о взыскании стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 апреля 2011 года                                                                                   г. Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Левошко А.Н., при секретаре судебного заседания Абдуллиной Ю.Р.,

с участием истца Шапыриной Н.А., представителя ответчика по доверенности Зениной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1552/2011 по исковому заявлению Шапыриной Н.А. к Управлению Росприроднадзора по Иркутской области о взыскании стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно в 2009 году,

У С Т А Н О В И Л:

Шапырина Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению Росприроднадзора по Иркутской области (далее - Управление) о взыскании стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно в 2009 году в размере 23 249 рублей.

В обоснование исковых требований истец указала, что работает заместителем начальника отдела правового, кадрового, информационно-аналитического и административно - хозяйственного обеспечения Управления. ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление об оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно в 2009 году. ДД.ММ.ГГГГ истцом был получен ответ, что действующим законодательством оплата проезда не предусмотрена. С позицией работодателя не согласна, считает ее незаконной и необоснованной по следующим основаниям.

В соответствии со ст.33 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.

Управление является территориальным органом федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - и финансируется из федерального бюджета.

Пунктом 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993г. «О порядке введения в действие закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных     к ним местностях» установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) выплачиваются в соответствии с постановлением Министерства труда РФ от 11.09.1995г. № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях».

Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.

Районный коэффициент выплачивается согласно постановлению Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969г. № 421/26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения».

Выплата районного коэффициента и процентной надбавки подтверждается расчетными листками.

Согласно приказу Управления Росприроднадзора по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ -лс истцу предоставлялся отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного истец полагала заявленные исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании истец поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Участвующая в судебном заседании представитель ответчика на основании доверенности Зенина А.А. исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что на основании ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, применяются постольку, поскольку они
не противоречат ТК РФ.

Для определения районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, следует руководствоваться Перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Совета Министров СССР № 1029 от 10.11.1967г. (с изменениями от 03.01.1983г.). Согласно указанному перечню к районам Крайнего Севера в Иркутской области относится Катангский район; к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера относятся: районы: Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский и Усть-Кутский; города: Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут и Братск.

В данном перечне г. Иркутск отсутствует.

Таким образом, ст.33 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» к Шапыриной Н.А. как к лицу, работающему в Управлении, расположенном в г. Иркутск, не применяется.

Довод истца о том, что в г.Иркутске установлены и применяются районный коэффициент и процентная надбавка, не является относящимся к делу, так как неясно, какова причинно-следственная связь между применением районного коэффициента и процентной надбавки и принадлежностью г.Иркутска к районам Крайнего Севера и приравненным к ним районам; каким образом наличие коэффициента и надбавки - подтверждает принадлежность г. Иркутска к районам Крайнего Севера либо приравненным к ним местностям.

Кроме того, отсутствует федеральное целевое финансирование на выплату
компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к
месту использования отпуска и обратно государственным гражданским
служащим Управления, работающим в г. Иркутске.

В соответствии с ч.1 ст.1 Закона РФ от 19.02.1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» действие Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в
указанных районах и местностях.

Пунктом 3 постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993г. № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона РФ» указано, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным законом распространяются на районы Севера, в которых начисляется районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Согласно п.5 ст.76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Таким образом, считаю, что в данном случае вышеуказанный пункт 3 не применяется.

Согласно ст.33 Закона оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работника организации, финансируемой из федерального бюджета, производится перед отъездом работника в отпуск, исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет
производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных
билетов или других документов. В данной статье указано также, что такие выплаты являются целевыми и не суммируются в случае, если работник своевременно не воспользовался своим правом на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа.

При этом вопрос порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 года № 455.

В соответствии со ст.33 Закона лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации
и обратно. Согласно ч.4 постановления право на компенсацию расходов за первый и второй годы работы возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы. В дальнейшем у работника возникает право на компенсацию расходов за третий и четвертый годы непрерывной работы - начиная с третьего года,
работы, за пятый и шестой годы - начиная с пятого года работы и т.д.

Шапырина Н.А. работает в Управлении с ДД.ММ.ГГГГ (принята переводом). Таким образом, право Шапыриной Н.А. на получение компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в 2009 году (за пятый-шестой (2008-2009) годы работы) могло быть реализовано ею в 2008-2009 гг.

Кроме того, в данном постановлении указано, что компенсация расходов производится учреждением исходя из примерной стоимости проезда на основании представленного работником заявления не позднее, чем за 3 рабочих дня до отъезда работника в отпуск. Для окончательного расчета работник учреждения обязан в течение 3 рабочих дней с даты выхода на работу из отпуска представить отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов, подтверждающих расходы работника. Шапырина Н.А. до отъезда в отпуск заявления не представляла, в течение 3 рабочих дней с даты выхода на работу отчета о произведенных расходах также не представляла.

