о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании право собственности на жилое помещение



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14.03.2011г.                                                                                                      г.Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Абрамовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-294/11 по исковому заявлению Павловой Н.Т. к Администрации г. Иркутска о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>9, о взыскании расходов по оплате госпошлины,

У С Т А Н О В И Л :

Павлова Н.Т. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г. Иркутска о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>9.

В обоснование исковых требований указала, что в 1998 году между ней и Администрацией г. Иркутска был заключен договор социального найма жилого помещения на <адрес> расположенного на <адрес> в <адрес>. Договор социального найма жилого помещения в домах муниципального жилого фонда заключался на тот момент со всеми жильцами дома на <адрес>. Несколько раз она обращалась в Администрацию города Иркутска с вопросом о приватизации квартиры, но ей постоянно отказывали, мотивируя отказ тем что, указанная квартира является специализированным жилым помещением. С данным отказом она не согласна. Дом <адрес> своим статусом жилого помещения не подходит под понятия закрепленные в ст. 4 закона о приватизации жилищного фонда в РФ. В силу ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Таким правом приватизации согласно ст. 11 она не пользовалась ни разу. 27 декабря 2002 года Положением об Иркутском городском специальном жилом доме для одиноких и супружеских пар ветеранов войны и труда № 031-10-1878/2, было закреплено, что <адрес> является специализированным домом социального использования, и приватизация в нем запрещена. Однако она вселилась ранее в этот дом на основании договора социального найма о том, что дом специализированный никто не говорил. Кроме того, подтверждением того, что дом фактически не является специализированным, является тот факт что, в доме отсутствует буфет, нет красного уголка, нет лечебного кабинета, не осуществляется медицинское обслуживание, не оказывается психологическая помощь. Так же исходя из норм Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в частности ст. 4 вышеуказанного закона, приватизация специализированного дома не запрещается. Свой экземпляр договора социального найма жилого помещения она потеряла, однако иным жильцам выдавались аналогичные договоры социального найма, в частности договор б/н. социального найма жилого помещения в домах муниципального жилого фонда по адресу: <адрес> был выдан С.П.А.. Восстановить свое нарушенное право самостоятельно она не может, в связи с чем и вынуждена обратится за восстановлением нарушенного права в суд. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2,4,11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года № 1541-1, в соответствии со ст. ст. 131-132 ГПК РФ просит суд признать незаконным отказ в приватизации жилого помещения, признать за ней право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>9.

В дальнейшем истица уточнила исковые требования и просила взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб.

В судебном заседании истица и ее представитель по доверенности Олонцев Н.А. исковые требования, с четом уточнений поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.

Представитель ответчика администрации г. Иркутска Бабкина О.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований истицы в полном объеме, в обосновании возражений указала, что жилой <адрес> в <адрес> имеет статус Иркутского городского специального жилого дома для одиноких и супружеских пар - ветеранов войны и труда как составной части муниципального жилищного фонда социального использования и является специальным жилым домом. Специальный жилой дом является муниципальной собственностью г. Иркутска и закреплен на праве хозяйственного ведения за МУП ДЭЗ Правобережного административного округа г. Иркутска. В соответствии со ст. ст. 92, 96 ЖК РФ <адрес> в г. Иркутске относится к специализированному жилищному фонду. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду.

Выслушав пояснения участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела №2-191/2007, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из Решения Исполнительного комитета Иркутского городского Совета депутатов трудящихся от 06.03.1978г. № 16/194 «Об отводе земельного участка Управлению капитального строительства (далее - УКС) горисполкома под строительство дома престарелых», последнему отведен земельный участок площадью 0,56 га., под строительство Дома престарелых в <адрес>.

