о признании незаконными бездействия в не осуществлении действий по выдаче сертификата, по исключению из списков участников программы, обязании устранить допущенные нарушения прав



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19.05.2011 года

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Широковой Я.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1844/2011 заявлению Шведова Е.В., Шведовой С.А. к администрации г. Иркутска о признании незаконными бездействия в не осуществлении действий по выдаче сертификата, по исключению из списков участников программы, обязании устранить допущенные нарушения прав,

У С Т А Н О В И Л :

Шведов Е.В., Шведова С.А. обратились в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, требуя признать незаконным бездействие администрации г. Иркутска, выразившееся в неосуществлении действий по выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»на 2002-2010 годы, признать незаконным действие администрации г. Иркутска, выразившееся в направлении письма от 24.12.2010 г. № 082-74-3051/10
об исключении их семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, обязать     администрацию г.Иркутска устранить допущенные нарушения и выдать им свидетельство на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

В обоснование заявления указали, что ДД.ММ.ГГГГ ими в администрацию г. Иркутска было подано заявление о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы с приложением соответствующего пакета документов. Решением постоянно действующей городской комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ их семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в списки участников подпрограммы. Также, в соответствии с письмом администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ им сообщалось, что их семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеющей достаточные доходы для оплаты расчетной стоимости жилья, и включена в списки участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. ДД.ММ.ГГГГ ими было получено письмо отдела учета и предоставления жилья управления правовой и кадровой работы аппарата мэра Администрации города Иркутска о включении их семьи в сводный список молодых семей-претендентов для участия в федеральной подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в 2010г. В письме также содержалось требование о предоставлении в адрес отдела учета и предоставления жилья управления правовой и кадровой работы аппарата мэра города Иркутска документов, необходимых для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты. ДД.ММ.ГГГГ ими в отдел учета и предоставления жилья управления правовой и кадровой работы аппарата мэра города Иркутска был предоставлен полный пакет документов согласно описи. Документы были приняты начальником указанного отдела Т.В. Довиденко, о чем свидетельствует подпись указанною должностного лица в описи принятых документов. В соответствии с письмом отдела учета и предоставления жилья департамента правовой и кадровой работы администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ на момент получения указанного письма их учетный номер в списках участников указанной подпрограммы был указан как 84. По имеющейся информации денежные средства из бюджета поступили ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ оканчивался определенный правилами срок выдачи свидетельств. Однако до настоящего момента их семья не получила свидетельство на получение указанной социальной- выплаты, несмотря на неоднократные обращения в адрес администрации города Иркутска. Письмом администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ им сообщили, что их семья будет исключена из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Считают, что бездействие Администрации города Иркутска, выражаются в том, что не производится их семье выдача свидетельства на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Указанное бездействие нарушает их право на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

В судебном заседании заявительница Шведова С.А. требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении настаивала на их удовлетворении.

Заявитель Шведов Е.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представители администрации г. Иркутска по доверенностям Шевкунова Т.А., Саинский А.В. просили суд отказать в удовлетворении требований заявителей в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном возражении.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные суду доказательства суд приходит к следующим выводам.

Заявления об обжаловании действий и решений в соответствии с Законом РФ № 4866 - 1 рассматриваются в порядке главы 25 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статьей 255 ГПК РФ определено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечет к ответственности.

В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что молодая семья Шведовых в составе двух человек, в установленном законом порядке признана администрацией г. Иркутска нуждающейся в улучшение жилищных условий и поставлена на учет семей, которым предоставляются субсидии на строительство жилья, в соответствии со сводными списками молодых семей-претендентов для участия в федеральной подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, что подтверждается письменным заявлением Шведовых от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из протокола заседания постоянно действующей городской комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ и письменным ответом администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ .

Как следует из представленного заявителями в материалы дела письма администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ , администрация г. Иркутска отказала Шведовым в выдаче Свидетельства на получение в 2010г. социальной выплаты на приобретения (строительства) жилья, при этом сообщив об исключении их семьи из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Не согласившись с бездействиями администрации г. Иркутска, выраженными в не предоставлении Свидетельства на получение социальной выплаты и действиями по исключению из участников Программы, заявители обратились в суд с вышеуказанными требованиями.

Оценивая представленные суду доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителей, по следующим основаниям.

Как следует из п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию подпрограммы, в установленном порядке перечисляются в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, отобранных для участия в подпрограмме, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета на основании соглашений между государственным заказчиком подпрограммы и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные соглашения заключаются при условии, что в бюджетах соответствующих субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетах предусмотрены средства для реализации подпрограммы.

Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления, участвующие в реализации подпрограммы, определяют объемы ежегодного финансирования подпрограммы и предусматривают эти объемы в бюджетах субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетах.

В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи используется свидетельство на приобретение жилья. Свидетельство является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи на получение социальной выплаты. Свидетельство не является ценной бумагой, не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат, устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с порядком в том числе определяются правила ведения учета молодых семей, правила выпуска, оплаты и погашения свидетельств, правила подтверждения субъектами Российской Федерации обязательств по финансированию социальных выплат, предоставляемых молодым семьям, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, особенности использования социальных выплат молодыми семьями, которые являются членами жилищных накопительных кооперативов.

В первую очередь социальные выплаты будут предоставляться молодым семьям, поставленным на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.

Органы местного самоуправления, осуществляющие выдачу свидетельств, информируют молодые семьи, принимающие решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные молодые семьи дают письменное согласие на участие в ней на этих условиях.

Конкурсный отбор (конкурсные отборы) субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации подпрограммы, проводится (проводятся) в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.

Органы местного самоуправления осуществляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проверку представленных молодыми семьями документов, формируют списки молодых семей для участия в подпрограмме в планируемом году и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на предоставление социальных выплат из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение средств из федерального бюджета для софинансирования мероприятий подпрограммы и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Заявка и указанный сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.

Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, а также заявок, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и установленного подпрограммой принципа распределения между субъектами Российской Федерации общего размера средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование подпрограммы, определяет для каждого субъекта Российской Федерации предварительные контрольные цифры бюджетных средств, которые в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, доводятся до органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Распределение субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, между субъектами Российской Федерации, отобранными для участия в подпрограмме, осуществляется пропорционально количеству молодых семей, указанному в представленных государственному заказчику подпрограммы заявках.

При принятии решения о выделении средств субъекту Российской Федерации необходимо наличие разработанной и утвержденной региональной программы обеспечения жильем молодых семей, предусматривающей выделение из бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов средств на финансирование подпрограммы, а также соглашения между субъектом Российской Федерации и государственным заказчиком подпрограммы, содержащего обязательства субъекта Российской Федерации по финансированию подпрограммы в необходимых объемах.

Конкурсный отбор (конкурсные отборы) субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме производится (производятся) на основе условий участия и оценочных критериев.

Условиями участия субъектов Российской Федерации в подпрограмме являются: наличие региональной программы обеспечения жильем молодых семей или обязательство разработать и утвердить такую программу до 1 апреля 2006 г. (для участия в конкурсном отборе на 2006 год); предоставление обязательств субъекта Российской Федерации по финансированию подпрограммы, включающих обязательства по финансированию компенсаций, предоставляемых молодым семьям при рождении (усыновлении) 1 ребенка; наличие региональной программы развития ипотечного жилищного кредитования на территории субъекта Российской Федерации или обязательство разработать и утвердить такую программу до 1 апреля 2006 г. (для участия в конкурсном отборе на 2006 год); отсутствие нецелевого использования субвенций и субсидий, получаемых за счет средств федерального бюджета; подтверждение намерений банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты или займы, принимать участие в кредитовании молодых семей на предусмотренных подпрограммой условиях в случае соответствия молодых семей требованиям платежеспособности, установленным банками или другими организациями, предоставляющими ипотечные жилищные кредиты или займы.

