об отмене постановления судебного пристава-исполнителя



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 сентября 2011 года                                                                                         г.Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Бакановой О.А., при секретаре судебного заседания Забановой А.В.,

с участием представителей заявителя (должника) - Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - Ахтареева А.Р., Пуляевской И.А., действующих на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ,

судебного пристава-исполнителя Бурухановой Т.Г.,

представителя заинтересованного лица - Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области - Ионова И.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

взыскателя Нерадовской В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3876/2011 по заявлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Бурухановой Т.Г. о взыскании исполнительского сбора от 25.07.2011г.,

                                                           УСТАНОВИЛ:

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в суд с заявлением об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Бурухановой Т.Г. о взыскании исполнительского сбора от 25.07.2011г.

В обоснование заявленных требований указало, что 03.03.2011г. Кировским районным судом г.Иркутска вынесено решение об обязании заявителя устранить допущенное нарушение прав Нерадовской В.С., предоставив Нерадовской В.С. свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.

В производстве судебного пристава-исполнителя Кировского отдела судебных приставов Бурухановой Т.Г. находится исполнительный лист от 03.03.2011г. №2-643/2011, на основании которого возбуждено исполнительное производство.

25.07.2011г. судебным приставом-исполнителем Кировского отдела судебных приставов Бурухановой Т.Г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 рублей.

Как следует из оспариваемого постановления, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения Министерством исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено.

Однако, в адрес судебного пристава-исполнителя Министерством неоднократно направлялись письма о невозможности исполнить решение суда от 03.03.2011г.

Таким образом, учитывая ограниченное финансирование, исполнить решение Кировского районного суда г.Иркутска от 03.03.2011г. об обязании выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья Министерство не имеет возможности.

Определением суда о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству от 08.08.2011г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, Нерадовская В.С.

В судебном заседании представители заявителя (должника) Министерства - Ахтареев А.Р., Пуляевская И.А. поддержали заявленные требования об отмене постановления судебного пристава исполнителя от 25.07.2011г. о взыскании исполнительского сбора по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно суду пояснили, что решение суда от 03.03.2011г. не представляется возможным исполнить в связи с непоступлением денежных средств из федерального бюджета. Кроме того, при направлении судебным приставом исполнителем в адрес Министерства постановления о возбуждении исполнительного производства исполнительный лист приложен не был.

Участвующая в судебном заседании судебный пристав-исполнитель Буруханова Т.Г. заявленные требования Министерства полагала не подлежащими удовлетворению. В обоснование своих возражений указала, что в своём производстве имеет материалы исполнительного производства № 4188/11/16/38, возбужденного на основании исполнительного документа: исполнительного листа № 2-643/2011 от 03.03.2011г. об обязании выделить жилищный сертификат с должника Министерства социального развития, опеки и попечительства в пользу взыскателя Нерадовской В.С.

В соответствии со ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» 28.03.2011г. было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 4188/11/16/38 от 28.03.2011г. и направлено сторонам.

Неоднократно 24.02.2011г., 14.07.2011г., 20.08.2011г. Министерству были вручены требования, согласно которым Министерство обязано предоставить документы об исполнении требований исполнительных документов.

В ответ на требования Министерством дан ответ, согласно которому выдача государственного жилищного сертификата в настоящее время не представляется возможной, вследствие того, что в соответствии с п.36 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», выдача сертификатов гражданам, участникам подпрограммы, производится в 2-х месячный срок с даты получения бланков сертификатов органами исполнительной власти. Выдача сертификатов и направление бланков в органы исполнительной власти производится государственным заказчиком (министерство регионального развития Российской Федерации). По состоянию на сегодняшний день бланки сертификатов в министерство не поступали. Учитывая изложенное, решение суда будет исполнено министерством в установленном законом порядке, по мере поступления бланков сертификатов.

Исполнительное производство не приостановлено, не отсрочено. В связи с неисполнением решения суда 25.07.2011г. судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

Постановление о взыскании исполнительского сбора, как и само требование об исполнении решения суда приставом направлялось в адрес Министерства, исполнительный лист по требованию неимущественного характера был вручен лично представителю Министерства.

