РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 марта 2011 года г. Иркутск Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Левошко А.Н., при секретаре судебного заседания Абдуллиной Ю.Р., при участии в судебном заседании истца Беденко А.В., представителя ответчика по доверенности Мукушевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-649/2011 по исковому заявлению Беденко А.В. к ГУВД по Иркутской области, Центру пенсионного обеспечения при ГУВД по Иркутской области об обязании произвести выплату не полученной своевременно пенсии за период в ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании производить с ДД.ММ.ГГГГ исчисление пенсии с применением районного коэффициента 1,3, УСТАНОВИЛ: Беденко А.В. обратился в суд с иском к Центру пенсионного обеспечения при ГУВД по Иркутской области (далее - Центр) об обязании произвести выплату не полученной своевременно пенсии за период в ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании производить с ДД.ММ.ГГГГ исчисление пенсии с применением районного коэффициента 1,3. В обоснование исковых требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ непрерывно служил в органах внутренних дел Российской Федерации 16 лет 06 месяцев 29 дней (в календарном исчислении), уволен на пенсию по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга лет на службе в органах внутренних дел на день увольнения в льготном исчислении составила 25 лет 03 месяца 18 дней. Уволен в звании майора милиции с должности заместителя начальника милиции общественной безопасности, имея на день увольнения максимальный оклад по должности. Службу проходил в Тулунском ГРОВД Иркутской области, обслуживающем территорию г.Тулуна и Тулунского района. Проживал и проживает в настоящее время в г.Тулуне. С ДД.ММ.ГГГГ Центром истцу была исчислена и назначена пенсия за выслугу лет (пенсионное дело №М). Пенсия назначена на основании Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468 -1 РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон). Исчисление пенсии было произведено в соответствии со ст.ст.43, 48 Закона, согласно которых пенсии исчисляются из денежного довольствия лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Пенсионерам, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. На основании ст.48 Закона пенсия исчислена с применением районного коэффициента 1.З, установленного на территории г.Тулуна и Тулунского района решением Иркутского областного совета народных депутатов от 08.04.1991г. № 198, на основании постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера». Город Тулун и Тулунский район, где он проходил службу и проживает в настоящее время, не относился и не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но на момент назначения пенсии и в настоящее время на территории г.Тулуна и Тулунского района установлен единый районный коэффициент 1,3. Согласно ст.10 Закона, выплата пенсии производилась и производится из федерального бюджета. В соответствии со ст.49 3акона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия. Пересмотр пенсий в сторону уменьшения Законом не предусмотрен. Исчисленную (назначенную) пенсию истец получал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ Центр произвел перерасчет пенсии в сторону уменьшения, а именно, с применением районного коэффициента 1,2 вместо ранее применяемого 1,3. По факту перерасчета пенсии в сторону уменьшения Центр дал письменное разъяснение, указав, что на основании ст.48 Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» «пенсии. .. исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей». С 1993 года местными органами власти был установлен единый районный коэффициент для производственных и непроизводственных отраслей народного хозяйства на основании постановления Администрации Иркутской области № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» от 28.01.1993г., которые были применены для начисления пенсии пенсионерам МВД РФ. Согласно письма Минтруда от 14.01.2000г. № 71-пр к настоящему времени единый районный коэффициент Правительством Российской Федерации не введен и поэтому продолжают действовать нормативы бывшего Союза ССР. Решение о введении районных коэффициентов, касающиеся всех непроизводственных отраслей, и об установлении их размеров, могут приниматься только на федеральном уровне Президентом или Правительством РФ. На основании письма МВД России от 10.09.1999г. № 5-2684 «О применении районных коэффициентов к размерам пенсий» и письма № 11/116 от 14.12.1999г. районные коэффициенты приведены в соответствие с действующими нормативными актами. Для начисления пенсии пенсионерам МВД с 01.01.2000г. применяются следующие районные коэффициенты: для южных районов Иркутской области - 1,2.; в местностях приравненных к районам Крайнего Севера - 1,3.» Из вышеизложенного разъяснения усматривается, что исчисление (назначение) пенсии истца, с применением районного коэффициента 1,3, было произведено законно и обоснованно, истец законно и обоснованно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получал исчисленную (назначенную) пенсию, перерасчет пенсии в сторону уменьшения, а именно, с применением районного коэффициента 1,2 вместо ранее применяемого 1,3 произведен на основании письма Минтруда от 14.01.2000г. № 71-пр и писем МВД России от 10.09.1999г. № 5-2684 и № 11/116 от 14.12.1999г., основанных на письмах и разъяснениях Минтруда. Вышеуказанные письма Минтруда и МВД России основаны на разъяснении Минтруда от 01.06.1999г. № 2, утвержденного Постановлением Минтруда от 01.06.1999г. № 11, согласно которого при установлении пенсий применяются районные коэффициенты установленные Правительством Российской Федерации. После выхода данного разъяснения, в связи с запросами органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и отделений Пенсионного фонда Российской Федерации о порядке пенсионного обеспечения граждан, которым пенсии были установлены с учетом единых районных коэффициентов, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании п.13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» вышло разъяснение Минтруда РФ от 17.02.2000г. № 2 «О порядке пенсионного обеспечения граждан, которым пенсии были установлены с учетом единых районных коэффициентов, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (утв. постановлением Минтруда РФ от 17.02.2000г. № 17). Согласно п.2. вышеуказанного разъяснения пенсии, установленные с учетом единых районных коэффициентов, при перерасчете, в случае, если указанный перерасчет с учетом районного коэффициента может повлечь снижение суммы пенсии, сохраняется ранее установленная пенсия. При таких обстоятельствах, ссылка Центра на письмо Минтруда и письма МВД России, по факту перерасчета пенсии в сторону уменьшения, а именно, с применением районного коэффициента 1,2 вместо ранее применяемого 1,3, основанные на Разъяснении Минтруда № 2 от 01.06.1999г., об установлении пенсий с применением районного коэффициента, установленного Правительством Российской Федерации, незаконна и необоснованна, т.к. в последующем Разъяснении Минтруда № 2 от 17.02.2000г. разъяснено, что пенсии, установленные с учетом единых районных коэффициентов, при перерасчете, в случае, если указанный перерасчет с учетом районного коэффициента может повлечь снижение суммы пенсии, сохраняется ранее установленная пенсия. Пенсия истца установленная (исчисленная) с применением районного коэффициента 1,3, при перерасчете с применением районного коэффициента 1,2 повлекла снижение суммы пенсии. Кроме того, разъяснение Минтруда от 01.06.1999г. № 2, утвержденное Постановлением Минтруда от 01.06.1999г. № 11, разъясняет порядок применения статьи 112 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и статей 30, 31 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Вышеуказанное разъяснение касается исполнения законов о трудовых и социальных пенсиях и на положение Закона о пенсионном обеспечении работников МВД РФ не распространяется. Письма МВД РФ со ссылкой на данное разъяснение, ни на чем не основаны и не согласуются с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Верховный Суд Российской Федерации в решении от 26.12.2000г. ГКПТОО - 1411, рассмотревший аналогичное заявление, указал: «... Разъяснения Минтруда РФ касаются лишь исполнения законов о трудовых и социальных пенсиях и на положение закона о пенсионном обеспечении военнослужащих и работников МВД РФ не распространяются. .. разъяснения к пенсионерам МВД РФ никакого отношения не имеют, а поэтому ссылка на них Главного Финансово-экономического управления МВД РФ ни на чем не основана и не согласуется с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей». В определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30.11.2005г. № 53 - Г05 - 46, указано: «районный коэффициент является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов работы, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях». На основании изложенного истец считал исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Определением суда от 01.02.2011г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУВД по Иркутской области. В судебном заседании истец Беденко А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, настаивал на их удовлетворении. Участвующая в судебном заседании представитель ответчика по доверенности Мукушева Н.В. исковые требования не признала, считала их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что в 2000 году Центром применяемый при исчислении и выплате истцу пенсии районный коэффициент был приведен в соответствие с действующим федеральным законодательством. Установленный местными органами власти размер районного коэффициента при выплате сотрудникам МВД России пенсии применяться не должен. Назначение и выплата истцу пенсии с размером районного коэффициента, не предусмотренного федеральным законодательством, не препятствует в дальнейшем приведению размера назначенной истцу пенсии в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения. Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах гражданского дела письменные доказательства в совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Применение районных коэффициентов к размерам назначаемых и выплачиваемых сотрудникам органов внутренних дел пенсий установлено ст.48 названного закона. На основании ч.1 ст.48 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 03.12.2007г. № 319-ФЗ) пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Согласно ч.1 ст.48 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 (в редакции Федерального закона от 03.12.2007г. № 319-ФЗ) пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Согласно ст.10 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 выплата пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что при определении размера полагающейся сотрудникам органов внутренних дел пенсии применяемые районные коэффициенты должны быть установлены с учетом районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей федеральным законодательством, а не законодательством субъекта РФ или муниципального образования. Данный вывод также подтверждается правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Определениях Судебной коллегии по гражданским делам от 28.01.2011г. № 59-В10-21, от 28.01.2011г. № 59-В10-20. В судебном заседании установлено, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, уволен на основании приказа УВД Иркутской области №л/с от ДД.