о взыскании разницы между фактической стоимостью слуховых аппаратов и выплаченной компенсации за приобретение ТСР за счет собственных средств



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об оставлении искового заявления без рассмотрения

26 апреля 2011 года                                                                                          город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Левошко А.Н., при секретаре судебного заседания Абдуллиной Ю.Р.,

с участием помощника прокурора Кировского района г.Иркутска Дудиной В.П., представителя ответчика по доверенности Ахтареева А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1069/2011 по иску прокурора Кировского района г.Иркутска в интересах инвалида 3 группы Лукьянова П.В. к Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Кировского и Куйбышевского районов г.Иркутска, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о взыскании разницы между фактической стоимостью слуховых аппаратов 60 000 рублей и выплаченной компенсации за приобретение ТСР за счет собственных средств 18 600 рублей, то есть суммы в размере 41 400 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г.Иркутска (Далее - прокурор, истец) обратился в Кировский районный суд г.Иркутска с иском в интересах инвалида 3 группы Лукьянова П.В. к Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Кировского и Куйбышевского районов г.Иркутска, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о взыскании разницы между фактической стоимостью слуховых аппаратов 60 000 рублей и выплаченной компенсации за приобретение ТСР за счет собственных средств 18 600 рублей, то есть суммы в размере 41 400 рублей.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что Лукьянов П.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является получателем технических средств реабилитации с даты выдачи индивидуальной программы реабилитации (далее - ИПР) для инвалидов - ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с данной программой ему положено два мощных цифровых слуховых аппарата. Предоставление технических средств реабилитации (далее - ТСР) осуществляется Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. При обращении в Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Кировского и Куйбышевского районов (далее - Управление) в июле 2010г. Лукьянов П. В. был уведомлен, что ТСР на момент обращения не может быть предоставлено в связи с его отсутствием в наличии и предполагаемых сроков его предоставления не установлено.

В связи с данным обстоятельством Лукьяновым П.В. ДД.ММ.ГГГГ были приобретены 2 мощных цифровых слуховых аппарата Nadia III SР согласно ИПР (что подтверждается приходным кассовым ордером, товарной накладной) стоимостью 60 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ им был подан пакет необходимых документов в Управление для получения денежной компенсации. Компенсация в размере 18 600 рублей была выплачена Лукьянову П.В. ДД.ММ.ГГГГ через 79 отделение Сберегательного банка РФ.

В силу Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, представляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10). Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации (ч. 6 ст. 11). Перечень технических средств реабилитации и показания для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством РФ (ч. 8 и 15 ст. 11.1). Согласно данной же статье, к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в т. ч. специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Таким образом, гарантия обеспечения инвалида ТСР может быть реализована путем предоставления ТСР уполномоченным органом либо путем выплаты денежной компенсации в случаях: если ТСР не может быть предоставлено; если инвалид приобрел его за счет собственных средств.

В целях реализации п. 11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» постановлением Правительства РФ утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации..., в соответствии с п. 7 которых в случае, если предусмотренное программой реабилитации ТСР не может быть предоставлено инвалиду или если он самостоятельно приобрел указанное ТСР за счет собственных средств, инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости ТСР, которое должно быть предоставлено инвалиду в соответствии с программой реабилитации.

В связи с изложенным, решение Управления о частичной компенсации затрат Лукьянова П. В. на приобретение ТСР не основано на законе. Следовательно, Лукьянов П. В. имеет право на полное возмещение расходов на приобретение ТСР в размере 41 400 рублей, т.е. уже с учетом ранее выплаченной Управлением суммы компенсации 18 600 рублей.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права и восстановления положения, существовавшего до нарушения права, а также пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни или инвалидности.

В силу требований ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав в сфере социальной защиты, включая право на социальное обеспечение.

На основании изложенного прокурор считал искровые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г.Иркутска Дудина В.П. исковые требования поддержала в полном объеме и по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Истец Лукьянов П.В., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Ответчик Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Кировского и Куйбышевского районов г.Иркутска, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд своих представителей не направил, о причинах их неявки суд не уведомил.

Представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Ахтареев А.Р. исковые требования прокурора не признал, просил оставить заявление прокурора без рассмотрения в связи с тем, что истцом Лукьяновым П.В. не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный Федеральным законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», т.е. Лукьянов П.В. в установленном порядке не обращался в органы социального развития, опеки и попечительства за возмещением разницы между фактической стоимостью слуховых аппаратов 60 000 рублей и выплаченной компенсации за приобретение ТСР за счет собственных средств 18 600 рублей.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.ст.3,4 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок. Суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

По правилам абз.2 ст. 222 ГПК РФ, суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора.

По смыслу указанного положения на истце лежит обязанность соблюдения определенной последовательности обращения за защитой, несоблюдение которой препятствует реализации его права на судебную защиту вследствие несоблюдения условия о порядке рассмотрения спора.

