответствующих доказательств в силу ст.ст. 12, 56 ГПК РФ, устанавливающим состязательность сторон, лежит на лице, обратившемся в суд. Вместе с тем, таких доказательств Автономной некоммерческой правозащитной организации «Гражданская инициатива» суду не представлено. Судом установлено и не оспорено сторонами, что административное здание, расположенное по адресу: <адрес>, в настоящее время возведено и введено в эксплуатацию на основании соответствующего разрешения, деятельность ООО «Байкалинвестстрой» по строительству данного объекта не ведется, что свидетельствует об отсутствии возможности появления опасности причинения вреда в будущем в результате такой деятельности, следовательно, оснований для применения положений ст. 1065 ГК РФ в данном случае не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Автономной некоммерческой правозащитной организации «Гражданская инициатива» в интересах охраны окружающей среды, неопределенного круга лиц к ООО «Байкалинвестстрой», Администрации г. Иркутска о признании незаконными действий Администрации г. Иркутска по выдаче разрешения на строительство и недействительным разрешения на строительство административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, выданного Администрацией г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ №; обязании Администрации г. Иркутска отменить незаконное разрешение на строительство административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, выданное Администрацией г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ №; приостановлении деятельности ООО «Байкалинвестстрой» по незаконному строительству административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения. На решение может быть подана кассационная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного текста решения. Председательствующий Мотивированный текст решения изготовлен 18.04.2011 г. <данные изъяты> <данные изъяты> Решение на 18.04.2011г. в законную силу не вступило Судья Е.Л. Коржинек <данные изъяты> <данные изъяты> Секретарь РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 апреля 2011 г. Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Викторовой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-90/2011 по иску Автономной некоммерческой правозащитной организации «Гражданская инициатива» в интересах охраны окружающей среды, неопределенного круга лиц к ООО «Байкалинвестстрой», Администрации г.Иркутска о признании недействительным разрешения на строительство, о приостановлении незаконного строительства, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Автономной некоммерческой правозащитной организации «Гражданская инициатива» в интересах охраны окружающей среды, неопределенного круга лиц к ООО «Байкалинвестстрой», Администрации г. Иркутска о признании незаконными действий Администрации г. Иркутска по выдаче разрешения на строительство и недействительным разрешения на строительство административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, выданного Администрацией г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ №; обязании Администрации г. Иркутска отменить незаконное разрешение на строительство административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, выданное Администрацией г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ №; приостановлении деятельности ООО «Байкалинвестстрой» по незаконному строительству административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения. На решение может быть подана кассационная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного текста решения. Председательствующий