о признании незаконными решения об отказе в выборе земельных участков



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15.06.2011г.

Кировский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Широковой Я.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2712/11 по заявлению Авдеева М.Е. к Министерству имущественных отношений Иркутской области, Комитету по градостроительной политике администрации г. Иркутска о признании незаконными решения об отказе в выборе земельных участков,

У С Т А Н О В И Л :

Авдеев М. Е. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, требуя признать незаконными решения Министерства имущественных отношений Иркутской области, оформленное письмом п от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе по его заявлениям в выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов на земельном участке, 1) расположенном по адресу: <адрес>,
<адрес>, <адрес>; 2)расположенном по адресу: <адрес>; 3) расположенном по адресу: <адрес>, смежно с гаражным кооперативом ; 4)расположенном по адресу: <адрес>, напротив жилого дома по адресу: <адрес>, и обязать устранить допущенные нарушения его прав путем принятия решений о предварительном согласовании размещения объектов.

В обоснование своих требований указал, что им ДД.ММ.ГГГГ были поданы заявления , , , о выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов (гаражных боксов) по вышеуказанным адресам. ДД.ММ.ГГГГ письмом п Министерство имущественных отношений Иркутской области (со ссылкой на заключения Комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска) отказало ему в выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения гаражных боксов. Считает, что данный отказ нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В судебное заседание заявитель надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела не явился, просил провести судебное заседание в его отсутствие, что подтверждается телефонограммой.

Представитель Министерства имущественных отношений Иркутской области по доверенности Грибещенко А.А. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований заявителя, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель администрации г. Иркутска по доверенности Стелькина Т.О. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Авдеева С.Е.

Выслушав участников процесса, показания свидетеля Б., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статьей 255 ГПК РФ определено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечет к ответственности.

В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель Авдеев М.Е. обратился к Губернатору Иркутской области с заявлениями о выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов: 1) на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>: 2) на земельном участке, расположенном <адрес>; 3) на земельном участке, расположенном <адрес>, смежно с гаражным кооперативом напротив жилых домов по адресу: <адрес>;3) на земельном участке, расположенном <адрес>, смежно с гаражным кооперативом ; 4) на земельном участке, расположенном <адрес>, напротив жилого дома по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Иркутской области направило в адрес заявителя письменный отказ /ж о предварительном согласовании места размещения гаражных боксов на земельных участках по <адрес>, обосновав свой отказ тем, что согласно заключениям Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, полученным в соответствии со ст. 31 ЗК РФ, п. 69 Положения о предоставлении земельных участков находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 № 364/143-пп: испрашиваемый в заявлении вх. земельный участок находится в стадии оформления для эксплуатации существующих зданий; на земельном участке в заявлении вх. расположены гаражи; на земельном участке в заявлении вх. расположены объекты капитального строительства; одна часть земельного участка в заявлении вх. огорожена, вторая часть занята инженерными коммуникациями (водовод d=300), гаражами.

Не согласившись с данным отказом, Авдеев М.Е. обратился в суд с требованиями о признании незаконным отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области в предоставлении ему испрашиваемых земельных участков, выраженный в письме /ж от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина, или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

В соответствии с п. 2 Постановление Правительства Иркутской области от 18.12.2009г. N 364/143-пп "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства» земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки, земельный участок), предоставляются для строительства в порядке, предусмотренном законодательством, с учетом рекомендаций Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области.

Согласно п. 3 указанного Постановления предоставление земельных участков для строительства гражданам и юридическим лицам осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Иркутской области по доверенности Грибещенко А.А. суду пояснил, что основанием для отказа заявителю в предварительном согласовании места размещения гаражных боксов на земельных участках по <адрес> послужили заключения Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, полученными Министерством в соответствии со ст. 31 ЗК РФ, п. 69 Положения о предоставлении земельных участков находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 № 364/143-пп.

В соответствии с п. 60 Постановление Правительства Иркутской области от 18.12.2009г. N 364/143-пп "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства» предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства (далее - заявитель), подает в Правительство Иркутской области через Министерство заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (далее - заявление о выборе земельного участка

Министерство в течение пяти рабочих дней со дня поступления рассматривает заявление о выборе земельного участка и прилагаемые к нему документы, указанные в пункте 67 настоящего Положения, и направляет извещение лицу, указанному в пункте 67 настоящего Положения, о принятии заявления о выборе земельного участка и прилагаемых к нему документов либо возвращает их с указанием причин такого возврата. (п.68)

Министерство возвращает заявление и прилагаемые к нему документы в случае, если они не соответствуют требованиям, установленным пунктом 67 настоящего Положения.

Министерство направляет извещение о принятии заявления о выборе земельного участка и прилагаемых к нему документов либо возвращает это заявление и прилагаемые к нему документы почтовым отправлением либо по обращению лица, указанного в пункте 67 настоящего Положения, - вручает их ему или его представителю лично.

Пунктом 69 Положения предусмотрено, что Министерство в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о выборе земельного участка и прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям пункта 67 настоящего Положения, направляет обращение об обеспечении выбора земельного участка, копии заявления о выборе земельного участка и приложенных к нему документов в орган местного самоуправления муниципального образования город Иркутск, который в течение трех месяцев со дня получения данного обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления муниципального образования город Иркутск схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Согласно п.1.1.Положения о Комитете по градостроительной политике, утвержденного распоряжением мэра г. Иркутска от 01.09.2008 N 031-10-1041/8 - Комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска (далее - комитет) является структурным подразделением администрации города Иркутска, не наделенным правами юридического лица.

Как следует из указанного Положения Комитет в соответствии с возложенными на него задачами, в порядке и пределах, установленных законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Иркутска, осуществляет следующие функции:

-Обеспечивает подготовку проекта генерального плана г. Иркутска, его согласование и экспертизу в соответствии с действующим законодательством.

-Осуществляет подготовку плана реализации генерального плана г. Иркутска.

-Обеспечивает в установленном законодательством порядке подготовку и утверждение документации по планировке территории г. Иркутска.

-Осуществляет получение информации о разрешенном использовании земельных участков в пределах своей компетенции.

- Обеспечивает выбор земельных участков в пределах своей компетенции на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Судом установлено, что в связи с поступившими заявлениями Авдеева М.Е. о предварительном согласовании места размещения гаражных боксов на земельных участках по <адрес>, Министерство направило в соответствии со ст. 31 ЗК РФ, п. 69 Положения в администрацию г. Иркутска обращение об обеспечении выбора земельного участка, с приложением копии заявлений Авдеева М.Е. о предварительном согласовании места размещения гаражных боксов на земельных участках по <адрес>.

На данный запрос ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства администрация г. Иркутска направила заключения, в соответствии с которыми, испрашиваемый заявителем в заявлении вх. земельный участок находится в стадии оформления для эксплуатации существующих зданий; на земельном участке указанным ы в заявлении вх. расположены гаражи; на земельном участке указанном в заявлении вх. расположены объекты капитального строительства; одна часть земельного участка в заявлении вх. огорожена, вторая часть занята инженерными коммуникациями (водовод d=300), гаражами.

В судебном заседании допрошенная свидетель Б., являющаяся ведущим специалистом отдела архитектуры по Свердловскому округу департамента архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, суду пояснила, что она являлась исполнителем обращения Министерства по заявлениям Авдеева М.Е. о предварительном согласовании места размещения гаражных боксов на земельных участках по <адрес>. Для проверки испрашиваемых Адеевым земельных участков ею был осуществлен выезд на место, в ходе которого было установлено, что земельный участок, расположенный в <адрес> находится в стадии оформления для эксплуатации существующих зданий; на земельном участке, расположенном в <адрес>, смежно с ГК , напротив жилых домов и расположены гаражи (металлические и капитальные), на земельном участке, расположенном в <адрес>, смежно с ГК : расположены объекты капитального строительства; на земельном участке расположенном в <адрес> находятся инженерные коммуникации, расположены гаражи.

Данные обстоятельства, также подтверждаются представленными в материалы дела фотографиями испрашиваемых заявителем земельных участоков и схемами границ земельного участка , расположенного по адресу <адрес>, площадью 21928кв.м., оформленного Ш., назначение - для эксплуатации существующих нежилых зданий.

Доказательств обратного суду не представлено, в материалах дела такие доказательства также отсутствуют.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным решение Министерства имущественных отношений Иркутской области, оформленное письмом п от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе Авдееву М.Е. в выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов на испрашиваемых им земельных участков, поскольку данный отказ произведен в соответствии с заключениями Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, полученными Министерством в соответствии со ст. 31 ЗК РФ и п. 69 Положения о предоставлении земельных участков находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 № 364/143-пп, которые заявителем не оспорены в порядке установленном действующим законодательством.

В соответствии с требованиями ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку судом не установлено законных оснований для признания незаконным решения Министерства имущественных отношений Иркутской области, оформленное письмом п от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе Авдееву М.Е. в выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов на испрашиваемых им земельных участков, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований заявителя об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав заявителя, путем принятия решений о предварительном согласовании
размещения объектов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Авдеева М.Е. к Министерству имущественных отношений Иркутской области, Комитету по градостроительной политике администрации г. Иркутска о признании незаконным решение, выраженное в письме п от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выборе земельных участков, обязании устранить допущенные нарушения прав, путем принятия решений о предварительном согласовании размещения объектов - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья                                                                                                                      Е.Л. Коржинек

Мотивированный текст решения изготовлен 20.06.2011г.

<данные изъяты>

Судья                                                                                                                                                Е.Л. Коржинек

Решение на 20.06.2011г. в законную силу не вступило      

Судья                                                                                                                                                 Е.Л. Коржинек

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Секретарь                                                                                                                                                                                                              

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15.06.2011г.

Кировский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Широковой Я.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2712/11 по заявлению Авдеева М.Е. к Министерству имущественных отношений Иркутской области, Комитету по градостроительной политике администрации г. Иркутска о признании незаконными решения об отказе в выборе земельных участков,

руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Авдеева М.Е. к Министерству имущественных отношений Иркутской области, Комитету по градостроительной политике администрации г. Иркутска о признании незаконным решение, выраженное в письме п от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выборе земельных участков, обязании устранить допущенные нарушения прав, путем принятия решений о предварительном согласовании размещения объектов - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья                                                                                                                      Е.Л. Коржинек