РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08.06.2011 года Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Широковой Я.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2651/2011 по иску Прокурора Ленинского района г. Иркутска в интересах Зальцман К.Д. к Администрации г. Иркутска о признании нуждающимся в жилом помещении, обязании включить в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Ленинского района г. Иркутска обратился в суд с иском в интересах Зальцман К.Д. к Администрации г. Иркутска, требуя признать Зальцман К.Д. нуждающимся в жилом помещении, обязать администрацию г. Иркутска включить Зальцман К.Д. в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Ленинского района г.Иркутска проведена проверка исполнения требований законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в ГОУ НПО Профессиональное училище № (далее - ГОУ НПО ПУ №). Из документов, имеющихся в личном деле учащегося Зальцман К.Д. установлено следующее. Зальцман К.Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения, зачислен на обучение в ГОУ НПО ПУ № приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ на полное государственное обучение.Мать Зальцман К.Д. Зальцман М.С.,ДД.ММ.ГГГГ рождения умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти П-СТ № от ДД.ММ.ГГГГОтец Зальцман К.Д. Зальцман Д.Д.,ДД.ММ.ГГГГрождения умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти I-CT № от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, Зальцман К.Д. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу закона.В соответствии с информацией ФРС РФ по Иркутской области, МУП БТИ г.Иркутска Зальцман К.Д. объектов недвижимости в собственности не имеет.Согласно информации Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству г.Иркутска № от ДД.ММ.ГГГГ был выявлен и поставлен на первичный учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в органах опеки и попечительства г.Иркутска в 2005г.,был помещен в городскую инфекционную больницу, после лечения - снят с учета, поскольку возвращен матери. Других обращений о постановке на первичный учет Зальцман К.Д., ДД.ММ.ГГГГг.рождения, в органы опеки и попечительства несовершеннолетних граждан г.Иркутска не поступало. Жилое помещение за ним в г.Иркутске по закреплялось.Согласно справке ГОУ НПО ПУ № от ДД.ММ.ГГГГ № Зальцман К.Д. закончит обучение ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем его право на пользование жилым помещением училища будет прекращено.Таким образом, после ДД.ММ.ГГГГ останется без какого-либо жилого помещения, предназначенного для проживания.Зальцман К.Д. регистрации по месту жительства не имеет, имеет только регистрацию по месту пребывания, однако родился и постоянно проживает в г.Иркутске. Директором ГОУ НПО ПУ № в Администрацию г.Иркутска был направлен пакет документов, необходимых для постановки Зальцман К.Д. на учет лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в жилом помещении, с целью в дальнейшем обеспечить возможность предоставления Зальцман К.Д. жилого помещения. Из информации отдела учета и предоставления жилья департамента правовой и кадровой работы администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что вопрос о постановке на учет Зальцман К.Д. не может быть рассмотрен, поскольку в документах отсутствует распоряжение об определении его в государственное учреждение. Однако, в Администрацию г.Иркутска, вместе с другими документами была предоставлена информация Управления опеки и попечительства г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, в которой определен его статус как относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно решению Ленинского районного суда г.Иркутска от 25.01.2011г. факт, что Зальцман К.Д. является ребенком-сиротой после смерти матери с ДД.ММ.ГГГГ в дополнительном установлении не нуждается, подтвержден имеющимися свидетельствами о смерти родителей заявителя. Отказ администрации г.Иркутска о рассмотрении вопроса о постановке на учет Зальцман К.Д. в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, влечет за собой нарушение права Зальцман К.Д. на реализацию дополнительных гарантий по социальной поддержке, предусмотренных ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ. В судебном заседании прокурор Нарижняк О.Н., истец Зальцман К.Д. исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель администрации г. Иркутска Шевкунова Т.А. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 11 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), вступившим в силу с 01.03.2005г., и специальным законом - ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (далее по тексту ФЗ РФ № 159-ФЗ). В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Согласно п. 6 ч.1 ст. 14, ч. 2 ст.50 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, является вопросом местного значения поселения, для решения которого в собственности поселения может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма. Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 01.03.2005г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. Статьей 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Статьей 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В силу п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьей 2 Закона Иркутской области № 50-оз от 22.06.2010г. «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» предусмотрено обеспечение детей-сирот, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма. В соответствии со ст. 3 Закона Иркутской области № 50-оз учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в соответствии с законом Иркутской области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На основании п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В соответствии со справкой Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства г. Иркутска № от ДД.ММ.ГГГГ, истец Зальцман К.Д., ДД.ММ.ГГГГг.р. в 2005г. был выявлен и поставлен на первичный учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в органах опеки и попечительства г. Иркутска, в дальнейшем бы помещен в городскую инфекционную больницу, после лечения - снят с учета, поскольку возвращен матери. Других обращений о постановке на первичный учет Зальцман К.Д., ДД.ММ.ГГГГг.рождения, в органы опеки и попечительства несовершеннолетних граждан г.Иркутска не поступало. Согласно представленного в материалы дела свидетельства о рождении I-СТ № от ДД.ММ.ГГГГ, истец Зальцман К.Д. родился в г. Иркутске, его матерью является Зальцман М.С., отцом является Зальцман Д.Д. Как следует из свидетельства о смерти II-СТ № от ДД.ММ.ГГГГ мать истца Зальцман М.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ, в г. Иркутске. Отец истца Зальцман Д.Д. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти I-СТ № от ДД.ММ.ГГГГ Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 25.01.2011г., вступившим в законную силу 12.02.2011г., установлено, что несовершеннолетний Зальцман К.Д. стал ребенком- сиротой после смерти в 2007г. своей матери. Согласно свидетельству № о регистрации по месту пребывания Зальцман К.Д. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>. Приказом №-К от ДД.ММ.ГГГГ Зальцман К.Д. зачислен на обучение в ГОУ НПО ПУ № и находится на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанной директором ПУ№. Жилое помещение за истцом в г. Иркутске не закреплялось, что подтверждается справкой Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства г. Иркутска № от ДД.ММ.ГГГГ Из представленных в ответ на судебный запрос Уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, а также справки МУП БТИ г.Иркутска следует, что сведений о зарегистрированных правах Зальцман К.Д. на объекты недвижимого имущества не имеется. Представленные суду документы подтверждают статус Зальцман К.Д. как лица, оставшегося в несовершеннолетнем возврате без попечения родителей, а также статус истца как нуждающегося в жилом помещении. Данные обстоятельства ответчиком не оспорены, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, не доверять которым, у суда оснований нет. Судом установлено, что директор ПУ№ г. Иркутска обращался в администрацию г. Иркутска с заявлением о постановке Зальцман К.Д. на учет для предоставления жилья во внеочередном порядке. Как следует из ответа администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ на указанное обращение директора ПУ№ г. Иркутска, администрация г. Иркутска отказала в постановке истца на учет, мотивируя свой отказ, что в администрацию г. Иркутска не представлена справка органов опеки и попечительства г. Иркутска, подтверждающая, что местом выявления и первичного учета в качестве детей оставшихся без попечения родителей Зальцмана К.Д. является г. Иркутск. Вместе с тем, согласно ст. 3 Закона Иркутской области от 17.12.2008 N 127-оз (ред. от 18.06.2010) "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма" для принятия на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, имеющих в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, заявление подается в орган, осуществляющий ведение учета, по месту их жительства, а в случае отсутствия у них места жительства, помещения их под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - по месту их выявления и первичного учета в качестве детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку истец Зальцман К.Д. проживает в г. Иркутске, что подтверждается свидетельством № о регистрации по месту пребывания, суд приходит к выводу, что Зальцман К.Д. должен быть принят на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Иркутске. Оценивая представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования прокурора Ленинского района г. Иркутска в интересах Зальцман К.Д. к Администрации г. Иркутска о признании нуждающимся в жилом помещении, обязании включить в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении - удовлетворить. Признать Зальцман К.Д., ДД.ММ.ГГГГг.р. нуждающимся в жилом помещении, предназначенном для постоянного пользования. Обязать администрацию г. Иркутска включить Зальцман К.Д., ДД.ММ.ГГГГг.р. в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения. Председательствующий Мотивированный текст решения изготовлен 14.06.2011г. <данные изъяты> Судья Е.Л. Коржинек Решение на 14.06.2011г. в законную силу не вступило Судья Е.Л. Коржинек <данные изъяты> <данные изъяты> Секретарь РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08.06.2011 года Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Широковой Я.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2651/2011 по иску Прокурора Ленинского района г. Иркутска в интересах Зальцман К.Д. к Администрации г. Иркутска о признании нуждающимся в жилом помещении, обязании включить в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования прокурора Ленинского района г. Иркутска в интересах Зальцман К.Д. к Администрации г. Иркутска о признании нуждающимся в жилом помещении, обязании включить в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении - удовлетворить. Признать Зальцман К.Д., ДД.ММ.ГГГГг.р. нуждающимся в жилом помещении, предназначенном для постоянного пользования. Обязать администрацию г. Иркутска включить Зальцман К.Д., ДД.ММ.ГГГГг.р. в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения. Председательствующий