Оценочными критериями участия субъектов Российской Федерации в подпрограмме являются: индекс доступности приобретения жилья с помощью ипотечного жилищного кредита или займа (показывает соотношение доходов среднестатистического домохозяйства и доходов, которые необходимо иметь для приобретения квартиры, площадь которой определяется в соответствии с условиями, предусмотренными в разделе VI подпрограммы, с помощью ипотечного жилищного кредита или займа, выдаваемого на стандартных условиях); доля молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в процентах от общего количества семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий); доля молодых семей, которые улучшат жилищные условия в рамках реализации подпрограммы (в процентах от общего количества молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий); объем задолженности по кредитам и займам на приобретение жилья (рублей на душу населения); фактический уровень бюджетной обеспеченности.

По оценочным критериям осуществляется отбор субъектов Российской Федерации с лучшими значениями индекса доступности приобретения жилья с помощью ипотечного жилищного кредита или займа, наибольшей долей молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в общем количестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семей, наибольшей долей молодых семей, которые улучшат жилищные условия в рамках подпрограммы в планируемом году, наибольшей задолженностью по кредитам на приобретение жилья, наибольшим уровнем фактической бюджетной обеспеченности.

Также в Постановлении Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 указано, что в программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, в частности за счет средств федерального бюджета, будут реализовываться в форме предоставления молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и являющимся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - социальные выплаты на приобретение жилья).

Социальные выплаты на приобретение жилья из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации будут предоставляться в размере не менее: 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", - для молодых семей, не имеющих детей; 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями указанной подпрограммы, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более.

С 2008 года доля средств федерального бюджета, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", будет рассчитываться по формуле: ДСФ = (40 - 15 x КБО), где: ДСФ - доля средств федерального бюджета, направляемых в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации на софинансирование мероприятий указанной подпрограммы; КБО - показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности соответствующего субъекта Российской Федерации после распределения средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

В случае если показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации больше 2, для такого субъекта Российской Федерации доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", принимается в размере 10 процентов.

При этом с 2008 года доля средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", с учетом указанных уровней бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации должна составлять соответственно: не менее (15 x КБО - 5), а в случае, если КБО больше 2, то не менее 25 процентов - для молодых семей, не имеющих детей; не менее (15 x КБО), а в случае, если КБО больше 2, то не менее 30 процентов - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление с приложением документов( п.15).

Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.(п.17)

Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Государственный заказчик подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, проводит конкурсный отбор (конкурсные отборы) субъектов Российской Федерации для участия в реализации подпрограммы в соответствии с условиями участия и оценочными критериями, определенными подпрограммой (п.19).

Орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п.21).

Пунктом 22 Правил предусмотрено, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат по форме согласно приложению N 4 и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме согласно приложению N 3 (п.23).

Заявка и сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.

Во исполнения вышеуказанных требований Правительства Российской Федерации в целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", в соответствии с Распоряжением Губернатора Иркутской области от 29.05.2003г. №204-р «О разработке областной государственной целевой программы «Молодым семьям- доступное жилье» на 2004г.-2013г.нг» Законодательное Собрание Иркутской области своим Постановлением от 16 марта 2005 г. N 7/26-ЗС Об областной государственной социальной программе "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы утвердило областную государственную целевую программу "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы, основной целью которой является создание механизма государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы.

В соответствии с паспортом областной государственной целевой программы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы, при реализации программы в установленном порядке могут быть использованы: переданные Иркутской области средства федерального бюджета на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675; средства местных бюджетов, внебюджетные средства.

В разделе 2 областной государственной целевой программы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы указано, что основными принципами реализации Программы являются: добровольность участия в Программе молодых семей; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации; возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках Программы только один раз.

Разделом 2 областной государственной целевой программы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы предусмотрено, что реализация Программы осуществляется министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области. В рамках реализации Программы министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области осуществляет:

1) отбор муниципальных образований для участия в Программе;

2) формирование сводного списка молодых семей для участия в Программе на основании списков молодых семей, представленных органами местного самоуправления;

3) формирование и представление заявки на выделение средств федерального бюджета для софинансирования Программы;

4) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством. (п.2 Программы)

Реализация Программы осуществляется с участием органов местного самоуправления Иркутской области, заключивших соглашение об участии в реализации мероприятий Программы. Указанные соглашения заключаются министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области с органами местного самоуправления Иркутской области, определенными по результатам проводимого в установленном порядке конкурса. Порядок проведения конкурса определяется Правительством Иркутской области. (п.3)

Программой предусматриваются следующие формы государственной поддержки участвующих в Программе молодых семей:

1) предоставление социальной выплаты на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам);

2) предоставление социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" (далее - социальная выплата на приобретение жилья);

2.1) предоставление социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома за счет средств областного и местных бюджетов (далее - социальная выплата на приобретение жилья за счет средств областного и местных бюджетов);

3) предоставление дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета на цели погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилого дома или строительство индивидуального жилого дома при рождении (усыновлении) ребенка (далее - социальная выплата при рождении ребенка).

