РЕШЕНИЕ Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 марта 2010г. Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.М., при секретаре Алексеенко М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1302/2010 по иску Поповой В.В. к Администрации г.Иркутска, Правительству Иркутской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением, УСТАНОВИЛ: Попова В.В. обратилась в Кировский районный суд г.Иркутска с исковым заявлением к Администрации г.Иркутска, Правительству Иркутской области об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение в г.Иркутске, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям г.Иркутска, указав, чтоона родилась в г.Иркутске, является сиротой, отец умер, мать - М.Л.З. признана Октябрьским районным судом г.Иркутска безвестно отсутствующей. Ее попечителем являлась М.О.В., что подтверждается распоряжением Председателя комитета по управлению Октябрьским округом администрации г.Иркутска № от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время она на государственном обеспечении не находится, жилого помещения никакого не имеет, общежитием не обеспечена, проживает временно по адресу: <адрес>. Она имеет троих детей - Д.В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П.В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П.М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении. В настоящее время она включена в единый список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в г.Иркутске. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер моей очереди-№. Просит суд обязать администрацию г. Иркутска предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение в г.Иркутске, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям г.Иркутска. В судебном заседании истец Попова В.В. свои требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении. В судебном заседании представитель истца Поповой В.В. - Митюкова Г.А. допущенная судом на основании письменного заявления Поповой В.В. в порядке ст. 53 ГПК РФ, требования своего доверителя поддержала в полном объеме, по основаниям указанным в заявлении, настаивала на их удовлетворении в полном объеме. В судебном заседании представитель ответчика - Администрации г.Иркутска Шевкунова Т.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № исковые требования не признала, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суду пояснила, что в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с подпунктом 24 п.2 ст.26.3 ФЗ от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) в частности относится решение вопросов по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей. Названные положения конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно п. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта РФ. Таким образом, исходя из абзаца 2 п. 1 ст.8 ФЗ № 159-ФЗ во взаимосвязи с другими приведенным положениями закона следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственными полномочием субъекта РФ и возлагается на органы государственной власти субъекта РФ. Исходя из ст. 132 Конституции РФ, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.11.2000г. №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22.03.1999г. «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области», наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта РФ - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ порядка разграничения предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ, с передачей органам местного самоуправления необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Администрация г.Иркутска, в соответствии с п.1 ст. 1 Положения об организации и деятельности администрации г. Иркутска, утвержденного Решением городской Думы г.Иркутска от 09.06.1997г. №87-9гД(2), является постоянно действующим органом местного самоуправления г. Иркутска, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции. В Иркутской области, закон, наделяющий органы местного самоуправления г.Иркутска государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отсутствует. Кроме того, в настоящее время действует Областная государственная социальная программа «Дети-сироты» на 2008-2010годы, утвержденная постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 24.10.2007г. № 35/13/4-СЗ. Государственным заказчиком и ответственным исполнителем программы является Министерство образования Иркутской области. Финансирование программы осуществляется также за счет средств областного бюджета в соответствии с законами об областном бюджете на очередной финансовый год. Кроме того, определением Конституционного суда РФ от 05.02.2009г. №250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором Конституционный Суд РФ разъяснено, что абзац 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях все видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом РФ в указанном определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. В соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ», решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Кроме того, в соответствии со ст. 82 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом. Попова В.В. включена в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в администрации г.Иркутска, номер очереди -№. Просит суд отказать Поповой В.В. в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме. Ответчик Правительство Иркутской области извещенное надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилось, просило суд рассматривать дело без их участия, представило суду письменные объяснения, в которых указало, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанный Федеральный закон № 159-ФЗ регулирует вопросы обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма. В силу ст. 5 ЖК РФ, ст. 4 ФЗ от 29.12.2004г. № 189 - ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с ЖК Российской Федерации законов, действующих на территории Российской Федерации, законы применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и ФЗ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ применяются положения ЖК РФ. В этой связи ФЗ № 159-ФЗ в части регулирования отношений по поводу обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 01.03.2005г. подлежит применению в системном толковании с нормами ЖК РФ, согласно которому обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления из числа жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном жилищным законодательством порядке (статьи 49, 57 ЖК РФ). Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. При этом согласно ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее-ФЗ № 131-ФЗ) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством является вопросом местного значения, для решения которого в собственности городского округа может находиться жилищный фонд социального использования (п. 6 ч. 1 ст. 16, ст. 50). В связи с изложенным, предоставление жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, относится к полномочиям органов местного самоуправления, и в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, ч.2 ст. 18 ФЗ № 131 -ФЗ финансирование обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющегося вопросом местного значения, относится к расходным обязательствам муниципальных образований и должно осуществляться за счет средств соответствующих местных бюджетов. Кроме того, в силу ч.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда субъекта РФ предоставляются по договорам социального найма категориям граждан, определенным законом субъекта РФ, признанным по установленным ЖК РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления указанным в законах субъекта РФ категориям граждан возможно лишь в случае наделения данных органов полномочиями в соответствии с законом субъекта РФ. Следовательно, п. 3-4 ст. 49 ЖК РФ не могут быть применены для разрешения вопроса об органе, уполномоченном предоставлять жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам социального найма, поскольку в соответствии с действующим законодательством это полномочие органов местного самоуправления. Таким образом, полномочие по предоставлению детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с жилищным законодательством РФ возложено на органы местного самоуправления. Правительство Иркутской области участником правоотношений по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан не является. Наличие в ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ возможности установления субъектом РФ дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, не обязывает субъекты РФ в соответствующих законах предусматривать предоставление жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма указанным категориям граждан. При реализации предусмотренных подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (далее -ФЗ №184-ФЗ) полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, субъект РФ самостоятелен в выборе вида, объема и порядка предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан. Так, в целях реализации полномочий по установлению дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в рамках областной государственной социальной программы «Дети-сироты» на 2008-2010 годы, утвержденной постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 24.10.2007г. № 35/13/4-СЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда Иркутской области. В целях формирования единообразной практики судов общей юрисдикции в толковании и применении норм материального права в части порядка внеочередного предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договорам социального найма обращаем внимание, что в решениях Кировского районного суда от 17.02.2006г. по делу по иску Бурлаковой О.Б., от 22. 09.2006г. по делу по иску Филиминовой А.А., от 02.02.2006г. по делу по иску Маляренко Е.Ю., от 06.03.2007г. по делу по иску Пищерова А.В., Ангарского городского суда от 05.03.2008г. по делу по иску Ильиной Н.С., Шелеховского городского суда от 07.08.2008г. по делу по иску Нетесова Е.Г. указано, что в соответствии с действующим законодательством обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления по месту их жительства. Соответствующая правовая позиция отражена в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации «Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2008, № 10). Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), вступившим в силу с 01.03.2005г., и специальным законом - ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (далее по тексту ФЗ РФ № 159-ФЗ). В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Согласно п. 6 ч.1 ст. 14, ч. 2 ст.50 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, является вопросом местного значения поселения, для решения которого в собственности поселения может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма. В силу ст. 5 ЖК РФ, ст. 4 ФЗ от 29.12.2004г. № 189 - ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов, действующих на территории РФ, законы применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и Федеральному закону от 29.12.2004г. № 189-ФЗ. В случае не соответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ применяются положения ЖК РФ. В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 01.03.2005г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. Из п.2 указанной статьи следует, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части. Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв.м. на одного человека согласно ст. 1 решения Думы г.Иркутска от 05 июля 2005 г. № 004-20-140161/5 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г.Иркутске». Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв.м. на одного человека согласно ст. 1 решения Думы г.Иркутска от 05 июля 2005 г. № 004-20-140161/5 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г.Иркутске». На основании п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Представленные суду документы подтверждают статус Поповой В.В. в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, в качестве каковой истица поставлена на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот, и в силу приведенных выше норм закона, приобрела право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения. Данные обстоятельства ответчиками не оспорены, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, не доверять которым, у суда оснований нет. С учетом изложенных положений ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ЖК РФ Попова В.В., как лицо, относящееся к категории детей-сирот, имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм. Судом установлено, что Попова В.В. родилась - ДД.ММ.ГГГГ. в г. Иркутске, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о рождении №, в качестве родителей указана - мать - М.Л.З., отец - П.В.П., что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о рождении. Согласно свидетельства о смерти - П.В.П. умер -ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о смерти серии 1-СТ № от ДД.ММ.ГГГГ Из представленной в материалы дела выписки из решения Октябрьского районного суда г.Иркутска от 05.01.2001г., вступившего в законную силу - 15.01.2001г. следует, что указанным решением суда М.Л.З. признана безвестно отсутствующей. Согласно представленного в материалы дела Распоряжения председателя Комитета по управлению Ленинским округом Администрации г.Иркутска от 04.12.2000г. №059-02-2210/0 «Об установлении опеки», по результатам рассмотрения представленного отделом опеки и попечительства Комитета по управлению Ленинским округом администрации г.Иркутска материала, было принято решение - установить опеку над несовершеннолетней Поповой В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родители которой мать- М.Л.З. - местонахождение не известно; отец -П.В.П. - умер ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ). Опекуном Поповой В.В. назначить сестру - М.О.В. - ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающую по адресу: <адрес>. Несовершеннолетняя Попова В.В. ценного имущества и государственной жилой площади не имеет. Из представленного в материалы дела удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что М.О.В. является опекуном несовершеннолетней Поповой В.В. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании Распоряжения председателя Комитета по управлению Ленинским округом Администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №. Указное удостоверение действительно по ДД.ММ.ГГГГ Из представленного в материалы дела Распоряжения Комитета по управлению Октябрьским округом Администрации г.Иркутска за « № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам рассмотрения заявления М.О.В. о назначении попечителем несовершенолетеней Поповой В.В., принято решение назначить М.О.В. попечителем над несовершенолетеней Поповой В.В. Также в материалы дела представлено удостоверение № выданное Комитетом по управлению Октябрьским округом Администрации г.Иркутска, в котором указано, что М.О.В. является опекуном несовершеннолетней Поповой В.В. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании распоряжения председателя Комитета по управлению Октябрьским округом Администрации г.Иркутска № от ДД.ММ.ГГГГ Указное удостоверение действительно по ДД.ММ.ГГГГ Судом установлено, что Попова В.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ № очереди № (ответ Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №). На основании Распоряжения мэра г.Иркутска от 22.04.2005г. №031-10-438/5 «О делегировании полномочий» Администрацией г. Иркутска сформирован единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на льготных основаниях по дате постановки на учет в соответствующих комитетах по управлению округами. Как следует из пояснений представителя Администрации г. Иркутска, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в указанном списке Попова В.В. зарегистрирована под №. Из представленных ответа на запрос из УФРС по Ио от ДД.ММ.ГГГГ № и №, а также справки МУП БТИ г.Иркутска следует, что сведений о принадлежности недвижимого имущества у Поповой В.В., а также в отношении жилого помещения по адресу: <адрес> не имеется. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истица имеет бесспорное право на внеочередное получение от органа местного самоуправления жилого помещения по установленным социальным нормам, согласно единому списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Таким образом, решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, и предоставления жилых помещений действующим законодательством возложены на органы местного самоуправления. Действующим жилищным законодательством, а также специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, обязанность по представлению детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина. Решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, и предоставления жилых помещений действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления. Действующим жилищным законодательством РФ, а также специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, обязанность по представлению детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина и не противоречит положениям ст. ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Правовой статус Правительства Иркутской области устанавливает Федеральный закон от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Уставом Иркутской области. Согласно п.4 ст.1 Федерального закона № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ устанавливаются Конституцией РФ, вышеуказанным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в названный Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты. Следовательно, Правительство Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области специальной компетенции. В силу ст. 64 Устава Иркутской области - Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом коллегиальных и единоначальных формах. В состав Правительства Иркутской области по должности входят: Губернатор Иркутской области, первые заместители Председателя Правительства Иркутской области, заместители Губернатора Иркутской области, заместители Председателя Правительства Иркутской области, министры Иркутской области. Пунктом 2 ст. 26.11 ФЗ № 184-ФЗ, устанавливающим перечень имущества, которое может находиться в собственности субъекта РФ для осуществления полномочий, установленных п. 2 ст.и 26.3 ФЗ № 184-ФЗ, жилых помещений жилищного фонда социального использования для детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрено. Согласно подпункту «н» п. 2 ст. 26.11 в собственности субъекта РФ может находиться лишь имущество (в том числе жилые помещения) для социального и медицинского обслуживания указанной категории граждан Из указанного выше следует, что полномочий Правительства Иркутской области в части предоставления жилых помещений детям-сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей и заключения с ними договора социального найма жилого помещения нет. Не может являться основанием для отказа в иске Поповой В.В. - отсутствие финансирования муниципального образования средствами из федерального бюджета для реализации соответствующих положений закона. Разрешение требования о предоставлении жилой площади указанными выше нормативными актами не ставится в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет. Ссылка Администрации г.Иркутска на Определение Конституционного суда РФ от 05.02.2009г. №250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не может быть принята судом как доказательство освобождения муниципального образования от обеспечения указанной категории граждан и предоставления им жилых помещений, поскольку в силу требований ЖК РФ на органы государственной власти субъекта РФ не может быть возложена обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам по договорам социального найма. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения. В судебном заседании право истца на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке ответчиком не оспаривается. Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования, направленные к администрации г.Иркутска, подлежащими удовлетворению, в части удовлетворения требований к Правительству Иркутской области по мнению суда необходимо отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Поповой В.В. к Администрации г.Иркутска о возложении обязанности предоставить жилое помещение - удовлетворить. Обязать Администрацию г.Иркутска предоставить Поповой В.В. жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г.Иркутска, находящееся в черте г.Иркутска, общей площадью не менее 15 кв.м. В удовлетворении требований к Правительству Иркутской области об обязании предоставить жилое помещение - отказать. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения. Судья А.М. Тимофеева Мотивированный текст решения изготовлен 22.03.2010. Судья: <данные изъяты>