Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07.06.2010 г. Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Вахрамеевой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2064/2010 по иску Рыжонок Е.Н. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на первоочередное получение жилищной субсидии, возложении обязанности по предоставлению жилищной субсидии в первоочередном порядке, У С Т А Н О В И Л: Рыжонок Е.Н. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, требуя признать за ней права на первоочередное получение жилищной субсидии, обязать ответчика выделить жилищную субсидию в первоочередном порядке на одного человека. В обоснование исковых требований истица указала, что с 1991г. постоянно проживала в п. Надеждинск, Катанского района Иркутской области, где окончила среднюю школу и вышла замуж. Данный поселок находился в районе Крайнего Севера и по решению органов государственной власти субъекта Российской Федерации, по согласованию с Правительством Российской Федерации, 24 февраля 2001 г. был закрыт «упразднен». Право на получение жилищной субсидии она получила в период мероприятий по ликвидации ПНГРЭ в 1997-1999 г. и закрытия поселка Надеждинск. В судебное заседание истица не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения настоящего дела не заявляла. Представитель истца по доверенности Горнаков В.Н. в судебном заседании настаивал на заявленных исковых требованиях по основаниям, указанным в исковом заявлении. В судебном заседании представитель ответчика Санхоров А.А., действующий на основании доверенности иск не признал в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона № 125-ФЗ вступившего в силу с 1 января 2003 года, предоставление жилищной субсидии независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени прибытия в указанные районы и местности пользуются граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации. Законодательством, действовавшим на момент ликвидации п. Надеждинск Катангского района, в частности, Федеральным законом от 25.07.1998 г. № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), также предусматривалось первоочередное предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, работающим в ликвидируемых организациях и проживающим в закрывающихся городах, поселках и на полярных станциях. Таким образом, в соответствии с положениями как Федерального закона № 125-ФЗ, так и Федерального закона № 131-ФЗ право предоставления жилищных субсидий в первоочередном порядке распространяется только на выезжающих, а не выехавших граждан. Согласно Положению о предоставлении жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - Положение), утвержденному постановлением губернатора Иркутской области от 09.07.2001 г. № 355-п во исполнение Федерального закона № 131-ФЗ, учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии и претендующих на ее получение, осуществлялся исполнительными органами местного самоуправления области по месту жительства граждан. В соответствии с разделом 2 Положения, для постановки на учет для получения жилищной субсидии гражданин, имеющий в соответствии с федеральным законом право на получение жилищной субсидии, подавал в исполнительный орган местного самоуправления по месту жительства соответствующее заявление, по результатам рассмотрения которого принималось решение о постановке его на учет для получения жилищной субсидии и включении в Список очередности граждан на получение жилищной субсидии соответствующего муниципального образования, либо об отказе в постановке на такой учет. Сформированные Списки очередности граждан на получение жилищной субсидии направлялись органами местного самоуправления в администрацию Иркутской области. Аналогичный по своей сути порядок предусмотрен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 г. № 879 во исполнение Федерального закона № 125-ФЗ. Совместным постановлением администрации Иркутской области от 26.04.1999 г. № 272-п и Министерства природных ресурсов РФ от 22.03.1999 г. № 16 для решения практических вопросов по ликвидации п. Надеждинск Катангского района и переселения жителей поселка была создана рабочая группа. Председателем Комитета природных ресурсов Российской Федерации по Иркутской области по согласованию с заместителем главы администрации Иркутской области была утверждена смета затрат на содержание, переселение жителей закрывающегося п. Надеждинск на 1999-2000 год. В соответствии с постановлением мэра Катангского района Иркутской области от 11.03.1999 г. № 29 «О составлении списков на получение целевых жилищных субсидий для жителей п. Надеждинск» был утвержден Список жителей п. Надеждинск, зарегистрированных и проживавших в данном поселке по состоянию на 1 января 1999 года. На основании данного Списка граждан, выезжающих из закрывающегося п. Надеждинск и фактически проживающих в данном поселке в период его ликвидации, администрацией Иркутской области осуществлялось предоставление жилищных субсидий. Закрытие (упразднение) п. Надеждинск и предоставление гражданам, выезжающим из данного поселка жилищных субсидий, осуществлялось за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерством природных ресурсов Российской Федерации на выполнение работ, связанных с его ликвидацией. Таким образом, на основании вышеуказанных документов процедура закрытия (ликвидации) п. Надеждинск и переселения граждан из него как закрывающегося фактически началась не ранее марта 1999 года. В соответствии с требованиями Федерального закона № 125-ФЗ решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о закрытии населенных пунктов должны быть согласованы с Правительством Российской Федерации. Поселок Надеждинск Катангского района был упразднен (закрыт) на основании Закона Иркутской области от 24.02.2001 г. № 9-оз. Согласование вопроса его закрытия с Правительством Российской Федерации, необходимое в силу вышеуказанных требований Федерального закона № 125-ФЗ, отсутствует. Статьей 195 ГК РФ предусматривается срок исковой давности для Истцы обратились в Кировский районный суд с исковым заявлением к министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение жилищной субсидии в первоочередном порядке, как выехавшие из закрытого поселка, находящегося в районах Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним 17 мая 2010 года. По мнению истцов, право было нарушено с момента принятия решения о закрытии поселка Надеждинск, т.е. с 1998 года. Однако в органы исполнительной власти истцы не обращались по вопросу выделения им жилищной субсидии в первоочередном порядке. Кроме того, истцы ранее на учете не состояли, в управление социальной защиты населения не обращались. На основании вышеизложенного ответчик полагает, что истцами пропущен срок исковой давности для защиты прав по иску, поскольку истцы узнали о своем нарушенном праве в 1999 году. За защитой своего права истцы обратились в суд только 17 мая 2010 года. В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, представляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) следующие документы: а)заявление по форме согласно приложению N 1; б) заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; в)справка о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении; г) заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; д) заверенная копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров; справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства; справка органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания. Вместе с тем, истицей не представлена справка о составе семьи и занимаемом жилом помещении В соответствии с ч. 1 ст. 4 ГПК РФ, которая устанавливает, что суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов. Вместе с тем, обращая свое требование к министерству о возложении на министерство обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата, истец не представляет доказательств того, что данное право оспаривается министерством, либо иными органами исполнительной власти Иркутской области, либо органами исполнительной власти данное право ранее было каким-либо образом нарушено. Истцы в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с требованием о предоставлении государственного жилищного сертификата не обращались. Учитывая вышеизложенное, просит суд исковое заявление оставить без движения в соответствии со статьей 136 ГПК РФ. Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам. Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, регулируются Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» В соответствии со ст.1 названного Закона жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Частью 3 ст. 1 Закона предусмотрено, что для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются. В силу ст. 2 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации. Таким образом, действие Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» распространяется не только на выезжающих граждан, но и на граждан, выехавших из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года. Это обусловлено тем, что возникающие правоотношения относятся к социальному обеспечению, которое в силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В этих правоотношениях отсутствует равенство сторон, в связи с чем, права граждан подлежат особой защите, тем более, что в случае закрытия поселков, находящихся в районах Крайнего Севера и строившихся для разведки полезных ископаемых на данных территориях, граждане вынуждены не по своей воле покидать места проживания, где у них имелся определенный уклад жизни. В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляется по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов РФ. В судебном заседании установлено, что Рыжонок Е.Н. <Дата обезличена> года рождения проживала по адресу: <...>, <...>, <...>, <...>, <...> с <Дата обезличена>г. по <Дата обезличена>г., что подтверждается справкой Администрации Подволошинского МО от <Дата обезличена> г. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <Дата обезличена>г. Рыжонок Е.Н. прав на объекты недвижимого имущества не имеет. Из ответа данного МУП БТИ г. Иркутска от <Дата обезличена>г. следует, что информации о зарегистрированных правах на объекты за истицей в базе данных МУП БТИ г. Иркутска не имеется. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Оценивая доводы Рыжонок Р.Е., суд учитывает, что 05 января 1998 г. губернатором Иркутской области было принято постановление № 2-п «О мерах по ликвидации п. Надеждинск Катангского района», в котором указано на необходимость ликвидации указанного поселка и согласования данного вопроса с Правительством Российской Федерации. Для решения практических вопросов по ликвидации поселка была создана рабочая комиссия, состав которой согласован с Министерством природных ресурсов Российской Федерации. Законом Иркутской области от 24.02.2001 г. № 9-оз «Об упразднении (закрытии) поселка Надеждинск Катангского района Иркутской области» поселок Надеждинск Катангского района Иркутской области упразднен. Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что на момент выезда Рыжонок Е.Н. в 2002г. из п.Надеждинск Катангского района Иркутской области были приняты меры по упразднению (закрытию) п.Надеждинск Катангского района Иркутской области, что в свою очередь влечет за собой возникновение у истицы права на получение жилищной субсидии, как у лица вынужденного выехать из закрывающегося населенного пункта в районе Крайнего Севера в первоочередном порядке. При решении вопроса о применении к возникшим правоотношениям срока исковой давности суд учитывает, что в соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Европейской Конвенцией о защите прав человека и статьей 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - главная обязанность государства. Согласно ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом. В силу требований пункта 1 статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Как усматривается из материалов дела, между истицей и государством в лице соответствующих органов возникли правоотношения, которые регулируются специальными законами, а именно ФЗ РФ № 125-ФЗ, данные отношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Истица приобрела право на получение жилищной субсидии, в момент выезда из п. Надеждинск, поэтому в соответствии с приведенными выше нормами закона, данное право сохраняется за истицей независимо от ее обращения либо не обращения в установленном законом порядке в государственные органы. Иной срок исковой давности специальными законами не предусмотрен. Кроме того, в силу разъяснений пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» общий срок исковой давности не применяется для защиты нарушенных жилищных прав. Он может быть применен только к правоотношениям, вытекающим из договоров социального найма, найма специализированного жилого помещения, поднайма жилого помещения, о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника, а также к требованиям о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности сделок. Учитывая, что между истицей и ответчиком возникли имущественные правоотношения по предоставлению жилищной субсидии в денежном выражении, к ним применяются нормы вышеуказанных специальных законов, которыми не предусмотрена возможность применения срока исковой давности по заявлению стороны в споре, поскольку право на получение жилищной субсидии и его сохранение установлено законом. Совокупность указанных обстоятельств, по мнению суда, свидетельствует о необоснованности заявленного ходатайства о применении срока исковой давности по данному делу. Доводы ответчика об оставлении искового заявления Рыжонок Е.Н. без движения в порядке ст. 136 ГК РФ являются необоснованными, поскольку вопрос об оставлении искового заявления судом решается до принятия искового заявления и возбуждения по нему гражданского дела. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования Рыжонок Е.Н. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на первоочередное получение жилищной субсидии, возложении обязанности по предоставлению жилищной субсидии в первоочередном порядке удовлетворить. Признать за Рыжонок Е.Н. право на первоочередное получение жилищной субсидии, возложить обязанность на Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обязанность по предоставлению Рыжонок Е.Н. на одного человека жилищную субсидию в первоочередном порядке. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья Мотивированный текст решения изготовлен 08.07.2010г. <данные изъяты> Судья Е.Л. Коржинек Решение на 08.06.2010г. в законную силу не вступило Судья Е.Л. Коржинек <данные изъяты> <данные изъяты> РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07.06.2010 г. Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Вахрамеевой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2064/2010 по иску Рыжонок Е.Н. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на первоочередное получение жилищной субсидии, возложении обязанности по предоставлению жилищной субсидии в первоочередном порядке, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования Рыжонок Е.Н. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на первоочередное получение жилищной субсидии, возложении обязанности по предоставлению жилищной субсидии в первоочередном порядке удовлетворить. Признать за Рыжонок Е.Н. право на первоочередное получение жилищной субсидии, возложить обязанность на Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обязанность по предоставлению Рыжонок Е.Н. на одного человека жилищную субсидию в первоочередном порядке. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья
защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой
давности три года.