Во исполнение указанного Решения ДД.ММ.ГГГГ главным архитектором утверждено Архитектурно-планировочное задание на строительство Дома престарелых .ркутска по ул. оне г. тарелыельный участок ма под строительство дома престарелыхвлении, настаиа, предоставленныесть,

Решением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 29.05.1979г. № 237 «О строительстве жилых домов для малосемейных ветеранов войны и труда» на исполкомы Иркутского, Братского, Ангарского, Шелеховского, Ангарского управления строительства была возложена обязанность построить в 1980-1983г.г. 4 жилых дома для малосемейных ветеранов войны и труда (п.1 указанного решения). Заказчиками по строительству указанных жилых домов определены соответственно в г. Иркутске - УКС Иркутского горисполкома (п.2 указанного решения). Разработка проектно-сметной документации на жилые дома для малосемейных ветеранов войны и труда в г. Иркутске поручена проектному институту «Иркутскгражданпроект» (п.3 указанного решения). Отделу социального обеспечения облисполкома совместно с исполкомом Иркутского городского Совета народных депутатов поручено разработать положение о балансовой принадлежности, порядке заселения и эксплуатации этих жилых домов (п.4 указанного решения).

Согласно Заданию на строительство жилых Домов для малосемейных ветеранов войны и труда (Приложение к Решению облисполкома от 29.05.1979г. № 237), в г. Иркутске предусмотрено строительство 100-квартирного дома.

Решением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 23.11.1982г. № 582 во исполнение п. 4 Решения облисполкома от 29.05.1979г. № 237 утверждено Примерное Положение о жилом доме для ветеранов войны и труда, в п.п. 3, 4 которого определено, что жилой дом именуется по названию городского Совета народных депутатов, на территории которого расположен и состоит на балансе городского жилищного управления или на балансе предприятия, организации по решению исполкома городского Совета народных депутатов.

В соответствии с Примерным Положением о жилом доме для ветеранов войны и труда, утвержденного решением облисполкома от 23.11.1982г. № 582, в жилой дом еще до введения его в эксплуатацию предусматривалось принятие ветеранов войны и труда за особые заслуги перед Советским государством в области революционной, государственной, общественной и хозяйственной деятельности или за выдающиеся заслуги в области науки, техники, культуры и спорта (женщины с 55 лет, мужчины - 60 лет), не имеющих нетрудоспособных детей и родственников, и не нуждающихся в постоянном постороннем уходе.

Вселение ветеранов войны и труда в жилой дом, признанного служебным в установленном порядке, должно было производиться по представлению отделов социального обеспечения на основании ордера, выданного горисполкомом, при наличии личного заявления ветерана войны и труда о приеме в дом, медицинской карты, а также документа о сдаче местным Советам народных депутатов имеющейся жилой площади (п.8 указанного Положения).

При этом, в соответствии с п. 10 указанного Положения предусматривалось, что обмен квартир жилого дома для ветеранов войны и труда, прописка в нем других граждан не допускаются.

Согласно Заданию на строительство жилых домов для малосемейных ветеранов войны и труда (Приложение к Решению облисполкома от 23.11.1982г. № 582), были внесены изменения в Задание на строительство жилых домов для малосемейных ветеранов войны и труда (Приложение к Решению облисполкома от 29.05.1979г. № 237) и в г. Иркутске - предусмотрено строительство 98-квартирного дома.

Анализируя вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что изначально строительство жилого дома, где расположено спорное жилое помещение планировалось и осуществлялось за счет средств государственных капиталовложений с целью обеспечения жилой площадью для постоянного проживания определенной категории граждан, а именно ветеранов войны и труда на определенных условиях, т.е. изначально предполагалось, что у дома будет особый статус.

Согласно Акту Государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта жилищно-гражданского назначения в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Решением облисполкома 03.01.1986г. № 16/39, предъявленный к приемке Дом ветеранов войны и труда по адресу: <адрес>-4 введен в эксплуатацию, заказчиком по строительству указанного дома являлся УКС горисполкома Совета народных депутатов (п.1 указанного акта), строительство произведено на основании Решения Исполнительного комитета Иркутского городского Совета депутатов трудящихся от 06.03.1978г. № 16/194 (п.2 указанного акта), проектно-сметная документации на строительство разработана генеральным проектировщиком - институтом «Иркутскгражданпроект» (п.4 указанного акта), строительство объекта осуществлялось по индивидуальному проекту, утвержденному УКСом горисполкома (п.п. 6,7 указанного акта), объект состоит их четырех 4-этажных кирпичных зданий с ленточными балками, 98-квартир, в блоке «В» встроенные помещения (п.п. 10,11 указанного акта).

Решением Исполнительного комитета Иркутского городского Совета народных депутатов от 03.01.1986г. № 16/39 утвержден Акт Государственной приемочной комиссии от 30.12.1985г. о вводе в эксплуатацию 98-квартирного жилого дома для ВОВ и труда со встроенными помещениями медпункта и стола заказов, построенного УКСом горисполкома, по <адрес>, присвоен почтовый адрес: <адрес>. (п.1 указанного Решения). Кировскому райисполкому поручено заселить жилой дом в соответствии с Положением о специальном жилом доме одиноких и супружеских пар - ветеранов войны и труда, утвержденным решением облисполкома № 582 от 23.11.1982г. и Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Иркутской области от 12.11.1984г. № 604 (п.3 указанного Решения). Последующее заселение освобождающихся квартир в доме должно выполняться в соответствии с Положением о специальном доме ветеранов ВОВ и труда, утвержденного облисполкомом (п.9 указанного Решения). Строение должно быть зарегистрировано в БТИ управления коммунального хозяйства горисполкома (п. 14 указанного Решения).

Решением исполнительного комитета Иркутского городского Совета народных депутатов от 28.01.1986г. № 22/32 «О распределении квартир в специальном жилом доме ветеранов ВОВ и ветеранов труда по <адрес>» предусмотрено заселение указанного дома в соответствии с вышеуказанным Положением, утвержденным облисполкомом и Правилами № 604 от 12.11.84г. с выдачей специальных ордеров.

Полномочия по изданию правовых актов органов местного самоуправления возникли с принятием Закона РСФСР от 06.07.1991г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР». До образования органов местного самоуправления действовали исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, которые руководствовались актами вышестоящих государственных органов.

В связи с распадом Советского государства в 1991г. и переходом России к рыночной экономике, изменился принцип обеспечения граждан жилыми помещениями - от преимущественного распределения жилья, построенного за счет государственных капитальных вложений, к преимущественному его строительству (приобретению) за счет средств граждан при сохранении льгот для социально слабо защищенных групп населения, с учетом соответствующих положений Конституции РФ и ГК РФ, отражающих политические, социально-экономические и правовые изменения в нашей стране в связи с переходом к рыночной экономике.

ЖК РСФСР, принятый до перехода страны к рыночной экономике, равно как и другие акты жилищного законодательства, должен применяться и в соответствии с Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992г. № 4219, который определяет "основные принципы реализации конституционного права граждан РФ на жилье в новых социально-экономических условиях, устанавливает общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере".

В период строительства и ввода в эксплуатацию Дома для ветеранов войны и труда по адресу: <адрес>, действовал Жилищный Кодекс РСФСР от 24.06.1983г. в изменениями и дополнениями, согласно которого государственное имущество, в том числе жилищный фонд, было неделимым и принадлежало одному собственнику - государству, и только позднее, в 1991г., с принятием ряда законов (Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990г. № 443-1, Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991г.) - оно было разграничено на объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований.

Полномочия местных Советов народных депутатов (как органов государственной власти) в области жилищной политики перешли к органам местного самоуправления в соответствии с положениями Конституции РФ, ГК РФ и законодательства о местном самоуправлении, в частности полномочия по изданию правовых актов в области жилищного законодательства у органов местного самоуправления возникли с принятием Закона РСФСР от 06.07.1991г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР».

Понятие "специализированные дома" впервые появилось в Законе РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992г. № 4219.

Как следует из Постановления Верховного Совета РФ «О введении в действие Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992г. № 4219 ( Дале по тексту - Основы), Основы приоритетны по отношению к другим актам жилищного законодательства. Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что впредь до приведения в соответствие с Основами законодательные акты РФ и субъектов РФ применяются лишь в части, не противоречащей Основам.

В отличие от ЖК РСФСР, Основы включают в жилищный фонд практически любое пригодное для проживания жилое помещение, в том числе гостиницы-приюты, дома маневренного фонда и т.д.

