о признании решения об отказе в установлении пенсии от 31.08.2010г. незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 марта 2011 года                                                                                          город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Левошко А.Н., при секретаре судебного заседания Абдуллиной Ю.Р.,

с участием в судебном заседании истца Чуцкаевой Л.В. представителя ответчика по доверенности Серовой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-560/2011 по иску Чуцкаевой Л.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска о признании решения об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, обязании включить периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в льготный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня её обращения с заявлением с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании судебных издержек в размере 1 700 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Чуцкаева Л.В. обратилась в суд с иском (уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (далее - Управление) о признании решения об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, обязании включить периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в льготный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня её обращения с заявлением с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании судебных издержек, состоящих из государственной пошлины в размере 200 рублей и оплаты услуг юриста по составлению иска в размере 1 500 рублей.

В обоснование исковых требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, к которому приложила следующие документы: трудовую книжку, выданную ДД.ММ.ГГГГ, справки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ , выданные администрацией Верхне-Ленского района Водных путей и судоходства, архивные справки № Ч-25 от ДД.ММ.ГГГГ, -Ч от ДД.ММ.ГГГГ, выданные ОГУ «ГАИО», справки, уточняющие особый характер работы, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ

Решением Управления в установлении пенсии истцу было отказано.

Свой отказ Управление мотивировало тем, что стаж на соответствующих видах работ составил: 13 лет 09 месяцев 14 дней при требуемом стаже 25 лет. Страховой стаж Чуцкаевой Л.В. составил 25 лет 5 месяцев 1 день.

При этом в стаж на соответствующих видах работ не включены периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности музыкального руководителя Детсада (ДД.ММ.ГГГГ) на основании того, что из представленных документов не возможно сделать вывод о выполнении Чуцкаевой Л.В. нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, в соответствии с п. 5 Правил;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности музыкального руководителя Детсада на основании того, что по представленным документам не усматривается выполнение заявительницей нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, в соответствии с п. 5 Правил;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.р., свыше полутора лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком свыше полутора лет - на основании разъяснения Министерства труда и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - на основании того, что в эти периоды у Чуцкаевой Л.В. был отпуск без сохранения заработной платы.

Решение Управления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии истец считала незаконным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Из содержания трудовой книжки следует, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Чуцкаева Л.В. работала в должности музыкального руководителя Детсада , а в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя Детсада .

При этом Чуцкаева Л.В. занимала должность на полную ставку, выполняла норму рабочего времени педагогической нагрузки и получала установленную за полную ставку заработную плату. Подтвердить выработку нормы рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, в период, когда такая работа осуществлялась, считала также возможным свидетельскими показаниями, поскольку в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом ни Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», ни Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» не содержат запрета ссылаться при принятии решения пенсионного органа и назначении досрочной трудовой пенсии на свидетельские показания, полученные в соответствии с требованиями ст.ст. 55, 59, 60 ГПК РФ.

Кроме того, истец считала неправомерным невключение в стаж работы периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в которые она находилась в отпуске по уходу за ребенком, поскольку в соответствии с п.21 разъяснений Министерства труда и социального развития РФ № 5 от 22.05.1996г. в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить и специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода его работы, подлежащего, по моему мнению, зачету в льготный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании, характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал.

В силу положений п.7 ст.18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» граждане вправе оспорить решения пенсионного органа об отказе в установлении трудовой пенсии в суде.

На основании изложенного истец считала заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании истец Чуцкаева Л.В. исковые требования поддержала в полном объеме и по основаниям, указанным в уточненном исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Участвующая в судебном заседании представитель ответчика по доверенности Серова О.Ю. исковые требования не признала по тем основаниям, что в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на назначение досрочной трудовой пенсии предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28 Федерального закона).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации 29.01.2004г. № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах раб могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения досрочной трудовой пенсии указанной категории лиц до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие ДД.ММ.ГГГГ К таким правовым актам, относятся: постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должное работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» (далее Список, Правила 1999 г.), - регулирующие пенсионное обеспечение педагогических работников за периоды работы до 01 ноября 1999г., и после указанной даты, соответственно.

Согласно п.1 Правил 1999г., в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью засчитывается работа в должностях (в том числе без за штатной должности), при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.

