РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 июня 2011 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Широковой Я.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2897/2011 по исковому заявлению Брюханова И.В. к УФК по Иркутской области о взыскании стоимости жилого помещения, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации за наем жилого помещения, компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Брюханов И.В. обратился в суд с иском к УФК по Иркутской области, требуя взыскать с ответчика стоимость жилого помещения в размере 1 511 990-64 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 24 191 850-24 руб., компенсацию за наем жилых помещений в течение 20 лет в размере 2 681 889-60 руб., компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. В обоснование требований указал, что в ДД.ММ.ГГГГ окончил военное училище, с период с ДД.ММ.ГГГГ служил в Советской армии. В 1991 г. уволился из армии по сокращению штатов, имея календарную выслугу 10 лет и 5 месяцев, в льготном исчислении - 16 лет и 5 месяцев. После увольнения из вооруженных сил переехал на постоянное место жительства в г. Иркутск, где проживает по настоящее время. Вскоре после прибытия в г. Иркутск обратился в администрацию г. Иркутска с заявлением о получении жилья и встал на учет. Однако до настоящего времени жилье не получил и не имеет возможности воспользоваться частью иных льгот, предусмотренных ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», а именно: получение квартиры в течение трех месяцев либо получение безвозмездной финансовой помощи при строительстве индивидуального жилого дома в размере 75% стоимости жилых помещений, исходя из норм, предусмотренных жилищным законодательством, получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилья. Определением суда от 03.06.2011 г. о подготовке дела к слушанию к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Иркутска. В судебном заседании истец Брюханов И.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении. Представитель ответчика УФК по Иркутской области Вокина М.В., действующая на основании доверенности, требования Брюханова И.В. не признала. Суду объяснила, что УФК по Иркутской области является ненадлежащим ответчиком по делу. Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, определены ФЗ РФ «О статусе военнослужащих». Частью 1 ст. 15 названного Закона предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу ч. 2 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с ч. 2.1 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы (далее соответственно именуются - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета, установлен в Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054. В соответствии с п. 30 данных Правил Администрации субъектов Российской Федерации распределяют государственные жилищные сертификаты, построенную, купленную за счет средств федерального бюджета жилую площадь в соответствии с утвержденными списками очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, о чем в письменной форме уведомляют граждан, уволенных с военной службы. В судебном заседании установлено, что приказом министра обороны СССР (по личному составу) от ДД.ММ.ГГГГ Брюханов И.В. уволен с действительной военной службы в запас по ст. 59 п. «в» по сокращению штатов, на момент увольнения выслуга лет Брюханова И.В. составила: календарная - 10 лет и 5 месяцев, в льготном исчислении - 16 лет и 5 месяцев. С ДД.ММ.ГГГГ Брюханов И.В. поставлен Администрацией г. Иркутска на учет по списку граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (номер очереди по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - №), что подтверждается письмом руководителя аппарата Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №. Вместе с тем, как установлено судом и не оспорено сторонами, до настоящего времени Брюханов И.В., уволенный с военной службы по сокращению штатов, имеющий достаточную общую продолжительность военной службы и состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, жилым помещением в предусмотренных ч. 2.1 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» формах предоставления не обеспечен. Вместе с тем, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований Брюханова И.В. по причине предъявления их ненадлежащему ответчику. Так, в соответствии с п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 703, Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Пунктом 4 названного Положения установлено, что Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями. Полномочия Федерального казначейства регламентированы разделом 2 Положения, исходя из которого, органы казначейства, в том числе УФК по Иркутской области, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных организаций. Как следует из Положения об Управлении Федерального казначейства по Иркутской области, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 04.03.2005 г., УФК по Иркутской области является территориальным органом Федерального казначейства, финансируется по смете из средств федерального бюджета и расходует денежные средства строго по целевому назначению. Задачами УФК по Иркутской области являются: кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на территории субъекта РФ в соответствии с бюджетным законодательством и кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетом муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством РФ и с соответствующими соглашениями, заключенными Управлением с органом исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления. Таким образом, поскольку Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054, четко регламентирован порядок предоставления жилья военнослужащим и круг уполномоченных на то органов, а УФК по Иркутской области к таким органам не относится, не является представителем казны РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, и не финансирует расходы на приобретение жилья военнослужащим из федерального бюджета, гражданская ответственность за непредоставление жилого помещения Брюханову И.В. на Управление возложена быть не может. В силу ст. 41 ГПК РФ суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала. В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску. Судом истцу Брюханову И.В. разъяснялось право ходатайствовать о замене ненадлежащего ответчика надлежащим, однако данным правом истец не воспользовался, своего согласия на замену ненадлежащего ответчика надлежащим не дал, настаивал на рассмотрении его требований, предъявленных к УФК по Иркутской области, о чем представил суду письменное заявление. При таких обстоятельствах, в соответствии с ч. 2 ст. 41 ГПК РФ данное дело рассмотрено судом по предъявленному иску, в удовлетворении которого суд полагает необходимым отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Требования Брюханова И.В. к УФК по Иркутской области о взыскании стоимости жилого помещения, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации за наем жилого помещения, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения. На решение может быть подана кассационная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного текста решения. Председательствующий Мотивированный текст решения изготовлен 05.07.2011 г.