о признании незаконным и отмене предписания



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2010 г. Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Мачульской Е.Н.,

при секретаре Кучеровой А.В.,

с участием представителя заявителя - Банка ВТБ (открытое акционерное общество) - Долгова А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1797/2010 по заявлению Банка ВТБ (открытое акционерное общество) о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора Государственной инспекции труда в Иркутской области Федеральной службы по труду и занятости от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Банк ВТБ (открытое акционерное общество) обратился в суд с заявлением, требуя признать незаконным и отменить в части пункта 1 предписание государственного инспектора (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Иркутской области Федеральной службы по труду и занятости от ДД.ММ.ГГГГ В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Государственной инспекции труда в Иркутской области проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в филиале ОАО Банк ВТБ в г. Иркутске, по окончанию которой составлен акт проверки, управляющему филиала выдано предписание об обязании устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Пунктом 1 предписания на филиал ОАО Банка ВТБ в г. Иркутске возложена обязанность произвести перерасчет и выплату заработной платы И.Д.А., Б.Н.Г., Ж.Л.В., С.А.В., У.И.Е., Ч.О.В., О.И.И., Б.А.М., П.Т.Л., а также всем работникам филиала ОАО Банк ВТБ в г. Иркутске с учетом районного коэффициента в размере 1,3 с зачетом ранее начисленного районного коэффициента в размере 1,2 в срок до ДД.ММ.ГГГГ Данный пункт предписания полагает незаконным, поскольку к заработной плате работников организаций, расположенных в г. Иркутске Иркутской области, в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 г. № 421/26 применяется районный коэффициент в размере 1,20. Правовых оснований для выплаты районного коэффициента в размере 1,30 для работников организаций внебюджетной сферы Иркутской области не имеется. В настоящее время отсутствуют законы или нормативные правовые акты Российской Федерации или СССР, которые бы признавали г. Иркутск местностью, являющейся районом Крайнего Севера, либо приравненной к нему, поэтому на работников, осуществляющих трудовую деятельность в г. Иркутске, не распространяются льготы, установленные для работников районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В судебном заседании представитель заявителя Банка ВТБ (ОАО) Долгов А.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица - Государственной инспекции труда в Иркутской области Федеральной службы по труду и занятости - государственный инспектор труда Ветошкина С.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, обратилась с ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Выслушав представителя заявителя Долгова А.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.

Основные полномочия федеральной инспекции труда закреплены в ст. 356 ТК РФ, в соответствии с п. 1 которой, федеральная инспекция труда, в том числе, осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 5 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Государственную инспекцию труда Иркутской области поступили заявления уволенных работников филиала Банка ВТБ (ОАО) в г. Иркутске: И.Д.А., Б.Н.Г., Ж.Л.В., С.А.В., У.И.Е., Ч.О.В., О.И.И., Б.А.М., П.Т.Л. о нарушении трудовых прав - снижении работодателем районного коэффициента при выплате заработной платы.

С целью подтверждения (не подтверждения) фактов, изложенных в заявлениях от ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжений и.о. заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в пределах полномочий, предусмотренных ст.ст. 353, 356, 357 ТК РФ, государственным инспектором труда В.С.В. проведена внеплановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении филиала ОАО Банк ВТБ в г. Иркутске.

В ходе проверки государственным инспектором труда установлено, что работникам: И.Д.А., Б.Н.Г., Ж.Л.В., С.А.В., У.И.Е., Ч.О.В., О.И.И., Б.А.М., П.Т.Л. начислялся и выплачивался районный коэффициент к заработной плате в размере 20%, что противоречит требованиям Постановления Главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 г. № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области», согласно которому на территории г. Иркутска применяется районный коэффициент в размере 1,3.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки государственным инспектором труда (по правовым вопросам) В.С.В. управляющему филиала ОАО Банк ВТБ в г. Иркутске Макаровой А.А. выдано предписание , пунктом 1 которого на управляющего филиалом возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно:

- устранить нарушение ст. 10 Закона РФ № 4520-1 от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изменениями, внесенными Федеральным законом РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ), п. 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», Постановления главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 г. № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области»: в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести перерасчет и выплату заработной платы И.Д.А., Б.Н.Г., Ж.Л.В., С.А.В., У.И.Е., Ч.О.В., О.И.И., Б.А.М., П.Т.Л., а также в отношении всех работников филиала ОАО Банк ВТБ в г. Иркутске с учетом районного коэффициента в размере 1,3 с зачетом ранее начисленного районного коэффициента в размере 1,2.

Предписание получено управляющим филиалом Макаровой А.А. ДД.ММ.ГГГГ

Проверяя законность и обоснованность оспариваемого пункта 1 предписания государственного инспектора труда, суд не находит законных оснований для признания его незаконным и удовлетворения требований заявителя по следующим основаниям.

В соответствии с п. 4 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В свою очередь пунктом 6 ч. 2 ст. 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В силу п. 4 ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Понятие заработной платы закреплено в ст. 129 ТК РФ, согласно которой заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Частью 2 ст. 146 ТК РФ предусмотрено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.

В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с

особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

На лиц, работающих по найму постоянно или временно, в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях, распространяется действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

В соответствии со ст.10 названного Закона, размер районного коэффициента и

порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Заработная плата с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с настоящей статьей, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме.

Постановлением Совета Министров СССР от 15.10.1969 г. № 823 «О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен» с 01.10.1969 г. введена выплата районного коэффициента к заработной плате в Иркутской области, Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС поручено утвердить размер указанного районного коэффициента и порядок его применения.

Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 г. № 421/26 во исполнение указанного постановления Совета Министров СССР утвержден районный коэффициент 1,20 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области.

Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», облисполкомам предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

В соответствии с Постановлением Совета Министров главой администрации Иркутской области принято постановление № 9 от 28.01.1993 г. «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области», пунктом 1 которого с 01.01.1993 г. установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,3 - на территории городов и районов юга Иркутской области (за исключением г. Ангарска, г. Черемхово и Черемховского района, г. Тулуна и Тулунского района и работников ВСЖД, по которым ранее приняты решения облисполкома и постановления главы администрации).

Пунктом 2 названного постановления предусмотрено, что затраты на выплату установленных коэффициентов осуществляются предприятиями за счет собственных средств, бюджетными организациями за счет соответствующих бюджетов.

Таким образом, в силу норм действующего законодательства на ОАО Банк ВТБ лежит обязанность по начислению и выплате работникам банка заработной платы исходя из районного коэффициента в размере 1,3.

При этом доводы представителя заявителя Долгова А.В. в обоснование заявленных требований о том, что постановлением главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 г. № 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области" установлены повышенные размеры районных коэффициентов и положения данного постановления применяются только к бюджетным организациям, а акционерные общества под действие данного постановления не подпадают, суд находит несостоятельными.

Постановление главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 г. не является актом, устанавливающим более высокий по сравнению с федеральным законодательством уровень трудовых прав и гарантий работников, поскольку данное постановление принято в полном соответствии и во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР № 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", предоставившего исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах установленных актами Российской Федерации и действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

В силу ст. 423 ТК РФ Постановление Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 г. № 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" и принятое в его исполнение главой администрации Иркутской области постановление от 28.01.1993 г. № 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области" являются нормативными правовыми актами трудового законодательства, а районный коэффициент к заработной плате - элементом заработной платы.

В соответствии со ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В связи с чем, в силу ст. 11 ТК РФ положения об установлении районного коэффициента в размере 1,3 постановления главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 г. № 9, являющегося нормативным правовым актом трудового законодательства, распространяют свое действие на всех работодателей без исключения, в том числе и на открытые акционерные общества, которым является Банк ВТБ.

Тот факт, что в трудовых договорах работникам, в том числе и уволенным И.Д.А., Б.Н.Г., Ж.Л.В., С.А.В., У.И.Е., Ч.О.В., О.И.И., Б.А.М., П.Т.Л., филиалом ОАО Банка ВТБ в г. Иркутске установлен районный коэффициент в размере 1,2, а не 1,3, как это предусмотрено постановлением главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 г., стороной заявителя в ходе судебного разбирательства не оспорен и подтверждается материалами проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в Иркутской области.

Таким образом, оспариваемым пунктом 1 предписания на управляющего филиалом ОАО Банк ВТБ в г. Иркутске правомерно возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести перерасчет и выплату заработной платы И.Д.А., Б.Н.Г., Ж.Л.В., С.А.В., У.И.Е., Ч.О.В., О.И.И., Б.А.М., П.Т.Л., а также в отношении всех работников филиала ОАО Банк ВТБ в г. Иркутске с учетом районного коэффициента в размере 1,3 с зачетом ранее начисленного районного коэффициента в размере 1,2.

Каких-либо нарушений норм действующего законодательства при вынесении предписания государственным инспектором труда (по правовым вопросам) В.С.В. не допущено.

Предписание соответствует форме, утвержденной приказом Федеральной службы по труду и занятости от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено на основании акта проверки в филиале ОАО Банк ВТБ в г. Иркутске, с которым ознакомлен представитель заявителя - управляющий филиалом Макарова А.А.

Мотивы и основания, по которым инспектор пришел к выводу о нарушении филиалом ОАО Банк ВТБ в г. Иркутске трудового законодательства, подробно изложены в акте проверки и нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

При таких обстоятельствах законных оснований для удовлетворения требований Банка ВТБ (открытое акционерное общество) суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования Банка ВТБ (открытое акционерное общество) о признании незаконным и отмене пункта 1 предписания государственного инспектора (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Иркутской области Федеральной службы по труду и занятости от ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен 26.05.2010 г.

<данные изъяты>

Судья (Е.Н. Мачульская)

Решение 26.05.2010 г. в законную силу не вступило

Судья      (Е.Н. Мачульская)

<данные изъяты>

Секретарь с/з (А.В. Кучерова)