РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 сентября 2011 г. город Иркутск Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Бакановой О.А., при секретаре Забановой А.В., с участием прокурора Дудиной В.П., представителя ответчика заведующей муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 147 г. Иркутска Рогозной Л.М., представителя ответчика муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 147 г. Иркутска Кальтешева Д.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3704/2011 по иску прокурора Кировского района г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад комбинированного вида № 147 г. Иркутска об обязании устранить выявленные нарушения пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кировского района г. Иркутска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад комбинированного вида № 147 г. Иркутска об обязании МДОУ детский сад комбинированного вида № 147 г. Иркутска устранить выявленные нарушения пожарной безопасности. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Кировского района г. Иркутска проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности образовательными учреждениями района. Согласно информации ОНД г. Иркутска, при проведении внеплановой проверки МДОУ детский сад комбинированного вида № 147 г. Иркутска, ДД.ММ.ГГГГ, старшим инспектором ОНД г. Иркутска Симоновым А.А. установлено невыполнение пунктов №№ 1, 4, 5 ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: - Помещение электрощитовой не отделено от коридора противопожарной дверью, сертифицированной в области пожарной безопасности (СНиП 2.08.02-89 п. 1.82); - Не предусмотрено из помещений класса Ф 1.1, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек не менее двух эвакуационных выходов (СНиП 21-01-97 п. 6.12); - Двери эвакуационных выходов на путях эвакуации первого этажа здания выполнены не по направлению выхода из здания (СНиП 21-01097 п. 6.17). Как указывает истец, бездействие руководства МДОУ детский сад комбинированного вида № 147 г. Иркутска в лице заведующей Рогозной Л.М. по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности влечет нарушение прав и законных интересов граждан, детей на защиту их жизни и здоровья и имущества во время пожара, создает реальную угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, детей. Определить конкретный круг лиц, чья жизнь и здоровье ставятся под угрозу в случае возникновения пожара, невозможно. В таких случаях ГПК РФ предусмотрена возможность защиты прав неопределенного круга лиц. Такое право в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставлено прокурору. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В процессе рассмотрения гражданского дела ответчиком поэтапно устранялись нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем, прокурор района уточнял исковые требования, на дату вынесения решения суда просил суд обязать МДОУ детский сад комбинированного вида № 147 г. Иркутска, расположенный по адресу: <адрес>, устранить выявленное нарушение требований пожарной безопасности: не предусмотрено из помещений класса Ф 1.1, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек не менее двух эвакуационных выходов (СНиП 21-01-97 п. 6.12). В судебном заседании прокурор Дудина В.П., участвующая в порядке ст. 45 ГПК РФ, исковые требования с учетом уточнения поддержала, настаивала на их удовлетворении. В судебном заседании представители ответчика муниципального дошкольного образовательного учреждения № 147 г. Иркутска заведующая Рогозная Л.М., и представитель ответчика Кальтешев Д.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Прокурора Кировского района г. Иркутска с учетом уточнения признали в полном объеме, о чем представили суду письменные заявления. Последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 39, 173, 220, 221 ГПК РФ, ответчикам судом разъяснены и им понятны. Третье лицо Департамент образования г. Иркутска, уведомленное по известному суду адресу, представителя в судебное заседание не направил, что не является препятствием к рассмотрению дела по существу. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав специалиста Д., исследовав представленные по делу письменные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования прокурора Кировского района г. Иркутска подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего. Ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара. В силу ст. 21 Закона меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе оценки пожарной безопасности веществ, материалов, конструкций, зданий и сооружений. Согласно ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ, руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В силу положений ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии с ч. 1 Правил пожарной безопасности, утвержденным Приказом министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 (далее - Правила), указанные правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с п. 10 Правил, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Согласно п. 57 Правил, проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором г. Иркутска по пожарному надзору Симоновым А.А. выдано предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 147 г. Иркутска в лице Рогозной Л.М. Пунктом 2 предписания от ДД.ММ.ГГГГ № определено устранить нарушения в виде: не предусмотрено из помещений класса Ф 1.1, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек не менее двух эвакуационных выходов (СНиП 21-01-97 п. 6.12). Из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О перестановке кадров» установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ заведующей Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 147 г. Иркутска назначена Рогозная Л.М. Согласно должностной инструкции Рогозная Л.