РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 июня 2010 г. г. Иркутск Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Мухаметовой С.И., при секретаре Халтаевой Г.П., с участием представителя истца Рубахина Е.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Управления Федеральной миграционной службы России по Иркутской области Цыковой Е.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за № рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по жалобе Оборотовой Т.Н. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Иркутской области о признании незаконным отказа в предоставлении информации, возложении обязанности устранить нарушение профессиональных прав адвоката и предоставить адвокату Оборотовой Т.Н. информацию о регистрации по месту жительства Ф.В.М. Установил: В Кировский суд г. Иркутска обратилась адвокат Оборотова Т.Н. с жалобой о признании незаконным отказа Управлением Федеральной миграционной службы России по Иркутской области в предоставлении информации. В обосновании заявления указала на следующие обстоятельства: В связи с необходимостью оказания юридической помощи гражданину К.А.Я. в составлении искового заявления о возмещении материального и морального вреда, причинённого в результате ДТП, ДД.ММ.ГГГГ в отдел адресно-справочной работы управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области был направлен адвокатский запрос от имени председателя коллегии адвоката Оборотовой Т.Н. о предоставлении сведений о месте регистрации граждан Ш.И.С. ДД.ММ.ГГГГ рождения и Ф.В.М. ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ № в адрес адвоката был направлен ответ, в соответствии с которым была предоставлена неполная информация, а в части информации было отказано. В ответ на запрос было указано, что в соответствии с административным регламентом ФМС для получения информации о регистрации необходимо указывать полные установочные данные запрашиваемых лиц, в том числе дату и место рождения, а так же, что адвокат должен запрашивать информацию в общем порядке, с письменного согласия субъекта персональных данных. Так же в ответе указывается, что адвокаты не входят в утвержденный административным регламентом перечень полномочных органов, которым предоставляется информация на запросы с неполными установочными данными. Заявитель полагает, что данный ответ является незаконным, нарушает право граждан на получение квалифицированной юридической помощи, а так же право адвоката на осуществление профессиональной деятельности. Согласно п.1 статьи 48 Конституции Российской федерации 1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Отказ в предоставлении необходимой информации нарушает конституционное право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи, так как без сведений о регистрации запрашиваемых лиц, которые по конкретному делу являлись владельцем источника повышенной опасности, на котором был совершен наезд на потерпевшего и свидетелем дорожно - транспортного происшествия невозможно оказать юридическую помощь по взысканию с ответчика компенсации причиненного морального вреда. Согласно ст. 131 ГПК РФ истец должен указывать наименование ответчика, его место жительства, а так же доказательства, подтверждающие требования. Если бы сторона имела возможность получать согласие лица, которое разыскивается на получение запрашиваемой информации, то тогда не было бы необходимости и обращаться в УФМС, место нахождения человека и так было бы Адвокат Оборотова Т.Н., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. На основании ч.2 ст. 244 ГПК РФ вынесено определение. В судебном заседании представитель заявителя Рубахин Е.В., действующий на основании доверенности, требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в жалобе, настаивал на их удовлетворении. Представитель ответчика Цыкова К.С., действующая на основании доверенности, с доводами жалобы не согласилась в полном объеме, по существу своих возражений указала на следующие обстоятельства: Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях относятся к сведениям конфиденциального характера. В соответствии с пунктом 9 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных. Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Статьей 7 указанного закона предусмотрено, что операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных. А пунктом 1 ст. 9 установлено, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Административным регламентом исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по организации и ведению адресно-справочной работы, утвержденным Приказом Федеральной миграционной службы РФ от 29.10. 2007г. № 422 предусмотрен перечень полномочных органов, которым персональные данные предоставляются без согласия субъекта персональных данных. К таким органам в соответствии с п. 14 относятся: органы внутренних дел Российской Федерации; органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; органы предварительного следствия; органы дознания; судебные органы; органы службы судебных приставов Таким образом, из анализа приведенных нормативных актов следует, что передача оператором информации (персональных данных), имеющей конфиденциальный характер, по запросам лиц, не являющихся полномочными органами, возможна только в случае наличия согласия субъекта персональных данных на их обработку (передачу). В данном случае заявитель не оспаривает отсутствие такого согласия субъекта персональных данных, в отношении которого сделан запрос. Доводы заявителя о том, что Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» пунктом 3 статьи 6 адвокатам предоставлено право запрашивать справки и иные документы от органов государственной власти и других органов и организаций, не могут быть приняты во внимание для признания обжалуемых действий незаконными, так как этой нормой закона предусмотрено, что указанные органы и организации обязаны выдать адвокату запрошенные им документы в порядке, установленном законодательством. И такой порядок обработки персональных данных, в частности, при наличии согласия субъекта персональных данных, предусмотрен ФЗ "О персональных данных". Поскольку такого согласия не имелось, пролагает, что должностным лицом правомерно отказано адвокату в выдаче такой информации. Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела суд установил следующее: ДД.ММ.ГГГГ в отдел адресно-справочной работы управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области (далее УФРС по Ио) поступил адвокатский запрос от имени председателя коллегии адвоката Оборотовой Т.Н. О предоставлении сведений о месте регистрации в отношении гр. Ш.И.С. ДД.ММ.ГГГГ рождения и Ф.В.М. ДД.ММ.ГГГГ рождения. Из письма УФРС по Ио от ДД.ММ.ГГГГ №,следует, что «Шевелев И.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р. снят с регистрационного учета с убытием в <адрес>. В отношении лиц, зарегистрированных на территории Иркутской области по месту пребывания/жительства - Ф.В.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. предоставление адресно-справочной информации осуществляется в соответствии с требованиями ст. 7,9 ФЗ «О персональных данных» - в общем порядке, с письменного согласия субъекта персональных данных». В письме разъяснен порядок оформления запроса, предусмотренный п.27 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой своих функций по организации и ведению адресно-справочной работы, утвержденного приказом ФМС России от 29.10.2007 г. № 422. В соответствии со ст. ст. 245, 254 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст.ст. 23, 24 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Согласно п.п. 1, 2, 4, 9 ст.9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2006г. N152-ФЗ "О персональных данных", указанный закон регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее государственные органы), органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами (далее муниципальные органы), юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации. Целью указанного Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. ( Ст. 2) В соответствии со статьей 3 данного закона, под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация; обработка персональных данных - действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных; конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания. Операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных (статья 7). В качестве условия обработки персональных данных, согласно ст. 6 настоящего закона, является наличие согласия субъектов персональных данных. Исключения из указанного правила перечислены в ч.2 настоящей статьи, которая содержит закрытый перечень оснований, при наличии которых обработка персональных данных возможна без согласия субъекта персональных данных. При этом субъектный состав лиц, имеющих право получать информацию о персональных данных без согласия на то субъектов указанных данных этим Законом, не определен. Согласно ст. 4 Федерального закона "О персональных данных", законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов. Согласно подп. 1 п.3 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката. Указанный федеральный закон - "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», не определяет случаи и особенности обработки персональных данных адвокатами, не предусматривает право адвокатов на получение персональных данных в особом порядке, то есть без согласия субъекта персональных данных, указывает на то, что органы и организации должны выдать адвокату данную информацию в порядке, установленном законодательством. Какие либо иные законы, определяющие случаи и особенности обработки персональных данных адвокатами в РФ отсутствуют. На основании изложенного, суд полагает, что адвокаты правом на получение информации о персональных данных субъектов без получения согласия последних законодателем не наделены, но имеют право на получение указанных сведений в общем порядке, с согласия субъектов указанных данных, а также наделены правом получать указанную информацию иным, законным способом, в том числе через суд по ходатайству об истребовании доказательств. На основании вышеуказанного, утверждения заявителя о том, что со стороны УФМС по Ио имел место отказ в выдаче индивидуальных сведений, что указанный отказ нарушает права граждан на получение квалифицированной юридической помощи и законное право адвоката на осуществление своей профессиональной деятельности, суд находит необоснованными. Кроме того, как следует из письма УФРС по Ио от ДД.ММ.ГГГГ №, заявителю не было отказано в предоставлении индивидуальных сведений, а только разъяснен установленный законом порядок истребования данных сведений. Получением информации в установленном законом порядке заявитель не счел необходимым воспользоваться, в связи с чем утверждения о том, что лицо, в интересах которого запрашивал сведения адвокат, был лишен права на получение квалифицированной юридической помощи по вине УФМС по Ио также является несостоятельным. На основании вышеизложенного, суд находит требования заявителя о признании незаконным отказа федеральной миграционной службы по Иркутской области Отдела адресной службы в предоставлении адвокату Обротовой Т.Н. информации о регистрации по месту жительства Ф.В.М., возложении обязанности устранить нарушение профессиональных прав адвоката и предоставить адвокату Оборотовой Т.Н. информацию о регистрации по месту жительства Ф.В.М. необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме. РЕШИЛ: Жалобу адвоката Оборотовой Т.Н. о признании незаконным отказа федеральной миграционной службы по Иркутской области Отдела адресной службы в предоставлении адвокату Обротовой Т.Н. информации о регистрации по месту жительства Ф.В.М., возложении обязанности устранить нарушение профессиональных прав адвоката и предоставить адвокату Оборотовой Т.Н. информацию о регистрации по месту жительства Ф.В.М. оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения Судья С.И. Мухаметова Решение суда в окончательной форме принято 15.06.2010 г. Судья С.И.Мухаметова <данные изъяты> Решение на 15.06.2010 года не вступило в законную силу. Судья Мухаметова С.И. <данные изъяты> <данные изъяты>
известно. Согласно п.3 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", адвокат вправе: собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката. Отказывая в предоставлении информации, ФМС нарушает законное право адвоката на осуществление своей профессиональной деятельности, в том числе получение необходимой информации для оказания квалифицированной юридической помощи гражданину. Отказывая в предоставлении информации ФМС ссылается на Административный регламент исполнения Федеральной Миграционной Службой государственной функции по организации и ведению адресно - справочной работы утвержденного приказом ФМС России от 29 октября 2007 года № 422, в котором не указаны адвокаты в качестве субъектов, которым запрашиваемая информация предоставляется по неполным установочным данным. Однако в соответствии с п.8 положения о федеральной миграционной службе, утвержденного Указом президента РФ от 19 июля 2004 года N 928 ФМС России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Из указанного выше видно, что административный регламент ФМС не включая адвокатов в перечень органов, которым информация предоставляется по неполным установочным данным противоречит не только Конституции, федеральному Закону, но и указу Президента РФ. Согласно п.3 этого же Положения ФМС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства внутренних дел Российской Федерации по опросам координации и контроля деятельности ФМС России, а также настоящим Положением. Согласно п.4 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" федеральная служба (служба) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Таким образом, принимая решение по вопросу предоставления информации адвокату, ФМС России должна была руководствоваться не административным регламентом, а Конституцией Российской федерации, Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», указами Президента РФ. Заявитель просит признать незаконным отказ федеральной миграционной службы по
Иркутской области Отдела адресной службы в предоставлении адвокату Оборотовой Т.Н.
информации о регистрации по месту жительства Ф.В.М.. Обязать Федеральную миграционную службу устранить нарушение профессиональных прав адвоката и предоставить адвокату Оборотовой Т.Н. информацию о регистрации по месту жительства Ф.В.М..