Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03.06.2011г. Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Широковой Я.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2098/11 по иску Ященко Г.Л. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на первоочередное получение жилищной субсидии, возложении обязанности по предоставлению жилищной субсидии в первоочередном порядке, У С Т А Н О В И Л : Ященко Г.Л. обратился в суд с иском к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, требуя признать за ним право на первоочередное получение жилищной субсидии, возложить на ответчика обязанность по предоставлению жилищной субсидии в первоочередном порядке. В обоснование исковых требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он вместе с семьей проживал в п. Надеждинск, Катанского района, Иркутской обл. Данный поселок находился в районе Крайнего Севера и по решению органов государственной власти субъекта Российской Федерации, по согласованию с Правительством Российской Федерации, 24 февраля 2001 г. был закрыт «упразднен». Право на получение жилищной субсидии он получил в период мероприятий по ликвидации ПНГРЭ в 1997-1999 г. и закрытия поселка Надеждинск. До момента вынужденного выезда из поселка Надеждинск в 1999 году другого жилья, кроме жилья в п. Надеждинск он не имел и нуждался в улучшении жилья. В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель истца по доверенности Горнаков В.Н. в судебном заседании настаивал на заявленных исковых требованиях по основаниям, указанным в исковом заявлении. В судебном заседании представитель ответчика Шалошвили Т.Г. иск не признала в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменном возражении ответчика, при этом суду пояснила, что истцом пропущен срок исковой давности, предусмотренный ст. 195 ГК РФ для обращения в суд с требованиями, о восстановлении нарушенного права. Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам. С 01.01.2003г. действует Федеральный закон РФ от 25 октября 2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», которым установлено, что в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствие с решениями органов государственной власти субъектов РФ и по согласованию с Правительством РФ. В соответствии со ст.1 ФЗ РФ от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее по тексту- ФЗ РФ № 125-ФЗ) жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов РФ и по согласованию с Правительством РФ, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются (ч.3 ст.1 ФЗ РФ от 25.10.2002г. № 125-ФЗ). Как следует из представленной в материалы дела справки Администрации Подволошинского МО Катангского района Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № - Ященко Г.Л. в период с ДД.ММ.ГГГГ вместе со своей семьей проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>1. Судом установлено, что 05 января 1998 г. губернатором Иркутской области было принято постановление № 2-п «О мерах по ликвидации п. Надеждинск Катангского района», в котором указано на необходимость ликвидации указанного поселка и согласования данного вопроса с Правительством Российской Федерации. Для решения практических вопросов по ликвидации поселка была создана рабочая комиссия, состав которой согласован с Министерством природных ресурсов Российской Федерации. Законом Иркутской области от 24.02.2001 г. № 9-оз «Об упразднении (закрытии) поселка Надеждинск Катангского района Иркутской области» поселок Надеждинск Катангского района Иркутской области упразднен. Таким образом, на момент выезда истца в 1999г. из п. Надеждинск Катангского района Иркутской области были приняты меры по упразднению (закрытию) п.Надеждинск Катангского района Иркутской области. Истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением, требуя признать за ним право на первоочередное получение жилищной субсидии, возложить на Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обязанность по предоставлению ему жилищной субсидии в первоочередном порядке. Оценивая представленные суду доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении вышеуказанных требований истца в полном объеме, при этом исходит из следующих обстоятельств установленных в ходе судебного заседания. В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 25.10.2002г. № 125-ФЗ, жилищные субсидии предоставляются гражданам, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на эти цели. Таким образом, одним из требований норм закона, регулирующего спорные правоотношения является нуждаемость граждан в улучшении жилищных условий, а также отсутствие жилья в других регионах Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г. утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы ( далее по тексту- Правила). В п. 5 указанных Правил определены категории граждан, имеющих право на участие в Подпрограмме: в частности, согласно подпункта «з» к ним отнесены граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах РФ или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992г.; граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов РФ по согласованию с Правительством РФ, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени прибытия в указанные районы. Согласно п. 8 Правил применительно к вышеуказанной подпрограмме основанием для признания граждан не имеющим жилых помещений является: а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания. Основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены ст. 51 ЖК РФ. Согласно названной норме (ч. 1, п. 2) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» от 21.03.2006 N 153, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. Судом установлено, что Ященко Г.Л. является собственником жилого помещения, общ. площадью 61,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ При таких обстоятельствах, с учетом требований ст. 1 ФЗ РФ от 25.10.2002г. № 125-ФЗ, оснований для признания за истцом права на получения жилищной субсидии не имеется, поскольку жилищные субсидии предоставляются гражданам, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на эти цели, вместе с тем истец имеет в собственности жилое помещение общ. площадью 61, 7 кв.м., и не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В связи с чем, требования истца о признании права на первоочередное получение жилищной субсидии, возложении обязанности по предоставлению жилищной субсидии в первоочередном порядке являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме. При разрешении ходатайства ответчика о применении к возникшим правоотношениям срока исковой давности суд учитывает, что в соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Европейской Конвенцией о защите прав человека и статьей 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - главная обязанность государства. Согласно ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом. В силу требований пункта 1 статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Как усматривается из материалов дела, между истцом и государством в лице соответствующих органов возникли правоотношения, которые регулируются специальными законами, а именно ФЗ РФ № 125-ФЗ, данные отношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Кроме того, в силу разъяснений пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» общий срок исковой давности не применяется для защиты нарушенных жилищных прав. Он может быть применен только к правоотношениям, вытекающим из договоров социального найма, найма специализированного жилого помещения, поднайма жилого помещения, о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника, а также к требованиям о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности сделок. Совокупность указанных обстоятельств, по мнению суда, свидетельствует о необоснованности заявленного ходатайства о применении срока исковой давности по данному делу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Требования Ященко Г.Л. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на первоочередное получение жилищной субсидии, возложении обязанности по предоставлению жилищной субсидии в первоочередном порядке - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья Мотивированный текст решения изготовлен 07.06.2011г. <данные изъяты> Судья Е.Л. Коржинек Решение на 07.06.2011г. в законную силу не вступило Судья Е.Л. Коржинек <данные изъяты> <данные изъяты> Секретарь РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03.06.2011г. Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Широковой Я.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2098/11 по иску Ященко Г.Л. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на первоочередное получение жилищной субсидии, возложении обязанности по предоставлению жилищной субсидии в первоочередном порядке, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Требования Ященко Г.Л. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на первоочередное получение жилищной субсидии, возложении обязанности по предоставлению жилищной субсидии в первоочередном порядке - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья