об обязании назначить на вакантную должность государственной гражданской службы Иркутской области



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2010г.         г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего- судьи Александровой М.А.,

при секретере Хажаковой Я.В..,

с участием истца Минченко П.А.,

представителя ответчика по доверенности Загоскина В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2311 / 2010 по иску     Минченко П. А. к Службе по охране и использованию животного мира Иркутской области об обязании назначить Минченко П. А. на вакантную должность государственной гражданской службы Иркутской области - старшего государственного инспектора отдела охраны и использования животного мира и среды их обитания Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области с 15.04.2010 г.,                                      

УСТАНОВИЛ:

В Кировский районный суд г. Иркутска обратился Минченко П. А. с иском к Службе по охране и использованию животного мира Иркутской области об обязании назначить в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 22, ч. 7 ст. 64 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» на вакантную должность государственной гражданской службы Иркутской области - старшего государственного инспектора отдела охраны и использования животного мира и среды их обитания службы по охране и использованию животного мира Иркутской области с 15.04.2010г.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что он занимает должность государственной гражданской службы - государственного инспектора отдела охраны и использования животного мира и среды их обитания службы по охране и использованию животного мира Иркутской области с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа руководителя Службы от ДД.ММ.ГГГГ спр-к. ДД.ММ.ГГГГ в службе по охране и использованию животного мира Иркутской области состоялся конкурс на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Иркутской области и (или) включении в кадровый резерв. По результатам индивидуального собеседования с кандидатами на замещение вакантной должности - старшего государственного инспектора отдела охраны и использования животного мира и среды их обитания Службы, конкурсной комиссией было принято решение о включении его в кадровый резерв. О чем он был уведомлен письмом от ДД.ММ.ГГГГ . Приказом руководителя Службы от ДД.ММ.ГГГГ спр-к он был официально включен с ДД.ММ.ГГГГ в кадровый резерв Службы для замещения должности государственной гражданской службы Иркутской области старшего госинспектора. ДД.ММ.ГГГГ утверждено новое штатное расписание Службы, в котором появилась вакантная должность - старшего госинспектора. 15.04.2010г. руководителем Службы Николаевым А. Б. подписано его заявление о назначении на эту должность. Однако когда было подготовлено распоряжение о назначении его на указанную должность, руководитель Службы отказался подписывать его, мотивируя тем, что на эту должность будет назначен другой человек, не состоящий в кадровом резерве. Считает, действие работодателя неправомерным, поскольку в соответствии с ч. 7 ст. 64 ФЗ «О государственной гражданской службе» вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. При отказе гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, от предложенной должности вакантная должность замещается по конкурсу в соответствии со ст. 22 ФЗ. Он отказа от замещения вакантной должности не давал. В общественно-политической газете «Областная» от 23.04.2010г. 44 (618) опубликовано объявление о приеме документов для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей в Службе. Конкурс на замещение должности старшего госинспектора не объявлялся, т. е данная должность остается вакантной. Считает, что действия представителя нанимателя - руководителя Службы как должностного лица органа государственной власти, в части неправомерного отказа о назначении его на должность старшего госинспектора, повлекли нарушение его права должностного роста на конкурсной основе, предусмотренного ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ». Просил суд обязать представителя нанимателя - руководителя службы по охране и использование животного мира Иркутской области назначить его в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 22, ч. 7 ст. 64 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» на вакантную должность государственной гражданской службы Иркутской области - старшего государственного инспектора отдела охраны и использования животного мира и среды их обитания службы по охране и использованию животного мира Иркутской области с 15.04.2010г.

В судебном заседании истец Минченко П. А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика по доверенности Загоскин В. А., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования не признал, суду пояснил, что согласно статьи 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (далее - ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи, конкурс может не проводиться при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. Однако, ни до ДД.ММ.ГГГГ, ни позже конкурс по формированию кадрового резерва в Службе по охране и использованию животного мира Иркутской области (далее - Служба), в установленном порядке не проводился. Доводы истца о том, что он включен в кадровый резерв Службы на основании решения конкурсной комиссии согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ безосновательны, поскольку на указанную выше дату в Службе проводился конкурс на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Иркутской области, о чем свидетельствует соответствующее Объявление, опубликованное в установленном порядке в газете «Областная» от 17.06.2009 года № 66 (491). Какой-либо информации (сведений) о том, что в Службе будет проведен конкурс по формированию кадрового резерва ни в данном объявлении, ни в каком ином, не содержится. Кроме того, полагал, что конкурс на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Иркутской области, состоявшийся в Службе ДД.ММ.ГГГГ, проведен с грубыми нарушениями требований статьи 22, части 4 статьи 64 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также пунктов 2 и 17 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 112, так как на дату проведения конкурса должность старшего государственного инспектора отдела охраны и использования животного мира и среды их обитания Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области не была вакантной - данную должность с декабря 2008 года замещал и замещает в настоящее время иной гражданин - Иринцеев А.Ф.Более того, принятие решения о публикации объявления (извещения) о приеме документов для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, а также проведение самого конкурса ДД.ММ.ГГГГ в Службе осуществлены не уполномоченным на то лицом, а именно заместителем руководителя Службы - начальником структурного подразделения государственного органа, поскольку на дату публикации объявления о приемке документов и на дату проведения самого конкурса в Службе отсутствовал руководитель, назначенный на данную должность в установленном порядке. В комиссию, рассматривавшею конкурсную документацию ДД.ММ.ГГГГ не были включены представители государственного органа Иркутской области по управлению государственной службой, а также представители научных или образовательных учреждений, других организаций, обязательные в данном случае как независимые эксперты, число которых должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов экспертной комиссии.Также не соответствует действительности утверждение истца о том, что конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы - старшего государственного инспектора Службой не объявлялся и она является вакантной. Так в газете «Областная» от 24.05.2010 года № 57 (631) опубликовано объявление о приеме документов для участия в конкурсе на замещение должностей государственной гражданской службы Иркутской области - старшего государственного инспектора отдела охраны и использования животного мира и среды их обитания Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области. В соответствии с частью 7 статьи 64 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» принятие решения о замещении вакантной должности гражданской службы гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, является правом представителя нанимателя, а не его обязанностью и обусловлено это право необходимостью подбора кандидатов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы с высокими профессиональными качествами и компетентностью гражданских служащих.Таким образом, полагал, что решение руководителя Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области о замещении вакантной должности государственной гражданской службы - старшего государственного инспектора на конкурсной основе является обоснованным и в полной мере соответствует требованиям статьи 22 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также направлено на соблюдение принципов гражданской службы, предусмотренных статье 4 указанного Закона, а именно:приоритет прав и свобод человека и гражданина;единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.С учетом изложенного, представитель ответчика просил суд в удовлетворении заявленных исковых требований Минченко П. А. отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Минченко П.А. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004г. № 79-ФЗ государственная гражданская служба Российской Федерации - это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Регламентируя поступление на государственную гражданскую службу и ее прохождение, Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает единый для федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации порядок замещения должностей - по результатам конкурса, а также предусматривает исключения из этого общего правила. Как следует из статьи 22 названного Федерального закона, конкурс на замещение должности гражданской службы, для проведения которого образуется конкурсная комиссия, заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должностей гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности. Конкурсный порядок замещения должности, с одной стороны, позволяет расширить круг претендентов на эту должность, выбрать наиболее способных и подготовленных, а с другой - минимизирует субъективность в оценке конкретного лица, поскольку конкурсная комиссия, в состав которой помимо представителей работодателя входят представители научных и образовательных учреждений, формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, могущих повлиять на принимаемые ею решения.

Таким образом, по своей юридической природе и предназначению в правовой системе Российской Федерации институт конкурсного подбора для замещения должностей государственной службы, будучи демократической гарантией конституционного права на доступ к государственной службе, позволяет в большей степени обеспечить реализацию принципов равенства (равенства возможностей) и справедливости в осуществлении данного права.

Вместе с тем, вводя конкурсный порядок подбора кадров в качестве общего правила, федеральный законодатель вправе - с учетом соответствующих правомерных целей и необходимости поддержания баланса законных интересов, связанных с организацией и функционированием государственной службы, - предусматривать исключения из этого общего правила, определяя случаи, в которых конкурс на замещение должностей государственной службы не проводится.

Так, в силу п. 5 ч. 2 указанной статьи конкурс не проводится при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Согласно ст. 64 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» с учетом Сводного реестра государственных гражданских служащих Российской Федерации и поступивших заявлений гражданских служащих (граждан) формируются на конкурсной основе для замещения должностей гражданской службы федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации.

Кадровый резерв формируется для замещения:

1) вакантной должности гражданской службы в государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;

2) вакантной должности гражданской службы в другом государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;

3) должности гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой гражданского служащего осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

Включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса в порядке, предусмотренном статьей 22 Федерального закона.

Вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. При отказе гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, от предложенной должности вакантная должность замещается по конкурсу в соответствии со статьей 22 Федерального закона.

Судом установлено, что приказом -спр-к от ДД.ММ.ГГГГ Минченко П. А. был назначен на должность государственного инспектора отдела охраны и использования животного мира и среды их обитания.

Согласно представленному суду протокола от ДД.ММ.ГГГГ конкурсной комиссией был проведен конкурс на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Иркутской области и (или) включении в кадровый резерв в службы по охране и использованию животного мира Иркутской области, по результатам которого Минченко П. А. был включен в кадровый резерв службы по охране и использованию животного мира Иркутской области.

Из штатного расписания Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ судом установлено, что на должность старшего государственного инспектора в отделе охраны и использования животного мира и среды их обитания выделено 2 штатные единицы.     

Из представленной в материалы дела газеты «Областная» от 24.05.2010г. № 57(631) усматривается, что объявлен конкурс на замещение должности старшего государственного инспектора отдела охраны и использования животного мира и среды их обитания.

Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств, суд усматривает, что для замещения должности старшего государственного инспектора отдела охраны и использования животного мира и среды их обитания представителем нанимателя объявлен конкурс, что соответствует ст. 22 ФЗ «О государственной гражданской службы РФ».

Из возражений сторон и представленных документов судом установлено, что представитель нанимателя не счел возможным замещение должности старшего государственного инспектора отдела охраны и использования животного мира и среды их обитания Минченко П. А., состоящим в кадровом резерве.

По мнению истца, представитель нанимателя обязан назначить его на вакантную должность, по которой он состоит а кадровом резерве, без проведения конкурса. Суд не может согласиться с таким толкованием закона, т.к. из смысла ст.ст. 22, 64 ФЗ «О Государственной гражданской службы РФ», по мнению суда, не следует, что представитель нанимателя лишен право объявления конкурса на должность, если кто-либо из претендентов на эту должность состоит в кадровом резерве. Представитель нанимателя вправе самостоятельно осуществлять подбор кадров и решить вопрос о необходимости объявления конкурса на замещение вакантной должности или назначения на указанную должность лица, состоящего в кадровом резерве. И только в случае, если представитель нанимателя примет решение о назначении на вакантную должность лица, состоящего в кадровом резерве, конкурс на замещение должности не проводится, что также будет соответствовать порядку поступления на государственную гражданскую службу, предусмотренному ст. 22 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Из анализа ст. 22 ФЗ усматривается, что конкурс не проводится при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. Вместе с тем. Из указанной статьи не следует, что при наличии кадрового резерва, назначение на должность производится исключительно из числа лиц, состоящих в кадровом резерве, без проведения конкурса. По мнению суда, истец неверно толкует ст. 22, 64 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Ссылка истца на то, что неправомерный отказ представителя нанимателя о назначении его на должность старшего госинспектора, повлек нарушение его права должностного роста на конкурсной основе, суд считает несостоятельной. В соответствии с частью 7 статьи 64 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» принятие решения о замещении вакантной должности гражданской службы гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, является правом представителя нанимателя, а не его обязанностью и обусловлено это право необходимостью подбора кандидатов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы с высокими профессиональными качествами и компетентностью. Указанное обстоятельство не лишает возможности истца участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Минченко П. А. к Службе по охране и использованию животного мира Иркутской области об обязании назначить в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 22, ч. 7 ст. 64 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» на вакантную должность государственной гражданской службы Иркутской области - старшего государственного инспектора отдела охраны и использования животного мира и среды их обитания службы по охране и использованию животного мира Иркутской области с 15.04.2010г.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Минченко П. А. к Службе по охране и использованию животного мира Иркутской области об обязании назначить Минченко П. А. на вакантную должность государственной гражданской службы Иркутской области - старшего государственного инспектора отдела охраны и использования животного мира и среды их обитания Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области с 15.04.2010 г. - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.                                              

Судья           М. А. Александрова

Мотивированный текст решения изготовлен 16.06.2010г.

Судья                                                                                          М.А. Александрова