о признании права на получение государственного жилищного сертификата для получения жилищной субсидии на состав семьи из пяти человек, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат на получение жилищной субсидии на приобретение жилья



Р Е Ш Е Н И ЕИменем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2010 года                                                                                                    г.Иркутск

Кировский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.М., при секретаре Алексеенко М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-220/2010 по иску Ляховецкой В.А. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата для получения жилищной субсидии на состав семьи из пяти человек, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат на получение жилищной субсидии на приобретение жилья на состав семьи из пяти человек в установленном законом порядке,

              У С Т А Н О В И Л:

Ляховецкая В.А. обратились в суд с исковым заявлением к Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию по г. Усть-Куту и Усть-Кутскому району о признании права на получение государственного жилищного сертификата (далее ГЖС) указав, что 29.06.2006г. она, изъявив желание участвовать в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 г.г. в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002г. № 125-ФЗ подала в Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию по г. Усть-Куту и Усть-Кутскому району заявление . ДД.ММ.ГГГГ ею подано заявление в Управление социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию по г. Усть-Куту и Усть-Кутскому району о подтверждении в участии в подпрограмме «Жилище», с учетом увеличения лиц в ее семье для расчета суммы субсидии, т.к. Ляховецкий А.С., Ляховецкий А.С., Ш.А.А. были решениями суда признаны членами ее семьи. Однако ей было отказано в получении ГЖС в 2009г., о чем ее известило Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию по г. Усть-Куту и Усть-Кутскому району письмом от ДД.ММ.ГГГГ за . В данном письме указаны действия, совершенные ею и членами ее семьи во время участия в подпрограмме «Жилище», которые по мнению Министерства являются нарушениями действующих норм подпрограммы, а именно, что ею продана однокомнатная квартира, в то время как на период участия в подпрограмме она приобрела двухкомнатную квартиру, в отношении которой составлено обязательство о сдаче жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ; что Ш.А.А., признанная членом ее семьи в судебном порядке, продала однокомнатную квартиру, принадлежащую ей на праве о наследстве по закону; что Ляховецкий А.С. и Ляховецкий А.С., признанные членами ее семьи в судебном порядке, на момент включения в подпрограмму (07.04.2008г.) имели право на получение в собственность доли жилого помещения, но 05.11.2008г. отказались от участия в приватизации, что по мнению ответчика, явилось намеренным ухудшением жилищных условий.

Истица указала, что представленный ею пакет документов для получения сертификата в Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию по г. Усть-Куту и Усть-Кутскому району соответствует п. 44 Постановления Правительства РФ № 153. Считает отказ в выдаче ГЖС по вышеуказанным основаниям незаконным. Просит суд признать за ней право на получение ГЖС в соответствии с ФЗ № 125-ФЗ от 25.10.2002г. и Постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г.

Определением Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 26.05.2009г. произведена замена ненадлежащего ответчика Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию по г. Усть-Куту и Усть-Кутскому району на надлежащего ответчика - Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

В дальнейшем истица уточнила и изменила заявленные исковые требования, просит суд признать за нею право на получение государственного жилищного сертификата для получения жилищной субсидии на состав семьи из пяти человек, возложить на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обязанность выдать государственный жилищный сертификат на получение жилищной субсидии на приобретение жилья на состав семьи из пяти человек в установленном законом порядке.

В судебном заседании представитель ответчика - Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - Ахтареев А.Р., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал, суду пояснил, выдача государственного жилищного сертификата обусловлена обязанностью граждан, имеющих в собственности жилье, но нуждающихся в улучшении жилищных условий, передать принадлежащее им жилое помещение органу государственной власти или органу местного самоуправления, при этом в соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ № 125-ФЗ жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. № 153 предусмотрено, что участие в подпрограмме является добровольным, участвовать в ней могут граждане, изъявившие такое желание, путем подачи соответствующего заявления в исполнительные органы государственной власти области. Таким образом, изъявив желание участвовать в подпрограмме, граждане соглашаются со всеми ее условиями, в том числе с условиями предусматривающими обязанность участника подпрограммы о безвозмездной передаче принадлежащих им на праве собственности жилых помещений свободных от обязательств.Истица, являясь участником подпрограммы произвела отчуждение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГЧлен семьи участника подпрограммы Ш.А.А., произвела отчуждение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, согласно договору купли-продажи от 26.09. 2009г.При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ полагает, что выдача государственного жилищного сертификата Ляховецкой В.А. повлечет нецелевое расходование средств федерального бюджета направленных на реализацию прав граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Третьи лица на стороне истца - Шматок Е.Н., действующая в своих интересах и интересах несовершенолетеней Ш.А.А., Ляховецкий А.С., Ляховецкий А.С., надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, уважительностью причин неявки суд в известность не поставили, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства в их совокупности суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 ФЗ РФ от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Данный закон, в силу его преамбулы, распространяется не только на выезжающих граждан, но и на граждан, выехавших из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992 г.