На основании изложенного судебный пристав-исполнитель Буруханова Т.Г. просила отказать в удовлетворении заявления Министерства в полном объеме.

Участвующий в судебном заседании представитель заинтересованного лица - УФССП по Иркутской области по доверенности Ионов И.Г. заявление Министерства полагал не подлежащим удовлетворению, а постановление судебного пристава-исполнителя Бурухановой Т.Г о взыскании исполнительского сбора от 25.07.2011г. не подлежащим отмене как вынесенного законно и обоснованно, поскольку из материалов исполнительного производства следует, что вынесение оспариваемого постановления было совершено судебным приставом-исполнителем с соблюдением норм законодательства об исполнительном производстве, согласно п.п. 12 ст.31 ФЗ «Об исполнительном производстве» в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем был установлен срок для добровольного исполнения, должник был предупрежден о взыскании исполнительского сбора в случае не исполнения им в срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований.

По требованиям неимущественного характера единственным действенным способом обеспечить исполнение судебного акта при отказе от добровольного исполнения является своевременное применение судебным приставом-исполнителем мер ответственности. Одной из мер ответственности за неудовлетворение требования в добровольном порядке в установленный срок является взыскание исполнительного сбора. Судебный пристав-исполнитель в своей деятельности в первую очередь руководствуется Законом «Об исполнительном производстве». В Управление федерального казначейства предъявляются только исполнительные листы имущественного характера, в данном случае исполнительный лист содержит требование неимущественного характера, а потому подлежит исполнению самим приставом - исполнителем. Письма Министерства об отсутствии возможности исполнить решение суда не подкреплены доказательствами. Для признания незаконным и отмены постановления судебного пристава необходимо, чтобы постановление было незаконным и нарушало права Министерства. Таких обстоятельств не усматривается. С заявлениями об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда Министерство в суд не обращалось.

В судебном заседании взыскатель Нерадовская В.С. возражала против удовлетворения заявления Министерства, действия судебного пристава-исполнителя Бурухановой Т.Г. полагала законными, основанными на нормах закона, отвечающими нормам правам и интересам взыскателя по исполнению вступившего в законную силу решению суда.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела №2-3876/2011, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

В силу ч.3 ст.441 ГПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из положений ст.ст.254, 255, 258, 441 ГПК РФ, заявление об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя может быть признано судом, обоснованным при наличии в совокупности следующих условий: оспариваемое решение, действие не соответствует закону и нарушает права лица, обратившегося в суд с соответствующим заявлением.

В соответствии с ч.1 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

В силу ч.11 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В соответствии с ч.2 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Определение размера исполнительского сбора регламентировано ч.3 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.

Частью 3 ст.115 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или наложении штрафа может быть оспорено в суде.

В судебном заседании установлено, что решением Кировского районного суда г.Иркутска от 03.03.2011г. требования прокурора Кировского района г.Иркутска, действующего в интересах Нерадовской В.С., удовлетворены. Судом признан незаконным отказ Министерства социального развития, опеки о попечительства Иркутской области в выдаче Нерадовской В.С. свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. Министерство социального развития, опеки о попечительства Иркутской области обязано судом устранить допущенное нарушение прав Нерадовской В.С., предоставив Нерадовской В.С. свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.

18.03.2011г. на основании решения суда от 03.03.2011г. Кировским районным судом г.Иркутска Нерадовской В.С. выдан исполнительный лист Серии ВС по гражданскому делу № 2-643/2011.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Кировского отдела судебных приставов УФССП по Иркутской области Бурухановой Т.Г. от 28.03.2011г. (далее - Постановление от 28.03.2011г.) возбуждено исполнительное производство №4188/11/16/38 в отношении Министерства социального развития, опеки о попечительства Иркутской области об обязании предоставить свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в пользу взыскателя Нерадовской В.С.

Пунктом 2 данного Постановления от 28.03.2011г. должнику установлен срок 3 дня со дня получения настоящего постановления для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии с п.4 Постановления от 28.03.2011г. должник предупреждён, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 5 000 рублей.

28.03.2011г. в адрес руководителя Министерства судебным приставом-исполнителем Бурухановой Т.Г. направлено извещение о вызове на приём к судебному приставу-исполнителю.

