Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 апреля 2011 года город Иркутск Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Левошко А.Н., при секретаре судебного заседания Абдуллиной Ю.Р., с участием в судебном заседании истца Роднина А.В., представителей ответчика по доверенностям Малых Н.Л., Земчихиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-1554/2011 по иску Роднина А.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 10 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязании включить период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, У С Т А Н О В И Л: Роднин А.В. (Далее - истец, Роднин А.В.) обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (далее - Управление) о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 10 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязании включить период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование исковых требований истец указал, что согласно пп. 10 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет. ДД.ММ.ГГГГ Роднину А.В. исполнилось 55 лет. Страховой стаж составил более 36 лет. В качестве водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах он работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Стаж на соответствующих видах работ составил более 33 лет, что дает ему право на досрочную трудовую пенсию по старости. ДД.ММ.ГГГГ Роднин А.В. подал заявление о назначении трудовой пенсии, к заявлению приложил все необходимые документы. Никаких замечаний по представленным им документам не было. Но ДД.ММ.ГГГГ в Управлении истцу вручили решение об отказе в установлении пенсии по тем основаниям, что не подлежит учету период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 лет 06 месяцев 21 день), так как документально не подтверждена занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах. Роднин А.В. считал, что имеет право на льготную пенсию по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ истец был переведен водителем 2 класса в Иркутском производственном объединении пассажирского автотранспорта № и стал работать водителем маршрутных автобусов на маршрутах №, № и др. ДД.ММ.ГГГГ Иркутское производственное объединение пассажирского автотранспорта № было переименовано в МИУПАТП №, истец продолжал работать водителем автобуса регулярного пассажирского маршрута. В связи с ликвидацией МИУПАТП № ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен переводом в МУП Иркутскавтотранс» г.Иркутска, где продолжил работу водителем автобуса регулярного пассажирского маршрута. Таким образом, стаж работы водителем регулярных городских пассажирских маршрутах ставил более 33 лет. Ответчик отказался зачесть в указанный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 лет 06 месяцев 21 день), так как документально не подтверждена занятость регулярных городских пассажирских маршрутах. Действительно в трудовой книжке под номером 4 имеется запись от ДД.ММ.ГГГГ о том, что истец был переведен водителем 3 класса, присвоен 2 класс. Записи о том, что Роднин А.В. работал водителем автобуса регулярного пассажирского маршрута, в трудовой книжке нет. Предприятие МИУПАТП № ликвидировано. В МУП «Иркутскавтотранс», которое несет ответственность за сохранность архивных документов МИУПАТП №, сведений, подтверждающих стаж истца в должности водителя автобуса регулярного пассажирского маршрута, не имеется. Поэтому данный факт подлежит доказыванию судебном порядке. Тот факт, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Роднин А.В. работал в качестве водителя автобуса регулярного пассажирского маршрута, подтверждается записью отдела кадров МУП «Иркутскавтотранс» в личной карточке истца о том, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отработал 27 лет на городских регулярных пассажирских маршрутах. В соответствии с п. 2.3.1 Порядка подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудящихся на регулярных пассажирских маршрутах, утвержденного письмом Минтранса РФ от 02.07.2009г. № 13-пр, согласованного с Министерством социальной защиты населения РФ (письмо от 01.06.1992г. № 1-211-15), в автотранспортных предприятиях, расположенных в городах с численностью населения 500 000 человек и более, справка составляется на основании выписки из лицевых счетов (ведомостей на заработную плату), так как в соответствии с пунктом 1 «г» приложения № 1 к Постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 14.12.1972г. № 322/34 водителям при работе на городских автобусах регулярных линий устанавливались повышенные часовые тарифные ставки по сравнению с другими водителями, работающими на автобусах таких же типов. Из представленной справки видно, что оплата производилась как водителю на регулярных пассажирских маршрутах. На основании изложенного истец считал исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. В судебном заседании истец Роднин А.В. исковые требования поддержал в полном объеме и по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении. Представители ответчика по доверенностям Малых Н.Л., Земчихина О.В. исковые требования не признали, считали их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.10 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обратился Роднин А.В. и представил следующие документы: трудовую книжку от ДД.ММ.ГГГГ; справку, уточняющую особый характер работы от ДД.ММ.ГГГГ б/н, выданную МУП «Иркутскавтотранс». Решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ № Роднину А.В. в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ. Правом на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.10 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пользуются мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Назначение досрочной трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста пропорционально отработанному стажу по данному основанию Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусмотрено. Порядок подтверждения периодов работы при исчислении продолжительности страхового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, в целях установления трудовой пенсии по старости, определены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г. № 555. Согласно п.5 постановления Минтруда России и ПФР от 27.02.2002г. № 16/19па «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» к заявлению гражданина, обратившегося за досрочным назначением трудовой пенсии по старости, в необходимых случаях должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ. Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, является трудовая книжка установленного образца. Периоды работы, в том числе на соответствующих видах работ, до регистрации в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При этом действующее пенсионное законодательство не содержит закрытого перечня документов, которыми могут быть подтверждены указанные периоды работы. В соответствии со ст.13 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ и Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002г. № 555 периоды работы, в том числе на соответствующих видах работ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Дата регистрации Роднина А.В. в системе Персонифицированного учета - ДД.ММ.ГГГГ Соответственно, после этой даты страховой стаж подтверждается исключительно сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Основанием для предоставления права на пенсионные льготы в качестве водителя автобусов, троллейбусов, трамваев является их постоянная, в течение полного рабочего дня, занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах, то есть участие в регулярных городских пассажирских перевозках. Отнесение конкретных работ к работам, дающим право на досрочное пенсионное обеспечение, могут подтверждаться приказом о назначении водителем автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, путевыми листами, лицевыми счетами, ведомостями на заработную плату, коллективными договорами. К регулярным относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. Согласно записям в трудовой книжке, Роднин А.В. в спорные периоды работал: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве водителя в Иркутском производственном объединении пассажирского автотранспорта № (с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в МИУПАТП №); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве водителя на автобусе регулярного городского пассажирского маршрута в МУП «Иркутскавтотранс». Необходимо заметить, что стаж на соответствующих видах работ может подтверждаться приказом о назначении водителем автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, путевыми листами, лицевыми счетами, ведомостями на заработную плату, коллективными договорами. Также в автотранспортных предприятиях, расположенных в городах с численностью населения 500 тысяч и более, соответствующая справка составляется на основании выписки из лицевых счетов (ведомости на заработную плату), так как водителям при работе на городских автобусах регулярных линий устанавливались повышенные часовые тарифные ставки по сравнению с другими водителями, работающими на автобусах таких же типов. Справка, подтверждающая работу в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в МИУПАТП № заявителем не представлена, предприятие ликвидировано. МУП «Иркутскавтотранс», которое несет ответственность за сохранность архивных документов ликвидированного МИУПАТП №, документами, подтверждающими стаж Роднина А.В. в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, не располагает. На основании ст.ст.19, 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и с учетом всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов приняло решение не засчитывать в стаж на соответствующих видах работ период работы Роднина А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (21 год 06 месяцев 21 день) в качестве водителя в Иркутском производственном объединении пассажирского автотранспорта № (МИУПАТП №), так как из представленных документов (трудовая книжка, выписки из приказов, историческая справка) не представляется возможным сделать вывод о том, что заявитель был постоянно, полный рабочий день занят на регулярных городских маршрутах. В своем исковом заявлении Роднин А.В. ссылается на подтверждение спорного периода свидетельскими показаниями. В соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Свидетельскими показаниями не представляется возможным подтвердить полную занятость застрахованного лица в особых условиях труда. В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Так, на дату обращения истца, то есть на ДД.ММ.ГГГГ стаж на соответствующих видах работ Роднина А.В. составил 12 лет 02 месяца 03 дня при требуемом не менее 20 лет, страховой стаж составил 36 лет 07 месяцев 23 дня при требуемом не менее 25 лет, в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано правомерно. На основании изложенного, представители ответчика просили в удовлетворении исковых требований Роднина А.В. отказать. Выслушав истца, представителей ответчика, исследовав и оценив все письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Подпунктом 10 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости на основании ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости по п.п.10 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ (12 лет 02 месяца 03 дня при требуемых 20 годах). При этом отказано в зачете в стаж на соответствующих видах работ периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (21 год 06 месяцев 21 день) в качестве водителя в Иркутском производственном объединении пассажирского автотранспорта № (МИУПАТП №), поскольку документально не подтверждена работа в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах; период работы в качестве водителя в МИУПАТП № с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты регистрации истца в системе индивидуального (персонифицированного) учета (ДД.ММ.ГГГГ) включен ответчиком в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. В соответствии со ст.66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Из трудовой книжки истца следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал водителем автобуса в Иркутском производственном объединении пассажирского автотранспорта № (переименовано в МИУПАТП № согласно распоряжению № Иркутской регистрационной платы от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с Положением о филиалах Иркутского производственного объединения пассажирского автотранспорта №, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, главными задачами филиалов являются, в том числе развитие и совершенствование перевозок в целях наиболее полного удовлетворения потребностей населения в перевозках; выполнение планов и заданий; рациональное использование технических средств пассажирского транспорта. Согласно личной карточке Роднина А.В. в МИУПАТП № истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отработал на городских регулярных пассажирских маршрутах. Данное обстоятельство, по мнению суда, подтверждается также ведомостями начисления заработной платы водителям Иркутского производственного объединения пассажирского автотранспорта № (с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в МИУПАТП №) за 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1995, 1996 годы, расчетными листками истца за 1997, 1998 годы, в которых в качестве составных частей заработной платы содержатся начисления (надбавки) за ремонт, регулярность, ночные, праздничные, сверхурочные, классность. Кроме того, суд учитывает, что при отсутствии изменений в трудовой функции (что подтверждается трудовой книжкой истца и ответчиком не оспаривалось) трудовая деятельность истца в МИУПАТП № в период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты регистрации истца в системе индивидуального (персонифицированного) учета (ДД.ММ.ГГГГ) включена ответчиком в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.10 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». На основании изложенного, оценивая в соответствии с ч.3 ст.67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности, в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (21 год 06 месяцев 21 день) истец осуществлял трудовую деятельность в качестве водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах в Иркутском производственном объединении пассажирского автотранспорта № (МИУПАТП №) и, следовательно, указанный период подлежит включению в стаж, учитываемый при назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п.10 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». С учетом изложенного, поскольку общий страховой стаж истца, как установлено ответчиком, превышает 25 лет, общий стаж трудовой деятельности на должности водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, с учетом не оспариваемого Управлением периода (12 лет 02 месяца 03 дня) и дополнительно подтвержденного судом периода (21 год 06 месяцев 21 день) превышает 20 лет, достижения им 55-летнего возраста ДД.ММ.ГГГГ (дата рождения - ДД.ММ.ГГГГ) суд приходит к выводу о том, что Роднин А.В. имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п.10 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе истцу в установлении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.10 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» нарушает права и законные интересы Роднина А.В. и является незаконным. В силу п.1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Поскольку истец обратился с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, у ответчика имелась обязанность по назначению ему досрочной трудовой пенсии по старости по достижению 55-летнего возраста, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Роднина А.В. - удовлетворить. Признать за Родниным А.В. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 10 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ № Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска об отказе Роднину А.В. в установлении досрочной трудовой пенсии по старости. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска включить Роднину А.В. период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 10 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска назначить Роднину А.В. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 10 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья А.Н. Левошко Мотивированный текст решения изготовлен 07.06.2011г. Судья А.Н. Левошко