В соответствии со ст. 3 указанного ФЗ РФ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим ФЗ РФ, и определение размера жилищных субсидий осуществляется по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии со ст. 6 указанного ФЗ условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Исполнение обязательства о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения осуществляется в двухмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет предоставленной ему жилищной субсидии. Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли - продажи.

Судом установлено, что Ляховецкая В.А. постановлена на учет в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002г. с 24.11.1997г.

Порядок выпуска и реализации сертификатов определяется Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г. утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы ( далее по тексту- Правила).

В п. 5 указанных Правил определены категории граждан, имеющих право на участие в Подпрограмме: в частности, согласно подпункта «з» к ним отнесены граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах РФ или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992г.

29.06.2006г. Ляховецкая В.А. обратилась с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Как следует из представленного в материалы дела - учетного дела истицы Ляховецкой В.А. - дата постановки на учет по ФЗ от 25.10.2002г. № 125-ФЗ - 24.11.1997г.; дата постановки по постановлению Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г. - 29.06.2006г.

В соответствии с п. 51-52 Положения о Министерстве социального развития, опеки и попечительства, Министерство осуществляет регистрацию и учет граждан РФ, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Выдает государственные жилищные сертификаты: гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Наличие права истца на получение субсидии на приобретение жилья согласно действующему законодательству, а также наличие необходимого стажа работы ответчиком не оспаривается и подтверждено представленным учетным делом истца.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что Ляховецкая В.А. состоит на учете граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010г. по Иркутской области, снятии ее с учета не производилось.

Из представленного в материалы дела Сводного списка граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010г. по Иркутской области следует, что Ляховецкая В.А. с составом семьи из 5 человек включена в указанный Сводный список с первоначальной даты постановки на учет с 24.11.1997г. - номер ее очереди 79.

Как следует из заявления (рапорта) Ляховецкой В.А. от 29.06.2006г. о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г., Ляховецкая В.А. ознакомлена с условиями участия в подпрограмме, в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящего в ее собственности или в общей долевой собственности членов ее семьи, в государственную или муниципальную собственность, которые обязуется выполнять.

Из заявления (рапорта) Ляховецкой В.А. от 17.10.2008г. следует, что она просит выдать ей ГЖС для приобретения жилого помещения в Иркутской области на состав семьи из 5 человек, согласна на исключение ее из очереди на улучшение жилищных условий после приобретения жилого помещения с использованием средств субсидии, с условиями получения и использования ГЖС ознакомлена и обязуется их выполнять.

В материалах учетного дела Ляховецкой В.А. имеется обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения.

В судебном заседании истица не отрицала, что являясь участником подпрограммы произвела отчуждение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ а также, что член ее семьи Ш.А.А. произвела отчуждение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, согласно договору купли-продажи от 26.09. 2009г.

Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что в связи с отчуждением жилых помещений, Ляховецкой В.А. не может быть предоставлен ГЖС в связи со следующим.

Как указывалось выше, в соответствии со ст. 6 ФЗ № 125-ФЗ гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли - продажи.

В соответствии с п. 15 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 153 при расчете размера социальной выплаты для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, учитываются средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья в субъекте Российской Федерации, избранном гражданином - участником подпрограммы для постоянного проживания (регионе вселения), и норматив предоставления жилищных субсидий, установленный статьей 5 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Размер социальной выплаты в отношении указанной категории граждан, продавших жилое помещение, принадлежавшее им на праве собственности, уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи этого жилого помещения.

Таким образом, учитывая, что Ляховецкая В.А. с составом семьи из 5 человек состоит в списке граждан получателей ГЖС, в установленном законом порядке не снята с указанного учета, ее право на получение ГЖС не оспорено в судебном заседании, ею дано обязательство о сдаче (передаче) принадлежащего на праве собственности жилого помещения, суд приходит к выводу, что истице не может быть отказано в предоставлении ГЖС.

При рассмотрении вопроса о выделении ГЖС Ляховецкой В.А. Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области следует руководствоваться вышеуказанными нормами действующего законодательства.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Разрешая настоящее дело, суд исходит из того, что возникшие между сторонами правоотношения относятся к социальному обеспечению, которое в силу ч.1 ст. 72 Конституции РФ относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ. В этих правоотношениях отсутствует равенство сторон, в связи с чем права граждан подлежат особой защите, какое-либо злоупотребление правом со стороны государственных органов является недопустимым.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании права на получение государственного жилищного сертификата для получения жилищной субсидии на состав семьи из пяти человек, возложении на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обязанность выдать государственный жилищный сертификат на получение жилищной субсидии на приобретение жилья на состав семьи из пяти человек в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ляховецкой В.А. - удовлетворить.

Признать за Ляховецкой В.А. право на получение государственного жилищного сертификата для получения жилищной субсидии на состав семьи из пяти человек.

Возложить на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обязанность выдать Ляховецкой В.А. государственный жилищный сертификат на получение жилищной субсидии на приобретение жилья на состав семьи из пяти человек в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Судья                                                                                                             Тимофеева А.М.

Мотивированный текст решения изготовлен 06.07.2010г. Судья:

<данные изъяты>