В соответствии со ст. 1 Основ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких, престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

При таких обстоятельствах, а также учитывая, что жилой Дом для ветеранов войны и труда, по адресу: <адрес>, изначально планировался и строился с целью обеспечения жилой площадью для постоянного проживания определенной категории граждан, а именно ветеранов войны и труда на определенных условиях, суд приходит к выводу, о том, что указанный жилой дом относится к специализированному жилому фонду, хотя термин «специализированные дома» впервые появился только в Основах.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1985г. № 136 «О порядке государственного учета жилищного фонда», Инструкцией «О порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации», утвержденной приказом ЦСУ СССР от 15.07.1985г. № 380, действовавшей в период строительства и ввода в эксплуатацию Иркутского Дома ветеранов ВОВ и труда, государственный учет жилищного фонда осуществлялся по единой для Союза ССР системе в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР (ст. 16 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик), специализированными организациями технической инвентаризации (БТИ).

Из исследованных судом писем МУП БТИ г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ -п, от ДД.ММ.ГГГГ , по адресу: <адрес> расположено четыре жилых дома (4-х этажные, кирпичные жилые дома лит. «А,Б,В,Г» 1986г. постройки.). Техническая инвентаризация и паспортизация указанного объекта недвижимости произведена в 1987г., о чем в реестровой книге 03.04.1987г. произведена регистрация Дома ветеранов войны и труда, что подтверждает вывод суда о том, что указанный объект недвижимости на момент регистрации имел специальное назначение, при отсутствии в законодательстве термина - «специализированный дом».

В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.91г. № 3020-1, объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городе).

В приложении № 3 к вышеуказанному постановлению указаны объекты, относящиеся к муниципальной собственности, п. 1 которого предусмотрены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городе) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение на (баланс) другим юридическим лицам.

Местных Советов народных депутатов (как органов государственной власти) в настоящее время не существует, их заменяют органы местного самоуправления, которые согласно ст. 125 и 215 ГК РФ в рамках их компетенции осуществляют права собственника в отношении муниципального жилищного фонда.

Таким образом, согласно действовавшего законодательства, спорный объект недвижимого имущества перешел в муниципальную собственность.

Распоряжением мэра г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «Об Иркутском городском специальном жилом доме для одиноких и супружеских пар - ветеранов войны и труда», что также является доказательством специального статуса объекта недвижимого имущества.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что четыре жилых дома по адресу: <адрес> - «Дом ветеранов войны и труда» - в установленном законом порядке зарегистрированы органами БТИ как специализированный жилищный фонд, что подтверждается техническими паспортами, где указан владелец Домоуправление № 3 Кировского района и в конечном итоге включены в реестр муниципального имущества г. Иркутска, который был разработан в г. Иркутске в 1996г. (Постановление мэра г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ ) и картами реестра муниципального имущества г. Иркутска, Постановлением мэра г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче объектов в муниципальную собственность г. Иркутска», Постановлением мэра г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об отнесении жилых помещений в Иркутском городском специальном жилом доме для одиноких и супружеских пар ветеранов войны и труда по адресу: <адрес> к специализированному жилищному фонду».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Иркутский облисполком и Иркутский горисполком, принимая решение о строительстве «Дома престарелых»; «дома для малосемейных ветеранов войны и труда»; «дома для ветеранов войны и труда» в 1978-1986г. имели целью строительство специального жилого дома, как дома, предназначенного для постоянного проживания определенной категории граждан, ветеранов войны и труда за особые заслуги перед Советским государством в области революционной, государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся заслуги в области науки, техники, культуры и спорта (женщины с 55 лет, мужчины - 60 лет), не имеющих нетрудоспособных детей и родственников, и не нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, специальный дом состоит из одно- двухкомнатных квартир, включает в себя службы социально-бытового назначения, медицинский кабинет - т.е. это специализированный дом, строительство которого производилось за счет государственных капиталовложений. Примерное Положение о жилом доме для ветеранов войны и труда, было утвержденного решением облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ , до введения дома в эксплуатацию, где предусматривалось предоставление жилых помещений определенной категории граждан, на определенных условиях. Распоряжением мэра г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден образец специального ордера на заселение квартир в Иркутском городском специальном жилом доме для одиноких и супружеских пар ветеранов войны и труда.

