о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости



Решение

Именем Российской Федерации
12 января 2011 г.                                                                                                     город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Александровой М.А.,

при секретаре Семеновой К.,

с участием истца Зинякова Н.В., представителя истца Иванова А.Л.,

представителя ответчика Корепановой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-395/2011 по иску Зинякова Н.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.13 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», обязании Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска зачесть периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бортмеханика ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, обязании Управление Пенсионного фонда в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Зиняков Н.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.13 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», обязании Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска зачесть периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бортмеханика ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, обязании Управление Пенсионного фонда в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление ПФР в Октябрьском районе г. Иркутска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 13 п. 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему отказано.Считает, данное Решение незаконным и подлежащим отмене по следующим снованиям.

В обоснование отказа в назначении мне пенсии, согласно Решения, указано то обстоятельство, что «Иркутский авиационный завод - филиал ОАО «Научно-производственной корпорации «Иркут» отнесен Воздушным Кодексом РФ от 19.03.1997 г. к предприятиям экспериментальной авиации (не гражданской)».

Однако, Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, засчитываются периоды работы в гражданской авиации в должностях, предусмотренных Списком должностей работников летного состава, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 № 459, а также периоды работы в указанных должностях в государственной и экспериментальной авиации.

Бортмеханики входят в летный состав экипажа.

Кроме того, ИАЗ - филиал ОАО «Корпорация «Иркут» наряду с деятельностью в экспериментальной авиации осуществлял в прошлом и осуществляет в настоящее время деятельность в гражданской авиации.

Одним из оснований для отказа в назначении пенсии также указано то, что Восточно - Сибирским управлением государственного авиационного надзора, осуществляющим функции по надзору и контролю деятельности в области гражданской авиации, Иркутский авиационный завод - филиал ОАО «НПК «Иркут» не включен в перечень авиапредприятий, авиакомпаний, аэропортов, предприятий и организаций Восточно - Сибирского УГАН от ДД.ММ.ГГГГ. Однако Восточно-Сибирское управление государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта межрегионального уровня, выполняет задачи и функции, предусмотренные Положением, по государственному надзору за деятельностью в сфере гражданской авиации Российской Федерации (кроме вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации) на территории Иркутской области. Республики Бурятия и Забайкальского края. ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» по территориальному признаку не относится к ведению Восточно-Сибирского УГАН и, соответственно, не включен в перечень авиапредприятий, авиакомпаний, аэропортов, предприятий и организаций Восточно - Сибирского УГАН от ДД.ММ.ГГГГ Однако это не опровергает тот факт, что ОАО «НПК «Иркут» относится к предприятиям гражданской авиации.

Трудовой стаж истца на момент обращения за назначением пенсии составлял 27 лет 9 месяцев, что в силу п. 13 ч.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» дает ему право на назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Таким образом, отказ в ее назначении, выразившийся в оспариваемом Решении незаконен и нарушает его право, предусмотренное ст. 39 Конституции РФ.

В судебном заседании истец Зиняков Н.В., представитель истца Иванов А.Л. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске, настаивали на удовлетворении требований.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Корепанова О.А. исковые требования Зинякова Н.В. не признала. В возражение указала, что на основании всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов, в соответствии со ст.ст. 19 и 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-Ф3 Управлением ПФР в Октябрьском районе г. Иркутска приняло решение не включать в стаж на соответствующих видах работ в гражданской авиации периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бортмеханика на Иркутском авиационном завод- филиале ОАО НПК «Иркут», так как предприятие относится к экспериментальной авиации. Зиняков Н.В. зарегистрирован в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (истца) отсутствуют сведения об условиях для досрочного назначения трудовой пенсии за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Индивидуальные сведения на застрахованное лицо представлены страхователем (работодателем) на общих основаниях (без льготной кодировки). С учетом изложенного, просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные по делу письменные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Зинякова Н.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-Ф3 обратился Зиняков Н.В. и представил следующие документы: трудовую книжку от ДД.ММ.ГГГГ, летную книжку; справку о налете часов, номер и дата выдачи отсутствуют, заверенную Иркутским авиационным заводом - филиалом открытого акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Иркут».

Решением УПФР в Октябрьском районе г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ Зинякову Н.В. в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа.

В стаж на соответствующих видах работ в гражданской авиации не включены периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бортмеханика на Иркутском авиационном заводе - филиале ОАО НПК «Иркут», так как предприятие относится к экспериментальной авиации.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском районе г. Иркутска - реорганизовано в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (сокращенное наименование - УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска), являющееся правопреемником ответчик на основании Постановления Правления ПФР от 05.04.2010 № 79п.

В силу подп. 13 п. 1 ст. 27 названного Закона трудовая пенсия по старости досрочно назначается мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом первым данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 Закона от 17 декабря 2002 г.).

Как установлено подп. "з" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459. Согласно пункту первому данного Списка к должностям работников летного состава отнесены члены экипажей воздушных судов.

Таким образом, пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей летного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, в какой должности они работают, тем самым устанавливая самостоятельное правовое регулирование в области пенсионного обеспечения. Поэтому право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации приобретают члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые в соответствии с другими федеральными законами или ведомственными нормативными правовыми актами отнесены к членам экипажа воздушных судов гражданской авиации.

В силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п. 2 ст. 56 ВК РФ).

Согласно руководству по летной эксплуатации воздушного судна АН-12, экипаж самолета АН-12 состоит из летного экипажа: командир, второй пилот, штурман, бортмеханик, бортрадист, бортоператор.

Таким образом, бортмеханики относятся к членам экипажа воздушного судна.

В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановление Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, засчитываются периоды работы в гражданской авиации в должностях, предусмотренных Списком должностей работников летного состава авиации, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, а также периоды работы в указанных должностях в государственной и экспериментальной авиации.

Таким образом, в стаж работы в качестве летного состава гражданской авиации могут включаться периоды работы в государственной и экспериментальной авиации в должностях, предусмотренных Списком.

Кроме того, суд учитывает, что гражданская авиация была определена как самостоятельный вид авиации (наряду с государственной и экспериментальной) Воздушным Кодексом РФ, утвержденным ФЗ от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ от 19.03.1997г., который вступил в законную силу 01.04.1997 г.

Согласно ст. 23 ВК РФ экспериментальная авиация определена как авиация НИИ, конструкторских бюро, заводов и других организаций, осуществляющих опытно-конструкторские, экспериментальные, научно-исследовательские работы и испытания авиационной, радиоэлектронной и другой техники.

К числу таких видов работ можно отнести следующие виды деятельности ОАО «Корпорация «Иркут». определенные в Уставе общества (п.2) и осуществляемые для реализации основной цели общества - извлечение прибыли:

  • разработка авиационной техники,
  • производство авиационной техники,
  • испытание авиационной техники,
  • производство вооружения и др.

Однако как установлено судом, среди видов деятельности ОАО «Корпорация «Иркут» имеются и такие, которые по своей сути и характеру, а также в соответствии с ВК РФ, относятся к гражданской авиации. Среди них:

  • перевозки воздушным транспортом грузов,
  • перевозки воздушным транспортом пассажиров,

         - ремонт авиационной техники,

          - деятельность по обеспечению полетов (техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; обработка и анализ полетной информации) и др.

Указанные виды деятельности организации в соответствии с п.3 ст. 21 ВК РФ относятся как к авиации общего назначения - тип гражданской авиации, не используемой для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, так и к коммерческой авиации, деятельность которой направлена на извлечение прибыли. Из смысла этой нормы следует, что данные виды авиации используются на безвозмездной и коммерческой основе при осуществлении перевозок и иной авиационной деятельности в интересах физических и юридических лиц с использованием принадлежащих им авиационного персонала и имущества.

Таким образом, ИАЗ - филиал ОАО «Корпорация «Иркут» наряду с деятельностью в экспериментальной авиации осуществляет деятельность гражданской авиации.

Доводы ответчика о том, что Восточно - Сибирским управлением государственного авиационного надзора, осуществляющим функции по надзору и контролю деятельности в области гражданской авиации, Иркутский авиационный завод - филиал ОАО «НПК «Иркут» не включен в перечень авиапредприятий, авиакомпаний, аэропортов, предприятий и организаций Восточно - Сибирского УГАН от ДД.ММ.ГГГГ суд также не может принять во внимание.

Согласно п.2 Положения о Восточно-Сибирском управлении государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ N ГК-1013фс, Восточно-Сибирское управление государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта являетсятерриториальным органомФедеральной службы по надзору в сфере транспорта межрегионального уровня, выполняет задачи и функции, предусмотренные Положением, по государственному надзору за деятельностью в сфере гражданской авиации Российской Федерации (кроме вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации) на территории Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края.

ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» зарегистрировано по адресу: <адрес>. Таким образом, ОАО «НПК Иркут» по территориальному признаку не относится к ведению Восточно-Сибирского УГАН и, соответственно, не может быть включено в перечень авиапредприятий, авиакомпаний, аэропортов, предприятий и организаций Восточно - Сибирского УГАН от ДД.ММ.ГГГГ

В силу п. 4 Правил при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, принимаются каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах "б" - "г" настоящего пункта) - за 1 календарный месяц.

Согласно Справке о налете по типам и годам старшего бортмеханика АЭ ИАЗ филиала ОАО «Корпорация «Иркут» Зинякова Н.В., общая сумма его налета на момент подачи заявления о назначении пенсии, составляет 6 496 часов 58 минут. Следовательно, его трудовой стаж составляет 27 лет 9 месяцев, что в соответствии с п. 13 ч.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» достаточно для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Зинякова Н.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска - удовлетворить.

Признать право Зинякова Н.В. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.13 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Признать отказ Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска в назначении Зинякову Н.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска зачесть период работы Зинякова Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бортмеханика ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска назначить Зинякову Н.В. пенсию со дня обращения за ней, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней с момента изготовления полного текста решения.

Судья                                                                                                              М.А. Александрова

Мотивированный текст решения изготовлен 17.01.2011г.

Судья                                                                                          М.А. Александрова                             

<данные изъяты>

Судья                                                                                         М.А. Александрова                             

Решение суда на 17.01.2011 г. не вступило в законную силу

Судья                                                                                         М.А. Александрова                             

<данные изъяты>

<данные изъяты>з