Указанный порядок подсчета стажа может применяться за периоды работы до 01.11.1999г., в соответствии с п.3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 утверждены новые Списки должностей и учреждений, педагогическая работа в которых дает право на досрочную пенсию, а также Правила исчисления периодов такой работы (далее - Правила 2002г.). При этом ранее действующие нормативные акты, регулировавшие пенсионные отношения, утратили силу.

В соответствии с п.3 Правил 2002г., в стаж на соответствующих видах работ засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных Списке должностей и учреждений.

В соответствии с п.4 Правил 2002г. периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим - местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Пунктом 5 Правил 2002г. установлено, что периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должности музыкального руководителя Детского сада , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя Детского сада не подлежат зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, так как не усматривается выполнение заявительницей нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, в соответствии с п. 5 Правил

Согласно п.2 Правил 2002г. при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской федерации от 11.07.2002г. № 516 (далее - Правила № 516).

Согласно п. 4 Правил №516. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды, когда фактически работа не осуществлялась, подлежащие зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, перечислены в пункте 5 Правил № 516. Это периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Перечень указанных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Таким образом, в стаж истицы на соответствующих видах работ не подлежат зачету периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком свыше полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Чуцкаевой Л.В. принято обоснованно в соответствии с действующим пенсионным законодательством, оснований для признания его незаконным в части невключения в специальный стаж учебных отпусков и периодов курсов повышения квалификации не имеется.

В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Так как на дату обращения истицы, т.е. на 24.08.2010г., ее стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии пп.20 п.1 ст.27 данного Федерального закона, составил 13 лет 9 месяцев 14 дней при требуемых 25 годах, право на назначение такой пенсии у Чуцкаевой Л.В. не возникло Следовательно, отсутствуют правовые основания для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости.

Не согласен представитель ответчика и с взысканием расходов по оплате госпошлины в сумме 200 рублей и юридических услуг, связанных с составлением искового заявления, в сумме 1 500 рублей по следующим правовым основаниям.

Согласно п.2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации 27.12.1991г. № 2122-1, пункту 1 статьи 16 Федерального закона «Об обязательно пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации и средства его бюджета являются федеральной собственностью и имеют строго целевое назначение.

Денежные средства Пенсионного фонда России не входят в состав бюджета и иных фондов и изъятию не подлежат. Средства ПФР имеют строго целевое назначение, в частности, направляются на выплату пенсий. Другие выплаты за счет средств Пенсионного фонда, за исключением предусмотренных указанны Положением, прямо запрещены действующим законодательством. Согласно ст.28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации (куда входят и государственные внебюджетные фонды) основана, в том числе, на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных среде с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации (ст.38 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного, представитель Управления просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав истца, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав и оценив все письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ (13 лет 09 месяцев 14 дней при требуемом стаже в 25 лет). При этом отказано в зачете в стаж на соответствующих видах работ, в том числе периодов:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности музыкального руководителя Детсада . Основанием отказа в зачете указанных периодов указано то, что из представленных документов не усматривается выполнение истцом нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы на основании пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 516, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г.;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности музыкального руководителя Детсада . Основанием отказа в зачете указанных периодов указано то, что из представленных документов невозможно сделать вывод о выполнении Чуцкаевой Л.В. нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы на основании пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 516, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г.;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отпуск по уходу за ребенком свыше полутора лет), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отпуск по уходу ребенком свыше полутора лет) на основании разъяснения Министерства труда и социального развития РФ №5 от 22.05.1996г.

Статьей 66 ТК РФ установлено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Согласно п.1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991г. №190, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.

В силу п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 555 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Из трудовой книжки Чуцкаевой Л.В. и вкладыша в трудовую книжку серия ВТ следует, что Чуцкаева Л.В. (до замужества Бузикова) в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности музыкального руководителя детского сада , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности музыкального руководителя детского сада .

Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Должность музыкального руководителя детских садов всех наименований прямо предусмотрена указанным Списком.

Согласно п.5 указанных Правил периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

По мнению суда, о выполнении Чуцкаевой Л.В. нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, на основании пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ свидетельствуют исследованные в судебном заседании письменные доказательства - справка МУ Централизованная бухгалтерия по обеспечению деятельности муниципальных образовательных учреждений г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ о заработке Чуцкаевой Л.В., музыкального руководителя детского сада , за период с октября 1981г. по октябрь 1985г.; архивная справка ОГУ «Государственный архив документов по личному составу Иркутской области»; личная карточка работника Чуцкаевой Л.В., музыкального руководителя детского сада ; лицевой счет работника Чуцкаевой Л.В.; трудовая книжка истца, являющаяся в силу ст.66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства по ходатайству истца для подтверждения выполнения ею нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, в периоды осуществления трудовой деятельности в должности музыкального руководителя детского сада и детского сада с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве свидетелей допрошены П., В., Ф.. Указанные свидетели осуществляли трудовую деятельность вместе с истцом (В. - в детском саду ; П., Ф. - в детском саду ) и подтвердили факты выполнения Чуцкаевой Л.В. в указанные периоды трудовой деятельности нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

У суда нет оснований не доверять показаниям допрошенных в ходе судебного заседания свидетелей, которые предупреждены судом об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, либо за отказ в даче показаний, заинтересованность указанных свидетелей в исходе дела судом не установлена, показания свидетелей согласуются между собой, соответствуют доводам истца и подтверждаются представленными суду трудовыми книжками П., В., Ф.

Какие - либо доказательства невыполнения Чуцкаевой Л.В. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, а значит несоблюдения требований п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781, ответчиком, его представителем, которым соответственно, в определении о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству и в судебном заседании разъяснялись требования ч.1 ст.56 ГПК РФ, суду не представлены в материалах дела отсутствуют.

Следовательно, трудовая деятельность Чуцкаевой Л.В. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 года 10 месяцев 01 день) в должности музыкального руководителя детского сада , а также в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (07 лет 04 месяца 13 дней) в должности музыкального руководителя детского сада подлежала включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Кроме того, до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.

Этот вывод в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

На основании изложенного, поскольку занимаемая истицей в периоды нахождения в дополнительных отпусках без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 месяца 10 дней, сын Вадим ДД.ММ.ГГГГг.р.) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 06 месяцев, сын Аркадий ДД.ММ.ГГГГг.р.) должность музыкального руководителя детского сада была прямо предусмотрена Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781, суд приходит к выводу о том, что периоды нахождения Чуцкаевой Л.В. в указанных дополнительных отпусках (до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1) подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

На основании обстоятельств, установленных в судебном заседании при оценке представленных сторонами доказательств, с учетом изложенных норм материального права, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в Управление стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей у истицы составлял более 25 лет (установлено Управлением при рассмотрении заявления истицы - 13 лет 09 месяцев 14 дней + установлено судом при рассмотрении настоящего гражданского дела - 12 лет 10 месяцев 24 дня), что дает истице право на назначение и получение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Следовательно, решение Управления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении Чуцкаевой Л.В. досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным и необоснованным.

В силу п.1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку истица обратилась с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, у ответчика имелась обязанность по назначению ей досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, в соответствии со ст.98 ГПК РФ с Управления в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, что подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ, а также расходы по оплате услуг за составление искового заявления в размере 1 500 рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ

Удовлетворяя требования о взыскании судебных расходов, суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что согласно пункту 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, пункту 1 статьи 16 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации и средства его бюджета являются федеральной собственностью и имеют строго целевое назначение. Указанный довод представителя ответчика противоречит действующему законодательству, регулирующему правоотношения по распределению судебных расходов по результатам рассмотрения гражданских дел в судах общей юрисдикции.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Чуцкаевой Л.В. - удовлетворить.

Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска об отказе Чуцкаевой Л.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Признать право Чуцкаевой Л.В. на досрочную трудовую пенсию по старости по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска включить Чуцкаевой Л.В. в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска назначить Чуцкаевой Л.В. досрочную трудовую пенсию по старости по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 24 августа 2010 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г.Иркутска в пользу Чуцкаевой Л.В. понесенные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, расходы по оплате услуг за составление искового заявления в размере 1 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                                                 А.Н. Левошко

Мотивированный текст решения изготовлен 10.05.2011г.

Судья                                                                                         А.Н. Левошко