На основании ст.9 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Статьей 11 указанного закона установлено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно ст.11.1 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией.

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Пунктом 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008г. № 240 (в редакции, действующей до внесения изменений постановлением Правительства РФ от 08.04.2011г. № 264), установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем:

а) предоставления соответствующего технического средства (изделия);

б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия);

в) предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости - сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил;

г) оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости - сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях;

д) выплаты компенсации расходов на мероприятия, указанные в подпунктах «а» - «в» настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Согласно п.7 Правил в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением).

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства (изделия), а также программы реабилитации (заключения) и документов, подтверждающих эти расходы.

Отказ инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы, от обеспечения техническим средством (изделием) не дает права на получение компенсации в размере стоимости такого технического средства (изделия).

Кроме того, п.5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011г. № 57н, компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов:

документа, удостоверяющего личность;

индивидуальной программы реабилитации инвалида;

страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.

Таким образом, указанными положениями предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в соответствии с которым инвалид должен обратиться в уполномоченный орган с заявлением о компенсации в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду в соответствии с программой реабилитации (заключением), с приложением необходимых документов.

В судебном заседании установлено, что согласно справки Филиала ФГУ «ГБ МСЭ по Иркутской области» серия МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ Лукьянову П.В. установлена третья группа инвалидности на срок до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно Индивидуальной программе реабилитации инвалида, выданной Лукьянову П.В. Филиалом ФГУ «ГБ МСЭ» ДД.ММ.ГГГГ, карта к акту освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ, истцу предусмотрены технические средства реабилитации - два мощных слуховых цифровых аппарата до ДД.ММ.ГГГГ

При обращении в Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Кировского и Куйбышевского районов (далее - Управление) в июле 2010г. Лукьянов П. В. был уведомлен, что ТСР на момент обращения не может быть предоставлено в связи с его отсутствием в наличии и предполагаемых сроков его предоставления не установлено. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Лукьянову П.В. направлено уведомление «О постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями № поставлен на учет в УМСРОиП ИО по социальному развитию Кировского и Куйбышевского районов г.Иркутска для обеспечения цифровыми слуховыми аппаратами заушными мощными ЦЗС.

ДД.ММ.ГГГГ Лукьяновым П.В. были приобретены 2 мощных цифровых слуховых аппарата Nadia III SР согласно ИПР, что подтверждается приходным кассовым ордером от ДД.ММ.ГГГГ, товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ, счетом от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Лукьянов П.В. обратился в Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Кировского и Куйбышевского районов г.Иркутска с заявлением о выплате компенсации в размере 18 600 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ компенсация в размере 18 600 рублей была выплачена Лукьянову П.В., что подтверждается представленной суду сберегательной книжкой .

Полагая, что компенсация была выплачена не в полном объеме, прокурор Кировского района г.Иркутска обратился в суд с иском в интересах Лукьянова П.В., требуя взыскать разницу между фактической стоимостью слуховых аппаратов 60 000 рублей и выплаченной компенсации за приобретение ТСР за счет собственных средств 18 600 рублей, то есть суммы в размере 41 400 рублей.

Вместе с тем, какие-либо доказательства обращения к ответчикам с письменным заявлением о выплате разницы между фактической стоимостью слуховых аппаратов 60 000 рублей и выплаченной компенсации за приобретение ТСР за счет собственных средств 18 600 рублей, то есть суммы в размере 41 400 рублей, ни прокурором, ни истцом не представлены, в материалах гражданского дела отсутствуют.

На основании изложенного, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, установленный ст.11.1 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ, п.7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008г. № 240 (в редакции, действующей до внесения изменений постановлением Правительства РФ от 08.04.2011г. № 264) - до 01.02.2011г., п.5 Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011г. № 57н, - с 01.02.2011г., исковое заявление прокурора Кировского района г.Иркутска в интересах инвалида 3 группы Лукьянова П.В. к Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Кировского и Куйбышевского районов г.Иркутска, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о взыскании разницы между фактической стоимостью слуховых аппаратов 60 000 рублей и выплаченной компенсации за приобретение ТСР за счет собственных средств 18 600 рублей, то есть суммы в размере 41 400 рублей, - подлежит оставлению без рассмотрения.

На основании изложенного, руководствуясь абз.2 ст.222, ст.ст.223, 224, 225 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Исковое заявление прокурора Кировского района г.Иркутска в интересах инвалида 3 группы Лукьянова П.В. к Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Кировского и Куйбышевского районов г.Иркутска, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о взыскании разницы между фактической стоимостью слуховых аппаратов 60 000 рублей и выплаченной компенсации за приобретение ТСР за счет собственных средств 18 600 рублей, то есть суммы в размере 41 400 рублей, - оставить без рассмотрения.

Разъяснить Лукьянову П.В., что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, он вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.

Председательствующий судья                               А.Н. Левошко