Средства федерального и областного бюджетов, предусмотренные на реализацию Программы, в установленном порядке перечисляются в виде субсидий в бюджеты органов местного самоуправления Иркутской области, отобранных для участия в Программе, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов областного бюджета на основании соглашений между министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области и органами местного самоуправления Иркутской области. (п.4).

В разделе 4 Постановления ЗС Иркутской области от 16.03.2005 N 7/26-ЗС (ред. от 17.11.2010) "Об областной государственной социальной программе "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы") предусмотрены особенности предоставления отдельных форм государственной поддержки, которые заключаются в следующем:

- условием получения социальных выплат на приобретение жилья является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.

- социальная выплата на приобретение жилья может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам Программы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).

- размер социальной выплаты на приобретение жилья составляет не менее: 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Программы, - для молодых семей, не имеющих детей; 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Программы, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного и более детей.

- в соответствии с федеральной подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" с 2008 года доля средств, направляемых на софинансирование мероприятий Программы из федерального бюджета, будет рассчитываться по формуле: ДСФ = (40 - 15 x КБО), где ДСФ - доля средств, направляемых на софинансирование мероприятий Программы из федерального бюджета; КБО - показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности Иркутской области после распределения средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Доля средств, направляемых на софинансирование мероприятий Программы из областного бюджета и местных бюджетов, должна составлять соответственно: не менее (15 x КБО - 5) - для молодых семей, не имеющих детей; не менее (15 x КБО) - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей.

- расчет уровня расчетной бюджетной обеспеченности осуществляется на момент подачи Иркутской областью заявки на участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации для участия в соответствующем году в реализации федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".

-предоставление социальных выплат на приобретение жилья осуществляется при условии доведения в установленном порядке соответствующих лимитов софинансирования за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".

-вопросы предоставления социальных выплат на приобретение жилья, не урегулированные Программой, разрешаются в соответствии с нормами федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, являющееся основным исполнителем мероприятий по реализации областной государственной целевой программы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы, направила в адрес глав муниципальных образований Иркутской области извещение «О конкурсе муниципальных программ», сообщив главам муниципальных образований Иркутской области о том, что в газете «Областная» от 12 мая 2010 года № 52 (626) опубликовано извещение о проведении министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области конкурса муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей в рамках реализации мероприятий областной государственной социальной программы «Молодым семьям - доступное жилье» на 2005-2019 годы во II квартале 2010 года. Документы на конкурс подаются в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса муниципальных. программ по обеспечению жильем молодых семей в рамках Программы, утвержденным постановлением администрации Иркутской области от 30 мая 2008 года № 139-па. С целью уточнения в части расчета суммы социальных выплат молодым семьям в 2010 году сообщило следующее. При определении суммы социальной выплаты на приобретение жилья используются следующие расчеты: 1) 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Программы, - для молодых семей, не имеющих детей, из них: -29 процент расчетной (средней) стоимости жилья за счет средств федерального бюджета; 3 процента расчетной (средней) стоимости жилья за счет средств областного бюджета; 3 процента расчетной (средней) стоимости жилья за счет средств местного бюджета. 2) 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Программы, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, из них: 29 процент расчетной (средней) стоимости жилья за счет средств федерального бюджета; 6 процентов расчетной (средней) стоимости жилья за счет средств областного бюджета; 5 процента расчетной (средней) стоимости жилья за счет средств местного бюджета. Так Министерство сообщило о том, что необходимо предоставить информацию по остаткам средств федерального бюджета, полученных ранее и не занятых обязательствами по выданным молодым семьям свидетельствам, с разбивкой по годам получения.

Распоряжением Правительства Иркутской области от 18.11.2010г. №268-рп «Об итогах конкурса муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей в рамках реализации областной государственной целевой программы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы в третьем квартале 2010г. признаны победители конкурса муниципальные образования Иркутской области, в том числе г. Иркутск.

В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области и администрацией г. Иркутска было заключено Соглашение .

Как следует из п.1.1 Соглашения настоящее Соглашение заключено в целях координации совместных действий Министерства и Администрации, - победителя конкурса муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей в рамках реализации областной государственной социальной программы «Молодым семьям - доступное жилье» на 2005-2019 годы в III квартале 2010 года (распоряжение Правительства Иркутской области от 18.11.2010 года №268-рп) по реализации мероприятий областной государственной социальной программы «Молодым семьям - доступное жилье» на 2005-2019 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

В п.2.1 Соглашения указано, что в рамках настоящего Соглашения стороны руководствуются следующими нормативными правовыми актами:Подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 (далее - федеральная подпрограмма).Областной государственной социальной программой «Молодым семьям - доступное жильё» на 2005-2019 годы, утвержденной постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 16 марта 2005 года № 7/26-ЗС (далее - областная программа).Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.Иными нормативными правовыми актами.

При этом в п.2.2 Соглашения указано, что для целей настоящего Соглашения термины областная программа и федеральная подпрограмма, молодые семьи участники областной программы и молодые семьи - участники федеральной подпрограммы используются в одном значении.

Целями и задачами настоящего соглашения является создание механизма государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы в муниципальном образовании «г. Иркутск». (2.4.2)

Обязанностью Министерства в соответствии с условиями данного Соглашения является передача в порядке межбюджетных отношений муниципальному образовании «город Иркутск»:

средств, предусмотренных в областном бюджете по разделу 11 (Межбюджетные трансферты), подразделу 1102 (Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии), целевой статье 104020» (подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»), виду расходов 501 (Субсидии не обеспечение жильем молодых семей), коду операции сектора государственного управлении (КОСГУ) 251 (Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию федеральной) подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2010 году в размере 44 908 17рублей;

средств, предусмотренных в областном бюджете по разделу 11 (Межбюджетные
трансферты), подразделу 1102 (Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации
муниципальных образований (межбюджетные субсидии), целевой статье 5222200 (Областная
государственная социальная программа «Молодым семьям - доступное жилье» на 2005-201
годы), виду расходов 501 (Субсидии на обеспечение жильем молодых семей), коду операции сектора государственного управления (КОСГУ) 251 (Перечисления другим бюджета бюджетной системы Российской Федерации) средства на реализацию областной программ) в 2010 году в размере 54 144 2 рублей, из них 8 943 21 рублей на предоставление социальной выплаты на приобретении жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», 45 201 001 рублей на предоставление социальной выплаты на приобретения жилья или строительство индивидуального жилого дома за счет средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию областной государственной социально программы «Молодым семьям - доступное жилье» на 2005-2019 годы.

В соответствии с п.3.2.12 Соглашения Администрация г. Иркутска обязана в соответствии с условиями Соглашения осуществлять контроль и обеспечивать целевое и эффективное использование средств, выделяемых в рамках настоящего Соглашения

Пунктами 3.2.13,3.2.14 Соглашения предусмотрено, что Администрация г. Иркутска обязана предоставлять достоверные сведения о молодых семьях- участниках областной программы. В течение 10-ти дней после поступления бюджетных средств, предназначенных для предоставления социальных выплат, производить оформление Свидетельств и выдачу молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в порядке очередности, определенной списком молодых семей - претендентов на получение социальных в 2010г., являющемуся Приложением №2 к настоящему соглашению.

Как следует из представленного администрацией г. Иркутска в материалы дела Списка молодых семей - претендентов на получение социальных в 2010г. по г. Иркутску, являющемуся Приложением №2 к Соглашению №18 от ДД.ММ.ГГГГ, семья Шведовых в составе 2 человек состояли в указанном Списке под №82.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель Шведов Е.В. обратился в администрацию г. Иркутска с письменным заявлением, в котором просил сообщить срок в течение которого его семье будет выдано Свидетельство на получение социальной выплаты.

На данное заявление администрация г. Иркутска направило ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителей отказ в предоставлении Свидетельства на получение социальной выплаты, мотивируя его тем, что семья Шведовых уже получила государственную поддержку из областного бюджета для приобретения жилья.

Данные обстоятельства в судебном заседании заявителями не оспаривались и подтверждаются представленным в материала дела ответом Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ , из которого следует, что областная государственная поддержка при ипотечном жилищном кредитовании в раках программы Шведову Е.В. в 2006г. уже предоставлялась в размере 122 465, 7 руб.

В судебном заседании Шведова С.А. суду пояснила, что поскольку государственная поддержка для приобретения жилья их семье предоставлялась из областного бюджета, то они имеют право получить государственную поддержку из федерального бюджета в соответствии с федеральной подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675.

Вместе с тем, суд не может согласиться с данными доводами заявителей поскольку как следует из вышеуказанного судом действующего законодательства, регулирующего порядок предоставления государственной поддержке в виде выдаче свидетельств на получения социальных выплат на приобретения (строительства) жилья молодым семьям, софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" осуществляется как из федерального бюджета, так и из бюджета субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

При этом, возможность для молодых семей реализовать свое право на получение государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках Областной государственной целевой программы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы, разработанной в соответствии с требованиями Правительства Российской Федерации в целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" предусмотрена только один раз, поскольку только в таком случае происходит обеспечение справедливого баланса между государственными, общественными интересами и правами граждан.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования заявителей о признании незаконным бездействие администрации г. Иркутска, выразившееся в неосуществлении действий по выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»на 2002-2010 годы и о признании незаконным действие администрации г. Иркутска, выразившееся в направлении в адрес заявителей письма от ДД.ММ.ГГГГ об исключении их семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

В соответствии с требованиями ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку судом отказано в удовлетворении вышеуказанных требований, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований заявителей об обязании     администрации г.Иркутска устранить допущенные нарушения и выдать им свидетельство на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

При этом не влияют на выводы суда доводы заявителей о том, что администрация г. Иркутска не имела права без согласия заявителей истребовать справку Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области от 20.12.2010г. №59-37-5334/10, поскольку в соответствии с условиями вышеуказанного Соглашения№18 администрация г. Иркутска обязана осуществлять контроль и обеспечивать целевое и эффективное использование средств, выделяемых в рамках настоящего Соглашения.

Кроме того, как следует из справки Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области от 20.12.2010г., данные сведения были направлены Министерством в адрес администрации г. Иркутска не по запросу, а в целях предоставления социальных выплат, поскольку в рамках реализации Программы министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области осуществляет формирование сводного списка молодых семей для участия в Программе.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Шведова Е.В., Шведовой С.А. к администрации г. Иркутска о признании незаконным бездействие администрации г. Иркутска, выразившееся в неосуществлении действий по выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»на 2002-2010 годы, о признании незаконным действие администрации г. Иркутска, выразившееся в направлении в адрес заявителей письма от 24.12.2010 г. № 082-74-3051/10 об исключении их семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, об обязании администрации г.Иркутска устранить допущенные нарушения и выдать им свидетельство на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы - оставить без удовлетворения.

           Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен 26.05.2011г.

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19.05.2011 года

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Широковой Я.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1844/2011 заявлению Шведова Е.В., Шведовой С.А. к администрации г. Иркутска о признании незаконными бездействия в не осуществлении действий по выдаче сертификата, по исключению из списков участников программы, обязании устранить допущенные нарушения прав,

руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Шведова Е.В., Шведовой С.А. к администрации г. Иркутска о признании незаконным бездействие администрации г. Иркутска, выразившееся в неосуществлении действий по выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»на 2002-2010 годы, о признании незаконным действие администрации г. Иркутска, выразившееся в направлении в адрес заявителей письма от 24.12.2010 г. № 082-74-3051/10 об исключении их семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, об обязании администрации г.Иркутска устранить допущенные нарушения и выдать им свидетельство на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы - оставить без удовлетворения.

           Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий