РЕШЕНИЕ Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 июня 2010года Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.М., при секретаре Алексеенко М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2425/2010 по иску Волковой Л.П. к Администрации г.Иркутска о возложении обязанности обеспечить жилым помещением, УСТАНОВИЛ: Волкова Л.П. обратилась в Кировский районный суд г.Иркутска с исковым заявлением к Администрации г.Иркутска об обязании заключить договор социального найма согласно нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г.Иркутске с учетом членов семьи, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и Администрацией г.Иркутска был заключен договор безвозмездного пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, жилой площадью - 14,9 кв. м. общей площадью - 28,5 кв. м. Данное жилое помещение было предоставлено ей в рамках программы предоставлении жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в Администрации г.Иркутска. На момент выделения данного жилого помещения Администрацией г. Иркутска не было учтено ее семейное положение, а именно, с ней проживали трое несовершеннолетних детей, один из которых инвалид. При выделении жилого помещения учитывалась норма предоставления только на одного человека. На настоящий момент срок действия договора безвозмездного пользования жилым помещением истекает ДД.ММ.ГГГГ Согласно п.5.2 вышеназванного договора, данный договор может быть пролонгирован на тот же срок, если стороны не пожелают егорасторгнуть. Приобрести в собственность какое либо другое жильё не представляется возможным, более того, с ней проживают супруг, а так же трое несовершеннолетних детей, один из которых инвалид. Учитывая то, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> предоставлено по нормам для проживания только для одного человека, а так же, что при заключении договора безвозмездного пользования жилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ Ответчиком намеренно не был учтен тот факт, что со ней уже проживали трое несовершеннолетних детей, считает, что ответчик грубо нарушил ее права по предоставлению жилого помещения как нуждающейся в получении жилых помещений согласно действующего законодательства. Просит суд обязать ответчика заключить договор социального найма согласно нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г.Иркутске с учетом членов семьи. В дальнейшем истица представила суду заявление об изменении заявленных требований, просит суд обязать Администрацию г.Иркутска предоставить ей жилое помещение по договору социального найма по установленным социальным нормам, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска и в черте г.Иркутска. В судебном заседании истец Волкова Л.П. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по требованиям, указанным в заявлении об изменении исковых требований, настаивала на их удовлетворении, суду пояснила, что с нею должен быть заключен договор социального найма жилого помещения, а ответчик незаконно заключил с нею договор безвозмездного пользования жилого помещения. В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.Иркутска - Шевкунова Т.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № исковые требования Волковой Л.П. не признала, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просила в удовлетворении отказать. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), вступившим в силу с 01.03.2005г., и специальным законом - ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (далее по тексту ФЗ РФ № 159-ФЗ). В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Согласно п. 6 ч.1 ст. 14, ч. 2 ст.50 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, является вопросом местного значения поселения, для решения которого в собственности поселения может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма. В силу ст. 5 ЖК РФ, ст. 4 ФЗ от 29.12.2004г. № 189 - ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов, действующих на территории РФ, законы применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и Федеральному закону от 29.12.2004г. № 189-ФЗ. В случае не соответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ применяются положения ЖК РФ. В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 01.03.2005г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. Из п.2 указанной статьи следует, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части. Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв.м. на одного человека согласно ст. 1 решения Думы г.Иркутска от 05 июля 2005г. № 004-20-140161/5 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г.Иркутске». На основании п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Представленные суду документы подтверждают статус Волковой Л.П. в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, в качестве каковой истица поставлена на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот, и в силу приведенных выше норм закона, приобрела право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения. Данные обстоятельства ответчиками не оспорены, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, не доверять которым, у суда оснований нет. С учетом изложенных положений ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ЖК РФ Волкова Л.П. как лицо, относящееся к категории детей-сирот, имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм. Судом установлено, что Волкова Л.П. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях с ДД.ММ.ГГГГ на основании личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ На основании Распоряжения мэра г.Иркутска от 22.04.2005г. № 031-10-438/5 «О делегировании полномочий» Администрацией г.Иркутска сформирован единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на льготных основаниях по дате постановки на учет в соответствующих комитетах по управлению округами. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в указанном списке Волкова Л.П. зарегистрирована под №. Суду представлен договор безвозмездного пользования жилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Администрацией г. Иркутска и Волковой Л.П., по условиям которого Волковой Л.П. предоставляется в безвозмездное временное пользование жилое помещение по адресу: <адрес>, жилой площадью 14,90 кв.м., общей площадью 28,5 кв.м. Договор заключен сроком на 1 год и может быть пролонгирован на тот же срок, если ни одна из сторон не уведомит письменно другую сторону о расторжении договора за 1 месяц до окончания срока действия настоящего договора. Вместе с тем, требования действующего законодательства предусматривают заключение с указанной категорий лиц договора социального найма жилого помещения, в связи с чем, заключение с Волковой Л.П. договора безвозмездного пользования жилым помещением противоречит требованиям действующего законодательства. Преамбула Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования. Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам исходит и ЖК РФ (статья 57). В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ № 159-ФЗ право на внеочередное предоставление жилых помещений возникает только у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанный закон не предусматривает предоставление жилого помещения членам семьи данной категории лиц. Согласно представленной в материалы дела информации Администрации г. Иркутска, Волкова Л.П. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, общая очередь №. Из представленных ответов на запросы суда из МУП БТИ г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №, УФРС по Ио от ДД.ММ.ГГГГ №, сведений о принадлежности недвижимого имущества у Волковой Л.П. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения не имеется. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истица имеет бесспорное право на внеочередное получение от органа местного самоуправления жилого помещения по установленным социальным нормам, согласно единому списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Таким образом, решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, и предоставления жилых помещений действующим законодательством возложены на органы местного самоуправления. Действующим жилищным законодательством, а также специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, обязанность по представлению детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина. Решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, и предоставления жилых помещений действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления. Действующим жилищным законодательством РФ, а также специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, обязанность по представлению детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина и не противоречит положениям ст. ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Правовой статус Правительства Иркутской области устанавливает Федеральный закон от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Уставом Иркутской области. Согласно п.4 ст.1 Федерального закона №184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ устанавливаются Конституцией РФ, вышеуказанным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в названный Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты. Следовательно, Правительство Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области специальной компетенции. В силу ст. 64 Устава Иркутской области - Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом коллегиальных и единоначальных формах. В состав Правительства Иркутской области по должности входят: Губернатор Иркутской области, первые заместители Председателя Правительства Иркутской области, заместители Губернатора Иркутской области, заместители Председателя Правительства Иркутской области, министры Иркутской области. Пунктом 2 ст. 26.11 ФЗ № 184-ФЗ, устанавливающим перечень имущества, которое может находиться в собственности субъекта РФ для осуществления полномочий, установленных п. 2 ст.и 26.3 ФЗ № 184-ФЗ, жилых помещений жилищного фонда социального использования для детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрено. Согласно подпункту «н» п. 2 ст. 26.11 в собственности субъекта РФ может находиться лишь имущество (в том числе жилые помещения) для социального и медицинского обслуживания указанной категории граждан Не может являться основанием для отказа в иске Волковой Л.П. - отсутствие финансирования муниципального образования г.Иркутска средствами из федерального бюджета для реализации соответствующих положений закона. Разрешение требования о предоставлении жилой площади указанными выше нормативными актами не ставится в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет. Ссылка Администрации г.Иркутска на Определение Конституционного суда РФ от 05.02.2009г. №250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не может быть принята судом как доказательство освобождения муниципального образования от обеспечения указанной категории граждан и предоставления им жилых помещений, поскольку в силу требований ЖК РФ на органы государственной власти субъекта РФ не может быть возложена обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам по договорам социального найма. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения. В судебном заседании право истицы на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке ответчиком не оспаривается. Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования, направленные к Администрации г.Иркутска, подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Волковой Л.П. - удовлетворить. Обязать Администрацию г.Иркутска предоставить Волковой Л.П. жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г.Иркутска, находящееся в черте г.Иркутска, общей площадью не менее 15 кв.м. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения. Судья А.М. Тимофеева Мотивированный текст решения изготовлен 06.07.2010г. Судья: <данные изъяты>