РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04.05.2011г. г.Иркутск Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре судебного заседания Широковой Я.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2187/11 по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Иркутска в интересах Житова С.В. к Администрации г. Иркутска об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ленинского района г. Иркутска обратился в суд с иском в интересах Житова С.В, требуя обязать администрацию г. Иркутска предоставить Житову С.В. жилое помещение, предназначенное для постоянного проживания, площадью не менее 33 кв.м. В обоснование исковых требований указал, что в прокуратуру обратился Житов С.В. с заявлением о нарушении его прав, гарантированных действующим законодательством. Проведенной по заявлению проверкой установлено, что согласно информации ЦВИНП УВД Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №, мальчик Сережа в возрасте с его слов 3 лет был доставлен в дежурную часть Кировского РОВД г.Иркутска ДД.ММ.ГГГГ Фамилия и отчество ребенка, а также сведения о родителях были присвоены ему комиссией ДПР произвольно. Управлением ЗАГС Иркутской области предоставлена информация о том, что рождение Житова С.В. , ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрировано администрацией детского приемника-распределителя на основании медицинской справки от27.09.1992г., акта о доставлении ребенка от ДД.ММ.ГГГГ и заявления начальника ДПР от ДД.ММ.ГГГГ Сведения о родителях присвоены комиссией ДПР. Постановлением главы администрации Кировского района Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № Житов С.В. был определен в детское государственное учреждение, т.к. о месте нахождения его родителей ничего не известно. В период с 1993г. по ДД.ММ.ГГГГ Житов С.В. находился на полном государственном обеспечении. Таким образом, Житов С.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время Житов С.В. проживает на территории г.Иркутска в арендованных квартирах, временно зарегистрирован по адресу общежития ГОУ НПО ПУ №. Согласно информации Департамента правовой и кадровой работы отдела учета и предоставления жилья Администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что номер его очереди - №. В соответствии с информацией ФРС РФ по Иркутской области Житов С.В. объектов недвижимости в собственности не имеет. С устным заявлением в Администрацию г.Иркутска о предоставлении ему жилого помещения и разъяснения порядка предоставления Житов С.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ Ему было разъяснено, что жилые помещения предоставляются в порядке очереди, а также порядок обращения в суд с заявлением об обязании предоставить жилое помещение. До настоящего времени Житову С.В. не предоставлено жилое помещение для постоянного проживания. В судебном заседании помощник прокурора Попова Ж.В. просила суд обязать администрацию г. Иркутска предоставить Житову С.В. во внеочередном порядке жилое помещение, предназначенное для постоянного проживания, площадью не менее 33 кв.м. Житов С.В. надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела в суд не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. В судебное заседании представитель ответчика администрации г. Иркутска по доверенности- Шевкунова Т.А. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Третье лицо Правительство Иркутской области в судебное заседание своих представителей не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в их отсутствие. Третье лицо Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в судебное заседание своих представителей не направило, причины их не явки суду не известны. Выслушав прокурора, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), вступившим в силу с 01.03.2005г.,специальным законом - ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (далее по тексту ФЗ РФ № 159-ФЗ), законами Иркутской области. В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 01.03.2005г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. Из п.2 указанной статьи следует, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части. Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Согласно п. 6 ч.1 ст. 14, ч. 2 ст.50 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, является вопросом местного значения поселения, для решения которого в собственности поселения может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма. В силу п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьей 2 Закона Иркутской области № 50-ОЗ от 22.06.2010г. «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» предусмотрено обеспечение детей-сирот, проживающих на территории области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с настоящим законом. В соответствии со ст. 3 Закона Иркутской области № 50-ОЗ учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в соответствии с законом Иркутской области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На основании п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Судом установлено, что Житов С.В. был обнаружен ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками милиции и доставлен в детский приемник распределитель. Постановлением главы администрации Кировского района Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № Житов С.В. определен в детское государственное учреждение, т.к. о месте нахождения его родителей ничего не известно. Представленные суду документы подтверждают статус Житова С.В., как лица, оставшегося без попечения родителей. Данные обстоятельства ответчиком не оспорены, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, не доверять которым, у суда оснований нет. С учетом изложенных положений ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ЖК РФ Житов С.В., как лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм. Согласно письма Отдела учета и распределения жилья департамента правовой и кадровой работы Администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ Житов С.В. включен в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в г.Иркутске, номер очереди -№. Из представленных в ответ на судебный запрос Уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, а также справки МУП БТИ г.Иркутска следует, что сведений о зарегистрированных правах Житова С.В. на объекты недвижимого имущества не имеется. Согласно справке, предоставленной по запросу суда Управлением Министерства социального развития, опеки и попечительства г. Иркутска, право пользования жилым помещением в г. Иркутске за Житовым С.В. не закреплялось. Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» №52-ОЗ от 29.06.2010г. органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории Иркутской области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма. В перечень муниципальных образований Иркутской области, наделяемых государственными полномочиями в соответствии с Законом Иркутской области № 52-оз, включен, в том числе, город Иркутск. Таким образом, осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам осуществляется органами местного самоуправления. Финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в силу ст. 6 Закона Иркутской области № 52-ОЗ осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Иркутской области. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством. Частью 1 ст. 4 Закона Иркутской области «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» от 22.06.2010г. № 50-ОЗ предусмотрено, что в соответствии с настоящим Законом детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. В силу ч. 2 названной статьи жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В иных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по достижении ими восемнадцати лет либо приобретении ими в установленном порядке полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона Иркутской области «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта. С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом жилые помещения в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт. Частью 12 ст. 4 Закона предусмотрено, что жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения. Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования прокурора к администрации г. Иркутска подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ленинского района г. Иркутска- удовлетворить. Обязать Администрацию г.Иркутска предоставить Житову С.В. жилое помещение во внеочередном порядке в черте г.Иркутска, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, благоустроенное применительно к черте г.Иркутска, площадью не менее 33 кв.м., с учетом требований ст. 4 п.11 абз.2 Закона Иркутской области от 22.06.2010г. № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области.» и положений ст. ст. 6 Закона Иркутской области № 52-ОЗ. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения. Судья Е.Л.Коржинек Мотивированный текст решения изготовлен 10.05.2011г. Судья: РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04.05.2011г. г.Иркутск Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре судебного заседания Широковой Я.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2187/11 по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Иркутска в интересах Житова С.В. к Администрации г. Иркутска об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ленинского района г. Иркутска- удовлетворить. Обязать Администрацию г.Иркутска предоставить Житову С.В. жилое помещение во внеочередном порядке в черте г.Иркутска, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, благоустроенное применительно к черте г.Иркутска, площадью не менее 33 кв.м., с учетом требований ст. 4 п.11 абз.2 Закона Иркутской области от 22.06.2010г. № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области.» и положений ст. ст. 6 Закона Иркутской области № 52-ОЗ. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения. Судья Е.Л.Коржинек