М. несет ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии со ст. 38 Закона несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Таким образом, ответчик в силу ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» обязан обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности в здании Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 147 г. Иркутска. Указанные обстоятельства не оспаривались ответчиком в судебном заседании. Как следует из объяснительной и.о. заведующей Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 147 г. Иркутска Гусевой М.П., выявленные нарушения правил пожарной безопасности не устранены по причине отсутствия финансирования. С учетом действий ответчика по устранению нарушений требований пожарной безопасности, установленных ОГПН г. Иркутска и указанных в иске прокурора, в процессе рассмотрения гражданского дела, специалистом отдела ГПН г. Иркутска Д. проведена повторная проверка соблюдения требования пожарной безопасности Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 147 г. Иркутска. Согласно информации главного государственного инспектора г. Иркутска по пожарному надзору А.В. Черниговского от ДД.ММ.ГГГГ №, по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по предписанию отдела надзорной деятельности г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №, срок исполнения которого истекает ДД.ММ.ГГГГ, устранены нарушения: п. 1 помещение электрощитовой отделено от коридора противопожарной дверью, п. 3 на первом этаже заменены все двери эвакуационных выходов, которые открываются по направлению выхода из здания. Вместе с тем, по п. 2 предписания требовалось обеспечить группы второго этажа детского сада вторыми эвакуационными выходами; из групп второго этажа действительно имеются выходы на наружные противопожарные лестницы 3-го типа, однако, ширина дверных проемов выходов не соответствует требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, ширина дверного проема менее требуемого 1, 2 м (п. 6.16 СНиП 21-01-97). Таким образом, повторной проверкой установлено, что остается не устраненным следующее нарушение требований пожарной безопасности: не предусмотрено из помещений класса Ф 1.1, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек не менее двух эвакуационных выходов (СНиП 21-01-97 п. 6.12). Следовательно, по мнению суда, истцом представлены доказательства нарушения прав граждан (неопределенного круга лиц) на пожарную безопасность при нахождении в здании Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 147 г. Иркутска. Не устранение нарушений пожарной безопасности в указанной части признано представителями ответчика в судебном заседании. Ст. 2 Конституции РФ человек признается высшей ценностью. Никакие общественные интересы не могут быть поставлены выше защиты жизни и здоровья людей. Устранение нарушений требований пожарной безопасности в здании Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 147 г. Иркутска, в виде доведения ширины дверных проемов выходов из детских групп 2 этажа до соответствия требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, то есть до 1, 2 м (п. 6.16 СНиП 21-01-97) реально и возможно. Реально и возможно функционирование Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 147 г. Иркутска, когда ответчиком будет гарантирована безопасность граждан, находящихся в здании. Определить конкретный круг лиц, чья жизнь и здоровье ставятся под угрозу в случае возникновения пожара, невозможно. Ответчиком не оспорено, что в здании Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 147 г. Иркутска пребывают дети, взрослые, проводятся культурные мероприятия, совещания, собрания. В таких случаях ГПК РФ предусмотрена возможность защиты прав неопределенного круга лиц. Вместе с тем органы государственного пожарного надзора принимают административные меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности, однако действующим законодательством они не наделены правом на обращение в суд с требованием об устранении нарушений правил пожарной безопасности в интересах неопределенного круга лиц. Такое право в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставлено прокурору. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Кроме того, согласно ч. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. С учётом установленных в судебном заседании обстоятельств, поскольку ответчиками заведующей муниципального дошкольного образовательного учреждения № 147 г. Иркутска Рогозной Л.М., и представителем ответчика Кальтешевым Д.В. признаны исковые требования, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Кировского района г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад комбинированного вида № 147 г. Иркутска об обязании устранить выявленные нарушения пожарной безопасности подлежат удовлетворению. В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. На основании ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Кировского района г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить. Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 147 г. Иркутска, расположенный по адресу: <адрес> устранить выявленное нарушение требований пожарной безопасности: не предусмотрено из помещений класса Ф 1.1, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек не менее двух эвакуационных выходов (СНиП 21-01-97 п. 6.12). На решение может быть подана кассационная жалоба или представление в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления полного мотивированного текста решения. Судья О.А. Баканова Мотивированный текст решения изготовлен 19.09.2011г. Судья О.А. Баканова <данные изъяты> Судья О.А. Баканова Решение на 19.09.2011г. не вступило в законную силу. Судья О.А. Баканова <данные изъяты> <данные изъяты> Секретарь с/з А.В. Забанова