РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20.05.2011г. Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1797/11 по заявлению Парилова А.Н. о признании незаконными действия Управления федеральной службы государственной Регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области по государственной регистрации права собственности Администрации Ангарского муниципального образования на нежилое здание и об обязании аннулировать записи о регистрации прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, У С Т А Н О В И Л : Парилов А.Н. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, требуя признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области по государственной регистрации права собственности Администрации Ангарского муниципального образования на нежилое здание -административно-бытовой корпус, общей площадью 647.4 кв.м., 1992г. постройки, инв. номер: №, кадастровый №, адрес: <адрес>, обязать Управление устранить допущенные нарушения путем внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении права собственности Администрации Ангарского муниципального образования на нежилое здание - административно-бытовой корпус, общей площадью 647.4 кв.м., 1992 года постройки, инв. номер: №, кадастровый №, адрес: <адрес>. В обоснование заявленных требований указал, что он на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрел у ОАО «Ангарский электромеханический завод», административно-бытовой корпус, общей площадью 647.4 кв.м., 1992 года постройки, инв. номер: №, адрес: <адрес>. Договор зарегистрирован в БТИ г. Ангарска ДД.ММ.ГГГГ за №.Недавно он осуществлял сбор документов для оформления ипотеки. При обращении в Ангарский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области выяснил, что регистрирующим органом совершены действия по регистрации права собственности Администрации Ангарского муниципального образования на спорный объект.Данные действия нарушают его права и законные интересы. Право собственности на объект возникло у него ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленным договором купли-продажи объекта и актом приема передачи.Действующее гражданское законодательство на момент совершения сделки купли-продажи недвижимого имущества обязанность по ее государственной регистрации не устанавливало.До момента образования регистрирующего органа обязанность по государственной регистрации сделки либо перехода права установлена не была, поэтому право собственности у него возникло в силу ст. ст. 224, 549, 556 ГК РФ с момента заключения договора и передачи имущества по акту приема-передачи. В судебное заседание заявитель Парилов А.Н. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель заявителя по доверенности Устинова Е.С. в судебном заседании требования заявителя поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении. В судебном заседании представитель по доверенности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Горюнова Е.Ю. просила суд отказать в удовлетворении требований Парилова А.Н. в полном объеме. Заинтересованное лицо Администрации Ангарского муниципального образования в судебное заседание своих представителей не направило, представив суду ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, дело правоустанавливающих документов на объект недвижимости нежилое здание - административно-бытовой корпус, общей площадью 647.4 кв.м., 1992 года постройки, инв. номер: №, кадастровый №, адрес: <адрес>, суд приходит к следующим выводам. Заявления об обжаловании действий и решений в соответствии с Законом РФ № 4866 - 1 рассматриваются в порядке главы 25 ГПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Статьей 255 ГПК РФ определено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечет к ответственности. В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Как следует из п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Статьей 432 ГК РФ предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора. Статьей 550 ГК РФ предусмотрено, что договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность. В силу ст. 554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие положение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. В соответствии с п.1 ст. 4 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. Согласно п.1. ст.2 указанного Федерального Закона РФ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество. Согласно ст. 9 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», введенным в действие на территории РФ с 31.01.1998г., государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним производится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. В соответствии со ст. 6 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997г., права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Из содержания данной нормы следует, что права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу Закона о регистрации, прошедшие регистрацию по правилам, действовавшим до этого момента, признаются юридически действительными. Подлежащие регистрации сделки, являвшиеся основанием возникновения таких прав, зарегистрированные по ранее действовавшему порядку, признаются юридически действительными. Кроме того, сама регистрация прав на недвижимость и сделок с ней, осуществлявшаяся до вступления в силу Закона о регистрации, также является юридически действительной (абз.2, п.1 ст.6 Закона о регистрации). Предприятия технической инвентаризации регистрируют недвижимое имущество на основании Инструкции, утв. Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 января 1968 г. N 83. Выдаваемые ими акты по договорам купли-продажи этого имущества свидетельствуют о возникновении, переходе и прекращении права собственности, т.е. носят правоустанавливающий характер. Учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Иркутской области приступило к государственной регистрации прав только с ДД.ММ.ГГГГ До указанной даты государственную регистрацию прав на недвижимое имущество осуществляли органы технической инвентаризации (органы БТИ). Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Ангарский Электромеханический завод» (продавец) и Париловым А.Н. (покупатель) заключен договор купли -продажи, в соответствии с условиями которого продавец продал, а покупатель купил за 520 000 руб. нежилое здание - административно-бытовой корпус, общей площадью 647.4 кв.м., 1992 года постройки, инв. номер: №, адрес: <адрес>, данный договор зарегистрирован в БТИ г. Ангарска ДД.ММ.ГГГГ за №, что подтверждается штемпелем проставленным БТИ г. Ангарска на договоре, кроме того указанный договор до настоящего времени никем не оспорен. Таким образом, судом достоверно установлено, что собственником спорного объекта с ДД.ММ.ГГГГ является заявитель Парилов А.Н., поскольку сделка по продажи спорно недвижимого имущества произошла до образования в Иркутской области регистрирующего органа. Вместе с тем, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимости нежилое здание - административно-бытовой корпус, общей площадью 647.4 кв.м., адрес: <адрес> обратилось Ангарское муниципальное образование, в лице Орловой О.Н., действующей на основании доверенности. В подтверждение права на государственную регистрацию права собственности Ангарским муниципальным образованием представлена выписка из реестра объектов муниципальной собственности Ангарского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление Верховного суда РФ от 27.12.1991 №3023-1, что подтверждается заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, поданного Ангарским муниципальным образованием в Управление Росреестра по Иркутской области. Как следует из выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № право собственности Ангарского муниципального образования на объект недвижимости нежилое здание - административно-бытовой корпус, общей площадью 647.4 кв.м., 1992 года постройки, инв. номер: №, кадастровый №, адрес: <адрес>, Управлением Росреестра по Иркутской области было зарегистрировано. В соответствии с п.1 ст.13 Закона о регистрации, государственная регистрация прав производится в следующем порядке: прием документов, представленных для регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в ЕГРП при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений (свидетельств) о производстве государственной регистрации прав. Согласно абз. 3 п.1 ст. 20 Закона о регистрации- в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на регистрацию, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. В судебном заседании представитель по доверенности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Горюнова Е.Ю. суду пояснила, что основанием для регистрации права собственности Ангарского муниципального образования на объект недвижимости нежилое здание - административно-бытовой корпус, кадастровый №, расположенные по адресу адрес: <адрес> послужила представленная Ангарским муниципальным образованием выписка из реестра объектов муниципальной собственности Ангарского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, иных документов, подтверждающих право собственности, Ангарским муниципальным образованием в Управление Росреестра по Иркутской области представлено не было. В соответствии с положениями ст.ст. 9, 13, 20, 4 Закона о регистрации, ст.ст. 130, 131 ГК РФ, регистрирующий орган при проведении государственной регистрации прав проверяет не только формальное наличие документов, необходимых для государственной регистрации, но и проводит правовую экспертизу документов, которая заключается в оценке с точки зрения соответствия закону, иным правовым актам содержания представленных документов. В результате такой экспертизы выявляются наличие или отсутствие оснований для государственной регистрации, а также признаки, позволяющие идентифицировать заявленный к регистрации объект как недвижимость. Согласно п.32 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста РФ от 01.07.2002 № 184, при проведении правовой экспертизы документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации. Как следует из представленной Ангарским муниципальным образованием в Управление Росреестра по Иркутской области выписки из реестра объектов муниципальной собственности Ангарского муниципального образования от 03.03.2011г., послужившей основанием для регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости, собственником здания- административного бытового корпуса, площадью 647, 4 кв.м., расположенного по адресу <адрес> является Ангарское муниципальное образование, основанием для включения в реестр послужило Постановление ВС РФ от 27.12.1991г. №3020-1. Между тем, в данной выписки не содержится сведений о дате постройки объекта недвижимости, не указан ни инвентарный, ни кадастровой номер объекта, т.