На основании изложенного представитель ответчика просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав представленные по делу письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

Пунктом 10 указанного Положения установлено, что финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление.

Согласно п.1 Положения об Управлении Росприроднадзора по Иркутской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.11.2008г. № 478, Управление является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Иркутской области.

Из п.12 указанного Положения следует, что Управление является получателем бюджетных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на финансирование деятельности территориальных органов, а также средств, поступающих от страховых организаций на возмещение вреда по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, возмещение затрат на эксплуатационные, коммунальные и необходимые административно-хозяйственные услуги. Функции главного распорядителя, получателя и администратора федерального бюджета осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

В судебном заседании установлено, что на основании служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ истец с ДД.ММ.ГГГГ осуществляла прохождение государственной гражданской службы в Управлении на должности заместителя начальника отдела административно-правового, информационно-аналитического обеспечения и кадров.

Приказом и.о. начальника Управления Г. истцу за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлена часть оплачиваемого отпуска на 17 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

С заявлением от ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась на имя руководителя Управления об оплате проезда к месту использования отпуска и обратно в сумме 23 249 рублей с приложением авиа- и железнодорожных проездных документов.

Соответствующие расходы подтверждены проездными документами , , квитанциями разных сборов , , электронными билетами от ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Иркутск - Москва - Ярославль - Москва - Иркутск.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ и.о. руководителя Управления С. в оплате истцу проезда к месту использования отпуска и обратно отказано, поскольку г.Иркутск не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, где для работников установлены соответствующие гарантии и компенсации.

Полагая, что отказом в возмещении расходов по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно нарушены ее трудовые права, Шапырина Н.А. обратилась с соответствующим исковым заявлением в суд.

Согласно ст.73. Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

В соответствии со ст.164 ТК РФ гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 313 ТК РФ установлено, что государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Из ч.1 ст.325 ТК РФ следует, что лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Согласно ч.4 указанной статьи оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника организации, финансируемой из федерального бюджета, и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.

В соответствии с ч.5 данной статьи порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из ч.6 ст.325 ТК РФ следует, что гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи только по основному месту работы работника.

Аналогичные положения установлены в ст.33 Закона РФ от 19.02.1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Вместе с тем, п.3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993г. № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Постановлением Совета Министров от 15.10.1969г. № 823 был введен районный коэффициент к заработной плате работников отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент не был ранее установлен.

Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969г. № 421/26 утвержден районный коэффициент 1,20 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен.

В соответствии с постановлением Совета министров СССР, ВЦСПС от 24.09.1989г. № 794 введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.

При таких обстоятельствах, г.Иркутск, на территории которого осуществляла деятельность истец, не отнесен к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но относится к районам, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате. Следовательно, в силу применяемых на основании ст.423 ТК РФ п.3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993г. № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и ст.33 Закона РФ от 19.02.1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», истец, как лицо, работающее в Управлении, финансируемом из федерального бюджета, имеет право на оплату один раз в два года за счет средств Управления стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта.

При этом суд не усматривает противоречий между ст.325 ТК РФ и изложенными положениями Закона РФ от 19.02.1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993г. № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», поскольку последние предоставляют дополнительные гарантии и компенсации для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных законодательством к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, и подлежат применению в соответствии со ст.423 ТК РФ.

Кроме того, суд считает необоснованными ссылки представителя ответчика на положения ст.33 Закона РФ от 19.02.1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008г. № 455, о несоблюдении истцом порядка реализации своего права на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта, поскольку, как установлено в судебном заседании в период работы в Управлении с 2004 года по 2009 год (на протяжении 5 лет) указанное право истец не реализовывал, факты предоставления Управлением истцу отпуска, проезда истца к месту использования отпуска и обратно, понесения соответствующих расходов в размере 23 249 рублей и обращения истца в Управление с заявлением о компенсации данных расходов с приложением проездных документов подтвержден исследованными в судебном заседании письменными доказательствами и ответчиком, его представителем в судебном заседании не оспаривались.

При таких установленных в судебном заседании обстоятельствах, с учетом изложенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Шапыриной Н.А. о взыскании с Управления стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно в 2009 году в размере 23 249 рублей являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шапыриной Н.А. - удовлетворить.

Взыскать с Управления Росприроднадзора по Иркутской области в пользу Шапыриной Н.А. стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно в 2009 году в размере 23 249 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                                        А.Н. Левошко

Мотивированный текст решения изготовлен 13.06.2011г.

Судья                                                                                         А.Н. Левошко