о признании незаконным отказа в предоставлении информации, возложении обязанности устранить нарушение профессиональных прав адвоката и предоставить адвокату информацию о регистрации по месту жительства



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июня 2010 г. г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Мухаметовой С.И.,

при секретаре Халтаевой Г.П.,

с участием представителя истца Рубахина Е.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Управления Федеральной миграционной службы России по Иркутской области Цыковой Е.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Оборотовой Т.Н. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Иркутской области о признании незаконным отказа в предоставлении информации, возложении обязанности устранить нарушение профессиональных прав адвоката и предоставить адвокату Оборотовой Т.Н. информацию о регистрации по месту жительства Ф.В.М.

Установил:

В Кировский суд г. Иркутска обратилась адвокат Оборотова Т.Н. с жалобой о признании незаконным отказа Управлением Федеральной миграционной службы России по Иркутской области в предоставлении информации. В обосновании заявления указала на следующие обстоятельства: В связи с необходимостью оказания юридической помощи гражданину К.А.Я. в составлении искового заявления о возмещении материального и морального вреда, причинённого в результате ДТП, ДД.ММ.ГГГГ в отдел адресно-справочной работы управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области был направлен адвокатский запрос от имени председателя коллегии адвоката Оборотовой Т.Н. о предоставлении сведений о месте регистрации граждан Ш.И.С. ДД.ММ.ГГГГ рождения и Ф.В.М. ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в адрес адвоката был направлен ответ, в соответствии с которым была предоставлена неполная информация, а в части информации было отказано. В ответ на запрос было указано, что в соответствии с административным регламентом ФМС для получения информации о регистрации необходимо указывать полные установочные данные запрашиваемых лиц, в том числе дату и место рождения, а так же, что адвокат должен запрашивать информацию в общем порядке, с письменного согласия субъекта персональных данных. Так же в ответе указывается, что адвокаты не входят в утвержденный административным регламентом перечень полномочных органов, которым предоставляется информация на запросы с неполными установочными данными. Заявитель полагает, что данный ответ является незаконным, нарушает право граждан на получение квалифицированной юридической помощи, а так же право адвоката на осуществление профессиональной деятельности. Согласно п.1 статьи 48 Конституции Российской федерации 1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Отказ в предоставлении необходимой информации нарушает конституционное право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи, так как без сведений о регистрации запрашиваемых лиц, которые по конкретному делу являлись владельцем источника повышенной опасности, на котором был совершен наезд на потерпевшего и свидетелем дорожно - транспортного происшествия невозможно оказать юридическую помощь по взысканию с ответчика компенсации причиненного морального вреда. Согласно ст. 131 ГПК РФ истец должен указывать наименование ответчика, его место жительства, а так же доказательства, подтверждающие требования. Если бы сторона имела возможность получать согласие лица, которое разыскивается на получение запрашиваемой информации, то тогда не было бы необходимости и обращаться в УФМС, место нахождения человека и так было бы
известно. Согласно п.3 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", адвокат вправе: собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката. Отказывая в предоставлении информации, ФМС нарушает законное право адвоката на осуществление своей профессиональной деятельности, в том числе получение необходимой информации для оказания квалифицированной юридической помощи гражданину. Отказывая в предоставлении информации ФМС ссылается на Административный регламент исполнения Федеральной Миграционной Службой государственной функции по организации и ведению адресно - справочной работы утвержденного приказом ФМС России от 29 октября 2007 года № 422, в котором не указаны адвокаты в качестве субъектов, которым запрашиваемая информация предоставляется по неполным установочным данным. Однако в соответствии с п.8 положения о федеральной миграционной службе, утвержденного Указом президента РФ от 19 июля 2004 года N 928 ФМС России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Из указанного выше видно, что административный регламент ФМС не включая адвокатов в перечень органов, которым информация предоставляется по неполным установочным данным противоречит не только Конституции, федеральному Закону, но и указу Президента РФ. Согласно п.3 этого же Положения ФМС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства внутренних дел Российской Федерации по опросам координации и контроля деятельности ФМС России, а также настоящим Положением. Согласно п.4 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" федеральная служба (служба) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Таким образом, принимая решение по вопросу предоставления информации адвокату, ФМС России должна была руководствоваться не административным регламентом, а Конституцией Российской федерации, Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», указами Президента РФ. Заявитель просит признать незаконным отказ федеральной миграционной службы по
Иркутской области Отдела адресной службы в предоставлении адвокату Оборотовой Т.Н.
информации о регистрации по месту жительства Ф.В.М.. Обязать Федеральную миграционную службу устранить нарушение профессиональных прав адвоката и предоставить адвокату Оборотовой Т.Н. информацию о регистрации по месту жительства Ф.В.М..

Адвокат Оборотова Т.Н., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

На основании ч.2 ст. 244 ГПК РФ вынесено определение.

В судебном заседании представитель заявителя Рубахин Е.В., действующий на основании доверенности, требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в жалобе, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика Цыкова К.С., действующая на основании доверенности, с доводами жалобы не согласилась в полном объеме, по существу своих возражений указала на следующие обстоятельства: Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об ут­верждении перечня сведений конфиденциального характера" сведения о фак­тах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях относятся к сведениям кон­фиденциального характера. В соответствии с пунктом 9 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных. Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относя­щаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фами­лия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, соци­альное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Статьей 7 указанного закона предусмотрено, что операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечи­ваться конфиденциальность таких данных. А пунктом 1 ст. 9 установлено, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении сво­их персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 на­стоящей статьи. Административным регламентом исполнения Федеральной миграцион­ной службой государственной функции по организации и ведению адресно-справочной работы, утвержденным Приказом Федеральной миграционной службы РФ от 29.10. 2007г. № 422 предусмотрен перечень полномочных ор­ганов, которым персональные данные предоставляются без согласия субъек­та персональных данных. К таким органам в соответствии с п. 14 относятся:

органы внутренних дел Российской Федерации;

органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;

органы предварительного следствия;

органы дознания;

судебные органы;

органы службы судебных приставов

Таким образом, из анализа приведенных нормативных актов следует, что передача оператором информации (персональных данных), имеющей конфи­денциальный характер, по запросам лиц, не являющихся полномочными ор­ганами, возможна только в случае наличия согласия субъекта персональных данных на их обработку (передачу). В данном случае заявитель не оспаривает отсутствие такого согласия субъекта персональных данных, в отношении которого сделан запрос. Доводы заявителя о том, что Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» пунктом 3 статьи 6 адвокатам предоставлено право запрашивать справки и иные документы от органов государственной власти и других органов и ор­ганизаций, не могут быть приняты во внимание для признания обжалуемых действий незаконными, так как этой нормой закона предусмотрено, что ука­занные органы и организации обязаны выдать адвокату запрошенные им до­кументы в порядке, установленном законодательством. И такой порядок обработки персональных данных, в частности, при наличии согласия субъекта персональных данных, предусмотрен ФЗ "О персональных данных". По­скольку такого согласия не имелось, пролагает, что должностным лицом правомерно отка­зано адвокату в выдаче такой информации.

Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела суд установил следующее:

ДД.ММ.ГГГГ в отдел адресно-справочной работы управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области (далее УФРС по Ио) поступил адвокатский запрос от имени председателя коллегии адвоката Оборотовой Т.Н. О предоставлении сведений о месте регистрации в отношении гр. Ш.И.С. ДД.ММ.ГГГГ рождения и Ф.В.М. ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Из письма УФРС по Ио от ДД.ММ.ГГГГ ,следует, что «Шевелев И.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р. снят с регистрационного учета с убытием в <адрес>. В отношении лиц, зарегистрированных на территории Иркутской области по месту пребывания/жительства - Ф.В.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. предоставление адресно-справочной информации осуществляется в соответствии с требованиями ст. 7,9 ФЗ «О персональных данных» - в общем порядке, с письменного согласия субъекта персональных данных».

В письме разъяснен порядок оформления запроса, предусмотренный п.27 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой своих функций по организации и ведению адресно-справочной работы, утвержденного приказом ФМС России от 29.10.2007 г. № 422.

В соответствии со ст. ст. 245, 254 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.ст. 23, 24 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Согласно п.п. 1, 2, 4, 9 ст.9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2006г. N152-ФЗ "О персональных данных", указанный закон регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее государственные органы), органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами (далее муниципальные органы), юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

Целью указанного Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. ( Ст. 2)

В соответствии со статьей 3 данного закона, под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация; обработка персональных данных - действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных; конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

Операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных (статья 7).

В качестве условия обработки персональных данных, согласно ст. 6 настоящего закона, является наличие согласия субъектов персональных данных. Исключения из указанного правила перечислены в ч.2 настоящей статьи, которая содержит закрытый перечень оснований, при наличии которых обработка персональных данных возможна без согласия субъекта персональных данных.

При этом субъектный состав лиц, имеющих право получать информацию о персональных данных без согласия на то субъектов указанных данных этим Законом, не определен.

Согласно ст. 4 Федерального закона "О персональных данных", законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.

Согласно подп. 1 п.3 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката.

Указанный федеральный закон - "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», не определяет случаи и особенности обработки персональных данных адвокатами, не предусматривает право адвокатов на получение персональных данных в особом порядке, то есть без согласия субъекта персональных данных, указывает на то, что органы и организации должны выдать адвокату данную информацию в порядке, установленном законодательством.

Какие либо иные законы, определяющие случаи и особенности обработки персональных данных адвокатами в РФ отсутствуют.

На основании изложенного, суд полагает, что адвокаты правом на получение информации о персональных данных субъектов без получения согласия последних законодателем не наделены, но имеют право на получение указанных сведений в общем порядке, с согласия субъектов указанных данных, а также наделены правом получать указанную информацию иным, законным способом, в том числе через суд по ходатайству об истребовании доказательств.

На основании вышеуказанного, утверждения заявителя о том, что со стороны УФМС по Ио имел место отказ в выдаче индивидуальных сведений, что указанный отказ нарушает права граждан на получение квалифицированной юридической помощи и законное право адвоката на осуществление своей профессиональной деятельности, суд находит необоснованными.

Кроме того, как следует из письма УФРС по Ио от ДД.ММ.ГГГГ , заявителю не было отказано в предоставлении индивидуальных сведений, а только разъяснен установленный законом порядок истребования данных сведений.

Получением информации в установленном законом порядке заявитель не счел необходимым воспользоваться, в связи с чем утверждения о том, что лицо, в интересах которого запрашивал сведения адвокат, был лишен права на получение квалифицированной юридической помощи по вине УФМС по Ио также является несостоятельным.

На основании вышеизложенного, суд находит требования заявителя о признании незаконным отказа федеральной миграционной службы по Иркутской области Отдела адресной службы в предоставлении адвокату Обротовой Т.Н. информации о регистрации по месту жительства Ф.В.М., возложении обязанности устранить нарушение профессиональных прав адвоката и предоставить адвокату Оборотовой Т.Н. информацию о регистрации по месту жительства Ф.В.М. необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

РЕШИЛ:

Жалобу адвоката Оборотовой Т.Н. о признании незаконным отказа федеральной миграционной службы по Иркутской области Отдела адресной службы в предоставлении адвокату Обротовой Т.Н. информации о регистрации по месту жительства Ф.В.М., возложении обязанности устранить нарушение профессиональных прав адвоката и предоставить адвокату Оборотовой Т.Н. информацию о регистрации по месту жительства Ф.В.М. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения

Судья С.И. Мухаметова

Решение суда в окончательной форме принято 15.06.2010 г.

Судья С.И.Мухаметова

<данные изъяты>

Решение на 15.06.2010 года не вступило в законную силу.

Судья Мухаметова С.И.

<данные изъяты>

<данные изъяты>