Постановление от 28.03.2011г. направлено в адрес Министерства, им получено, что в судебном заседании представителями Министерства не оспаривалось.

05.04.2011г. в адрес судебного пристава-исполнителя Бурухановой Т.Г. Министерством направлено письмо «Об исполнении решения суда».

14.07.2011г., 23.08.2011г. судебным приставом-исполнителем Бурухановой Т.Г. в адрес Министерства направлено требование о предоставлении письменного ответа об исполнении решения суда от 03.03.2011г., в случае неисполнения предоставить письменное объяснение по причинам неисполнения.

В связи с неисполнением должником Министерством исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, без уважительных причин судебным приставом-исполнителем Бурухановой Т.Г. 25.07.2011г. вынесено постановление о взыскании с Министерства исполнительского сбора в размере 5 000 рублей.

Судебным приставом-исполнителем Бурухановой Т.Г. в адрес Министерства вынесено предупреждение, которое получено Министерством, согласно входящего штампа 25.08.2011г.

25.08.2011г. Министерством в адрес судебного пристава-исполнителя Бурухановой Т.Г. направлено письмо «Об исполнении решения суда», в соответствии с которым решение суда будет исполнено Министерством в установленном законом порядке, по мере поступления денежных средств из федерального бюджета.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований Министерства социального развития, опеки о попечительства Иркутской области.

Судом установлено и не оспорено сторонами, что исполнительное производство №4188/11/16/38 в отношении должника Министерства социального развития, опеки о попечительства Иркутской области в интересах взыскателя Нерадовской В.С. не приостанавливалось, отложение исполнительных действий, отсрочка исполнения судебного решения от 03.03.2011г. должнику не предоставлялись.

Факт неисполнения решения суда от 03.03.2011г. и не предоставления до настоящего времени свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья Нерадовской В.С. Министерством социального развития, опеки о попечительства Иркутской области в судебном заседании не оспорен.

Статьей 112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» прямо предусмотрен такой вид ответственности должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, как исполнительский сбор.

Поскольку Министерством добровольно решение Кировского районного суда г.Иркутска от 03.03.2011г. в установленные сроки не исполнено, судебным приставом-исполнителем Бурухановой Т.Г. законно и обоснованно в соответствии со ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.

Кроме того, согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П «По делу дело о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона от 21 июля 1997 года «Об исполнительном производстве», взыскание с должника исполнительского сбора на основании пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве» производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию. Однако в названном Федеральном законе не указывается, какие именно причины являются уважительными или, наоборот, неуважительными. Оспариваемое положение пункта 1 статьи 81 не содержит четких, точных и ясных критериев, формально определенных оснований ответственности и условий, при которых взыскание как мера ответственности за нарушение сроков исполнения исполнительного документа может быть наложено.

Документы, подтверждающие наличие обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда от 03.03.2011г., Министерством судебному приставу-исполнителю не предоставлялись и в материалах исполнительного производства отсутствуют.

Доводы представителя заявителя о невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием и недостаточностью финансирования, суд находит не влияющими на содержание решения суда, поскольку данное обстоятельство не освобождает должника от исполнения судебного решения, а может служить только основанием для обращения с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда от 03.03.2011г.

Суд отклоняет довод представителя Министерства относительно нарушения судебным приставом положений бюджетного законодательства, поскольку требование подлежащее исполнению судебным приставом носит неимущественный характер, подлежит исполнению судебным приставом, а не в порядке главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Министерством требований об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Бурухановой Т.Г. о взыскании исполнительского сбора от 25.07.2011г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Бурухановой Т.Г. о взыскании исполнительского сбора от 25.07.2011г. - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

Судья                                                                                          О.А. Баканова

Мотивированный текст решения изготовлен 12.09.2011г.

Судья                                                                                         О.А. Баканова

<данные изъяты>

Судья                                                                                         О.А. Баканова

Решение суда на 12.09.2011г. не вступило в законную силу

Судья                                                                                         О.А. Баканова

<данные изъяты>

Секретарь с/з     А.В. Забанова