РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 февраля 2011 года г.Иркутск Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Левошко А.Н., при секретаре судебного заседания Абдуллиной А.Р., с участием в судебном заседании помощника прокурора Свердловского района г.Иркутска Кармановой М.А., представителя ответчика по доверенности Белькова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-498/2011 по исковому заявлению прокурора Свердловского района г.Иркутска в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Иркутскэнергосвязь» об обязании выделить (создать) рабочие места для инвалидов в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Свердловского района г.Иркутска (далее - прокурор) обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Иркутскэнергосвязь» (далее - Общество) об обязании создать (выделить) рабочие места для инвалидов в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников. В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Свердловского района г. Иркутска проведена проверка в Обществе по вопросу исполнения законодательства о социальной защите инвалидов. В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Как установлено, среднесписочная численность работников Общества составила 123 человека. Согласно ст.21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. В соответствии с п.2 ст.2 Закона Иркутской области № 27-оз от 29.05.2009 г. «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» для коммерческих организаций, имеющих численность работников более 100 человек, квота устанавливается в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников. В соответствии с п.п.1 ст.24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для устройства инвалидов. Учитывая изложенное, квота для приема на работу инвалидов для Общества составляет 3 рабочих места. В настоящее время в Общество не принято на работу инвалидов, иные рабочие места для инвалидов в организации отсутствуют. Таким образом, в Обществе в нарушение вышеназванных норм не создано и не выделено 3 рабочих места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты. В соответствии со ст.20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установление квот для приема на работу инвалидов является одной из гарантий трудовой занятости, предоставляемой инвалидам органами государственной власти и органами местного самоуправления. Общество нарушает право неопределенного круга инвалидов на трудоустройство, гарантированное ст.37 Конституции РФ, а также ст.20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку указанными нормами предусмотрено право на трудоустройство всех инвалидов. Точно определить число инвалидов, которые могут обратиться в Общество в целях трудоустройства, не представляется возможным, так как помимо зарегистрированных в ОГУ «Центр занятости населения» г. Иркутска инвалидов в качестве безработных, в Общество имеют право обратиться и иные инвалиды. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, особенно если нарушения касаются социальных прав инвалидов. На основании изложенного прокурор полагал заявленные исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. Участвующий в судебном заседании помощник прокурора Карманова М.А. суду пояснила, что правовую основу квотирования рабочих мест для инвалидов составляют не только положения Конституции РФ и действующее федеральное законодательство, но и международно-правовые документы. Декларация о правах инвалидов, принятая 30-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН, Конвенция МОТ N 59, принятая в 1983г., Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1993г., предусматривают, что инвалиды имеют право на экономическое и социальное обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни. Они имеют право в соответствии со своими возможностями получить и сохранить за собой рабочее место или заниматься полезной, продуктивной и вознаграждаемой деятельностью и являться членами профсоюзных организаций. Государствам рекомендуется активно поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда. Такая активная поддержка может осуществляться, в том числе с помощью профессиональной подготовки инвалидов; установления стимулируемых квот; резервируемого или целевого трудоустройства; предоставления ссуд или субсидий мелким предприятиям; заключения специальных контрактов и предоставления преимущественных прав на производство; налоговых льгот. В соответствии с Конституцией РФ Россия - социальное государство. В соответствии с ч.2 ст. 7, ст. 37 Конституции РФ, в РФ охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых людей, устанавливаются государственные пенсии пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждый имеет право на труд без какой бы то ни было дискриминации, а также право на защиту от безработицы. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» работодатели обязаны решать вопрос трудоустройства инвалидов. Поскольку данный вопрос относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (в соответствии с п.п. "ж" и "к" ч.1 ст.72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, трудовое право находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов), указанным законом одновременно была решена проблема разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов. В соответствии со ст.36 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» определено Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом. До приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. С учетом требований юридической техники, принципа верховенства закона, ссылка ответчика на приказы Минздравсоцразвития России от 16.08.2004г. №83, от 14.03.1996г. №90 несостоятельна, так как положения данных приказов не может исключать действие норм Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ». Кроме того, в данном законе не указано, что предоставление рабочих мест для инвалидов должно осуществляться только из имеющихся у работодателя вакансий или рабочих мест, напротив введение квоты для инвалидов - это дополнительная мера социальной поддержки инвалидам, направленная на достижение поставленной нормами Конституции РФ задачи. В связи с чем доводы возражений о том, что все должности, установленные штатным расписанием ответчика предусматривают выполнение работ с вредными и опасными производственными факторами, не влияют на существо спора и не могут повлечь отказ в удовлетворении иска. Из лексического толкования указанного закона (ст.21 - «выделить или создать») следует, что при отсутствии возможности выделить места для инвалидов из уже имеющихся в организации их необходимо создать. Так, из Устава ООО «Иркутскэнергосвязь», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, к видам деятельности ответчика относится не только осуществление работ и предоставление услуг в области электроэнергетики. Согласно ст.21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). К исключениям, предусмотренным настоящей нормой, - общественным объединениям и образованным ими организациям, которые освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов, организация ответчика не попадает. На основании изложенного помощник прокурора полагала заявленные исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. Участвующий в судебном заседании представитель ответчика по доверенности Бельков А.А. исковые требования не признал, считал их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», п.4.2 постановления главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009г. № 30 (зарегистрированного в Минюсте РФ 09.06.2009г.) противопоказанными для трудоустройства инвалидов являются условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений, а именно: • физические факторы (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статическое электричество, освещенность и др.); • химические факторы (запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны); • биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности); • физические, динамические и статические нагрузки при подъеме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе; • нервно-психические нагрузки (сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, монотонность, работа в ночную смену, с удлиненным рабочим днем). В связи с тем, что в соответствии со ст.3 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003г. №35-ФЗ Общество является организацией, относящейся к отрасли электроэнергетики, то, следовательно, и все должности, установленные штатным расписанием ответчика, предусматривают выполнение работ с вредными или опасными производственными факторами, указанными в Приказе Минздравмедпрома № 90 от 14.03.1996г. и Приказе Минздравсоцразвития № 83 от 16.08.2007г. Это работы на электроустановках, верхолазные работы, зрительно- напряженные работы и работы с вредными химическими веществами. Исполняя требования федерального законодательства, все работники Общества проходят предварительные (до приема на работу) и периодические (ежегодно) медицинские осмотры. Только после проведения указанных медосмотров и положительном заключении медицинского учреждения работники допускаются к работе. На основании изложенного и во избежание нарушения федерального законодательства о социальной защите инвалидов, указывающего на недопустимость привлечения инвалидов к работе с вредным или опасными производственными факторами, представитель ответчика просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. Третье лицо ОГУ «Центр занятости г.Иркутска», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направило, представило письменное заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, о согласии с исковыми требованиями в полном объеме по следующим основаниям. Законодатель, устанавливая квоту для приема на работу инвалидов, предусмотрел единый для всех юридических лиц порядок ее определения: закон не предусматривает каких либо исключительных случаев определения квоты для отдельных категорий организаций с неподходящими для инвалидов условиями труда. Однако, в условиях экономического кризиса, государство предоставляет работодателю дополнительную возможность привести свою деятельность в соответствие с нормами законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов следующим образом. Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены региональные программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 г. № 1011, бюджетам субъектов предоставляются субсидии на реализацию дополнительного мероприятия по трудоустройству инвалидов. В рамках дополнительного мероприятия работодателю возмещаются затраты на оборудование (оснащение) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере фактических расходов, подтвержденных платежными документами, но не более 30 тысяч рублей на 1 постоянное рабочее место. Общество не изъявило желания принять участие в указанной программе, т.е. не воспользовалась возможностью выполнения квоты за счет средств государства. Кроме того, в 2010 году Общество заявок на квотируемые вакантные рабочие места для инвалидов не представляло. Выслушав объяснения помощника прокурора, представителя ответчика, изучив и исследовав все письменные доказательства по делу в их совокупности и взаимной связи, приходит к следующим выводам. В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. На основании ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Пунктом 2 ст.20 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Согласно ст.21 указанного закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Из п.1 ст.24 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ следует, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны, в том числе создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Статьей 2 Закона Иркутской области от 29.05.2009г. № 27-оз «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» установлено, что квота устанавливается для приема на работу инвалидов, признанных таковыми в порядке, установленном законодательством. Квота устанавливается для коммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории области и имеющих численность работников более 100 человек, в размере 3 процента к среднесписочной численности работников. Среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством. При определении количества рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, округление производится до целого числа в меньшую сторону. В судебном заседании установлено, что согласно представленной Обществом прокурору информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в 2010 году среднесписочная численность работников Общества составила 123 человека, в связи с чем Общество в пределах установленной квоты обязано создать или выделить 3 рабочих места для трудоустройства (с уменьшением до целого числа произведения 123 х 0,03). Однако согласно представленной Обществом информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в 2010 году работающие инвалиды в Обществе отсутствовали. Доводы представителя ответчика, о том, что в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды не допускаются к выполнению вредных работ и работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, в связи с чем Общество, являющееся организацией, относящейся к отрасли электроэнергетики, не имеет право привлекать инвалидов к выполнению вредных работ и работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, суд считает необоснованными. Так, приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004г. № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» утверждены, в том числе Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). Однако какие-либо доказательства в подтверждение того обстоятельства, что все установленные штатным расписанием Общества должности предусматривают выполнение работ, оказание услуг исключительно с вредными и (или) опасными производственными факторами, ответчиком, его представителем, которым соответственно в определении о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству и в судебном заседании разъяснялись положения ч.1 ст.56 ГПК РФ, суду не представлены, в материалах дела отсутствуют. Более того, как следует из Устава Общества, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, к видам деятельности ответчика относится не только осуществление работ и предоставление услуг в области электроэнергетики. Кроме того, положениями Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Иркутской области от 29.05.2009г. № 27-оз «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» какие-либо исключения для коммерческих организаций (к которым относится Общество) по виду осуществляемой ими предпринимательской деятельности в части освобождения от обязанности по созданию либо выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов не установлены. При таких обстоятельствах суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Обществу об обязании создать (выделить) рабочие места для инвалидов в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников. Иной вывод, по мнению суда, нарушал бы права инвалидов, как граждан Российской Федерации, установленные ч.2 ст.7, ч.3 ст.37 Конституции РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Свердловского района г.Иркутска в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Иркутскэнергосвязь» - удовлетворить. Обязать ООО «Иркутскэнергосвязь» выделить (создать) рабочие места для инвалидов в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья А.Н. Левошко Мотивированный текст решения изготовлен 13.04.2011г. Судья А.Н. Левошко