Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 июля 2010 года г. Иркутск Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Мухаметовой С.И., при секретаре Халтаевой Г.П., с участием истца представителя ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Санхорова А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2364/2010 по иску Сургутанова В.О. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение жилищного сертификата на получение жилищной субсидии в первоочередном порядке, возложении обязанности выделить жилищный сертификат для получения жилищной субсидии в первоочередном порядке на семью из 4-х человек У С Т А Н О В И Л: Сургутанов В.О. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с иском к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение жилищного сертификата на получение жилищной субсидии в первоочередном порядке, возложении обязанности выделить жилищный сертификат для получения жилищной субсидии в первоочередном порядке на семью из 4-х человек - Сургутанова В.О., Сургутановой Г.Ф., Сургутанова М.В., Сургутанова Ф.В.. В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он со своей семьей был зарегистрирован и проживал в п. Надеждинск, находившимся в районе Крайнего Севера. Там работал сам, работала его жена в градообразующем предприятии – Преображенской нефтегазоразведочной экспедиции – ПНГРЭ. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ его жену Сургутанову Г.Ф. – сторожа нефтебазы уволили по сокращению численности штатов, с выплатой выходного пособия, с оплатой проезда к новому месту жительства самого работника, а также членов его семьи, стоимости провоза багажа, выплаты компенсации за оставленное жилье. Прождав обещанных выплат два года, семья вынуждена была в 1998 г. выехать из п. Надеждинск в связи с началом процедуры ликвидации после выхода в свет Приказов ВСНГГГ ГУГП № 148 от 27.11.1997 г. и Постановления Губернатора Иркутской области от 05 января 1998 г. № 2-п. Сначала семья обосновалась в <адрес>, а затем семья переехала в <адрес> в <адрес>, где они проживают по настоящее время. Истец Сургутанов В.О., а также привлеченные в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования – Сургутанова Г.Ф., Сургутанов М.В., Сургутанов Ф.В., в судебное заседание не явился, заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие с участием представителя Горнакова В.Н. Представитель Горнаков В.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не представил. В соответствии с ч.ч.3, 5 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии истца, третьих лиц, о чем Ранее в судебных заседаниях представитель Горнаков В.Н. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно суду показал, что Сургутанов В.О., Сургутанова Г. Ф., Сургутанов Ф.В., Сургутанов М.В. с заявлением о постановке на учет, в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области не обращались, но Сургутанова Г.Ф. подавала в суд иск к ГУП «Востсибнефтегазгеология», Преображенской НГРЭ, о взыскании компенсации за оставленное жилье. Представитель ответчика - Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Санхоров А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился в полном объеме, в обосновании своих возражений указал на то, что Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области является ненадлежащим ответчиком. В соответствии с п.2 положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», регистрация и учет таких граждан производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Согласно представленным истцами документам, истцы проживают в Еврейской автономной области, следовательно обратиться должны в органы исполнительной власти Еврейской автономной области. Заслушав представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему. Согласно преамбулы Федерального закона РФ от 25.10.2002г. № 125, «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее по тексту- ФЗ РФ № 125-ФЗ), настоящий Федеральный закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года. Жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются(ч.ч.1, 3 ФЗ РФ № 125-ФЗ). В первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации (абз. 1 ст. 2 ФЗ РФ № 125-ФЗ) Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. (ст. 3 ФЗ РФ № 125-ФЗ). Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом (ст. 4 ФЗ РФ № 125-ФЗ). Распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством Российской Федерации, и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (ст.8 ФЗ РФ № 125-ФЗ). Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации (ст. 10 ФЗ РФ № 125-ФЗ). В соответствии с п.8. Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.10.2005 N 636, от 14.11.2007 N 780, от 07.11.2008 N 821), регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан. Реализация жилищных прав граждан, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей осуществляется в рамках Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. № 675, с последующими изменениями и дополнениями (далее – Подпрограмма). Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы жилище на 2002-2010 годы» утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее Правила). Согласно подп. «з» п.5 Правил, право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.; граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет; инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет; граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени прибытия в указанные районы. Выдачу сертификатов осуществляют: гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "г", "е" - "з" пункта 5 настоящих Правил, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты), (подп «в» п. 18 Правила). В Иркутской области регистрация и учет граждан Российской Федерации, выезжающих (выехавших) из районов, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выдача указанным гражданам государственных сертификатов, осуществляется Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, согласно утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18.09.2009 г. Положения об указанном Министерстве(п.п. 58, 59 Положения). Таким образом, согласно вышеуказанным нормам права, гражданин, имеющий право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом РФ от 25.10.2002г. № 125, «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и желающий указанным правом воспользоваться должен встать на соответствующий учет по месту своего жительства. Обязанность выдать сертификат лицу, имеющему право на получение жилищной субсидии лежит на органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых гражданин проживает. Судом установлено, что Сургутанов В.О., Сургутанова Г. Ф., Сургутанов М.В., Сургутанов Ф. В. зарегистрированы и в настоящее время постоянно проживают в <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями паспортов на имя Сургутанова В.О., Сургутановой Г. Ф., Сургутанова Ф. В., Сургутанова М.В. Сургутанов В.О., Сургутанова Г.Ф., Сургутанов Ф.В., Сургутанов М.В. с заявлением о постановке на учет, как граждане, имеющие право на получение жилищных субсидий в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области не обращались, на указном учете в Иркутской области не состоят, что подтверждается объяснениями сторон. На основании установленных обстоятельств и в соответствии с вышеизложенными нормами права, суд находит требования Сургутанова В.О. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение жилищного сертификата на получение жилищной субсидии в первоочередном порядке, возложении обязанности выделить жилищный сертификат для получения жилищной субсидии в первоочередном порядке на семью из 4-х человек необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме, что не лишает права истца на предъявление указанных требований к соответствующему органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которой Сургутанов совместно с членами своей семьи в настоящее время проживает. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Сургутанова В.О. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение жилищного сертификата на получение жилищной субсидии в первоочередном порядке, возложении обязанности выделить жилищный сертификат для получения жилищной субсидии в первоочередном порядке на семью из 4-х человек оставить без удовлетворения. На решение может быть подана кассационная жалоба или представление в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий Решение суда в окончательной форме принято 04.08.2010 г. Судья С.И.Мухаметова <данные изъяты> Судья С.И.Мухаметова Решение на 04.08.2010 г. в законную силу не вступило Судья С.И.Мухаметова <данные изъяты> Секретарь с/з Г.П.Халтаева