РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03.03.2011года Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Абрамовой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3842/2010 по иску Макарова С.П. к Администрации г.Иркутска о признании права на предоставление жилого помещения, о признании причины пропущенного срока для реализации права уважительным, У С Т А Н О В И Л : Макаров С. П. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска к Администрации г.Иркутска с требованиями о признании права на предоставление жилого помещения, о признании причины пропущенного срока для реализации права уважительным. В обоснование исковых требований указал, что он в связи со смертью своей матери остался сиротой, без средств к существованию с ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Мэра г.Усть-Кута Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ за № он был определен в ОГУСО социально -реабилитационный центр для несовершеннолетних "Сокол" г.Усть-Кута, жилое помещение за ним не закреплялось, ввиду его отсутствия. Постановлением главы Иркутского района от ДД.ММ.ГГГГ за № над ним было установлено опекунство, опекуном назначена Л.. До достижения возраста 23 лет он не имел возможности воспользоваться своим правом, гарантированным действующим законодательством и обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет граждан из числа детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке. В связи с чем, был пропущен срок реализации указанного права по уважительной причине, при прибытии в ОГУСО Социаально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Сокол" г.Усть-Кута г. в Устькутском ГОРОО не было возможности поставить его на регистрационный учет на внеочредное получение жилья в администрации г.Усть-Кута; назначенный опекун - Л. ненадлежащим образом исполняла свои обязанности опекуна, в связи с чем была освобождена от возложенных на нее обязанностей (Постановление Мера г.Усть-Кута Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №-н), документы, необходимые для постановки на учет граждан, нуждающихся в.жилых помещениях, были утеряны. Восстановив необходимые документы, он обратился в Правительство Иркутской области для предоставления жилого помещения. Однако, из представленного ответа за № СЗ-38-3105/0-13 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что срок для реализации указанного права им был пропущен. В судебном заседании истец Макаров С.П. просил суд признать за ним как за сиротой право на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения, признать пропущенный им срок для постановки ну учет, уважительным, при этом суду пояснил, что не знал до 23 лет о том, что ему необходимо для получения жилья во внеочередном порядке встать на учет лиц оставшихся без попечения родителей, об этом ему сказали родственники совсем недавно, кроме того, документы, свидетельствующие о его статусе сироты, находились у брата, который уехал и местожительство брата ему не было известно. В Администрацию г. Иркутска и иные органы для восстановления утерянных документов до достижения им 23 лет он не обращался, в связи с тем, что он работал, и у него не было времени. Представитель Администрации г. Иркутска по доверенности Шевкунова Т.А. в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме. Третье лицо Правительство Иркутской области в судебное заседание своих представителей не направило, просило рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель ответчика Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по доверенности Шалошвили Т.Г. просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, в их совокупности суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), вступившим в силу с 01.03.2005г., и специальным законом - ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (далее по тексту ФЗ РФ № 159-ФЗ). В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2). Судом установлено, что Постановлением мэра г. Усть- Кута от ДД.ММ.ГГГГ Макаров С.П. ДД.ММ.ГГГГ.р. был определен в детский дом, жилое помещение за ним не закреплялось, ввиду его отсутствия. Мать истца - Макарова Т.С. умерла, отец не известен. Приказом Директора ЦРДиП от ДД.ММ.ГГГГ № Макаров С.П. ДД.ММ.ГГГГг.р. принят на полное государственное обеспечение, как оставшийся без средств к существованию с ДД.ММ.ГГГГ Как следует из письма Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением мэра г. Усть-Кута № опекуном Макарова С.П. была назначена Л., которая Постановлением мэра г. Усть -Кута от ДД.ММ.ГГГГ была освобождена от обязанностей опекуна, в связи с неисполнением надлежащим образом обязанностей опекуна. С ДД.ММ.ГГГГ Макаров С.П. находился на полном государственном обеспечении в социальном - реабилитационном центре для несовершеннолетних «Сокол» г. Усть-Кута. Приказом директора СРЦН «Сокол» от ДД.ММ.ГГГГ Макаров С.П. снят с полного государственного обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с выбытием в областной центр помощи детям оставшимся без попечения родителей по адресу: <адрес>. Из представленных в ответ на судебный запрос Уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также справки МУП БТИ г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений о зарегистрированных правах Макарова С.П. на объекты недвижимого имущества не имеется. На момент обращения в суд с исковым заявлением о признании права на получение во внеочередном порядке жилого помещения истцу Макарову С.П. ДД.ММ.ГГГГг.р. исполнилось полных 25 лет. Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. На основании п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Согласно ст.1 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьей 2 Закона Иркутской области № 50-оз от 22.06.2010г. « О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» предусмотрено обеспечение детей-сирот, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта на основании решений уполномоченного органа. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра (части 5,10, 11 статьи 4 Закона Иркутской области № 50-оз). В соответствии со ст. 3 Закона Иркутской области № 50-оз учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в соответствии с законом Иркутской области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Статьей 4 Закона Иркутской области № 50-оз предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по их заявлению, поданному в уполномоченный Правительством Иркутской области исполнительный орган государственной власти Иркутской области, ведущий областной реестр детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно Постановлению Правительства Иркутской области от 26.10.2010г. № 210-пп уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области определено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. В силу ч. 2 вышеназванной статьи, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В иных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по достижении ими восемнадцати лет либо приобретении ими в установленном порядке полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона Иркутской области «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта. С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом жилые помещения в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт. Анализируя вышеуказанные нормы закона, суд полагает, что внеочередное получение жилого помещение возможно при наличии сведений об отсутствии закрепленного жилого помещения за несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, а также сведений о постановке на учет в органах местного самоуправлении до достижения лицами, отнесенными к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет. Верховный суд РФ 27.09.2006г. в своем «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2006г.» указал, что как следует из преамбулы ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является. Вместе с тем, судом установлено, а истцом Макаровым С.П. не оспаривалось, что в органы местного самоуправления по вопросу обеспечения жилым помещением до достижения 23 лет он не обращался, на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением как лицо, оставшееся без попечения родителей в настоящее время не состоит, и ранее не состоял. Из представленных суду истцом доказательств следует, что Макаров С.П. впервые обратилась в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения в декабре 2010г., т.е. в возрасте 25 лет, данные обстоятельства ни истцом, ни ответчиком не опровергнуты в судебном заседании. В связи с чем, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований Макарова С.П. о признании за ним права на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения. Требования истца о признании причин пропуска срока для реализации предоставленного ему как сироте права на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения уважительными также не подлежат удовлетворению, поскольку доказательств того, что истец до достижения им 23-летнего возраста не имел реальной возможности обратиться с заявлением в компетентные органы о постановке на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо, отнесенное законом к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суду истцом не представлено, в материалах дела такие доказательства также отсутствуют. При этом суд исходит из того, что своевременность обращения с заявлением в органы местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения вне очереди, зависит только от волеизъявления самого лица, оставшегося без попечения родителей. Утрата документов, подтверждающих его статус как сироты, не лишала истца права обращения в органы местного самоуправления с просьбой о восстановлении утерянных документов. При этом не знания истцом о предоставленном ему как сироте праве на получения жилья, не может являться уважительной причиной для восстановления пропущенного срока, поскольку не знания закона не освобождает от ответственности. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Макарова С.П. к Администрации г.Иркутска о признании права на предоставление жилого помещения, о признании причины пропущенного срока для реализации права уважительным - отказать. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Мотивированный текст решения изготовлен 09.03.2011г. <данные изъяты> Судья Е.Л. Коржинек Решение на 09.03.2011 в законную силу не вступило Судья Е.Л. Коржинек <данные изъяты> <данные изъяты> Секретарь РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03.03.2011года Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Абрамовой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3842/2010 по иску Макарова С.П. к Администрации г.Иркутска о признании права на предоставление жилого помещения, о признании причины пропущенного срока для реализации права уважительным, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Макарова С.П. к Администрации г.Иркутска о признании права на предоставление жилого помещения, о признании причины пропущенного срока для реализации права уважительным - отказать. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий