о взыскании за счет казны Иркутской области убытков, расходов по оплате государственной пошлины, компенсации морального вреда



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 августа 2010 года.                           г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Левошко А.Н., при секретаре Ивановой С.Н.,

с участием истца Азимова А.Г., представителя ответчика - Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области по доверенности Курбанова А.В., представителя третьего лица - Главного управления МЧС России по Иркутской области по доверенности Афанасьевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1702/2010 по иску Азимова А.Г. к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области о взыскании за счет казны Иркутской области убытков, расходов по оплате государственной пошлины, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Азимов А.Г. обратился в суд с иском к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области, требуя взыскать с ответчика за счет казны Иркутской области убытки в размере 117 017 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 740 рублей, компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.

В обоснование требований указал, что решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 25.04.2006г. с Отряда государственной противопожарной службы УГПС МЧС РФ, Зверева Т.Э. солидарно в его пользу взыскан материальный ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, в размере 117 017 рублей. В 2004 году УГПС МЧС России по Иркутской области реорганизовано в форме присоединения к Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Иркутской области (далее - ГУ ГО и ЧС Иркутской области). Распоряжением Администрации Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об упразднении ГУ ГО и ЧС Иркутской области, утвержден состав ликвидационной комиссии. Истец был включен в качестве кредитора в промежуточный ликвидационный баланс. Однако ДД.ММ.ГГГГ Министерством финансов Иркутской области ему сообщено, что задолженность не может быть погашена, так как ГУ ГО и ЧС Иркутской области ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, отсутствует судебное решение, подтверждающее правопреемство от ОГПС УГПС МЧС РФ к ГУ ГО и ЧС Иркутской области. В результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти Иркутской области истцу были причинены убытки в сумме 117 017 рублей.

Определением суда от 04.06.2010г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Главное управление МЧС России по Иркутской области.

В судебном заседании истец Азимов А.Г. исковые требования поддержал в полном объеме и по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области по доверенности Курбанов А.В. исковые требования полагал не подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что в силу п.3 ст.158 БК РФ взыскание должно быть произведено с главного распорядителя средств областного бюджета по ведомственной принадлежности - Министерства имущественных отношений Иркутской области,

Согласно ст.63 ГК РФ следует, что в данной норме речь идет об удовлетворении требований кредиторов ликвидируемого (то есть находящегося в процессе ликвидации), а не ликвидированного учреждения. В случае предъявления кредитором требования к ликвидируемому юридическому лицу (учреждению) собственник имущества последнего несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения. При непредъявлении кредитором соответствующего требования к учреждению, находящемуся в процессе ликвидации, он лишается права на предъявление требования к субсидиарному должнику.

Из материалов гражданского дела следует, что истец соответствующее требование в процессе ликвидации учреждения не заявлял, следовательно, он утратил право на взыскание задолженности с собственника имущества учреждения по не заявленным им в процессе ликвидации требованиям. В связи с этим в силу ст.419 ГК РФ обязательство учреждения прекратилось с момента его ликвидации.

Кроме того, истцом не представлено доказательств причинения ему морального вреда действиями (бездействием) ответчика.

Поэтому исковые требования к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области удовлетворению не подлежат.

Участвующая в судебном заседании представитель третьего лица - Главного управления МЧС России по Иркутской области по доверенности Афанасьева А.С. полагала заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав представленные суду письменные доказательства, материалы гражданского дела № 2-311/06, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.п.1, 2 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст.16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу п.п.1, 2 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

На основании ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Из ст.1071 ГК РФ следует, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

В соответствии с действовавшим в рассматриваемый период Положением о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Иркутской области, утвержденным постановлением Губернатора Иркутской области от 30.09.2003г. № 546, Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Иркутской области является органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создается и функционирует при администрации Иркутской области в целях реализации на территории Иркутской области единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности (п.2).

Главное управление по делам ГО и ЧС Иркутской области в пределах своих полномочий осуществляет руководство деятельностью дислоцированных на территории области органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах местного самоуправления, подразделений Государственной противопожарной службы, а также поисково-спасательных служб, за исключением непосредственно подчиненных Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе специальных подразделений ГПС и их органов управления (п.3).

Кроме того, п.1 Положения о министерстве финансов Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008г. № 120-пп «О министерстве финансов Иркутской области», Министерство финансов Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление областными финансами, составление проекта областного бюджета, организацию и исполнение областного бюджета, обеспечение управления областным государственным долгом, казначейское исполнение областного бюджета, а также осуществляющим финансовый контроль в установленной сфере деятельности.

В судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу заочным решением Октябрьского районного суда г.Иркутска от 25.04.2006г. исковые требования Азимова А.Г. к Звереву Т.Э., Отряду государственной противопожарной службы УГПС МЧС РФ о возмещении ущерба удовлетворены частично. В пользу Азимова А.Г. солидарно со Зверева Т.Э., Отряда государственной противопожарной службы УГПС МЧС РФ взысканы в возмещение ущерба, убытки и судебные расходы в сумме 117 017 рублей. Со Зверева Т.Э. в пользу Азимова А.Г. взыскана компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей. В иске о взыскании компенсации морального вреда в сумме 5 000 рублей и убытков по день вынесения решения судом Азимову А.Г. отказано.

В соответствии с Уставом Государственного учреждения «Отряд государственной противопожарной службы Управления Государственной противопожарной службы МЧС России Иркутской области» (ОГПС УГПС МЧС России Иркутской области), оно является государственным бюджетным учреждением. Учредителем ОГПС УГПС МЧС России Иркутской области является УГПС МЧС России Иркутской области. ОГПС УГПС МЧС России Иркутской области - оперативное структурное подразделение УГПС МЧС России по Иркутской области (п.1 Устава).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.07.2010г. УГПС МЧС России Иркутской области 15.12.2004г. прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Иркутской области.

В соответствии с письмом первого заместителя Главы администрации Иркутской области, председателя ликвидационной комиссии Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Иркутской области Ю.В. Параничева от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Октябрьского районного суда г.Иркутска от 25.04.2006г. Азимов А.Г. включен в реестр кредиторов Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Иркутской области. Процесс ликвидации Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Иркутской области продолжается. Кредиторская задолженность будет выплачена в порядке очередности, установленной ст.64 ГК РФ.

Факт нахождения кредиторской задолженности перед Азимовым А.Г. в сумме 117 017 рублей в реестре кредиторов Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Иркутской области подтверждено письмом председателя ликвидационной комиссии Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Иркутской области Ю.А. Гуртового от ДД.ММ.ГГГГ /и.

Вместе с тем, в письме заместителя Губернатора Иркутской области, председателя ликвидационной комиссии Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Иркутской области Ю.А. Гуртового от ДД.ММ.ГГГГ указано, что поскольку Главное управление МЧС России по Иркутской области является правопреемником ОГПС № 14 УГПС МЧС России, представленные истцом документы направлены в адрес Главного управления МЧС России по Иркутской области для принятия мер по погашению задолженности.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.07.2010г. Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Иркутской области 30.10.2009г. прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

На основании изложенного, поскольку Государственное учреждение «Отряд государственной противопожарной службы № 14 Управления Государственной противопожарной службы МЧС России Иркутской области» являлось оперативным структурным подразделением УГПС МЧС России по Иркутской области, само УГПС МЧС России по Иркутской области прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Иркутской области, правопреемником обязательств Государственного учреждения «Отряд государственной противопожарной службы № 14 Управления Государственной противопожарной службы МЧС России Иркутской области» перед Азимовым А.Г., определенных заочным решением Октябрьского районного суда г.Иркутска от 25.04.2006г., являлось Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Иркутской области, а не Главное управление МЧС России по Иркутской области.

Таким образом, незаконные действия Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Иркутской области в лице председателя ликвидационной комиссии Ю.А. Гуртового, по исключению требований Азимова А.Г., определенных вступившим в законную силу заочным решением Октябрьского районного суда г.Иркутска от 25.04.2006г., из реестра кредиторов и направлению представленных истцом документов в адрес Главного управления МЧС России по Иркутской области для принятия мер по погашению задолженности, находятся в причинно-следственной связи с фактом неисполнения указанного судебного постановления надлежащим лицом, что привело к невозможности получения истцом в возмещение ущерба, убытков и судебных расходов в сумме 117 017 рублей по причине ликвидации правопреемника должника.

С учетом изложенного, поскольку Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Иркутской области в силу положений постановления Губернатора Иркутской области от 30.09.2003г. № 546 являлось органом государственной власти Иркутской области, причиненные истцу его действиями убытки (вред) на основании ст.ст.15, 16, 1064, 1069, 1071 ГК РФ подлежат возмещению за счет казны Иркутской области, от имени которой выступает Министерство финансов Иркутской области.

Доводы представителя ответчика в судебном заседании о том, что в силу п.3 ст.158 БК РФ взыскание должно быть произведено с главного распорядителя средств областного бюджета по ведомственной принадлежности - Министерства имущественных отношений Иркутской области, суд находит несостоятельными, поскольку Бюджетным кодексом РФ регулируются правоотношения между субъектами этих правоотношений в процессе составления проектов бюджетов, их утверждения, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней (ст.1 БК РФ). Перечень участников бюджетного процесса приведен в ст.152 БК РФ. Физические лица в этом перечне не указаны, соответственно, они не являются участниками бюджетного процесса, и нормы Бюджетного кодекса РФ к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, не применимы. Более того, суд учитывает, что Законом Иркутской области от 18.12.2009г. № 100/66-оз «Об областном бюджете на 2010 год», действующим на момент рассмотрения настоящего гражданского дела, не определен главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Иркутской области о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Иркутской области, его должностных лиц.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования Азимова А.Г. о взыскании с Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области убытков в размере 117 017 рублей являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

На основании ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу п.2 ст.1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

С учетом изложенного, поскольку законом не предусмотрена компенсация морального вреда при обстоятельствах, установленных при рассмотрении настоящего гражданского дела (нарушение имущественных прав Азимова А.Г. незаконными действиями (бездействием) Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Иркутской области, его должностных лиц), суд приходит к выводу о том, что исковые требования о взыскании с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей являются незаконными, удовлетворению не подлежащими.

На основании ч.1 ст.98 ГПК РФ с Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области подлежат взысканию понесенные истцом расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 540 рублей, определенные пропорционально доле удовлетворенных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Азимова А.Г. - удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу Азимова А.Г. убытки в размере 117 017 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 540 рублей.

Исковые требования Азимова А.Г. о взыскании с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                                          А.Н. Левошко

Мотивированный текст решения изготовлен 05.10.2010г.

Судья                                                                                         А.Н. Левошко