е. не указаны существенные признаки, позволяющие идентифицировать заявленный к регистрации объект как недвижимость. Кроме того, в выписке отсутствует реестровый номер объекта недвижимости, дата включения в реестр недвижимого объекта, не содержатся сведений послуживших основанием для включения в реестр, таких как распоряжение администрации Ангарского муниципального образования о приеме в муниципальную собственность недвижимого имущества. Указанное в выписке из реестра объектов муниципальной собственности Ангарского муниципального образования от 03.03.2011г., Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. №3020-1, как основание включения в реестр спорного объекта недвижимости - по мнению суда, не может являться основанием для включения в реестр муниципальной собственности спорного объекта, поскольку данное Постановление регламентирует общий порядок и основания перехода объектов недвижимости в муниципальную собственность и не свидетельствует о передаче спорного объекта недвижимости в собственность Ангарского муниципального образования, при этом п.5 названного Постановления, предусмотрено, что оформление передачи объектов, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Кроме того, как указано в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010г. факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, сам по себе не является доказательством права собственности или законного владения. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Управление Росреестра по Иркутской области при государственной регистрации права собственности Администрации Ангарского муниципального образования на нежилое здание -административно-бытовой корпус, расположенный по адресу: <адрес> в нарушение вышеуказанного действующего законодательство РФ не установило отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на спорный объект недвижимого имущества, кроме того, не учло, что выписка из реестра объектов муниципальной собственности Ангарского муниципального образования от 03.03.2011г., представленная на регистрацию, по содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства и не является доказательством, в соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010г., права собственности или законного владения спорным объектом Ангарским муниципальным образованием. В связи с чем, требования Парилова А.Н. о признании незаконными действия Управления федеральной службы государственной Регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области по государственной регистрации права собственности Администрации Ангарского муниципального образования на нежилое здание административно-бытовой корпус, расположенный по адресу: <адрес> подлежат удовлетворению. В соответствии с требованиями ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования Парилова А.Н. о признании незаконными действия Управления федеральной службы государственной Регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области по государственной регистрации права собственности Администрации Ангарского муниципального образования на нежилое здание и об обязании аннулировать записи о регистрации прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним - удовлетворить. Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области по государственной регистрации права собственности Администрации Ангарского муниципального образования на нежилое здание -административно-бытовой корпус, общей площадью 647.4 кв.м., 1992г. постройки, инв. номер: №, кадастровый №, адрес: <адрес>. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области устранить допущенные нарушения, путем внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении права собственности Администрации Ангарского муниципального образования на нежилое здание - административно-бытовой корпус, общей площадью 647.4 кв.м., 1992 года постройки, инв. номер: №, кадастровый №, адрес: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Председательствующий Мотивированный текст решения изготовлен 27.05.2011г. РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20.05.2011г. Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1797/11 по заявлению Парилова А.Н. о признании незаконными действия Управления федеральной службы государственной Регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области по государственной регистрации права собственности Администрации Ангарского муниципального образования на нежилое здание и об обязании аннулировать записи о регистрации прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования Парилова А.Н. о признании незаконными действия Управления федеральной службы государственной Регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области по государственной регистрации права собственности Администрации Ангарского муниципального образования на нежилое здание и об обязании аннулировать записи о регистрации прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним - удовлетворить. Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области по государственной регистрации права собственности Администрации Ангарского муниципального образования на нежилое здание -административно-бытовой корпус, общей площадью 647.4 кв.м., 1992г. постройки, инв. номер: №, кадастровый №, адрес: <адрес>. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области устранить допущенные нарушения, путем внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении права собственности Администрации Ангарского муниципального образования на нежилое здание - административно-бытовой корпус, общей площадью 647.4 кв.м., 1992 года постройки, инв. номер: №, кадастровый №, адрес: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Председательствующий
Коржинек Е.Л., при секретаре Широковой Я.Н.,
Коржинек Е.Л., при секретаре Широковой Я.Н.,