Письмом Министерства социальной защиты населения РФ от 22.04.1993г. № 1-1012-18, в соответствии со ст.1 раздела 1 и ст. 12 раздела 3 Основ, специальные дома для одиноких престарелых граждан отнесены к категории специализированных домов, в которых возможность приватизации жилых помещений исключается.

В силу ст. 12 Основ жилищный фонд социального использования - совокупность всех жилых помещений, включая жилые дома, квартиры и иные жилые помещения, заселенных на условиях договора найма и предоставляемых в пределах нормы жилой площади, жилые помещения в коммунальных квартирах, специализированные дома и жилые помещения в них.

Жилищный фонд социального использования формируется с обеспечением гласности из государственного, муниципального, общественного жилищных фондов местной администрацией, государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, общественными объединениями.

Приватизация жилых помещений жилищного фонда социального использования проводится в соответствии с законодательством. Не подлежат приватизации жилые помещения в специализированных домах и иные жилые помещения, предусмотренные законодательством.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Павлова Н.Т. обратилась с письменным заявлением в отдел социальной защиты и районный совет депутатов о выделении ей квартиры для постоянного проживания в жилом доме для ветеранов войны и труда. При этом как следует из указанного заявления истица с условиями проживания в специальном (жилом) доме ознакомлена, что подтверждается подписью истицы в указанном заявлении.

Как следует из выписки из протокола №9 заседания президиума Иркутского городского совета ветеранов от ДД.ММ.ГГГГ, президиум принял решение о выделении Павловой Н.Т. и ее супругу Ф.В.В. двухкомнатной <адрес>.

Постановка на учет истицы для предоставления ей жилой площади в специальном жилом доме, произведена в соответствии с действующим в тот период вышеуказанным Примерным положением «О жилом доме для ветеранов войны и труда» №582.

Как следует из п.8 указанного Примерного положения №52, действовавшего на момент вселения истицы в спорное жилое помещение, вселение ветеранов войны и труда в жилой дом, признанного служебным в установленном порядке, должно было производиться по представлению отделов социального обеспечения на основании ордера, выданного горисполкомом, при наличии личного заявления ветерана войны и труда о приеме в дом, медицинской карты, а также документа о сдаче местным Советам народных депутатов имеющейся жилой площади (п.8 указанного Положения).

Судом установлено, что истица вселилась в выделенное ей и ее мужу жилое помещение <адрес>. на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного исполнительным комитетом Правобережного округа городского районного Совета народных депутатов.

В последствии, распоряжением мэра г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «Об Иркутском городском специальном жилом доме для одиноких и супружеских пар - ветеранов войны и труда» которое в настоящее время действует в редакции от ДД.ММ.ГГГГ ( далее по тексту - Положение).

Положение устанавливает статус Иркутского городского специального жилого дома для одиноких и супружеских пар - ветеранов войны и труда как составной части муниципального жилищного фонда социального использования и предусматривает порядок предоставления гражданам жилой площади в специальном жилом <адрес>, расположенном по <адрес> в <адрес>.

В Положении определено, что специальный жилой дом относится к числу специализированных домов и предназначен для постоянного проживания и социального обслуживания одиноких и супружеских пар - ветеранов войны и труда, а также граждан пенсионного возраста, родственники которых, по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход, при условии сохранения указанными гражданами способности к самообслуживанию. Проживание и прописка иных лиц в специальном жилом доме не допускается. Использование жилых помещений специального жилого дома в других целях, приватизация, обмен, бронирование квартир, аренда и другие сделки запрещаются (п.1.1.). Специальный жилой дом находится в ведении городского Совета ветеранов г. Иркутска и состоит на балансе муниципального унитарного предприятия жилищного хозяйства Правобережного административного округа (МУПЖХ) (п.1.2.). В состав специального жилого дома входит 98 квартир по адресу: <адрес>, в этом же доме буфет, красный уголок, лечебный кабинет (п.1.3.). Специальный жилой дом возглавляет директор, осуществляющий свою деятельность под руководством городского совета ветеранов (п.1.4). Выявлением одиноких и супружеских пар - ветеранов войны и труда, нуждающихся в переселении в специальный жилой дом, осуществляется советом ветеранов города, через районные отделы социальной защиты населения и районные советы ветеранов (п.2.1.). Учет и формирование списка граждан, желающих переселится в специальный жилой дом, осуществляется советом ветеранов города (п.2.2). Преимущественным правом на получение жилья в специальном жилом доме пользуются одинокие пенсионного возраста граждане и супружеские пары - ветераны войны и труда, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие особые заслуги перед государством в области государственной, общественной, хозяйственной и военной деятельности, в области науки, техники, культуры и спорта и не нуждающиеся в постоянном постороннем уходе (п.2.4.). При постановке на учет для предоставления жилья в специальном жилом доме граждане представляют в городской совет ветеранов через районные советы ветеранов личное заявление о предоставлении квартиры, медицинское заключение о состоянии здоровья, обязательство об освобождении ранее занимаемой жилой площади в распоряжение администрации города, акт обследования жилищных условий жилищной комиссией районного совета ветеранов, представление отдела социальной защиты населения районного совета ветеранов (п.2.5.). Вселение в специальный жилой дом производится на основании специального ордера, выданного отделом учета и распределения жилой площади администрации города (п.2.8).

В судебном заседании достоверно установлено, что в Иркутском городском специальном доме для одиноких и супружеских пар ветеранов войны и труда осуществляет работу магазин, медицинский кабинет, имеется красный уголок, где проводятся собрания жильцов, устраиваются чаепития в праздники, осуществляются поздравления в праздничные дни, юбилеи ветеранов, приглашаются артисты, приходит парикмахер.

Указанные выше обстоятельства объективно подтверждены в судебном заседании показаниями свидетелей Л.В.В. А.Н.Л., Б.Л.А. О.В.Н., которые суду пояснили, что Дом ветеранов войны и труда был построен более 20 лет назад именно для указанной категории граждан, за счет средств государственных капиталовложений. Советом ветеранов велась работа по выявлению указанной категории граждан с целью обеспечить надлежащий уровень жизни указанной категории граждан, Государство осуществляет контроль за указанным Домом, финансирует ремонт дома и отдельных квартир в соответствии с бюджетом, предусмотренным на каждый год для содержания указанного Дома, производит замену сантехники, электроприборов и т. д. В Доме постоянно работает врач 2 раза в неделю и постоянно работает медицинская сестра, которая по мере необходимости ходит на дом, к нуждающимся в ее уходе гражданам. В красном уголке производятся чаепития, поздравления на все праздники. Показания свидетелей в судебном заседании не оспорены истицей, не доверять показаниям свидетелей, у суда оснований нет.

Л.Т.М. К.Ю.Н., допрошенные судом по ходатайству истицы суду пояснили, что проживают в доме ветеранов, поскольку являются ветеранами труда, в Доме ветеранов имеется красный уголок, медицинский кабинет, буфета в доме нет, есть магазин, но цены в нем очень высокие.

Свидетель П.Ф.Ф. суду пояснил, что был заселен в Дом ветеранов по ходатайству Совета ветеранов, в Доме ветеранов нет ни буфета, ни лечебного кабинета.

К показаниям данного свидетеля суд относиться критически, поскольку они опровергаются выше изложенными доказательствами.

При таких обстоятельствах, суд критически относится к доводам Павловой Т.Н., изложенным в исковом заявлении, данные обстоятельства опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, истцом не оспорены, доказательств обратного суду не представлено.

Действовавшее на момент вселения в Дом ветеранов Примерное Положение «О жилом доме для ветеранов войны и труда», утвержденное Решением облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ предусматривало аналогичный порядок вселения и проживания в специальном доме.

Таким образом, на протяжении ряда лет статус <адрес> в <адрес>, порядок вселения и проживания в нем, не изменялись.

Смысл и содержание указанных правовых норм свидетельствует о том, что жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов предназначены для проживания одиноких граждан: либо граждан, не имеющих родственников, либо граждан, которым родственники не могут обеспечить уход и помощь.

Кроме того, Положение от 24.07.1998г. № 031-10-732/8, с последующими изменениями от 27.12.2002г. № 031-10-1878/2, от 01.08.2005г. № 031-10-975/5 действующие в период проживания истицы в указанном доме, содержит прямой запрет гражданам, проживающим в специальном жилом доме, приватизировать, обменивать, сдавать в поднаем, аренду занимаемые ими жилые помещения, не разрешается раздел занимаемой жилой площади, прописка других лиц, а также вселение временных жильцов.

Ограничения в использовании указанных жилых помещений вызваны статусом жилого дома, как дома, предназначенного для проживания определенной категории граждан. Данные ограничения направлены на сохранение статуса дома, возможности использования находящихся в нем квартир в тех целях, для которых он создан.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия.

В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан. В качестве специализированных жилых помещений, используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа управления государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным законом.

В соответствии со ст. 96 ЖК РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг.

В соответствии со ст. 98 ЖК РФ жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите.

Судом установлено, что истица относится к указанной категории граждан и на нее распространяются льготы, предусмотренные ФЗ РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95г. № 122.

Приватизация жилых помещений осуществляется в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.91г. с последующими изменениями и дополнениями.

Согласно ст. 4 указанного Закона РФ не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Содержащийся в ч.1 ст. 4 указанного Закона РФ перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации, не является исчерпывающим. Имеются и другие законы, которыми предусмотрены ограничения в приватизации жилья. Так, ст. 12 Основ установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения в специализированных жилых домах, к которым отнесены ст. 1 Основ общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, дома для ветеранов и др.

Таким образом, ссылка истца в обоснование своих требований на ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», при рассмотрении данного спора не состоятельна, поскольку спорное жилое помещение имеет особый статус - специализированный дом.

Доводы Павловой Н.Т. о том, что она производит оплату за жилое помещение по установленным в г. Иркутске тарифам, с учетом льгот, производит текущий ремонт в квартире, не влияют на выводы суда об отсутствии у истицы права на приватизацию спорной квартиры, так как спорный дом имеет особый статус, который никем в установленном законом порядке не изменен и суд не является органом, уполномоченным на изменение статуса дома.

При этом не влияют на выводы суда доводы истицы, что в Доме ветеранов проживают также иные лица, которые не относятся категории граждан, на которых распространяются льготы, поскольку как следует из Решения Исполнительного комитета от 03.01.1986г. №16/39 «О вводе в эксплуатацию 98- квартирного жилого дома для ветеранов ВОВ и труда со встроенными помещениями медпункта и стола заказов, построенного УКСом горисполкома» две двухкомнатные квартиры , в доме ветеранов выделены тресту жилищного хозяйства Кировского района.

При таких обстоятельствах, с учетом особого статуса спорного жилого помещения, суд приходит к выводу, что исковые требования Павловой Н.Т. к Администрации г. Иркутска о признании отказа в приватизации жилого помещения незаконным, о возложении обязанности передать жилое помещение расположенного в доме специализированного жилого фонда в собственность, взыскании расходов по оплате госпошлины удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Павловой Н.Т. к Администрации г. Иркутска о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>9, о взыскании расходов по оплате госпошлины - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен 21.03.2011г.

Решение на 21.03.2011г. в законную силу не вступило      

Судья                                                                                                                                                 Е.Л. Коржинек

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Секретарь                                                                                                                                                                                                              

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14.03.2011г.                                                                                                      г.Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Абрамовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-294/11 по исковому заявлению Павловой Н.Т. к Администрации г. Иркутска о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>9, о взыскании расходов по оплате госпошлины,

руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Павловой Н.Т. к Администрации г. Иркутска о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>9, о взыскании расходов по оплате госпошлины - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий