Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 мая 2011 года город Иркутск Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Левошко А.Н., при секретаре судебного заседания Абдуллиной А.Р., при участии в судебном заседании истца Дьячкова С.Ю., представителя истца по доверенности Скворцовой У.А., представителя ответчика по доверенности Шевкуновой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1596/2011 по исковому заявлению Дьячкова С.Ю. к Администрации г.Иркутска об обязании поставить на очередь граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в городе Иркутске, У С Т А Н О В И Л: Дьячков С.Ю. (Далее - истец, Дьячков С.Ю.) обратился в суд с иском (уточненным в порядке статьи 39 ГПК РФ) к Администрации г.Иркутска об обязании поставить на очередь граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в городе Иркутске. В обоснование исковых требований истец указал, что является старшим прапорщиком запаса, с ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и РФ. Согласно приказа командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями в соответствии с пп.«а» п.2 ст.51 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при выслуге лет в 22 года 04 месяца 5 дней (календарная), 27 лет 1 месяц 25 дней (льготная). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дьячков С. Ю. с семьей проживал в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет в отделе по учету и распределению жилья Комитета по жилищной политике и городскому хозяйству Администрации г. Усолье-Сибирское на получение жилого помещения в г.Усолье-Сибирское или жилищного сертификата, как гражданин, уволенный с военной службы в запас. Согласно справки, выданной мэром г.Усолье-Сибирское, по состоянию на 22.10.1999г. номер очереди соответствовал №144. ДД.ММ.ГГГГ в связи с переездом на новое место жительства в город Иркутск Дьячков С.Ю. был снят с указанной очереди по личному заявлению для постановки на учет в отделе учета и предоставления жилья Администрации г. Иркутска. Служебное жилое помещение по адресу <адрес>, которое находилось у истца на праве пользования, было сдано Иркутской КЭЧ района ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Дьячков С. Ю. обратился в Администрацию г. Иркутска с заявлением о восстановлении истца в очереди граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако Администрацией г. Иркутска было отказано в удовлетворении указанных требований в связи с тем, что постановка на учет граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, после ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления не осуществляется. С указанными доводами Администрации г.Иркутска истец не согласился, считал отказ в восстановлении его в очереди граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным, нарушающим права, по следующим основаниям. Согласно п.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с пп.«а» п.6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями. Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел (п.7 Правил). Согласно п.9 указанных Правил граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению. Справкой, выданной Комитетом по жилищной политике и городскому хозяйству Администрации г. Усолье-Сибирское ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что Дьячков С.Ю. признан нуждающимся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий и учтен в очереди на получение жилых помещений органом местного самоуправления с ДД.ММ.ГГГГ Согласно п.2.1. ст.15 Федерального закона от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Таким образом, отказ Администрации г. Иркутска в постановке гр.Дьячкова С. Ю. в очередь граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является незаконным. На основании изложенного Дьячков С.Ю. полагал исковые требования законными, обоснованными, удовлетворению подлежащими. В судебном заседании Дьячков С.Ю., его представитель по доверенности Скворцова У.А. исковые требования поддержали в полном объеме и по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивали на их удовлетворении. Дополнительно суду пояснили, что п.12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1054 предусмотрено, что ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете. Согласно п.9 указанных Правил граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению. Истец избрал постоянным местом жительства город Иркутск, данный факт подтверждается справкой Администрации г. Усолье-Сибирское № от ДД.ММ.ГГГГ, ходатайством Военного комиссариата Октябрьского административного округа г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии со ст.6 Федерального закона от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Пунктом 3 ст.52 ЖК РФ установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. Следовательно, обращение Дьячкова С.Ю. в Администрацию города Иркутска с заявлением о постановке в очередь граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Иркутске, является правомерным. При таких обстоятельствах заявленные исковые требования являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. Участвующая в судебном заседании представитель ответчика по доверенности Шевкунова Т.А. исковые требования не признала, полагала их незаконными, необоснованными, удовлетворению неподлежащими по следующим основаниям. Истец состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку граждан уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц в г.Усолье-Сибирском с ДД.ММ.ГГГГ, по личному заявлению был снят с учета с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с переездом в г. Иркутск. В Администрации г.Иркутска истец не состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по указанному списку и соответственно из него не исключался. В соответствии с п.22 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1054, в случае, если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства. Документы учетного дела истца в Администрацию города Иркутска до 01.01.2005г. не поступали, в связи с чем вопрос о постановке на учет по списку граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, нуждающихся улучшении жилищных условий, ответчиком не рассматривался. Учитывая изложенное, основания для принятия истца в очередь граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, нуждающихся улучшении жилищных условий, у Администрации г. Иркутска отсутствуют. Кроме того, постановка на учет граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, после 01.01.2005г. органами местного самоуправления не осуществляется. На основании изложенного представитель ответчика просила суд отказать в удовлетворении заявленных Дьячковым С.Ю. исковых требований. Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав представленные по делу письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам. В судебном заседании установлено, что с 1976г. по 1998г. Дьячков С.Ю. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и РФ. Согласно приказа командующего Забайкальского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № ПМ, приказа командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ Дьячков С.Ю. был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава войсковой части ДД.ММ.ГГГГ с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями в соответствии с п «а» ч.2 ст.51 Федерального закона от 28 марта 1998г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при выслуге лет в 22 года 02 месяца в календарном исчислении, 27 лет 04 месяца в льготном исчислении. Как следует из справки мэра г.Усолье-Сибирское от ДД.ММ.ГГГГ №, справки Комитета по жилищной политике и городскому хозяйству Администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское от ДД.ММ.ГГГГ № Дьячков С.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в отделе по учету и распределению жилья Комитета по жилищной политике и городскому хозяйству администрации г. Усолье-Сибирское, на получение жилого помещения в г.Усолье-Сибирское или жилищного сертификата, как гражданин, уволенный с военной службы в запас. По состоянию на 22.10.1999г. номер в очереди - 144. ДД.ММ.ГГГГ в связи с переездом на новое место жительства в город Иркутск, Дьячков С.Ю. был снят с указанной очереди по личному заявлению для постановки на учет в отделе учета и предоставления жилья Администрации г. Иркутска. Согласно справки о сдаче жилого помещения Серия АА № от ДД.ММ.ГГГГ Дьячков С.Ю. служебное жилое помещение - 1-комнатную квартиру по адресу <адрес>, которое находилось у истца на праве пользования, было сдано Иркутской КЭЧ района ДД.ММ.ГГГГ Согласно справки МУП Бюро технической инвентаризации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ Дьячков С.Ю. по реестровым книгам бюро технической инвентаризации Администрации г.Иркутска домовладений не имеет. ДД.ММ.ГГГГ Дьячков С.Ю. обратился в Администрацию г. Иркутска с заявлением о восстановлении истца в очереди граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий. Письмом Администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в удовлетворении указанных требований в связи с тем, что документы его учетного дела из Администрации г.Усолье-Сибирское в Администрацию г.Иркутска до 01.01.2005г. не поступали, в связи с чем вопрос о постановке на учет по списку граждан, уволенных с военной службы и приравненных к нм лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не рассматривался. Кроме того, постановка на учет граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, после 01.01.2005г. органами местного самоуправления не осуществляется. Посчитав указанный отказ Администрации г.Иркутска незаконным, нарушающим его права, Дьячков С.Ю. обратился в суд с иском об обязании поставить его на очередь граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Иркутске. В соответствии с ч.1 ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Из ч.ч.1, 3 ст.40 Конституции РФ следует, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с ч.ч.3, 4, 5 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Согласно п.2.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета, установлен в Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1054. В соответствии с п.4 указанных Правил вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов. Из п.9 Правил следует, что граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по предусмотренным Правилами основаниям, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению. Согласно п.12 Правил ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете. Из п.22 Правил следует, что в случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства. Оценивая объяснения сторон, представленные ими письменные доказательства в совокупности и взаимной связи, поскольку судом установлено, что истец был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, на момент увольнения имел общую продолжительность военной службы более 10 лет и был первоначально принят органом местного самоуправления (Администрация г.Усолье-Сибирское) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005г., на настоящее время на праве собственности, ином праве жилища не имеет (доказательства иного суду не представлены, в материалах дела отсутствуют), то есть относится к категории лиц, нуждающихся в жилых помещениях, при перемене места своего постоянного жительства на г.Иркутск и снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по прежнему месту жительства (г.Усолье - Сибирское) он имел право на постановку на учет по списку граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по новому месту жительства соответствующим органом местного самоуправления. Иной вывод приводил бы к нарушению прав Дьячкова С.Ю. свободно выбирать место пребывания и жительства, установленное ч.1 ст.27 Конституции РФ, на предоставление жилого помещения, как нуждающемуся, установленное ч.3 ст.40 Конституции РФ, п.2.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ. При этом факт ненаправления документов учетного дела Дьячкова С.Ю. из Администрации г.Усолье - Сибирское в Администрацию г.Иркутска, по мнению суда, не препятствует постановке истца на учет органом местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства, поскольку в судебном заседании в результате исследования имеющихся в материалах гражданского дела письменных доказательств судом установлен факт предоставления лично Дьячковым С.Ю. в Администрацию г.Иркутска документов, подтверждающих наличие установленного п.2.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» права на обеспечение жилыми помещениями и имеющихся в указанном учетном деле. При таких обстоятельствах исковые требования Дьячкова С.Ю. к Администрации г.Иркутска об обязании поставить на очередь граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в городе Иркутске, являются законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Дьячкова С.Ю. к Администрации г.Иркутска - удовлетворить. Обязать Администрацию г.Иркутска поставить Дьячкова С.Ю. на очередь граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в городе Иркутске. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий судья А.Н. Левошко Мотивированный текст решения изготовлен 14.07.2011г. Судья А.Н. Левошко