ММ.ГГГГ с должности заместителя начальника милиции общественной безопасности ОВД г.Тулуна и Тулунского района Иркутской области по ограниченному состоянию здоровья. С 23.03.1999г. ответчиком истцу назначена пенсия за выслугу лет с применением районного коэффициента в размере 1,3. С 01.01.2000г. ответчиком истцу произведен перерасчет ранее назначенной пенсии с применением районного коэффициента в размере 1,2. Не согласившись с применением ответчиком с 01.01.2000г. районного коэффициента в размере 1,2 к выплачиваемой пенсии за выслугу лет истец обратился с соответствующим иском в суд. До настоящего времени федерального закона, устанавливающего единый районный коэффициент и порядок его выплаты, не принято, вследствие чего продолжают действовать постановление Совмина СССР от 15.10.1969г. № 823 «О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен» и постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969г. № 421/26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения», которым были утверждены районные коэффициенты к заработной плате работников. В п.1 постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969г. № 421/26 утвержден районный коэффициент 1,20 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен. Поскольку Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967г. № 1029 (с изменениями и дополнениями), г.Тулун и Тулунский район Иркутской области не относится к районам Крайнего Севера и к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, размер районного коэффициента к заработной плате работников непроизводственных отраслей в г.Тулун и Тулунский район Иркутской области, установленный федеральным законодательством, составляет 1,2. Следовательно, на основании ст.48 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 при исчислении размера получаемой истцом, проходившим службу и проживающем в г.Тулуне и Тулунском районе Иркутской области, пенсии подлежит применению установленный для рабочих и служащих непроизводственных отраслей в г.Тулуне и Тулунском районе Иркутской области централизованно - действующим постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969г. № 421/26 районный коэффициент в размере 1,2. Доводы истца о том, что при исчислении и выплате пенсии за выслугу лет подлежит применению районный коэффициент в размере 1,3, установленный решением Иркутского областного СНД от 08.04.1991г. № 198 «О районном регулировании заработной платы в угледобывающих районах Иркутской области», постановлением главы Администрации Иркутской области от 28.01.1993г. № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области», то есть органами государственной власти субъекта РФ - Иркутской области, суд считает необоснованными, противоречащими требованиям ст.10 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1, согласно которых выплата пенсий сотрудникам органов внутренних дел обеспечивается за счет средств федерального бюджета, а не бюджета субъекта РФ. Постановление Минтруда РФ от 17.02.2000г. № 17 «Об утверждении разъяснения «О порядке пенсионного обеспечения граждан, которым пенсии были установлены с учетом единых районных коэффициентов, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации» при рассмотрении настоящего гражданского дела также не подлежит применению судом, поскольку не регулирует вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, противоречит изложенным положениям Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 и фактически утратило силу в связи с принятием Федеральных законов от 17.12.2001г. № 173-ФЗ и от 15.12.2001г. № 166-ФЗ, установивших новые основания возникновения и порядок реализации права на пенсионное обеспечение, а также Федерального закона от 29.11.2003г. № 154-ФЗ, которым определен порядок увеличения базовой части трудовой пенсии, назначенной по нормам Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Оценивая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования об обязании произвести выплату не полученной своевременно пенсии за период в ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании производить с ДД.ММ.ГГГГ исчисление пенсии с применением районного коэффициента 1,3, являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. При этом суд полагает, что применение ответчиком до ДД.ММ.ГГГГ при расчете получаемой истцом пенсии районного коэффициента в размере 1,3, не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку в судебном заседании установлено, что данные действия ответчика не соответствуют федеральному законодательству, регулирующему спорные правоотношения пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Беденко А.В. к ГУВД по Иркутской области, Центру пенсионного обеспечения при ГУВД по Иркутской области об обязании произвести выплату не полученной своевременно пенсии в сумме 52 754,02 рубля за период в ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании производить с ДД.ММ.ГГГГ исчисление пенсии с применением районного коэффициента 1,3 - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья А.Н. Левошко Мотивированный текст решения изготовлен 16.05.2011г. Судья А.Н. Левошко