о применении последствий недействительности ничтожной сделки и обязании возвратить нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме в муниципальную собственность



РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20.04.2011г.

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Викторовой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1339/211 по иску Рютиной Н.М., Тетерской Т.В., Киселёвой Е.А. к администрации (КУМИ) г. Иркутска о применении последствий недействительности ничтожной сделки и обязании возвратить нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме в муниципальную собственность, обязании администрации (КУМИ) г. Иркутска признать ООО «ТД АДА» недобросовестным арендодателем,

У С Т А Н О В И Л :

Рютина Н.М., Тетерская Т.В., Кисилёва Е.А. обратились в суд с исковым заявлением к администрации г. Иркутска, требуя в соответствии со ст. 166-168 ГК РФ, Постановлением Пленума ВС РФ и Пленума Арбитражного суда РФ от 01.07.1996г. №6/8 применить последствия недействительной сделки и обязать ответчика осуществить возврат нежилого помещения, расположенного на первом этаже в многоквартирном жилом доме по адресу <адрес>, общ. площадью 53,4 кв.м. в муниципальную собственность, обязать ответчика признать ООО «ТД АДА» недобросовестным арендатором, как нарушителя действующих федеральных и областных законов.

В обоснование исковых требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и ООО «ТД АДА» заключен договор купли продажи нежилого помещения, расположенного по адресу <адрес>. Указанная сделка является недействительной поскольку нарушает требования действующего федерального и областного законодательства и нарушает права жильцов, проживающих в указанном многоквартирном доме.

В судебном заседании истцы поддержали исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнении к данному заявлению, при этом истица Рютина Н.М. суду пояснила, что в договоре купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ, указано: Основанием для оформления настоящей сделки являются: Закон от 22.07.2008г. № 159 - ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 17.07.2009г. № 149-ФЗ; Закон Иркутской области от 17.12.2008г. № 111-оз «Об особенностях реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области или в муниципальной собственности муниципальных образований Иркутской области». Вместе с тем, Закон Иркутской области от 17.12.2008г. № 111 - оз действовал до ДД.ММ.ГГГГ, а оспариваемый договор заключен между ответчиком и ООО «ТД АДА» ДД.ММ.ГГГГ, т. е. в период, на который действие Закона Иркутской области от 17.12.2008г. № 111 - оз уже не распространяется.

Кроме того, ФЗ № 159, наделяющий представителей малого бизнеса преимущественным правом выкупа арендуемого у государства помещения действовал до 1 июля 2010г., затем был продлён на три года, т.е. на сегодня срок его действия до 1 июля 2013г. В соответствии с данным законом орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривают в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона». Согласно ст.10 ФЗ № 178 -ФЗ от 21 декабря 2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно».

Закон Иркутской области N 111-оз от 17 декабря 2008 года «Об особенностях реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области или в муниципальной собственности муниципальных образований Иркутской области» действовал до 01 июля 2010г.

Новый Закон Иркутской области N 107-03 «Об особенностях реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области или в муниципальной собственности муниципальных образований Иркутской области» был принят 08 ноября 2010г.

Закон № 107-03 вступил в силу через десять дней после дня его официального опубликования и действует до 1 июля 2013 года.

Постановление Правительства РФ № 961 от 18.12.2008г. устанавливает предельное значение площади и срок рассрочки оплаты недвижимого имущества находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства помещений при реализации ими преимущественного права на приобретение такого имущества.

Данное постановление действует в соответствии со статьей 9 ФЗ № 159, а именно: «В случае, если до 1 января 2009 года законом субъекта Российской Федерации не установлены предельные значения площади арендуемых помещений и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, предусмотренные соответственно статьями 3 и 5 настоящего Федерального закона, применяются предельные значения и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, установленные Правительством Российской Федерации». Но в Иркутской области соответствующий закон Иркутской области был принят 17 декабря 2008 года, до 01.01.2009 г., и действовал до 01 июля 2010г.

Таким образом, в период с 01 июля 2010 г. до 18 ноября 2010 г. местные предприниматели не имели возможности на реализацию преимущественного права выкупа арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в областной или муниципальной собственности, так как окончание действия местного закона прописано датой, а не по окончании действия федерального закона.

Договор купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключен с нарушением ФЗ № 159 - ФЗ ст. 4 и ФЗ № 178 -ФЗ от 21 декабря 2001г.

Также ответчиком при совершении оспариваемой сделки нарушена ст. 182 ГК РФ, поскольку регистрация сделки проводилась согласно доверенности КУМИ от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на имя Яхненко О.Ю., однако она является директором ООО «ТД АДА» с апреля 2010 г до 2013г. Таким образом, Яхненко О.Ю. выступает одновременно и в роли покупателя (ООО «ТД АДА»), и в роли продавца (КУМИ г. Иркутска), вместе с тем, представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично.

Кроме того, согласно требованиям ст. 10, п. 1 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Иркутска» (ст. 2.3, ст. 3.1 ч. 4, 6, ст. 4.2, ч.б, ст. 11 п.3 (Решение городской Думы № 524 - 50гД(2) от 21.06.2000г.): «приватизация объектов муниципальной собственности осуществляется в соответствии с действующим российским законодательством на основе городской программы приватизации муниципальной собственности, утверждённой городской Думой». Т.е. решение об условиях приватизации государственного и муниципального имущества принимается в соответствии с утверждённым Прогнозным планом приватизации на 2009 - 2010 годы. Это подтверждает и ответчик в своих возражениях. Документов, подтверждающих включение нежилого помещения, общей площадью 53,4 кв.м, этаж 1, номера поэтажного плана 53-58, адрес: <адрес>, в Прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2009 - 2010 г.г., нет. Не содержит таких сведений и «Выписка из реестра муниципальной собственности в отношении нежилого помещения, расположенного по <адрес>». Заявление в КУМИ г. Иркутска от ООО «ТД АДА» о предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого помещения по <адрес> поступило ДД.ММ.ГГГГ Решение N 005-20-110139/10 от 25 мая 2010г. Думы г. Иркутска «О внесении изменений в Прогнозный план приватизации муниципального имущества г.Иркутска на 2009-2012гг» не содержит никаких сведений об объекте «нежилое помещение, общей площадью 53,4 кв.м, этаж 1, номера поэтажного плана 53-58, адрес: <адрес>».

Таким образом, КУМИ г. Иркутска осуществило сделку по льготной приватизации объекта: «нежилое помещение, общей площадью 53,4 кв.м, этаж 1, номера поэтажного плана 53-58, адрес: <адрес>», нарушая федеральное, областное и городское законодательство.

В судебном заседании представитель администрации г. Иркутска по доверенности Баторов В.Н. исковые требования истцов не признал в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменном возражении ответчика.

Представитель третьего лица ООО «ТД АДА» по доверенности Ануфриева О.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истцов.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из Свидетельства о государственной регистрации права Муниципальное образование г. Иркутск, на основании Постановления мэра г. Иркутска №031-06-1803/7 от 09.12.1997г., Постановления мэра г. Иркутска №031-061585/9 от 16.11.1999г. является собственником нежилого помещения, общ. площадью 53, 4 кв.м., расположенного на 1 этаже, номер на поэтажном плане 53-58 по адресу <адрес>.

Согласно Договору нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному в УФРС по Иркутской области и Усть - Ордынскому Бурятскому автономному округу ДД.ММ.ГГГГ, КУМИ г. Иркутска передало во временное возмездное владение и пользование, вышеуказанное нежилое помещение ООО «ТД Ада». Действие договора сторонами определено до ДД.ММ.ГГГГ Целевое использование объекта- административное.

В дальнейшем к данному договору, сторонами заключались дополнительные соглашения, как следует из Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Целевое назначение объекта сторонами изменено с административного на розничную торговлю.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТД АДА» обратилось с заявлением в администрацию г. Иркутска (КУМИ) с заявлением, в котором просило предоставить преимущественное право на приобретение нежилого помещения, общ. площадью 53, 4 кв.м., расположенного на 1 этаже, номер на поэтажном плане 53-58 по адресу <адрес>, арендуемое обществом по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно Решению об условиях приватизации от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТД АДА» предоставлено преимущественное право на приобретение арендуемого объекта недвижимости.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем мэра г. Иркутска, председателем комитета Быргазовой М.А. издано Распоряжение «О приватизации нежилого помещения, общ. площадью 53, 4 кв.м., расположенного на 1 этаже, номер на поэтажном плане 53-58 по адресу <адрес>.».

Данным Распоряжением на основании ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 159-ФЗ от 22.07.2008, в редакции федерального закона № 149-ФЗ от 17.07.2009, Закона Иркутской области «Об особенностях реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области или в муниципальной собственности муниципальных образований» № 111-оз от 17.12.2008, в редакции Закона Иркутской области № 68/34-оз от 07.10.2009, заявление ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ АДА», поступившее 30.04.2010г., руководствуясь ФЗ РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ с изменениями от 18.07.2009 № 181-ФЗ, ст.ст. 10, 11, 44, 45 Устава города Иркутска, утвержденного решением городской Думы города Иркутска от 20.05.2004 № 003-20-430537/4, Положением о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Иркутска, утвержденным решением городской Думы города Иркутска от 21.06.2000 № 524-50гД(2) в редакции решения городской Думы города Иркутска от 01.10.2009 № 004-20-651127/9, Положением о приватизации муниципального имущества г. Иркутска, утвержденным решением городской Думы города Иркутска от 26.04.2010 № 005-20-100131/10, Положением о Комитете по управлению имуществом г. Иркутска, утвержденным постановлением мэра города Иркутска от 31.05.2005 № 031-06-951/5 с изменениями, утвержденными постановлением администрации города Иркутска от 31.12.2009 № 031-06-4213/9 - утверждено решение об условиях приватизации от 25.07.2010г. нежилого помещения, общ. площадью 53, 4 кв.м., расположенного на 1 этаже, номер на поэтажном плане 53-58 по адресу <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Иркутска и ООО «ТД АДА», в лице директора Яхненко О.Ю., действующей на основании Устава, заключен Договор купли-продажи нежилого помещения, расположенного в <адрес>, зарегистрированный в Управлении Росреестра ДД.ММ.ГГГГ

Согласно Свидетельству о регистрации права <адрес> ООО «ТД АДА» является собственником нежилого помещения, расположенного в <адрес>, на основании Договора купли-продажи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ

Полагая, что Договор купли-продажи нежилого помещения, расположенного в <адрес>, заключен с нарушением действующего федерального и областного законодательства, истицы обратились в суд с настоящим исковым заявлением, требуя применить последствия недействительности сделки.

С доводами истцов о том, что Договор купли-продажи нежилого помещения, расположенного в <адрес> заключен с нарушением действующего федерального и областного законодательства, суд не может согласиться по следующим основаниям.

Статья 434 ГК РФ предусматривает, что договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Согласно ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).

В соответствии со ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).

В силу ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Права всех собственников защищаются равным образом.

Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294,296).

В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В соответствии со ст.1 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Согласно ст. 2. ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 5 вышеуказанного Федерального закона покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 1 ФЗ от 22.07.2008 N 159-ФЗ (ред. от 02.07.2010) "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 04.07.2008)) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона (далее также - арендуемое имущество), в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:

1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;

3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;

4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Согласно ст. 4 ФЗ от 22.07.2008 N 159-ФЗ орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона.

В течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", уполномоченные органы направляют арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества (далее - предложение) и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.

В случае согласия субъекта малого или среднего предпринимательства на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества.

При заключении договора купли-продажи арендуемого имущества необходимо наличие заявления субъекта малого или среднего предпринимательства о соответствии его условиям отнесения к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и документов, подтверждающих внесение арендной платы в соответствии с установленными договорами сроками платежей, а также документов о погашении задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) в размере, указанном в требовании о погашении такой задолженности (в случае, если данное требование направлялось субъекту малого или среднего предпринимательства).

В статье 9 ФЗ от 22.07.2008 N 159-ФЗ предусмотрено, что субъект малого и среднего предпринимательства, отвечающий установленным статьей 3 Закона требованиям, с 1 января 2009 года вправе по своей инициативе направить в орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, заявление о соответствии его условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации им права на приобретение арендуемого имущества.

Согласно ст. 10 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.

В Решении Думы г. Иркутска от 26.04.2010 N 005-20-100131/10 "Об утверждении Положения о приватизации муниципального имущества г. Иркутска" указано, что под приватизацией муниципального имущества г. Иркутска понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в муниципальной собственности г. Иркутска, в собственность физических и (или) юридических лиц. Приватизация муниципального имущества г. Иркутска осуществляется в соответствии с ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и с ФЗ"Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно данному Положению о приватизации муниципального имущества г. Иркутска (в редакции от 26.04.2010г.) - приватизация муниципального имущества на территории г. Иркутска осуществляется Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска. Продавцом муниципального имущества г. Иркутска выступает Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска. Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска: - разрабатывает Прогнозный план приватизации муниципального имущества г. Иркутска; представляет мэру города Иркутска, в Думу города Иркутска отчет о выполнении Прогнозного плана приватизации муниципального имущества г. Иркутска за прошедший год; принимает решения об условиях приватизации муниципального имущества г. Иркутска; осуществляет контроль за приватизацией муниципального имущества г. Иркутска; обращается от имени муниципального образования город Иркутск в суд и арбитражный суд за защитой имущественных прав г. Иркутска, связанных с осуществлением приватизации муниципального имущества г. Иркутска; координирует работу структурных подразделений администрации города Иркутска по вопросам приватизации; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением и Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска.

В соответствии с п. 5 вышеуказанного Положения приватизация муниципального имущества г. Иркутска осуществляется способами, предусмотренными ст. 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Особенности реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества и приватизации указанного имущества определяются ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с Прогнозным планом, утвержденным решением Думы города Иркутска, либо на основании заявления субъекта малого и среднего предпринимательства о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества комиссией по приватизации объектов муниципальной собственности принимается решение об условиях приватизации муниципального имущества г. Иркутска. Решение об условиях приватизации муниципального имущества г. Иркутска утверждается распоряжением заместителя мэра - председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска не позднее 5 дней с момента принятия комиссией по приватизации решения об условиях приватизации.

Статьей 1 Закона Иркутской области от 17.12.2008 N 111-оз (ред. от 07.10.2009) "Об особенностях реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области или в муниципальной собственности муниципальных образований Иркутской области" действовавшего до 30.06.2010г. было предусмотрено, что преимущественное право на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области или в муниципальной собственности муниципальных образований Иркутской области, может быть предоставлено субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным статьей 3 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требованиям, при условии, что площадь арендуемых помещений не превышает 700 кв.м.

Оценивая представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Договор купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ нежилого помещения, расположенного в <адрес>, заключенный между Администрацией г. Иркутска (КУМИ) и ООО «ТД АДА» соответствует вышеуказанному Федеральному законодательству РФ и законодательству, действующему на территории г. Иркутска.

При этом суд исходит из следующих установленных в судебном заседании обстоятельств.

Нежилое помещение, расположенное в <адрес>, до перехода права собственности в 2010г. к ООО «ТД АДА», находилось в муниципальной собственности г. Иркутска, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>.

ООО «ТД АДА» в течение более трех лет являлось арендатором нежилого помещения, расположенного в <адрес>, что подтверждается вышеуказанным Договором аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ

В течение времени владения и пользования арендованным нежилым помещением, расположенным в <адрес> ООО «ТД АДА» исполняло свои обязательства по Договору аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, задолженности по арендной плате не имело, что истцами в судебном заседании не оспаривалось.

Воспользовавшись своим преимущественным правом на приобретение арендованного нежилого помещения, в соответствии со ст. 9 ФЗ от 22.07.2008 N 159-ФЗ, и Решением Думы г. Иркутска от 26.04.2010 N 005-20-100131/10 - ООО «ТД АДА» ДД.ММ.ГГГГ направило в адрес ответчика заявление о соответствии его условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации им права на приобретение арендуемого нежилого помещение, расположенного в <адрес>, данное заявление зарегистрировано в КУМИ г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ за /к.

В соответствии с данным заявлением, вышеуказанным Федеральным законодательством, Решением Думы г. Иркутска от 26.04.2010 N 005-20-100131/10 "Об утверждении Положения о приватизации муниципального имущества г. Иркутска" 25.06.2010г. начальником КУМИ г. Иркутска было вынесено Решение об условиях приватизации вышеуказанного арендуемого нежилого помещения и предоставления преимущественного права на его приобретения ООО «ТД АДА», в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ заместителем мэра г. Иркутска, председателем комитета Быргазовой М.А. издано Распоряжение «О приватизации нежилого помещения, общ. площадью 53, 4 кв.м., расположенного на 1 этаже, номер на поэтажном плане 53-58 по адресу <адрес>.», которое истцами не оспаривалось.

ДД.ММ.ГГГГ КУМИ г.Иркутска направило в адрес ООО «ТД АДА» предложение на использования преимущественного права на приобретения арендованного им нежилого помещения и заключения с администрацией г. Иркутска договора купли -продажи.

Приняв данное предложение ответчика, ООО «ТД АДА» и заключила с администрацией г. Иркутска Договор купли-продажи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что сделка отчуждения муниципального имущества г. Иркутска в собственность ООО «ТД АДА», проведена с соблюдением требований ГК РФ, ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ФЗ от 22.07.2008 N 159-ФЗ (ред. от 02.07.2010) "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Решением Думы г. Иркутска от 26.04.2010 N 005-20-100131/10 "Об утверждении Положения о приватизации муниципального имущества г. Иркутска", Закона Иркутской области от 17.12.2008 N 111-оз (ред. от 07.10.2009) "Об особенностях реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области или в муниципальной собственности муниципальных образований Иркутской области" действовавшего до 30.06.2010г., в связи с чем доводы истцов, что оспариваемая ими сделка произведена с нарушением федерального и областного законодательства являются необоснованными.

При этом не влияют на выводы суда о необоснованности требований истцов, их доводы о том, что Договор купли-продажи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ является недействительным, так как Закон Иркутской области от 17.12.2008г. № 111 - оз, на основании которого заключался Договор, уже не действовал в период его заключения.

К такому выводу суд приходит в связи с тем, что Решение об условиях приватизации вышеуказанного нежилого помещения и предоставления преимущественного права на его приобретения ООО «ТД АДА», Распоряжение были приняты ответчиком в период действия Закона Иркутской области от 17.12.2008г. № 111 - оз, который регулировал именно особенности реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области или в муниципальной собственности муниципальных образований Иркутской области, а не процедуру заключения самого договора купли-продажи такого имущества.

Доводы истцов о недействительности Договора купли-продажи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что нежилое помещение, общей площадью 53,4 кв.м, этаж 1, номера поэтажного плана 53-58, адрес: <адрес> не было включено в прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2009 - 2010 г.г., суд находит не состоятельными, поскольку согласно статье 9 ФЗ от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъект малого и среднего предпринимательства, отвечающий установленным статьей 3 Закона требованиям, с 1 января 2009 года вправе по своей инициативе направить в орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, заявление о соответствии его условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации им права на приобретение арендуемого имущества, чем и воспользовалось ООО «ТД АДА», направив в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ такое заявление, а ответчик на основании именно данного заявления принял решение об условиях приватизации муниципального имущества г. Иркутска, утвержденное распоряжением заместителя мэра - председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска, что соответствует требованиям Решения Думы г. Иркутска от 26.04.2010 N 005-20-100131/10.

Суд также не принимает во внимание доводы истцов о том, что ответчиком при совершении оспариваемой сделки нарушена ст. 182 ГК РФ, при этом исходит из следующего.

Согласно ст. 182 ГК РФ представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Он не может также совершать такие сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства.

В соответствии со ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

Судом установлено, что сторонами оспариваемого договора купли-продажи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ являются администрация г. Иркутска и ООО «ТД АДА».

С заявлением о регистрации сделки Договора купли-продажи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по Иркутской области обратилось КУМИ г. Иркутска, в лице Яхненко О.Ю., действующей по доверенности, выданной И.о. заместителя мэра г. Иркутска Быргазовой М.А.

Таким образом, Яхненко О.Ю., представившая документы в Управление Росреестра по Иркутской области для регистрации, стороной регистрируемого договора купли-продажи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ не являлась.

Кроме того, подача документов в регистрирующий орган не является каким-либо видом сделки, поэтому положения ст. 182 ГК РФ в данном случае применимы быть не могут.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Рютиной Н.М., Тетерской Т.В., Киселёвой Е.А. к администрации (КУМИ) г. Иркутска и применении последствий недействительности ничтожной сделки и обязании возвратить нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме в муниципальную собственность, обязании ответчика признать ООО «ТД АДА» недобросовестным арендодателем, удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Рютиной Н.М., Тетерской Т.В., Киселёвой Е.А. к администрации (КУМИ) г. Иркутска о применении последствий недействительности ничтожной сделки и обязании возвратить нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме в муниципальную собственность, обязании администрации г. Иркутска признать ООО «ТД АДА» недобросовестным арендодателем - оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен 25.04.2011г.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение на 25.04.2011г. в законную силу не вступило      

Судья                                                                                                                                                 Е.Л. Коржинек

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Секретарь                                                                                                                                                                                                              

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20.04.2011г.

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Викторовой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1339/211 по иску Рютиной Н.М., Тетерской Т.В., Киселёвой Е.А. к администрации (КУМИ) г. Иркутска о применении последствий недействительности ничтожной сделки и обязании возвратить нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме в муниципальную собственность, обязании администрации (КУМИ) г. Иркутска признать ООО «ТД АДА» недобросовестным арендодателем,

руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Рютиной Н.М., Тетерской Т.В., Киселёвой Е.А. к администрации (КУМИ) г. Иркутска о применении последствий недействительности ничтожной сделки и обязании возвратить нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме в муниципальную собственность, обязании администрации г. Иркутска признать ООО «ТД АДА» недобросовестным арендодателем - оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий