РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28.06.2011года Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Широковой Я.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2820/2011 по иску прокурора Куйбышевского района г. Иркутска в интересах Старыгина С.А. к Администрации г.Иркутска о признании нуждающимся в жилом помещении, обязании предоставить внеочередном порядке жилое помещение, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Куйбышевского района г. Иркутска обратился в суд с иском в интересах Старыгина С.А. к Администрации г.Иркутска требуя, признать незаконными действия администрации города Иркутска, выразившиеся в закреплении за несовершеннолетним Старыгиным С.А., право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, а так же в обязании опекуна Ф. оформить право наследования несовершеннолетнего Старыгина С.А., на жилое помещение по адресу: <адрес>, признать незаконным бездействие администрации г. Иркутска по защите жилищных прав Старыгина С.А. по обеспечению его жилым помещением, признать Старыгина С.А. нуждающимся в жилом помещении, обязать Администрацию г. Иркутска предоставить Старыгину С.А. на условиях договора социального найма вне очереди жилое помещение площадью 33 квадратных метра, предназначенное для постоянного проживания, соответствующее установленным санитарным нормам в черте г. Иркутска. В обоснование исковых требований указал, что в прокуратуру Куйбышевского района г.Иркутска обратился Старыгин С.А. с заявлением на действия Администрации г.Иркутска по неисполнению требований законодательства о защите прав и предоставлении дополнительных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой по заявлению Старыгина С.А. установлено, что Распоряжением заместителя мэра, председателя комитета по управлению Правобережным округом администрации г.Иркутска от 18.10.2005г. № 303-02-1243/5 «Об определении в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Старыгин С.А. определен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Мать Старыгина С.А. - Старыгина Т.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец в свидетельстве о рождении Старыгина С.А. записан со слов матери. За Старыгиным С.А. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Распоряжением заместителя главы администрации - председателя комитета по управлению Правобережным округом администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № установлено попечительство Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ настоящее гражданское дело в части исковых требований прокурора к администрации г. Иркутска о признании незаконными действия администрации г. Иркутска, выразившиеся в закреплении за несовершеннолетним Старыгиным С.А. право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, а так же в обвязывании опекуна Ф. оформить право наследования несовершеннолетнего Старыгина С.А., на жилое помещение по адресу: <адрес>, о признании бездействие администрации г. Иркутска по защите жилищных прав Старыгина С.А. по обеспечению его жилым помещением незаконным, прекращено, в связи с отказом прокурора и Старыгина С.А. от данных требований. В судебном заседании помощник прокурора Куйбышевского района г. Иркутска Новикова А.В., истец Старыгин С.А. в оставшейся части исковые требования подержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении. В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Иркутска по доверенности- Шевкунова Т.А. исковые требования не признала, дополнительно суду пояснив, что в соответствии с п.1 ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Представитель третьего лица Правительства Иркутской области в судебное заседание не явился направил в суд отзыв на исковое заявление, представил ходатайство о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие. Представитель третьего лица Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеки и попечительству по г. Иркутску по доверенности Мамонов И.В. в судебном заседании не возражал против заявленных прокурором требований. Выслушав участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), вступившим в силу с 01.03.2005г., и специальным законом - ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (далее по тексту ФЗ РФ № 159-ФЗ). В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Согласно п. 6 ч.1 ст. 14, ч. 2 ст.50 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, является вопросом местного значения поселения, для решения которого в собственности поселения может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма. Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 01.03.2005г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. Из п.2 указанной статьи следует, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части. В соответствии с ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В силу п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьей 2 Закона Иркутской области № 50-оз от 22.06.2010г. « О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» предусмотрено обеспечение детей-сирот, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета, в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта на основании решений уполномоченного органа. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра (части 5,10, 11 статьи 4 Закона Иркутской области № 50-оз). В соответствии со ст. 3 Закона Иркутской области № 50-оз учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в соответствии с законом Иркутской области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно представленного в материалы дела свидетельства о рождении, матерью Старыгина С.А. является Старыгина Т.Г., отцом - Старыгин А.В. Из справки Управления ЗАГС Иркутской области следует, что сведения об отце Старыгина С.А. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. Распоряжением заместителя мэра, председателя комитета по управлению Правобережным округом администрации г.Иркутска от 18.10.2005г. № 303-02-1243/5 «Об определении в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец Старыгин С.А. определен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать Старыгина С.А. - Старыгина Т.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Представленные суду документы подтверждают статус Старыгина С.А., как лица, оставшегося без попечения родителей. Данные обстоятельства ответчиком не оспорены, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, не доверять которым, у суда оснований нет. Прокурор обратился в суд, требуя обязать администрацию г. Иркутска предоставить Старыгину С.А. на условиях договора социального найма вне очереди жилое помещение площадью 33 квадратных метра, предназначенное для постоянного проживания, соответствующее установленным санитарным нормам в черте г. Иркутска. Оценивая представленные доказательства, в их совокупности, суд не находит законных оснований для удовлетворения данных требований прокурора, по следующим основаниям. В соответствии с п.п.3,4 Приказа министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 17.11.2010 N 317-мпр (ред. от 25.04.2011) "Об утверждении Положения о порядке организации работы по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по договорам социального найма" - организация работы по предоставлению детям-сиротам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области, наделенными областными государственными полномочиями в соответствии с Законом Иркутской области от 29 июня 2010 года N 52-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области" Орган местного самоуправления: при обращении детей-сирот с заявлением и документами для предоставления жилого помещения (далее - документы): регистрирует поступившие заявления и документы в журнале регистрации; снимает копии с документов, представленных в подлинниках, и заверяет их, подлинники документов возвращает представившему их лицу; формирует личные дела детей-сирот, обратившихся за предоставлением жилых помещений, которые должны быть прошнурованы, пронумерованы, иметь опись находящихся в нем документов. Принимает решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в срок, установленный Законом области N 50-ОЗ.При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма проверяет состояние детей-сирот на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Судом установлено, что Распоряжением заместителя мэра, председателя комитета по управлению Правобережным округом администрации г.Иркутска от 18.10.2005г. № 303-02-1243/5 «Об определении в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за Старыгиным С.А. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. В соответствии с п.1 ст. 4 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. Согласно п.1. ст.2 указанного Федерального Закона РФ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество. В соответствии со ст. 9 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», введенным в действие на территории РФ с 31.01.1998г., государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним производится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Согласно ответа Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области у Старыгин С.А. в общей долевой собственности имеется 1/2 доля в праве на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, и 1/2 доля на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, запись о регистрации права на 1/2 долю жилого дома в ЕГРП внесена ДД.ММ.ГГГГ, запись о регистрации права на 1/2 долю на земельный участок в ЕГРП внесена ДД.ММ.ГГГГ Согласно ответа Руководителя аппарата Администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ истец Старыгин С.А. не включен в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в г.Иркутске, поскольку за ним закреплено право пользование жилым помещением, по адресу: <адрес>. Как судом выше указано, в соответствии с действующим законодательством вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, кроме того, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта на основании решений уполномоченного органа. Поскольку судом достоверно установлено и не опровергнуто прокурором в судебном заседании, что Старыгин С.А. не состоит и никогда не состоял в администрации г. Иркутска на учете нуждающихся в жилых помещениях, кроме того за ним в установленном законом порядке закреплено принадлежащее ему на праве общей долевой собственности жилое помещение, при этом Распоряжение заместителя мэра, председателя комитета по управлению Правобережным округом администрации г.Иркутска от 18.10.2005г. № 303-02-1243/5, которым закреплено за истцом жилое помещение не отменено, суд приходит к выводу, о необоснованности, заявленных прокурором требований об обязании администрации г. Иркутска предоставить Старыгину С.А. на условиях договора социального найма вне очереди жилое помещение, поскольку обязательным условием предоставления вне очереди жилого помещения является постановка гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Вместе с тем, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора о признании Старыгина С.А. нуждающимся в жилом помещении, при этом суд исходит из следующих обстоятельств. Статьей 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с п. 2 указанного Положения данный нормативный акт распространяется на жилые помещения любой формы собственности, расположенные на территории РФ и находящиеся в эксплуатации. Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. (п.7 Положения) Пунктом 8 Положения предусмотрено, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Таким образом, п.8 Положения устанавливает правомочия органа местного самоуправления по признанию частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан. Как следует из представленного в материалы дела заключения «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания» от ДД.ММ.ГГГГ, составленного межведомственной комиссией, назначенной постановлением мэра г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, которое закреплено на Старыгиным С.А. - жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, признан помещением несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодным для проживания. Поскольку иного жилого помещения у Старыгина С.А. не имеется, суд приходит к выводу, что истец является нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В связи с чем требования прокурора о признании Старыгина С.А. нуждающимся в жилом помещении подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования прокурора Куйбышевского района г. Иркутска в интересах Старыгина С.А. к Администрации г.Иркутска о признании нуждающимся в жилом помещении, обязании предоставить внеочередном порядке жилое помещение - удовлетворить частично Признать Старыгина С.А. нуждающимся в жилом помещении, предназначенным для постоянного проживания. В удовлетворении требований прокурора Куйбышевского района г. Иркутска в интересах Старыгина С.А. к Администрации г.Иркутска об обязании предоставить внеочередном порядке жилое помещение - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения. Судья Мотивированный текст решения изготовлен 04.07.2011г.
над несовершеннолетним Старыгиным С.А., попечителем назначена Ф., на которую возложена обязанность по оформлению права наследования несовершеннолетнего Старыгина С.А. на жилое помещение по адресу: <адрес>. Решением Куйбышевского райсуда г.Иркутска от 3 апреля 2007года установлен факт принятия наследства Старыгиным С.А., Старыгиной Д.Г. в виде одноэтажного шлакозаливного жилого дома, общей площадью 43,4 кв.м., в том числе жилой площадью 26,6кв.м, а так же признано за ними право собственности на данный жилой дом. В период с 2005года по настоящее время органами опеки и попечительства проверялось сохранность закрепленного жилья за несовершеннолетними Старыгиным С.А. Согласно выводов, следующих из актов проверки сохранности закрепленного жилья по адресу: <адрес>, проведенных с 2005года по настоящее время, дом находится в аварийном состоянии, для проживания непригоден. Межведомственной комиссией составлено заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому жилое помещение по адресу: <адрес> непригодно для проживания. Учитывая, что мать Старыгина С.А. умерла, обязанности по сохранности закрепленного за ребенком жилого помещения, признанию в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания входили в полномочия органов опеки и попечительства. Однако меры к признанию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для проживания приняты не были, вопрос о защите жилищных прав Старыгина С.А. не был решен, также не был не решен вопрос о снятии закрепления за Старыгиным С.А. жилого помещения и постановки его на учет в качестве лица, нуждающегося в получении жилого помещения. Старыгиным С.А. в Администрацию г.Иркутска было направлено заявление о постановке на учет по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающегося в жилом помещении. Отделом учета и предоставления жилья Департамента правовой и кадровой работы Администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ за № был дан ответ, что нет правовых оснований для постановки на учет Старыгина С.А. как нуждающегося в получении жилых помещений во внеочередном порядке по договорам социального найма. Из ответа из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ИО от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, Старыгин С.А. является собственником по 1/2 доли в праве на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, вместе с тем, в момент закрепления Администрацией г. Иркутска (в лице Комитета по управлению Правобережным округом) за Старыгиным С.А. жилого помещения, указанное строение находилось в непригодном для проживания состоянии, и не могло быть закреплено за последним, поскольку уже находилось в ветхом состоянии, каких либо улучшений указанного помещения не производилось, более того состояние дома ухудшалось. Старыгин С.А. являлся несовершеннолетним, обязанность по соблюдению его прав, в том числе по решению вопроса о признания помещения непригодным для постоянного проживания в соответствии с законом лежала на органах местного самоуправлении. Бездействие со стороны органов местного самоуправления в решении указанных вопросов не может быть поставлено в вину Старыгина С.А., а тем более являться препятствием в реализации им прав на жилье. Каких либо иных помещений на праве собственности либо ином праве Старыгин С.А. не имеет. Необоснованным закреплением администрацией г. Иркутска за Старыгиным С.А. несуществующего жилья, непринятием мер по обеспечению Старыгина С.А. нуждающимся в жилом помещении и принятых на учет в качестве таковых в соответствия с требованиями закона вне очереди жилых помещениями были нарушены права Старыгина С.А. на жилище, созданы препятствия в реализации им данного права в рамках действующих законодательных актов.